Место России в глобальной цифровой трансформации


В конце мая в Москве прошел VIII Международный бизнес-форум «Wireless Russia Forum: 4G, 5G & Beyond — Эволюция сетей мобильной и фиксированной беспроводной связи». От компании Huawei было представлено несколько докладов. В данной статье можно ознакомиться с докладом старшего менеджера по маркетингу Александра Прохорова, который посвящен исследованию глобальной цифровой экономики на базе индекса Global Connectivity Index, выполненному компанией Huawei.
Сегодня очевидно, что цифровые технологии меняют мировую экономику. Активно развивается Интернет. В конце 2015 года число интернет-пользователей в мире достигло 40% населения земного шара. В 2017-м интернет-трафик превысит трафик за все предыдущие годы. Более миллиарда человек уже совершали покупки на базе услуг электронной торговли. Мировая B2C электронная коммерция достигла 1,7 триллиона долларов, а к 2018 году вырастет до 2,35 триллиона.

Внедрение цифровых технологий (широкополосного мобильного доступа, облачных технологий, «Интернета вещей») влияет практически на все виды деятельности человека и на все вертикальные индустрии в стране, позволяет строить более успешную экономику, обеспечивать новое качество жизни населения. Однако совсем неочевидно, как количественно связать макроэкономические параметры страны с уровнем развития цифровых технологий. Какие технологии больше влияют на рост экономики? В какие технологии следует инвестировать в первую очередь? Как оценить положение страны по уровню развития цифровых технологий в сравнении с другими странами? На кого следует равняться? Ответы на все эти вопросы нужны любому специалисту, занятому в планировании ИКТ-ресурсов, и в первую очередь лицам, определяющим национальную стратегию развития ИКТ.

Ответы на вышеперечисленные вопросы дает компания Huawei в своем масштабном аналитическом исследовании Global Connectivity Index, о котором, с упором на статистику по России, говорится в данной статье.
В 2016 году исследование проводилось в третий раз, притом что масштаб его с каждым годом увеличивается (рис. 1). В этом году был проанализирован уровень развития инфокоммуникационных технологий в 50 крупнейших странах, причем анализ проведен по 40 параметрам.



Рисунок 1. Масштаб исследования Huawei GCI

Прежде чем приступить к описанию методики определения индекса GCI, попытаемся ответить на такой вопрос: «Какие параметры могут обеспечить сравнительный анализ уровня развития инфокоммуникационных технологий в стране?».

Часто, говоря об уровне развития инфокоммуникационных технологий, пользуются такими параметрами, как ИТ-рынок или ИКТ-рынок в стране.

Очевидно, что важным параметром является уровень инвестиций в ИТ-технологии. Но позволяет ли такой единичный параметр говорить об уровне развития технологий в стране? Обратимся, например, к графику (рис. 2), представленному компанией IDC, который свидетельствует о высокой корреляции между показателями цены на нефть и размером российского ИТ-рынка. Как видно из рисунка, за последние три года ИТ-рынок в России в долларовом выражении упал до уровня 2009 года.



Рисунок 2. Динамика ИТ-рынка в России на фоне изменения цены на нефть (источник: IDC, декабрь 2015 года)

О чём это говорит? Можно ли сказать, что Россия по состоянию информатизации откатилась на уровень 2009 года? По объему рынка — да. Но по уровню развития технологий — нет. Информатизация продолжалась: росло количество интернет-пользователей, структура и зрелость рынка изменились. Больше средств тратилось на решения в сфере облачных технологий, мобильных решений, анализа «больших данных». То есть даже адекватно измеренный показатель объема ИТ-рынка или ИКТ-рынка не отражает уровня развития информатизации в стране.

Какие же параметры следует выбрать, помимо уровня затрат на ИТ или ИКТ, чтобы сравнить разные страны и индустрии по уровню развития цифровых технологий?

Компания Huawei разработала свой комплексный показатель GCI, который, как видно из рисунка 3, состоит из двух групп параметров.



Рисунок 3. GCI-индекс базируется на двух группах параметров

Первая группа условно названа «параметры производительности» — предложение, спрос, качество и потенциал (показаны на вертикальных панелях на рис. 3), вторая группа (технологические параметры обеспечения трансформации) показана на горизонтальных стрелках.

Рассмотрим подробнее, что же это за параметры.

Возможно, следует прокомментировать вопрос, почему здесь присутствует пара «производительность» и «спрос»? Представьте ситуацию, что государство тратит деньги, закупает оборудование, отчитывается о внедрении, а этими информационными системами никто не пользуется, потому что они не работают или работают плохо. Деньги вложены, сервис на бумаге построен, а по факту услуга работает значительно в меньшем объеме.

О том, от каких параметров зависит категория «Предложение», можно судить по рисунку 4 на примере России.



Рисунок 4. Показатели России в категории «Предложение» на фоне средних значений по исследуемым странам

Категория «Предложение» базируется на 10 параметрах, включая степень 4G-покрытие в стране, ширину трансграничного канала (которая измеряется как сумма пропускной способности всех точек обмена трафиком в стране, предлагающих международную полосу пропускания), степень распространения подключений Fiber to the Home (волокно до дома), измеренное по отношению к общему количеству домохозяйств в стране, инвестиции в «Интернет вещей» (IoT) и т. п. Значения по России отмечены светлой полосой, а среднее значение по исследуемым странам — темной полосой.

Как видно из рисунка 4, есть категории, где Россия отстает от средних показателей, а есть такие, где опережает. Так, например, в области распространения технологии Fiber to the Home мы опережаем многие страны, а по удельным инвестициям в ИКТ достаточно сильно отстаем от среднемировых показателей. А например, по удельным инвестициям в телекоммуникации Россия находится примерно на мировом уровне.

Как мы отметили, помимо предложения важно оценить еще и спрос. Категория «Спрос» (рис. 5) определяет спрос на инфокоммуникационные продукты и услуги и тоже базируется на 10 параметрах, включая уровень скачивания приложений, степень компьютеризации домохозяйств и т. п.



Рисунок 5. Показатели России в категории «Спрос» на фоне средних значений по исследуемым странам

Следующий параметр — категория «Качество», он определяет уровень доступности сервисов для пользователей и тоже состоит из 10 категорий, включая качество сервисов «больших данных», телеком-сервисов и пр. (см. рис. 6).



Рисунок 6. Показатели России в категории «Качество сервисов» на фоне средних значений по исследуемым странам

Как видно из рисунка 6, по пяти параметрам, включая доступность фиксированного ШПД и качество облачных сервисов, Россия существенно опережает средние показатели, а вот по качеству телеком-сервисов и качеству сервисов «больших данных» несколько уступает средним показателям.

Далее рассмотрим, какие параметры входят в категорию «Потенциал», на примере показателей России (рис. 7).
«Потенциал» оценивает перспективы развития цифровой экономики в стране, базируется на основе местных исследований о том, какие экономические выгоды и какой вклад в развитие рынка дают новые технологии, и связан с такими показателями, как затраты на НИР, наличие и доступность ИТ-кадров.

Интересно отметить, что при затратах на научно-исследовательскую работу (НИР), сравнимых со среднемировыми, количество патентов в ИКТ-области в России почти в 3 раза меньше, чем в среднем по миру.



Рисунок 7. Показатели России в категории «Потенциал» на фоне средних значений по исследуемым странам

Как было отмечено на рисунке 3, модель, предложенная в проекте, позволяет представить данные как в вертикальном срезе, так и в горизонтальном, то есть по степени внедрения/развития так называемых трансформационных технологий, к которым отнесены ШПД, дата-центры, облачные технологии, технологии «больших данных» и технологии «Интернета вещей».

Это представление данных реализовано на рисунке 8. Как следует из рисунка, по развитию ШПД и облачных технологий Россия опережает среднемировые показатели, по IoT и «большим данным» мы отстаем, а по категории «Развитие дата-центров» находимся на уровне средних показателей.



Рисунок 8. Внедрение трансформационных ИТ-технологий в России на фоне средних значений по исследуемым странам

На основе вышеприведенных параметров (рис. 3–8) вычисляется GCI для каждой страны. На рисунке 9 мы привели данные для 7 стран.



Рисунок 9. Сравнительная позиция России в рейтинге Huawei по индексу GCI

Как следует из рисунка 9, в группе БРИКС Россия имеет неплохое положение: Россия немного уступает Китаю и опережает Бразилию и Индию. Однако в этой группе очевидно, что по параметру «Потенциал» РФ отстает и от Китая, и от Бразилии. Это объясняется текущей кризисной ситуацией и неблагоприятными прогнозами роста российской экономики в краткосрочной перспективе в условиях низких цен на нефть, санкций со стороны западных стран.

Особый интерес представляет анализ распределения исследуемых стран в координатах «номинальный ВВП на душу населения» (по оси ординат) и «GCI» (отложен по оси абсцисс), показанных на рисунке 10.



Рисунок 10. Распределение исследуемых стран в координатах «номинальный ВВП на душу населения» и GCI

Как видно, это распределение укладывается на плавную кривую. Условно страны разделены на три категории: «начинающие» (с уровнем GCI менее 35), «догоняющие» (с уровнем GCI от 35 до 55) и «лидеры» (с уровнем GCI более 55). На первом участке (сюда попали такие страны, как Пакистан, Индия, Вьетнам, Индонезия) производная вышеупомянутой функции невелика, то есть рост ВВП при росте GCI невысокий, и отличие в значении ВВП стран на нижней и верхней границах GCI в данной категории незначительно. Вторая категория — это так называемые догоняющие страны. Сюда попадает Россия и такие страны, как Китай, Бразилия, Польша. Здесь, как видно из рисунка, производная кривой, отражающей изменение ВВП с ростом GCI, достигает максимума. То есть, например, уровни ВВП Бразилии и Италии отличаются в разы, в то время как разница в GCI индексах этих стран относительно мала. Следует отметить, что Россия попадает именно в категорию догоняющих стран, где вложения в ИКТ могут приносить наиболее ощутимый прирост уровня ВВП. Далее следует категория стран «Лидеры». В ней производная опять падает. И это понятно: в категории «Лидеры» процессы развития экономики, движимые информатизацией, приходят в насыщение, и приращение развития информационных технологий уже не так много добавляет к росту экономик этих стран.

Интересно остановиться еще на одном рисунке, показывающем, что страны из трех различных категорий, выделенных на рисунке 10, имеют разные стратегии по развитию ИКТ-технологий (рис. 11).



Рисунок 11. Положение страны по уровню GCI диктует стратегию развития ИКТ

«Начинающие» — это страны, которые находятся на ранней стадии построения ИКТ-инфраструктуры, их внимание сосредоточено на увеличении доступа аудитории к цифровым технологиям. Они преимущественно делают фокус на развитие ШПД и дата-центров.

«Догоняющие» — в этой группе, как мы уже отметили, наблюдается наибольший рост ВВП при приращении GCI. Внимание стран этой группы сосредоточено на повышении спроса ИКТ в целях содействия процессу цифровой трансформации и соответствующему экономическому росту на ее основе. Фокус этих стран приходится на внедрение облачных технологий и миграцию в облако.

«Лидеры» — эти страны имеют развитые экономики. Они постоянно увеличивают качество сервисов и фокусируются на технологиях «больших данных» и IoT для создания более эффективного общества.

До сих пор мы говорили о страновом индексе GCI, но Huawei также оценила коэффициент индустриальной цифровой трансформации, который свидетельствует о степени внедрения/развития вышеупомянутых технологий в разных отраслях. На рисунке 12 видно, что на первом месте находится категория BFSI (Banking Financial Services and Insurance — банки, финансовые сервисы и страхование), на втором месте — ИКТ. В тройку лидеров также входит здравоохранение.



Рисунок 12. Коэффициент индустриальной цифровой трансформации

В заключение необходимо отметить, что исследование Huawei, в котором можно найти массу сравнительной информации по ИКТ-рынку пятидесяти ведущих стран, предлагается абсолютно бесплатно. Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно по адресу: www.huawei.com/minisite/gci/en.

-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL