Хорошо ли вам видно +1


В сегменте проводного широкополосного доступа в Интернет, как утверждают многие аналитики, рост, связанный с увеличением абонентской базы, уже практически завершен, поэтому операторам так или иначе придется предлагать своим абонентам дополнительные сервисы, чтобы сохранить свои позиции на рынке. В сфере платного ТВ подобная ситуация также не за горами. Практически все операторы коммерческого телевидения осознали эту тенденцию и стремятся увеличить долю дополнительных интерактивных услуг в своем портфолио. Еще одно важное направление деятельности операторов, требующее пристального внимания и инвестиций, — повышение качества восприятия пользователями видеоконтента. Никто не спорит с тем, что телевизионные программы должны предоставляться в наилучшем качестве, позволяющем пользователю получить от просмотра максимум удовольствия, а не испытывать негативные эмоции из-за задержки, пропадания или «рассыпания» визуального или звукового потока.

Какие технологии и инструменты позволят операторам коммерческого ТВ быстро адаптироваться к меняющейся рыночной реальности и предложить своим абонентам не только более качественный сервис, но и множество дополнительных услуг? Об этом, в частности, много говорили на проходившем зимой этого года в Москве Форуме CSTB-2016, платиновым спонсором которого выступила компания Huawei.

Уже в 2015 году, по данным Huawei, 61% видеотрафика передавался по фиксированному широкополосному доступу, а 4% — по мобильному. По прогнозам на 2020 год, доля видеотрафика, передаваемого по мобильным сетям, вырастет практически десятикратно — до 37%, а доля фиксированного широкополосного доступа, напротив, снизится до 46%. Видеоконтент с каждым годом становится всё качественнее и, соответственно, тяжелее. Уже никого не удивляет видео с разрешением 4K. Более того, уже можно говорить о сложившейся рыночной экосистеме вокруг 4K-видео. Если в 2015 году было выпущено всего 200 фильмов, снятых в 4K-разрешении, то в 2016 году ожидается уже 5000 таких фильмов. Одной из первых трансляций в 4K были Олимпийские игры 2014 года в Сочи. В этом году компания Huawei осуществила трансляцию видео с разрешением 4K на рекордное расстояние.

Наконец, если в 2014 году из продаваемых телевизоров только 20% поддерживали 4K, то в 2017-м их будет уже 93%. Растет и количество операторских сервисов, поддерживающих 4K. Совокупная выручка с одного абонента (ARPU) у интернет-провайдеров год от года падает — это устойчивая тенденция. А видео в формате 4K — один из немногих шансов для операторов повысить ее. В продуктовом портфеле компании Huawei уже имеются решения, дающие возможность оператору обеспечить передачу видео 4K в своих сетях. Даже если абонент не платит оператору дополнительные деньги за такие сервисы, само их наличие является отличным стимулом для перехода на более дорогостоящие тарифы, с большим объемом трафика или большей скоростью канала.
Главный критерий качества передаваемого видеоконтента — это удовлетворенность пользователя или абонента. Если уровень качества будет недостаточно высоким, абонент не будет смотреть видео и, соответственно, приобретать у оператора соответствующие услуги. Как его измерить и оценить? Для этого компания Huawei предлагает методику U-vMOS , о которой участникам форума CSTB-2016 рассказал старший менеджер отдела маркетинга Huawei Russia Константин Коловский.

Начало разработки было положено еще в 2009 году Международным союзом электросвязи (ITU), который создал стандарт vMOS, определяющий, как по техническим параметрам сети передачи данных оценить качество передачи видеоконтента абонентам. За это время изменились сети, терминалы, да и само видео. Компания Huawei доработала стандарт vMOS с тем, чтобы он позволял получить субъективную оценку удовлетворенности пользователя качеством получаемого видеоконтента в самых различных условиях (терминалы, сети и т. д.).



К техническим параметрам сети привязывается субъективная удовлетворенность абонента от просмотра видео. В процессе разработки стандарта U-vMOS анализировались самые различные параметры: физическое движение глаз абонента, физиологическое состояние организма, меняющееся под действием эмоций от просмотра, а также результаты опроса пользователей. Для оценки U-vMOS используется пятибалльная шкала, где 5 соответствует идеальной картинке без каких-либо дефектов и искажений, а 1 — вообще недопустимому уровню качества. Первый набор критериев качества «Контент» формируется на основе таких параметров, как разрешение, частота кадров и цветовая гамма. Соответственно, они зависят от начальной и конечной точек передачи видеопотока — контент-сервера оператора и терминала абонента. Второй набор критериев «Загрузка» формируется исходя из взаимодействия пользователя с сетью. Он включает в себя такие параметры, как время поиска контента, время начала его загрузки и просмотра, а также время переключения каналов. Третий набор критериев «Воспроизведение» базируется на оценке качества вещания. Сюда входят такие параметры, как уровень искажения картинки, а для видео по запросу — частота и длительность остановок. На основе всех этих трех наборов критериев составляется специальная формула, по которой рассчитывается значение U-vMOS — отдельно для широковещательной трансляции и для видео по запросу.



Балл, определяющий качество контента, зависит от сложности видео и размера дисплея. К примеру, картинка футбольного матча более сложная, чем картинка соревнования по гольфу, поскольку количество движущихся объектов на ней больше, а самой сложной будет картинка соревнований по водному поло. Также на итоговый балл влияют: разрешение контента, кодек, скорость передачи данных в сети и частота кадров. У каждого разрешения контента имеется свой порог качественного уровня. В частности, у Full HD он поднимается чуть выше 4, но до 5 недотягивает. Разрешение 4K уже может подняться до 5, однако при скорости передачи данных менее 20 Мбит/с качество картинки 4K будет ниже, чем у Full HD.

Балл, определяющий качество взаимодействия пользователя с сетью, зависит от более субъективных параметров, поскольку разные абоненты готовы к разному времени ожидания переключения между каналами. В случае с просмотром видео по запросу оценка 5 присваивается при задержке менее 100 миллисекунд, а 4 — 1 секунда.

Балл, определяющий качество просмотра, складывается из следующих параметров: для линейного ТВ это частота и площадь «рассыпания» картинки, а для видео по запросу — количество и длительность остановок.



Исходя из вышеизложенного, компания Huawei подготовила рекомендации по параметрам сети для разного типа контента и разных кодеков. Так, для сети фиксированного ШПД и передачи контента с разрешением 4K требуется как минимум скорость не ниже 54 Мбит/с, а оптимальной скоростью будет 100 Мбит/с. При этом доля задержки не должна превышать 20 миллисекунд. Подобные рекомендации существуют для различных типов сетей, в том числе и мобильных.

-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL