Почему после двух лет Haskell я снова вернулся к Clojure


Как я попал в Haskell


В процессе изучения Clojure еще в конце 2009-го года я стал всё чаще встречать упоминания о Haskell. В Clojure пришли хаскелисты и притащили туда монады, монадические комбинаторы парсеров, идею о борьбе с NPE через тип Maybe и многое другое. Упоминали также, что и сам Clojure подвергся очень сильному влиянию Haskell: все эти персистентные структуры данных, транзакционная память и, наверняка, многое другое позаимствовали в Haskell. Мне стало интересно, и я решил докопаться до истоков.


Оказалось, что, действительно, Haskell – очень мощный язык, программы на котором выглядят потрясающе красиво. Более того – Haskell затягивает. Одного лишь изучения языка становится мало, хочется понять, на каких принципах он основан. Даже беглое ознакомление с теорией категорий приводит к мысли, что Haskell – это просто способ записать на компьютере утверждения из математики, а программа на Haskell – это одна большая формула.


Однако уже на этапе просто ознакомления с языком стали появляться проблемы, которым я, впрочем, не придал тогда большого значения. Изучение Haskell шло медленно. Тогда еще не было отличного курса Дениса Москвина, в деталях объясняющего много тонкостей. Не было потрясающе понятной книжки HaskellBook, подробно разжевывающей сложные определения. Не было даже ориентированной на практику Изучаем Haskell Алехандро Серано Мена. А то, что было, добавляло больше вопросов, чем ответов.


Честно говоря, сейчас, по прошествии нескольких лет, я всё так же считаю, что изучать Haskell – довольно сложно, даже несмотря на появление более качественных и доступных материалов.


В результате я решил, что моё поверхностное знакомство с Haskell длится слишком долго. Пора разобраться с Haskell основательно: нужно или сделать его одним из своих инструментов, или полностью отказаться от него.


В 2014-м я выделил действительно много времени на изучение языка, а весь 2015-й и часть 2016-го – практиковался. Помимо множества хобби-проектов, вроде кодогенератора trurl, я написал и запустил во “внутренний” продакшен два single-page веб-приложения, где backend был полностью на Haskell, а frontend – на PureScript. Я это к тому, что все проблемы, которые я выявил при использовании Haskell, прошли через вот этот, пусть небольшой, но всё же опыт использования Haskell в реальных проектах.


C чем я столкнулся на практике


Во время разработки двух внутренних проектов на Haskell я столкнулся с несколькими странностями, которые, на мой взгляд, здорово мешают использовать Haskell на реальных задачах. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что мои задачи – это вовсе не разработка компиляторов или каких-то наукоёмких технологий. Всё проще: я делаю веб-сервисы и веб-приложения.


Haskell сложно отлаживать


К сожалению – это всё-таки имеет значение. Самый обычный дебаггер с самыми обычными брейкпоинтами в самом деле могут помочь быстро решить проблему. Если у вас Java или C#, но никак не Haskell. Теоретически, брейкпоинты можно использовать и в Haskell, но это настолько сложно, что на практике вы будете использовать просто вывод в консоль при помощи trace или traceShow. Дело в том, что в Haskell программа – это длинная формула, да еще и ленивая. Иногда вам просто некуда будет этот брейкпоинт поставить!


А вторая проблема отладки – сложность контекстов. Это всё в теории выглядит хорошо – чистые функции, красивые типы. А на практике у вас будет гораздо чаще монада, завёрнутая в несколько слоёв монадических преобразователей, и понять где там что – та ещё задача. Там даже trace влепить некуда, так что приходится полагаться в основном на юнит-тесты, которые, кстати, в таких сложных контекстах писать тоже сложно.


В Haskell нет нормального стека для веб-разработки


Тут я, конечно, рискую словить пару тухлых помидоров от любителей Yesod или Servant, но всё же дайте мне пояснить мою позицию. Я, как инженер, терпеть не могу всякую “черную магию”. Если я не понимаю технологию или инструмент, то сам, по своей воле, ни за что его не выберу. Если я вынужден использовать фреймворк, в котором я не разбираюсь или не способен разобраться, то чем я отличаюсь от поклонников карго-культа?


Cargo cult

Я не понимаю Yesod и врядли когда-нибудь у меня будет пара свободных лет, чтобы разобраться, как он внутри устроен. Даже в разных Lisp-ах я никогда не видел столько метапрограммирования, столько макросов, как в Yesod. Но, в отличие от Lisp-овых макросов, те же квазицитаты Template Haskell устроены очень сложно, их трудно писать и еще труднее понимать. Если в Yesod что-нибудь пойдет не так, как ожидается, – смогу я сам всё починить, или буду годами ждать чужих багфиксов?


Помимо метапрограммирования, Yesod использует множество хитрых расширений языка, с которыми тоже нужно разбираться. Или не разбираться – и тогда не понимать, как работает даже ваша собственная программа.


Yesod, как и любой фреймворк, накрепко привязан к целому ряду решений, от которых сложно отказаться. Этот и Persistent для доступа к БД, и Shakespearean Templates для фронтенда, и многое другое. То, что Yesod “толстоват”, – это, конечно, проблема почти всех фреймворков. Но разобрать его на составляющие и использовать только то, что нужно, – задача не из простых.


И при том, что в Yesod много готовых решений для типовых задач, там иногда нету самых простых вещей. Например, в Yesod нечем организовать сессию в памяти. Вы можете хранить сессию на клиенте, и, если этого достаточно, то всё ОК. Но вы не сможете положить в сессию большой граф объектов, который дорого вычислять на каждый запрос. Можно, конечно, организовать кэширование, привязанное к id пользователя, но это уже – велосипедостроение, а причина – в отсутсвии сессии в памяти.


Проблемы Servant примерное такие же: сложное внутреннее устройство, да еще и общая бедность фреймворка. Нечем сделать сессию, нечем сделать нормальную аутентификацию, сложность стектрейсов и т.д.


Я лично обходился связкой из рутера Scotty, Persistent-а для БД и aeson-а для общения с внешним миром. Не густо, как видите.


Надо сказать, что в Haskell вообще очень медленно проникают технологии из мейнстрима.


В Haskell нет нормального доступа к БД


Есть, конечно, Persistent или mysql-simple / postgresql-simple и многое другое, в том числе – даже для NoSQL баз. И всё это совершенно неюзабельно. Ну вот, например, есть у вас сущность Cat, у неё есть свойства – id, head, tail. Представим себе веб-сервис, который создаёт котиков, передавая нам JSON примерно такого вида: {“head”: “white”, “tail”: “black”}. Пока что всё ОК. А теперь нам нужно его проапдейтить, и мы присылаем еще и его ID: {“id”: 17, “head”: “white”, “tail”: “black”}. Вот здесь уже начнутся проблемы. Даже если у нас и есть сущность вида


data Cat = Cat { id   :: Maybe Int
                , head :: String
                , tail :: String
                }

всё равно мы не можем передать её в Persistent для изменения существующей записи. Проблема в том, что Persistent использует типизированные id сущностей, и поэтому их нельзя объединять в один тип данных. CatID – отдельно, Cat – отдельно. На UI – наоборот, это вполне себе цельная сущность, и её неудобно посылать по частям. Единственный правильный выход здесь – создавать тип данных Cat отдельно для UI и отдельно для Persistent, что приводит к значительному дублированию кода.


Про *-simple даже говорить не буду, для любого типа данных, у которых больше двух-трёх полей эти библиотеки использовать неудобно.


Haskell – не для мейнстримных задач


Самая моя большая претензия к Haskell – он решает не те задачи. Когда пишешь на Haskell основное внимание сосредотачиваешь на построении правильной модели данных, на выявление всех нужных типов данных и поиск различных закономерностей на этих типах.


В противовес этому мои ежедневные задачи – это что-то прочитать из HTTP-запроса, что-то записать в БД, что-то где-то вычислить и записать в файл. Мои типовые задачи не имеют ничего общего с построением полной, корректной модели предметной области и отображением её на теорию категорий. Ей-богу, мне всё равно, если вдруг в моих данных случайно обнаружится возможность свёртки, и я смогу реализовать Monoid. Мне почти всегда без разницы, что я смогу применить функцию ко всем составным частям моих данных и реализовать Functor или даже Applicative Functor. Моя задача – взять из HttpServletRequest какую-нибудь фигню, провалидировать и положить её в БД. Я хочу сделать это максимально простым и наглядным способом.


В Haskell программист большую часть времени тратит на разработку красивой, корректной, стройной, “математичной” модели предметной области. И именно поэтому, если всё получилось хорошо, исходник на Haskell выглядит так красиво, стройно и “математично”. Сколько на это тратится времени и решает ли эта программа какую-нибудь задачу – не имеет значения.

Конечно, мне нравится Haskell, ведь программы на нём получаются и корректные, красивые. Но за такую роскошь приходится платить непомерную цену времени.


Назад к Clojure


Когда ко мне пришел новый проект, в котором нужно было связать сразу несколько технологий, я и сам не заметил, как сделал всё на Clojure. Я совершенно не собирался использовать его как основной язык проекта. Просто пока экспериментируешь в REPL программа пишется сама собой, в конце остаётся всего лишь более-менее нормально всё оформить, завернуть в Component и Compojure, добавить БД – и готово!


В отличие от Haskell, Clojure очень сильно направлен на практику. Здесь есть все нужные фреймворки и библиотеки, есть средства организации кода, такие как Component и Mount, есть сервер приложений Immutant, очень удобный в использовании рутер Compojure, целый ворох самых разных библиотек для доступа к данным.


Но самое главное: при работе с Clojure сосредотачиваешься именно на выполнении задачи.


Самое кардинальное отличие Clojure от Haskell в том, что Haskell заставляет создавать отдельные типы данных для всего подряд. Clojure, наоборот, предлагает использовать существующие типы данных (список, вектор, отображение) и не заморачиваться.

А как же рефакторинг? Ведь правильная модель данных здорово упрощает рефакторинг, в Clojure рефакторинг гораздо сложнее!


Горькая правда в том, что большинство моего кода просто не доживает до рефакторинга. Мне нужно решение задачи здесь и сейчас, потому что завтра этой задачи может и не быть вовсе. И далеко не факт, что написанный даже на Haskell код мне когда-нибудь придется рефакторить.


Напоследок


После двух лет изучения Haskell я сильно разочарован. С другой стороны, конечно, я понимаю, что применил Haskell не в той области, для которой он предназначен.


Вот мой основной вывод, к которму я пришел за эти два года: не используйте Haskell в веб-разработке.


Мопед не мой, Дмитрий Бушенко — один из авторов открытого видео-курса по Clojure.

-->


К сожалению, не доступен сервер mySQL