Вуз или техникум: куда поступать, чтобы удачно трудоустроиться и хорошо зарабатывать? +6

- такой же как Forbes, только лучше.

Привет, Хабр! Прошлым летом мы опубликовали статью о результатах мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Проект получил активную поддержку от вузов и всех заинтересованных сторон, благодаря чему за прошедший год был проведен ряд улучшений.

Во-первых, были собраны и обработаны данные о выпускниках вузов 2014 и 2015 годов. Данные за 2015 год были обработаны и опубликованы буквально несколько дней назад (возможно, кто-то из читателей заметил недавние публикации в СМИ на эту тему). Так что теперь можно анализировать результаты мониторинга сразу за три года, прослеживая динамику показателей. Но об этом мы расскажем подробнее в следующей статье.

Во-вторых, были собраны, обработаны и опубликованы на портале spo.graduate.edu.ru данные о выпускниках среднего профессионального образования 2013 и 2014 годов выпуска. Для тех, кто не очень разбирается в официальных терминах, – это выпускники «колледжей», «техникумов» и т.п. Вот о результатах этого мониторинга, а также об их сравнении с результатами мониторинга вузов мы и поговорим в данной статье.




Мы старались как можно подробнее рассказать о проекте, поэтому статья получилась довольно объемной и поэтому разделена на несколько частей. В первой мы вкратце поговорим о том, что такое среднее профессиональное образование и что следует ожидать от него. Во второй речь пойдет о результатах мониторинга. Отдельный важный раздел посвящен попытке сравнить результаты выпускников среднего профессионального образования с результатами выпускников вузов. Иными словами, попытаемся хотя бы частично ответить на извечный вопрос «Так ли важно высшее образование?», но с объективной, новой точки зрения, опираясь на сухие цифры.

Если лень читать теорию и прочие пояснения, то можно перейти сразу к самому интересному — результатам, но настоятельно рекомендуем ознакомиться хотя бы с методикой исследования.

Оглавление:
1. Теоретическая часть
— Что такое СПО?
— Стереотипы, особенности, ожидания
— География обучения
— Методика
2. Общие результаты
3. Детальное сравнение ВО и СПО
— Подготовка данных
— Метрика сравнения
Результаты сравнения
4. Сравнение выпускников одного вуза
5. Выводы


Теоретическая часть



Что такое СПО?


Для начала разберемся с терминами, чтобы верно понимать друг друга. Что вообще такое среднее профессиональное образование? Как следует из названия, это, прежде всего, профессиональное образование.

273-ФЗ
(Надо отметить, что с введением нового N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», термин «высшее профессиональное образование» был упразднен и заменен на «высшее образование»).

Ведущей задачей данного уровня образования является обучение учащихся за максимально короткий срок ключевым навыкам и знаниям, которых будет достаточно для начала трудовой деятельности. На некоторые специальности можно поступить уже после 9-го класса. Таких выпускников сейчас часто называют «рабочие кадры» или «синие воротнички», т.е. люди, которые работают руками на заводах, складах, в парикмахерских, магазинах и т.д.

Иногда считается, что СПО больше направлено только на получение рабочих или не требующих глубоких знаний специальностей. Однако это не совсем так. Многие, хотя и далеко не все, специальности, которым можно обучиться по программам высшего образования, доступны и в СПО. Конечно, учебные программы и интенсивность подготовки при этом будут отличаться. Следует заметить, что многие вузы также могут обучать по программам среднего профессионально образования.

ФГОС 3+
Здесь и далее под специальностью мы будем понимать «укрупненную группу специальностей и направлений подготовки». Подробнее можно посмотреть в справочниках ФГОС 3+:



СПО делится на:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (грубо говоря, то, что раньше называлось начальным профессиональным образованием);
  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Последние, в свою очередь, делятся на базовый и углубленный уровни (обучение длится примерно на год дольше). Если интересно, то более подробно о системе среднего профессионального образования в России можно узнать на одном из ресурсов Минобрнауки России.

Для простоты изложения далее по тексту мы будем называть всех выпускников, получивших среднее профессиональное образование, «выпускниками СПО» или «выпускниками техникумов», а получивших высшее образование, – «выпускниками ВО» или «выпускниками вузов». Хотя формально это и не совсем верно, зато сразу всем понятно.

Стереотипы, особенности, ожидания


Среднее профессиональное образование, как правило, считается менее престижным, чем высшее. Соответственно, считается, что и зарплаты, и трудоустройство у выпускников СПО хуже, чем у получивших высшее образование. Однако, в какой-то момент, начало становиться популярным мнение о возрастающей ценности на рынке труда кадров рабочих специальностей. Речь идет, конечно, о высококвалифицированных профессиях, например, оператор станка с ЧПУ. И, если верить официальным заявлениям, популярность СПО в последние годы действительно растет, в том числе за счет таких проектов, как Worldskills.

Беглый анализ положения дел на рынке труда показывает, что верен скорее первый из стереотипов. Для этого воспользуемся всем известным порталом hh.ru и отберём вакансии, в которых требуется «среднее специальное» или «среднее профессиональное» образование. А затем сравним с теми, где нужно «высшее образование». Рисунок ниже подтверждает, что в основном специалисты с высшим образованием «стоят» дороже:

Рисунок 1. (Данные на 04.07.2017 по региону Россия)

Если посчитать средние предлагаемые зарплаты, то за специалиста с ВО предлагают суммы приблизительно в ~1,24 раза больше.

Это очень грубая оценка рынка труда. Хотя бы потому что кроме hh есть порталы, специализирующиеся на вакансиях именно для людей с СПО, и там ситуация может отличаться.

При этом нельзя забывать, что у многих специальностей СПО тоже есть «фриланс». Например, всем знакомый пример сантехника, берущего деньги за работу себе в карман, или бригады рабочих, делающих ремонт без оформления договора. Оценить эти доходы и их долю с помощью официальных данных, к сожалению, невозможно.


География обучения


Очевидно, что и средняя заработная плата, и доля трудоустройства сильно зависят от региона. Для начала посмотрим на различия в географическом распределении выпускников. Равномерно ли распределяется популярность ВО и СПО по регионам России? Как оценить, какое образование «преобладает» в регионе? Построим зависимость доли выпускников СПО и ВО от общей численности населения. Учитывая, что не все регионы одинаково хорошо заполнили данные для мониторинга, будем использовать данные официальной статистики министерства (данные взяты за 2014 год, для 2013 года ситуация примерно такая же), а не данные мониторинга.


Рисунок 2

Красным отмечены подписанные регионы. Это регионы, где «перекос» в сторону того или иного образования составляет 2 и более раза. Конечно, в глаза бросаются две наши столицы – это два крупных города, имеющих явный перекос в сторону «вышки».

Теперь посмотрим немного с другого ракурса: рассчитаем долю выпускников, обучавшихся в конкретном регионе, от общего выпуска по соответствующему уровню образования:


Рисунок 3

Большинство точек расположились вдоль прямой, наклоненной примерно под 45 градусов к оси абсцисс — то есть в большинстве городов «вклад в производство» выпускников по программам ВО и СПО примерно одинаков. Но, как и следовало ожидать, Питер и Москва снова выделяются на общем фоне сильным численным перевесом в сторону высшего образования. Однако не стоит упускать из виду, что и по абсолютному числу выпускников СПО эти регионы в лидерах.

Значит, фактор географии следует обязательно учитывать при сравнении показателей ВО и СПО: ведь в Москве и Петербурге ситуация на рынке труда лучше, чем в большинстве регионов. Таким образом, значительной части выпускников вузов будет легче трудоустроиться благодаря «хорошему» расположению их образовательных организаций. В отличие от их коллег из техникумов.

Методика мониторинга


Хочется повторить пару дисклеймеров из прошлой статьи:
1) Данные, представленные на портале, имеют множество разрезов. Их анализ можно производить различными способами и методами. Мы всячески приветствуем всех, кто хочет выполнить самостоятельный анализ наших данных. Все они бесплатно доступны на graduate.edu.ru для скачивания в различных форматах (требуется регистрация).
Ниже приведен лишь один из вариантов такого анализа, позволяющий в первом приближении оценить результаты, а также сравнить показатели мониторингов СПО и ВО. Целью данной статьи являлся не глубокий научный анализ данных, а краткое знакомство читателей с проектом, его результатами и примерами возможного анализа.

2) Для тех, кто нечасто имеет дело со статистикой. В общем случае, когда речь идет о статистических закономерностях, мы не можем говорить о том, что является причиной, а что — следствием. Хорошие доходы и относительная легкость в трудоустройстве выпускников престижного вуза NN не доказывает исключительную заслугу вуза в этом. Поскольку в престижные вузы поступает множество талантливых и способных учеников, вполне вероятно, что они достигли бы таких же или еще больших высот, обучаясь в другом вузе. Ответ на такие вопросы – тема отдельного большого исследования.

Тем, кто не читал нашу первую статью по этой теме, рекомендуем с ней ознакомиться. Если не с результатами, то хотя бы с методикой мониторинга. Это поможет избежать лишних вопросов.

Если читать лень, то ниже краткое содержание методики:

1) Проект был запущен в позапрошлом году совместно с несколькими министерствами и ведомствами.
2) Данные о выпускниках (специальность, дата рождения, год выпуска и т.д.) заполняют сами образовательные организации в ФИС ФРДО.
3) Затем проверенные и корректные данные передаются в Пенсионный фонд (за исключением продолживших обучение на следующем уровне образования и иностранцев), который возвращает информацию о том, кто какую зарплату получает и в каком регионе работает. Таким образом, учитывается только «белая зарплата».

P.S. Если вы знаете, как достоверно без опросов и блэк-джека узнать «черную зарплату», приглашаем вас со своими идеями в комментарии, ФНС будет очень рада такому проекту, а мы будем рады его реализовать. ;-)

В ходе выполнения проекта по СПО мы получили данные о выпускниках 2013 года выпуска и «отследили» их трудоустройство в 2013, 2014 и 2015 годах. То же самое было сделано с выпускниками 2014 года выпуска для 2014 и 2015 годов трудоустройства соответственно. Для простоты в дальнейшем мы будем заменять фразу «выпускники 20хх года выпуска в 20уу году трудоустройства» на «20хх-20уу». Например, «2013-2013», «2013-2015».

К сожалению, не все организации реализующие программы СПО внесли сведения в ФИС ФРДО. В отличие от мониторинга трудоустройства по «вышке», где данные были поданы примерно по 99% выпускников, в ходе этого проекта удалось получить данные лишь по ~2/3 выпускников. Это вносит некоторые искажения в результаты, но не мешает оценить картину в целом (мы проводили ряд статистических проверок, которые показали, что средняя доля трудоустройства не зависит от объема выпуска). Будем надеяться, что в следующий раз образовательные организации подойдут к вопросу подачи данных более ответственно.

В каких разрезах может быть проведен анализ? Сбор данных с образовательных организаций — непростое и небыстрое дело. Поэтому если для вузов нам удалось ввести дополнительные разрезы собираемых данных для выпускников 2014 года, то для СПО их нет. О чем идет речь, станет понятно из следующей таблицы:

Таблица 1. Разрезы данных.


Основные результаты


Наконец, перейдем непосредственно к полученным цифрам. Посмотрим на сводную таблицу результатов мониторинга по России в целом:

Таблица 2. Общие результаты мониторинга СПО


Таблица дает представление о порядке цифр. Те, кто помнят предыдущую статью, сразу обратят внимание на относительно невысокую долю трудоустройства и на уровень заработной платы, который оказался ниже среднего уровня по стране (напомню, что у выпускников вузов зарплата примерно равняется средней по России).

Но нам интересно не только само по себе СПО, но и его сравнение с «вышкой». Для этого посмотрим на графики, позволяющие сравнить два этих вида образования по России в целом (для выпускников «вышки» данных по трудоустройству в год выпуска нет):


Рисунок 4. Здесь и далее приведены данные по всем выпускникам, кроме продолживших обучение (если не указано иное).


Рисунок 5.


Рисунок 6.

Из рисунков можно сделать несколько выводов:

1) Чем больше лет прошло с момента выпуска, тем больше доля трудоустройства и зарплата. Кстати, обратите внимание, что у СПО более высокий рост доли трудоустройства со временем. Есть гипотеза, что это связано с большим числом выпускников, уходящих в армию после выпуска. Но в этой статье мы не будем на ней останавливаться. К тому же, как уже говорилось выше, анализ динамики показателей по годам – тема нашей следующей статьи.

2) У выпускников высшего образования выше как заработная плата, так и доля трудоустройства. Результат вполне ожидаемый, причем разрыв в зарплате почти в 1,5 раза, это даже больше «хэдхантеровского».

3) Выпускники СПО младше, чем выпускники ВО примерно на 4 года. Сам средний возраст довольно высокий: 22,5 и 26,5 лет соответственно. Это не должно смущать: во-первых, не все получают образование сразу после школы, а во-вторых, среди выпускников вузов много получающих на второе высшее.

Вот и все, казалось бы. На графиках выше уже приведено сравнение двух уровней образования. Получили вполне конкретный результат – выпускники вузов лучше трудоустраиваются, получают более высокую зарплату. Но сильная разница в возрасте выпускников, различия между специальностями, а также наши географические изыскания в самом начале статьи говорят, что это была лишь средняя температура по больнице, и сравнивать СПО и ВО вот так вот напрямую — нельзя. Что ж, попробуем рассмотреть вопрос чуть детальнее.

Детальное сравнение ВО и СПО


Перейдем к главному – детальному сравнению двух уровней образования. Сравнение «в лоб» не работает, как мы видели выше. Значит необходимо отобрать те сегменты выпускников ВО и СПО, которые мы можем корректно сравнить между собой.

В следующем разделе будет описана методика сравнения, самые нетерпеливые могут его пропустить и перейти сразу к результатам.

Подготовка данных


Сравнивая выпускников ВО и СПО, мы сравниваем людей, не просто получивших разное образование, но и имеющих разные социально-демографические характеристики:

1) Высокие показатели «вышки» могут быть во многом обусловлены доминированием этого вида образования в Москве и Питере – городах с хорошей (относительно других регионов) ситуацией на рынке труда, где больше возможности и выше зарплаты. Значит, необходимо корректировать расчеты с учетом региона трудоустройства выпускника. Эту особенность мы учтем в нашей метрике, используемой для сравнения (см. ниже).

2) Среди выпускников вузов много получавших второе высшее образование, а также тех, кто обучается заочно или «на вечерке». Обе эти группы имеют очевидное преимущество, так как на момент выпуска из вуза они уже, скорее всего, имеют опыт работы, то есть начинают карьеру не «с нуля». Значит, надо убрать из выборки всех получающих не первое высшее.

3) Среди выпускников вузов встречаются иностранцы, результаты трудоустройства которых редко оказывают положительную динамику на средние показатели. Значит, надо убрать из выборки всех иностранцев.

Таким образом, нам необходимо отобрать выпускников, удовлетворяющих следующим условиям: граждане РФ, очники, получавшие образование впервые. Это позволит несколько выровнять социально-демографические характеристики в обеих выборках.

Как видно из Таблицы 1, все эти данные (гражданство, получение второго высшего, форма обучения) у нас есть для выпускников ВО 2014 года, но нет для выпускников СПО. Впрочем, это не критично ввиду следующих особенностей:

• в отличие от студентов «вышки», из всех получающих СПО по данным официальной статистики только около 16% обучаются не на очной форме обучения;
• получение второго среднего профессионального образования гораздо более редкая ситуация, чем получение второго высшего;
• число иностранных студентов в системе СПО и вовсе колеблется в районе погрешности.

Следовательно, можно допустить, что выпускники СПО удовлетворяют этому отбору по умолчанию и в полном объеме, а из выпускников вузов отберем только тех, кто подходит под описанные выше условия. И далее, если не указано иное, мы будем подразумевать под «выпускниками ВО» именно «отфильтрованных» выпускников.

Посмотрим, дал ли такой отбор нужный нам эффект (напомню, что такая фильтрация стала возможна, начиная лишь с 2014 года выпуска):


Рисунок 7.

Из графика возрастов видно, что мы сравниваем уже гораздо более близкие друг к другу категории граждан. Но, несмотря на то, что средние возраста выборок теперь более близки друг к другу, этого недостаточно. Во-первых, разница все еще больше года, что достаточно много, а, во-вторых, внутри выборки все равно могут встречаться сильно различающиеся по возрасту выпускники.

Значит, нам нужно поискать такие случаи, когда оба выпускника и ВО, и СПО закончат обучение в примерно одинаковом возрасте. За продолжительность обучения в основном отвечает квалификация специалиста (бакалавр, магистр, специалист среднего звена и т.д.).

Для тех, кому интересно, как именно квалификация влияет на продолжительность обучения, можно взглянуть на эту диаграмму Ганта

Рисунок 8. Так как речь идет о выпускниках 2013-2014 годов, на схеме присутствуют и отмененная ныне интернатура, и специалитет. На схеме приведены только наиболее популярные варианты продолжительности обучения на различных квалификациях и уровнях образования.

На длительность обучения также влияет и специальность выпускника. Кроме того, кажется очевидным, что сравнивать надо выпускников, работающих примерно в одинаковых областях (странно сравнивать повара с медицинским работником, даже если они закончили обучение в абсолютно одинаковом возрасте).

Подводя итог, мы будем сравнивать выпускников одинаковых специальностей, возраст которых в момент выпуска примерно одинаков: они потратили на обучение одно и то же количество времени и начинают карьеру условно «с чистого листа». То есть необходимо найти такие сочетания специальностей и квалификаций, для которых возраст выпускников отличался бы несильно (за допустимое примем расхождение в 1 год). Получается своеобразный INNER JOIN выпускников ВО и СПО по условию равенства специальности и возраста окончания обучения.

Чтобы исключить выбросы, уберем из сравнения пары «специальность-квалификация», по которым выпускников в одном из уровней образования было менее сотни. Тогда в сравнении будет участвовать 54 пары.

Метрика сравнения


Как мы помним из прошлой статьи, у нас есть два основных показателя трудоустройства – средняя заработная плата и доля трудоустройства. Для объективного сравнения было бы неплохо учитывать их оба. При этом заработную плату необходимо учитывать как скорректированную на уровень средней заработной платы региона, в котором трудоустроился выпускник. Дело здесь не только в высоких зарплатах жителей столичных мегаполисов, но и, например, в высоких средних зарплатах северных регионов. Выпускник, получающий 50 тысяч в Ростове и на Камчатке, – это две большие разницы.

Таким образом, оценка трудоустройства будет считаться для каждой пары «специальность-квалификация» по формуле:

$ОТ=ДТ*?_{(i=1)}^n\frac{ЗП_i*СР.ЗП_{Россия}}{СР.ЗП_{Региона трудоустройства}}$


где:
$ЗП_i$ – зарплата выпускников по этой специальности и квалификации в i-ом регионе трудоустройства;
• n – число регионов, в которых трудоустроились выпускники данной специальности и квалификации;
• ДТ – доля трудоустройства для этой специальности и квалификации в целом по России.
PS
Этот показатель хорошо бы считать для каждого региона отдельно, но в данном случае мы не можем сделать это корректно. Выпускники мигрируют между регионами, а отслеживать миграцию мы можем только среди трудоустроенных выпускников. Сколько приехавших в регион выпускников осталось нетрудоустроенными, мы не можем знать, а, значит, не можем посчитать ДТ для отдельного региона.

• Ср. ЗП – соответствующие средние заработные платы за 2015 год по регионам и в целом по России (по данным Росстата).

Простыми словами: мы корректируем зарплату выпускников по каждой специальности и квалификации на уровень зарплат в регионе, в котором они трудоустроились, и на долю трудоустройства выпускников этой специальности.

Результаты сравнения


Наконец, результаты сравнения: в целом, распределение оценок трудоустройства, как и ожидалось, в пользу высшего образования. Для начала посмотрим на их распределение:

Рисунок 9.

Но судя по графику, преимущество ВО нельзя назвать разгромным. Поэтому посмотрим данные таблицы для лучшего понимания ситуации:


Таблица 3. Для экономии места в пост мы вывели только лучшие и худшие строки.

Полная версия таблицы доступна по ссылке. Таблица сгруппирована так, чтобы можно было удобно сравнить результаты по специальностям. Интерактивная версия таблицы в первом комментарии.
Можно обратить внимание, что в некоторых случаях возраст у выпускников базового уровня подготовки выше, чем у выпускников повышенного уровня. Скорее всего, это связано с особенностями длительности обучения на конкретных направлениях подготовки в рамках соответствующих УГСН.

Как и ожидалось, для большинства (но не для всех) специальностей более высокую оценку получили выпускники ВО. В семи случаях «победили» представители СПО, а еще в семи преимущество «вышки» довольно мало (до 2 тыс. руб.). Таким образом, можно говорить, что существуют такие специальности, получение среднего профессионального образования по которым в общем случае не менее «выгодно», чем получение высшего.

Естественно, речь идет только о сравнении в рамках существующих показателей. Конечно же, в каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально. Первая (как и любая другая) строчка таблицы не должна восприниматься студентами-ядерщиками как доказательство неверности выбора уровня образования :). Также необходимо помнить, что равенство специальностей между двумя уровнями образования означает лишь общую сферу деятельности, но не абсолютную идентичность полученных профессий.

Сравнение выпускников одного вуза


Мы не могли не включить в статью своеобразный «бонус-трек» — анализ вузов, обучающих по одной и той же УГСН как по программам ВО, так и по программам СПО. Вдруг бывает такое, что выпускники СПО трудоустраиваются лучше, чем их сверстники из буквально соседней аудитории?

Пойдем проторенной дорогой и найдем такие случаи, когда возраст выпускников обоих уровней образования примерно одинаков. Только в этот раз вместо разреза квалификации мы будем использовать сам вуз. Кроме того, теперь нет необходимости учитывать регион трудоустройства, поэтому ограничимся долей трудоустройства и средней заработной платой. Также мы исключим слишком маленькие выпуски (деление по парам «специальность-вуз» получается более мелким, чем по парам «специальность-квалификация», поэтому за пороговое значение берем не 100 человек, а 30). На всякий случай, хочется предупредить абитуриентов и их родителей, что эти результаты уж тем более не стоит воспринимать как единственно верное руководство к действию при выборе «вуз или колледж?».

По традиции, сначала распределения, которые вновь идут в пользу ВО, и вновь преимущество не кажется критичным:


Рисунок 10. Распределение доли трудоустройства у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.


Рисунок 10. Распределение средней з/п у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.

А вот и сам список таких вузов:

Таблица 4.

Полная версия таблицы доступна по ссылке.

Ситуация похожа на ту, которая была и при сравнении пар «специальность-квалификация». Общая «победа» снова за ВО. Однако то, что некоторым специальностям СПО удалось обойти ВО как по доле трудоустройства, так и по средней заработной плате, кажется очень занимательным фактом. Надеюсь, данная таблица не демотивирует будущих специалистов по сельскому хозяйству из КГТУ :)

Выводы


Мы кратко ознакомили вас с результатами мониторинга трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального образования и провели небольшое сравнение с результатами аналогичного мониторинга по «вышке». Не устаем напоминать, что это лишь одна из возможных методик сравнения, и приветствуем всех, кто решил воспользоваться нашими данными для самостоятельного анализа (напомним еще раз адрес нашего портала – graduate.edu.ru).

Одно можно сказать точно, несмотря на все допущения: СПО проигрывает ВО, но не «всухую». Нельзя забывать и о «черных», и о «серых» зарплатах. Вполне вероятно, что у выпускников СПО их роль в формировании дохода значительно выше, что может сократить преимущество ВО.

К сожалению, пока что нам приходится игнорировать в наших сравнениях один из важнейших факторов – динамику изменения показателей трудоустройства. Например, быстрый рост заработной платы может вполне компенсировать ее низкий первоначальный уровень.

Будем надеяться, что проект мониторинга продолжится и будет развиваться в последующие годы, что позволит отслеживать и динамику, и большее число разрезов. Спасибо за внимание!

Теги:



Комментарии (52):

  1. Apatic
    /#10310670 / +1

    Ссылки на большие таблицы 3 и 4 в интерактивном варианте с сортировкой, фильтрами и блекджеком:

    Таблица 3. Сравнение по специальностям
    Таблица 4. Сравнение по вузам

  2. ls18
    /#10310750 / +1

    За плечами законченное СПО по профессии «Вычислительная техника и программное обеспечение». Уровень обучение крайне, крайне низкий. Может быть это мне так не повезло и в других технарях ситуация получше. Считаю ошибкой то, что пошел в технарь именно на эту специальность. Но все же, из всей группы только я один работаю непосредственно по профессии — повезло сразу после окончания пройти стажировку и устроиться на работу. Сейчас учусь заочно в университете и не знаю, как все дальше повернется. Может быть придется менять сферу деятельности, ибо на нормальную работу в хорошую компанию с моими навыками, предрасположенностями и образованием мне, увы, не попасть. Стоит отметить, что я из провинции, город не миллионник, страна не РФ. И может быть путь после школы спо -> вуз в городе, где более-менее развито IT в плане разработки еще оправдан, но в моем случае все оказалось печально. Хотя смотря на своих одногруппников в вузе, которые заканчивали спо в городе миллионнике, то из них так же не работает в разработке никто, но это уже их желание, точнее его отсутствие.

    • Calc
      /#10310896 / +1

      Вычислительные машины, комплексы, системы и сеть в техникуме уровень оказался выше чем в МАИ. (2005 год)

      • rubikon
        /#10312770

        +1 в 98 году преподы были те же что и в вузе(столица республики).
        все зависит от места, альмаматра и собственной прыти и желаний.

        после техникума было 3-4 попытки поступить в вуз. самая длительная заканчивалась на первых месяцах занятий — нет времени слушать старого пердуна сообщавшем мне тоже самое что я узнал уже несколько лет назад и сидеть в обществе людей которые получали корки чтоб их не выперли с насиженного места при переатестации. и тд

        диплом кстати до сих пор должен лежать в транзитном вузе — за 20 лет так и не понадобился к показу. все никак не доеду — боюсь потерять время и нервы на поиски.

        есть некоторые сферы в которые конечно тяжко без вышки (тупо не пустят на порог)
        вышка имеет смысл в ключевые вузы страны — полученные связи возможно помогут в будущем. и можно встретить интересных преподавателей которые зададут идею.

        но в большинстве — опыт на производстве и опыт полученный собственным изучением в разы лучше.

        не хотел писать, но чет пригорело)

  3. amarao
    /#10310818

    А почему у девочки на КДПВ вместо улыбки — злая гримасса?

    • Apatic
      /#10310832 / +4

      Вы зарплаты выпускников видели?

      • ZoomLS
        /#10311348 / +2

        Т.е. она злится, что потратила 5 лет, а дотягивает только до позиции джуна в нескольких вакансиях? :)
        За 5 лет уже можно было подняться с джуна до сеньёра, без всякого диплома.

        • Pakos
          /#10315430

          А потом узнать что он сеньор, но только в своём междусобойчике, а на нормальную позицию его не берут по причине недостатка фундаментальных знаний. Всякие фреймворки и паттерны он изучил, а вот с математикой беда, остаётся сайтики делать.

      • Chugumoto
        /#10313106

        Эм… Во время учебы в технаре устроился на полставки работать… К окончанию перешел на полную ставку в этой же конторе и ЗП была вполне сносная по тем временам :)

  4. alexeykuzmin0
    /#10310890

    А хоть более или менее подробные данные где-нибудь доступны? Скажем, распределение зарплат выпускников ВМК МГУ узнать можно? На сайте не нашел, может, плохо искал

    • Apatic
      /#10310892 / +2

      Есть, конечно.
      Только разбиты они не по факультетам, а по специальностям и направлениям.
      Вот МГУ, например: http://vo.graduate.edu.ru/passport#/?items=5C9D2F239DD968CF74BA0D0CC34EDE3A&slice=1&year=2014&year_monitoring=2015&board=1

      • alexeykuzmin0
        /#10311012

        Среднее — это здорово, конечно, но все же хотелось бы именно распределение. Чтобы по нему квантили считать и тд.

        • Apatic
          /#10311032 / +1

          Нет, такого в открытом доступе нету.
          Да и в закрытом, в общем-то тоже. В прошлой статье, я описывал, что данные по ЗП мы получаем только обезличенные и агрегированные в пакеты по нескольким разрезам. Так что ЗП конкретного выпускника мы не знаем, увы.

          • alexeykuzmin0
            /#10311044 / +1

            Очень жаль. Конечно, и так понятно, что никакую персональную информацию не дадут, но почему не выложить все зарплаты в обезличенном виде, ну или хотя бы распределение с разбивкой на 100 персентилей, непонятно.
            Все же данные лишь о средних малопригодны для какого-либо анализа — вон, у нас в группе я точно знаю, что через год после выпуска один человек работал за 100 тысяч, еще один — за 160, но пятеро перебивались неоплачиваемыми стажировками. Ну какое тут усреднение получается?

            • Apatic
              /#10311056 / +1

              Лично мне хотелось бы хотя бы медианные видеть, уже было бы хорошо. Но, к сожалению, в таких масштабных проектах, к тому же с участием госструктур не всегда возможно получать данные в таком виде, каком хочется.

              Неоплачиваемые стажировки через год после выпуска это как-то грустно. А какая специальность и регион, если не секрет?

              • alexeykuzmin0
                /#10311088

                ПМИ, Москва

                • Apatic
                  /#10311104 / +1

                  Прикладная математика и информатика, Москва и 5 человек на неоплачиваемых стажировках?
                  Я более чем удивлен, если честно.

                  P.S. Кстати, если стажировки были действительно неоплачиваемые, то в наше исследование они попадут как нетрудоустроенные, а средняя ЗП рассчитывается только среди трудоустроенных.

                  • alexeykuzmin0
                    /#10311118 / -1

                    Они пошли не по специальности.
                    Собственно, я о том и говорю, что у нас была очень-очень разная группа по составу. Какой смысл усреднять тех, кто мыкался по неоплачиваемым стажировкам в каком-нибудь консалтинге с теми, кто пошел по специальности и через полтора года стал senior?

                    • Apatic
                      /#10311126 / +1

                      Тут в идеале бы тогда получать какой-нибудь код ОКВЭД организации-работодателя, чтобы понимать в какую сферу пошли выпускники. Но у этого подхода тоже много минусов.

                      А насчет смысла усреднения — ну, усреднение на то и усреднение, что не всегда достоверно описывает все наблюдения из выборки.
                      На вашем примере (допустим, в группе было всего 7 вышеописанных человек) получилось бы, что доля трудоустройства 2/7 = 28,6% а средняя ЗП 130к рублей. В принципе, недалеко от реальности.

  5. torrie
    /#10310922 / +1

    Смотря на свой опыт, посоветовал бы вместо вышки: трудоустройство в небольшую компанию на фултайм, coursera и задания от большой компании за бесплатно.
    На coursera получите английский и нужные базисные сильные знания, в небольшой компании набьете руку на рутине(если web, то скорее всего будете верстальщиком или junior-backend), а большая компания будет давать вам нормальные задачи, для которых нужны знания, которые получите на coursera как раз.
    В итоге — получите необходимый стаж, стартовую зарплату, опыт, рекомендации от большой компании и лучшие знания из любой точки мира. За 5 лет реально с нуля стать Senior. Но если решите за границу, то без диплома будет трудно, хотя это вопрос амбиций уже, можно дистанционку получать параллельно.

    • torrie
      /#10310960

      Знания != вышка.
      Диплом не является подтверждением того, что вы крутой специалист и что-то из себя представляете.
      Диплом не гарантирует зарплату.
      Скорее всего, получив вышку, через 5 лет вы будете ± таким же стажером на входе в небольшую компанию, каким были бы сразу приходя в ту же компанию.
      Вывод — зачем терять 5 лет?

      • alexeykuzmin0
        /#10311026 / +1

        Иногда (подчеркиваю, очень редко, но такое случается) можно научитсья чему-нибудь полезному во время получения высшего образования. Но для этого нужно искать не ВУЗ/факультет, а конкретных людей, которые готовы научить. Если таких людей удалось найти, то грех не воспользоваться возможностью получить полезные знания и навыки, а если нет, то совершенно незачем терять 5-6 лет в никуда. Как правило, сегодня можно получить высшее образование вообще не напрягаясь, так что идите работать.
        Касательно того, идти вообще или нет, я бы сказал, что да, идти. Все же мы живем в мире, где очень часто без бумажки ты какашка, и диплом может в будущем какие-то двери открыть — например, визу рабочую в очень многие страны так проще получить.

      • Spiritschaser
        /#10311084 / +1

        Ну да. А потом опытный программист спрашивает, что такое тензор и искренне не понимает, почему какую-либо задачу нельзя решить с помощью искусственной нейросети.

        А вообще, есть, например, выпускники «инженеры» с ИТ, и есть за тот же срок инженеры-конструкторы, которые могут разработать привод на манипулятор и с обратной связью и сами же его запрограммировать.

      • PolinaRuRu
        /#10311176 / +2

        Как по мне, вышка и не должна давать знаний, она должна давать методологию получения знаний. В универах, вроде, именно такая идея.

        • ZoomLS
          /#10311332 / +3

          Уж лучше тогда в армию сходить, толку больше. Потеряешь всего 1 год, а не 5 лет.

          • alexeykuzmin0
            /#10311360 / +2

            Иногда, хотя и очень редко, диплом бывает нужен. Например, для эмиграции.

        • alexeykuzmin0
          /#10311358 / +1

          Вообще-то, нет. Они называются «учреждение высшего профессионального образования», то есть, должны давать профессию

          • Apatic
            /#10311366 / +1

            Занятно, что

            Они называются «учреждение высшего профессионального образования», то есть, должны давать профессию

            а вот и нет:)

            Процитирую из статьи:
            (Надо отметить, что с введением нового N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», термин «высшее профессиональное образование» был упразднен и заменен на «высшее образование»).

            • alexeykuzmin0
              /#10311418

              Ок, как тогда такой вариант: ВУЗ дает квалификацию по специальности и специализацию, поскольку они пишут об этом в дипломе.

              • Apatic
                /#10311436 / +1

                Я и не спорю.
                Вообще говоря, если вдуматься, вуз ведь действительно по идее выпускает готового специалиста, так как кроме собственно занятий есть еще куча различных производственных практик.

                Но только студенты частично эти практики проходят на своих работах, к которым вуз не имеет отношения; а частично студентов приводят на какое-нибудь предприятие, где студентам проставляют практику просто так или за перекладывание бумажек, лишь бы не мешали.

                • alexeykuzmin0
                  /#10311446

                  Там есть и более серьезные ляпы. Зачем, например, «готовому специалисту» физическая культура? Многие ВУЗы на двух стульях сидят: вроде бы что-то и присваивают, а по факту никакой ответственности не несут, и это грустно

                  • Apatic
                    /#10311454 / +1

                    Допускаю, что в других вузах все было более уныло, но у нас в Бауманке физкультурой была секция по выбору, так что я успел позаниматься регби, футболом и плаванием. Так что я скорее рад тому, что она у нас была.

                    Я сам далеко не спортсмен, но у нас по физкультуре отчислить могли только в одном случае: ни разу не пришел на занятия. Да и то, сначала дадут пару десятков раз возможностей отработать, а потом уже отчислят.

                    Многие ВУЗы на двух стульях сидят: вроде бы что-то и присваивают, а по факту никакой ответственности не несут, и это грустно

                    С этим я согласен и именно для того, чтобы попытаться начать выправлять эту ситуацию, и был запущен мониторинг вузов и организаций СПО.

                    • alexeykuzmin0
                      /#10311658 / +2

                      У нас тоже была секция по выбору, но меня, в силу здоровья, определили в спецгруппу. Поэтому мы тягали железо в зале, что, в общем-то, было неплохо. Проблема была в том, что за 30-секундное опоздание не пускали на занятия, а зачёт был по всем посещениям и отработки только в сессию.
                      Когда физкультура — это единственный предмет, который приходится посещать, и ради него ты дважды в неделю отпрашиваешься с работы, а потом, в качестве компенсации, сидишь субботами и вечерами, не видя семью, то очень быстро формируется определённое мнение по вопросу необходимости физкультуры для студентов

      • murzik_a
        /#10311230

        У меня вышки и средне-специального нет, что не мешает работать в интересующем направлении. Но зато помешало получить работу в одной из очень вкусных компаний. Просто потому что там строгое требование на наличие диплома. Ну или хотя бы чего-нибудь еще.

        • PKav
          /#10312768

          Далеко не факт, что компания была действительно вкусной. Если они настолько застряли во времени, что до сих пор требуют диплом, значит работать там, скорее всего, будет скучно, коллеги будут уже обленившиеся и в возрасте, а все идеи будут разбиваться о «работает — не трогай, а то как бы чего не вышло».

        • Contriver
          /#10313088

          Совершенно верно
          в крупных интересных компаниях даже убощицы и грузчики с высшим.
          Просто это корпоративная политика, а сейчас в связи с введением проффстандартов и государственная тоже.
          Сам получал высшее только из-за этого.
          И хоть ты семи пядей во лбу, будеш отвергнут первым же менеджером по персоналу.

      • Pakos
        /#10315444

        Вот и правда — зачем? Можно ведь вместо потери получить образование (да ещё и работать по специальности параллельно), а иначе через 5 лет приходит такой "специалист", а разобраться в задаче не может, зато "не терял время в ВУЗе". Из закончивших, правда, тоже многие не могут, но они просто занимали там место.

  6. Germes_Fox
    /#10313102

    Нам не выдавали диплом, пока мы не принесём справку о том, что после универа мы «устроились» на работу. В итоге все тащили справки откуда попало, вплоть до непонятных магазинов возле дома, где работает знакомая тётя Клара.
    Вопрос: Как можно анализировать трудоустройство выпускников, когда большая часть документов фейковая?

    • Apatic
      /#10313104

      А что за справки вы несли?
      Просто в вольной форме «блаблабла, Иванов работает в ООО „Рога и копыта“, печать, подпись»?

      • Germes_Fox
        /#10313118

        Да чёрт его, уже не помню) по форме какой-то — нам выдавали примеры. Форма организации со всеми её данными, указание о том, где, в какой должности, какая зп, печать организации, подпись бухгалтера

        • Apatic
          /#10313120

          Повторюсь, согласно методике мы оценивали данные о трудоустройстве, которые поступали от ПФР.
          Если вам эта контора «Рога и копыта» выплачивала ЗП (что сильно вряд ли) и уведомляла об этом ПФР, то тогда вы бы считались трудоустроенным согласно нашей методике. Но вы и по факту тогда ничем бы не отличались от трудоустроенного, так что все корректно.

          Если эта контора вам не платила (что вероятнее всего), то мы вас посчитали бы нетрудоустроенным.

          • Germes_Fox
            /#10313144

            Прошу прощения, упустил :) спасибо за ответ

  7. decomeron
    /#10313132 / +1

    Правильные слова. У нас отстроили стадион и я хотела устроиться туда уборщицей, первое что меня спросили-"Есть ли у меня диплом", диплома не было, так как еще училась и просто хотела вечерами подработать. И даже утверждениечто учусь -не помогло

    • alexeykuzmin0
      /#10313364

      А у меня вот совершенно противоположный опыт. На 3 курсе собеседовался в минобороны — взяли, но из-за отсутствия диплома было дополнительное собеседование с каким-то начальником. Правда, я в итоге оффер не принял, но это уже совсем другая история

  8. KorP
    /#10313198

    У меня и СПО и ВО и оба гуманитарные, но к моменту окончания ВО было уже около 5 лет стажа работы в IT. Проблем никогда не испытывал с поиском работы, а про ВО и почему оно не профильное на собеседованиях даже по-моему никогда и не спрашивали.

  9. pavelkolodin
    /#10313230 / -1

    Всю жизнь казалось, что ВУЗ или техникум на тему IT — это какая-то хрень и компрометация понятия ВУЗа. На техникум ещё ладно, тянет.

  10. viru0
    /#10313296 / +2

    У меня есть ВО и честно не секунды не о чем не жалел. Объясню: я изначально понимал что ВО ничего не гарантирует, а просто несколько повышает вероятность. Т.е. из 100 контор куда подал резюме человеком с ВО заинтересуется больше контор.
    + Социальные связи (реально есть одногруппники которые сейчас свои бизнесы в ИТ начали или доросли до боссов уже)
    + Туса и студенческая жизнь (ну когда еще можно дать себе возможность веселится и танцевать до трех ночи с приятными умными людьми примерно твоего возраста. Жену опять же в вузе встретил, до нее girlfriends тоже из того же вуза)
    + Формальное подтверждение минимальной квалификации, aka «бумажка» (я эмигрировал в итоге, без диплома как мы знаем сделать оное не возможно, в большинстве случаев)

    Тем более в России это все бесплатно (иногда даже стипендию платят и общагу дают) Жить в МСК на воробьевых горах да еще и бесплатно, стоит того чтоб иногда математику подучить.
    У меня диплом не по ИТ а по физике, и лабароторки и применение научного метода к реальной жизни — очень мне помогло по жизни в целом. Я реально иногда использую его для принятия решений.

    Единственный минус, это возможная трата времени на нечто что в итоге не пригодится — легко нивелируется тем, что ставишь себе цель «выйти на работу и содержать себя самостоятельно» курсу ко 2-3. В итоге к выпуску почти 3 года стажа и трудоустройство задача очень легкая.

    В общем я реальных минусов не вижу одни плюсы. Все остальное от лени.

    Совсем другое дело если мы говорим об платном образовании.

  11. Gryphon88
    /#10316300 / +1

    Спасибо большое за анализ, теперь я точно знаю, что за слесаркой-токаркой лучше ездить подальше от Москвы.
    Кстати, а как изменится статистика, если выкинуть Моску и Питер (как из СПО, так и из ВО)?

    • Apatic
      /#10317064

      А какая именно статистика вас интересует?

      • Gryphon88
        /#10317160

        Зарплаты и % трудоустройства. Жаль, что нельзя понять, работает ли выпускник по специальности, или нет

        • Apatic
          /#10317170

          Постараюсь посчитать на днях.

          Жаль, что нельзя понять, работает ли выпускник по специальности, или нет

          Это зачастую вообще очень сложно (или даже невозможно) понять. Даже при личной беседе с человеком.

          • Gryphon88
            /#10317220

            спасибо. Просто по первым графикам видно, что Москва и Питер суровые outlierы