1-го января в 6 утра воскресенья мне пришла мысль поделиться с Хабра-сообществом о том, как писать статьи на Хабр, чтобы они попадали в Лучшее. За сутки, за неделю, месяц, и если вы сможете взломать 3000 паролей или сделать комикс в духе Фриланс vs. Офис, то и в лучшее за все время!
Кто я такой чтобы не пить советовать? — Спросите вы. Не вдаваясь в фаллометрию, я просто люблю писать про IT, а зарабатываю на жизнь разработкой на .NET. За что Microsoft (хотя не только за это), выдал мне ачивку MVP и это мотивирует писать дальше.
А официально, началось все с Хабрахабра в 2011-ом году. Когда я, задолбавшийся разбирать индусские С++-вермишелины, отрапортовал в песочницу пост про избыточность С++. При этом не сильно рассчитывая на фидбек или инвайт, а что называется — просто выговориться. Каково было мое удивление, когда через пару дней мне прилетел не один, а 3 инвайта. Сам пост взлетел в топ Хабра получив 275 плюсов и висит в “С++ / Лучшее” до сих пор.
Так я встал на путь любительского IT-блоггерства. Потом были попытки создать свои тематические блоги про мобильную разработку, стартапы и IT-бизнес. Но времени постоянно постить и PR-ить блог не было, соответственно и трафика тоже полтора человека в день. Поэтому продолжал постить туда, где уже есть аудитория. Был посты на Цукерберг Позвонит (VC.ru), AIN.ua, Geektimes.ru, где-то еще писал, как пить дать. В общей сложности у меня более 50-ти публикаций на тему IT.
Поэтому считаю уполномоченным расшарить советы, которые помогут вам писать качественный контент и получать бoльший фидбек от читателей. Будь то рейтинг, карма, избранное и просмотры. И как итог: ^реальная карма, ^общий вклад в IT-сообщество, ^популярность, ^авторитет, ^трафик на ваш сайт.
Что приносит людям ценность? В первую очередь экономия времени или денег. Если ваш пост или tutorial можно применить на практике, и при этом сэкономить рабочее время, что для управленцев значит сэкономить денег, а для рядового работника значит повысить продуктивность, то вы попали в точку.
Разумеется $ и время, не единственная ценность. Если контент развлекательный, содержит юмор, то это спровоцирует выброс дофамина у читателя и улучшит настроение. Если информация уникальна, то хабраюзер будет делиться и рекомендовать пост другим. О чем далее.
Уникальность — это ваша собственная разработка и/или это описание вашего личного опыта. Чем больше опыта, тем больше уникальной информации вы можете дать читателю. Ведь вы сагрегировали инфу из множества разных источников в своем мозгу, и ваш реальный опыт уникален в любом случае.
Своя подборка инструментов, техник, лайфхаков, сервисов, видео, статей, и так далее — это тоже хороший уникальный контент. А добавив в свой список, то что еще можно найти по теме, но не было опробовано лично вами, то убивается сразу два зайца. 1-ый: Вы больше узнаете про вашу предметную область. 2-ой: Полнота подбора генерирует сотни добавления в избранное и sharing в соц. сетях.
То есть соответствовать интересам целевой аудитории хаба, и что более важно, соответствовать времени. Статья про выход Python 3.6 в дату релиза — ОК. Описание возможностей C# 7 в 2017-ом году — не ОК. Для особо усердных, можно учесть другие параметры целевой аудитории. Например исследование по аудитории Хабра есть тут.
Получаем вывод, что сферический Хабра-читатель в вакууме — это мужчина 25-ти лет.
Примечание: таблица основана на Data Mining’e из VK-групп годичной давности, поэтому данные по ЦА скорее для ознакомления, чем для практического анализа. Сам я забиваю на всякие исследования перед написанием поста, так как для меня главное вдохновение и ценность, которую принесет информация. А вот маркетологи и профи-копирайтеры — это другой разговор.
В идеале пост должен содержать картинки. Например инфографики, диаграммы, MindMaps, ироничные картинки, юмор.
Британские ученые выяснили, что пост с цепляющей картинкой в шапке, собирает больше просмотров и плюсов, чем просто текст.
Визуальная информация воспринимается проще, лучше врезается в память и не так напрягает мозг как текст. Неспроста есть пословица: “Картинка лучше тысячи слов”. Внутри поста, также старайтесь разбавлять текст изображениями. Google Images — гораздо лучше чем ничего, но я лично не скуплюсь купить редкую картинку на фотостоках, вроде depositphotos. А если креатив так и прет, то можно заказать дизайнеру вашу задумку на fiverr за 5$ или upwork. За 0$, можно нагуглить разные картинки и скомпоновать их в редакторе, которым владеете. Мне например хватает Paint’а.
Цифры, также как и картинки лучше врезаются в память и часто служат поводом для холиваров. Особенно если это касается денег (ну и девушек, ок). Также любая статистика — это весомый аргумент в спорах, что пересекается с советом про ценность, которую дает пост. Например можно использовать статистику сайта из similarweb или open seo stats. Они отображают полную SEO-информацию о сайте, включая примерное количество посетителей, расположение, сервер, ПО и так далее. Капитанский совет: гуглить и викить пруфы по описываемой теме. Цифры не переубедишь.
Хотя блог технический, для улучшения восприятия поста вам всегда на помощь придет юморная цитата. У меня в Dropbox’е есть специальная папка: картинки и цитаты. И когда я серфю по соц. сетям, форумам, еще где либо то сохраняю картинку в эту папку или выписываю понравившуюся цитату.
Где взять? Во-первых — это сам Хабр. Полистайте лучшие посты, там вы непременно найдете сабж, и уловите идею которую можно использовать для своей темы. Помимо Facebook и VK, где чуть ли не каждая группа постит цитату+картинку 25 раз в сутки, есть IT-форумы, такие как dou или rsdn с разделом Коллеги улыбнитесь.
По умолчанию читатели IT-блогов интеллектуально развиты выше среднего. Однако, лучше избегать длинных предложений и длинных составных слов. Проще написал — мозг читателя быстрее переварил, больше людей поняло. Помните, что “Краткость — сестра таланта”.
Почему?
а) Трафик в будние дни, выше чем на выходных. Для матерых блоггеров — это не новость. А остальным скажу, что пруфа не будет, это инсайдерская информация (из другого IT-блога). Хотя вы сами можете сравнить показатели ваших постов в разделе Публикации > Статистика.
Это стоит делать, чтобы добавить юмора, иронии, крылатую фразу или пруф в ваш пост. Когда серфите, листаете ленту FB/VK — сохраняйте картинку. Увидели интересное сообщение на профильном блоге/форуме — сохраняйте в избранное. Пришла в голову грандиозная мысль — запишите в телефоне.
Думаю из вас многие так делают, но тем не менее избранное разбросано в 100500 местах. Есть смысл завести документ в Office 365 или Google Docs, куда сохранять ссылки на все источники, где вы собирали контент.
Например: папка в закладках Chrome, ссылки на избранное на Хабре/Reddit, папки в Dropbox/Yandex Disk/VasyaCloudStorage с картинками и цитатами, папки email итд. Чтобы при написании и верстке поста знать куда нужно заглянуть за дополнительными ссылками, картинками, цитатами. Картинки лучше не копировать один в один, а взять идею, шаблон и сделать свою.
Посты-списки — один из top-вариантов воспринимаемых читателями любого комьюнити на Ура. Читай в статистике публикаций, в колонке избранное, у вас уже стоит отметка «Отлично».
Примеры: 60 фильмов про ..., 20 книг для …, 10 способов ...., 100 библиотек для …, когда я говорил, 400 бесплатных сервисов и так далее.
Не стоит делать список книг, если вы их сами не читали. Так обычно делают недобросовестные SMM-щики, собирая всю выдачу гугла в один пост. Список стоит делать, если вы сами использовали, читали, смотрели то о чем пишете с мини рецензией.
Старожилы и Легенды Хабра знают, в каком хабе, какой индекс и какой охват. Если вы новичок, смотрите количество подписчиков на Хабы в каждой из категорий. Но не стоит ожидать, что чем больше охват, тем больше будет рейтинг поста. Если скажем вы новичок в информационной безопасности (где наибольшее кол-во подписчиков), и запостите некомпетентную информацию — нахватаете минусов и гневных комментариев. Поэтому лучше один качественный и узкоспециализированный пост в один хаб, чем пытаться подогнать свой пост одновременно под 5 хабов.
Совет скорее для энтузиастов, чем для тех, кто зарабатывает контент-маркетингом. Лично я зарабатываю .NET разработкой, а маркетинг и блогерство — это для души.
Так вот. Мы пишем в IT-блог, и логично, что читают его IT-шники. Компетентность, опыт и навыки в этой области ценятся куда выше, чем хитрые приемы маркетологов, которые могут работать на другой ЦА. Можно забить пост доверху цепляющими заголовками, ментальными триггерами, хедерами, ключевиками, ссылками и прочей SEO-оптимизацией, но чем больше такого встречаешь в статье — тем больше он теряет в ценности. Отдавайте больше, чем хотите получить. И тогда люди сами будут рекомендовать ваш пост в соц. сетях и своим друзьям.
Расскажу про мой личный workflow, как я пишу статьи.
Раз уж затронул тему мотивации, то стоит написать несколько слов о ней. Что делать если ее нет? Ответ: не писать. Оставить заметку и напоминание об идее, но не изматывать себя. Качество будет низкое, самому есть шанс загнать себя в угол и в итоге сгореть.
А что если написание постов — это работа? Деньги деньгами, но для меня до сих пор неясно, как люди на потоке могут генерить по 2 и более поста в день. Возможно они сильно любят свое дело и вдохновляются от отзывов и трафика пришедшего со статьи. Но что если ты наемный редактор? Буду рад услышать ваши истории в комментариях.
Вернемся к ускоренному workflow при написании статьи.
b) Идея есть, опыт есть, осталось все раскидать по полочкам и затем оформить. Когда опыт есть, то надо действовать по принципу НТКЗЯ. Сразу садиться и писать свои мысли в блокноте, попутно планируя структуру поста. Набрав критическую массу текста, я перебрасываю ее в Google Docs. Почему? Во-первых блокнот при больших объемах текста неудобен совершенно. А во-вторых Word-формат пригодится нам впоследствии при экспорте в HTML. Попутно делаю форматирование, выделяю ключевые слова, расставляю подзаголовки.
c) Третьим этапом идет проверка правописания, форматирование, небольшое редактирование и поиск картинок для оформления (опционально). Картинки к слову сохраняю в \Dropbox\Public\Habr\НазваниеСтатьи, так что публичные URL’ы на них уже доступны, без мороки с habrastorage. Однако, уважаемые админы Хабра, перед публикацией интересного поста в своих группах в соц. сетях, заменят эти ссылки на habrastorage, попутно отформатируя пост до блеска.
Далее вставляю верстку в хабра-редактор, редактирую и просматриваю полученное.
А в заключении хотелось бы сказать. Уважаемые энтузиасты и все те, на ком держится замечательное IT-сообщество под названием Хабрахабр. Особенно самая молодая его часть. Не следуйте советам прямолинейно, тупо повторяя то что написано. В том числе и в этом посте. Думайте своей головой, как сделать лучше. Прислушивайтесь к себе и пишите в свое удовольствие!
Ок, вы написали качественную статью и ее начали плюсовать. Динамика хорошая, значит можно поделиться с друзьями в FB/VK/Twitter, отметив тех друзей, кому ваш пост будет действительно полезен. Помимо того, что при этом пост появится и на их странице, они могут рекомендовать вас другим друзьям и так далее. Принцип виральности.
Если плюсование в течении дня продолжает расти и доходит до раздела — лучшее за сутки, смело размещайте ссылку на статью в профильных форумах и блогах. Особенно тех, в которых вы часто зависаете и у вас есть определенный рейтинг там.
Я рекомендую читать английские книги и блоги по теме. Во-первых — это держит префронтальную кору мозга в тонусе, путем переключения с родного языка на английский. Во-вторых — западный интернет бизнес далеко ушел вперед, и вы почерпнете много новаторских идей, которые еще не дошли до нас.
Где взять эти книги? На амазоне ищите по ключевикам «blogging books». Вот, что закачено в мой Kindle Reader по теме:
К сожалению, не доступен сервер mySQL