Вспомнить всё +10



По своему опыту знаю, что на начинающего разработчика, особенно осваивающего профессию самостоятельно, сваливается огромный объем информации. На первых порах знаний и опыта практически нет и новую информацию, получаемую из книг и статей, при усвоении не с чем связать в своей памяти. И, если практические знания постоянно находятся в использовании, то базовые, теоретические вещи трудно укладываются и без освежения достаточно быстро выветриваются из головы новичка. Осознав такую неутешительную тенденцию, я стал интересоваться вопросом повышения скорости чтения и эффективности запоминания. В этой статье я хочу поделиться с вами результатами изучения этого вопроса путем описания наиболее интересных, с моей точки зрения, моментов из нескольких прочитанных книг.

Развитие мозга. Роджер Сайп


В книге рассмотрены вопросы увеличения скорости чтения и повышения внимательности. Роджер Сайп — оратор и тренер, что обуславливает своеобразную подачу: эмоционально заряженную и мотивирующую. Несмотря на то, что такая манера мне не очень близка, отбросив лишнее, я смог найти полезное в книге.

Основные способы повышения скорости чтения:

  • читая, не нужно проговаривать текст про себя, иначе скорость чтения снижается до скорости чтения вслух.
  • при движении вдоль строки во время чтения наши глаза делают остановки, во время которых информация и воспринимается мозгом. Сайп утверждает, что частота этих остановок заложена природой и составляет примерно 4 раза в секунду. Так вот, если мы не можем повлиять на частоту остановок, то можем постараться расширить поле зрения: воспринимать во время остановки не по одному слову, а по целому участку строки. В книге приводятся упражнения для развития этого навыка.
  • увеличение скорости чтения также подтягивает за собой и внимательность, т.к. вы сконцентрированы на правильном восприятии и поддержании скорости, а значит вам некогда отвлекаться.
  • как для скорости, так и для внимательности полезно по странице вести линейку или лист бумаги в процессе чтения. Скорость механического движения будет задавать скорость чтения, а перемещаемый предмет будет инстинктивно привлекать внимание глаз. Этот прием знаком нам со школы, но тут можно использовать еще один секрет: нужно закрывать не нижние от читаемой строки, а верхние. Это исключит возможность возвращения к уже прочитанному для ее большей мобилизации внимания, ведь вы отрезаете себе путь назад.

Для того, чтобы при повышении скорости чтения не потерять в качестве осознания читаемого, автор предлагает такой прием как получение предварительных знаний. Это позволяет сначала погрузить мозг в контекст новой информации, чтобы облегчить ему восприятие при скоростном чтении.

Автор предлагает следующий способ получения предварительных знаний:

  1. прочитайте первый абзац
  2. прочитайте последний абзац
  3. прочитайте по паре предложений из всех абзацев

С моей точки зрения данная техника скорочтения подходит скорее для быстрого освежения знаний, чем для изучения нового. Так что если нужно «пробежаться» по уже знакомому материалу, то она вполне подойдет. Кроме изложенной техники быстрого чтения автор предлагает методику формирования мотивирующих целей.


Как повысить свой интеллект. Ричард Д. Пеллегрино, Майкл Д. Политис


Авторы книги увлекательно описали множество особенностей работы мозга и органов чувств, а также не обошли вниманием вопросы запоминания. Для себя вынес следующие советы, касающиеся получения новых знаний (в основном путем чтения):

  • читать лучше примерно в одно и тоже время, т.к. мозг привыкает к определенному расписанию и к назначенному времени уже «готов» к освоению нового.
  • организация процесса чтения: после примерно 45 минут активного изучения с полным погружением в вопрос мозгу нужно отдохнуть и переварить информацию, поэтому минут на 15 лучше отвлечься. При этом отвлекаться нужно «правильно»: лучше заняться какой-то механической деятельностью, ограничив поток входной информации, тем самым разгрузив мозг и память.
  • неизбежна необходимость повторения изученной информации прежде чем она основательно закрепится в памяти. Причем лучше это делать в несколько этапов: на следующий день, через неделю, через месяц. Для себя я выработал следующую тактику повторения: во-первых, делаю небольшие заметки по результатам изученного. Сейчас есть множество приложений, позволяющих синхронизировать записи на настольном компьютере и мобильных устройствах. Причем не просто переписываю то, что прочитал, а пересказываю «своими словами», что заставляет дополнительно обдумать, переработать только что изученный материал. Каждый день в транспорте по дороге на работу я просматриваю эти заметки в телефоне. Во-вторых, по итогам недели провожу своего рода ревью новой информации, полученной за этот период: просто перебираю в памяти то, что узнал и опять же просматриваю заметки.

Улучшаем память в любом возрасте. Даниэль Лапп


И напоследок я хотел бы обратиться к книге (пусть вас не смущает её название), в которой рассмотрены общие вопросы организации памяти и эффективной с ней работы. Повествование неспешное и понятное, без заумных теорий.

Согласно книге, ключом к поиску нужной информации являются образы, связи с другой информацией и эмоциональный контекст. Для длительного хранения и успешного воспроизведения информации процесс освоения и запоминания новых знаний должен быть активным, можно его назвать осознанным запоминанием. При осознанном запоминании нужно тщательно обдумывать, взвешивать, рассматривать с разных сторон полученную информацию, создавать образные аналогии, ассоциации, подключать эмоции, окрашивая саму информацию или образы. Осознанное запоминание — это, повторюсь, активный и творческий процесс, в котором пригодятся любознательность и фантазия.

Для успешного запоминания необходимы:

  1. потребность или интерес
  2. внимание и концентрация
  3. организация

Без реальной мотивации, без сильного интереса мозг не будет на все сто стараться запомнить информацию. Это как фундамент, а дальше внимание и концентрация позволяют правильно усвоить информацию, настраивают фокус на нужное, отсекают постороннее и позволяют грамотно организовать новую информацию в памяти: наращивать ассоциативные связи, дополнять ее эмоциональной составляющей, создавать образы. Чем более детализирован образ, более знаком и близок, наполнен эмоциональной составляющей, тем легче поиск воспоминаний с помощью него, легче его воспроизведение.


Заключение


Напоследок хочу сказать, что вопросы организации памяти и эффективного запоминания важны и очень интересны, ведь в наше время для успешной работы в области IT нужно уметь переваривать, хранить и, что самое главное, — уметь воспроизвести в нужный момент огромный объем информации. Эффективное чтение и запоминание поможет в этом! Надеюсь статья была вам полезна и вы примените на практике приведенные выше советы, либо начнете изучать самостоятельно вопросы памяти и выработаете свои методики. В следующей статье я расскажу о своем опыте использования мысленных образов для запоминания устройства организации памяти и уборки мусора в .NET.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (8):

  1. africaunite
    /#10667982

    читать лучше примерно в одно и тоже время, т.к. мозг привыкает к определенному расписанию и к назначенному времени уже «готов» к освоению нового

    так. все-таки я дожил до этой фразы… палундра!

    • africaunite
      /#10672874

      Когда-то, давным-давно, в веселом споре мы пришли к выводу, что мозг — это второй жедудок. Бывает таким же голодным и неразборчивым, бывает растянутым, а бывает собранным и эффективным. В общем, многое зависит от диеты и генетики. Пришли к мысли, что будет уже не так смешно, если вообще все рекомендации, в конце-концов, окажутся одинаковыми для обоих этих объемных органов. Признаюсь еще раз — вот эта рекомендация (читать лучше примерно в одно и тоже время) уже из разряда пугающих.

  2. proercontra
    /#10668100 / +1

    А чем методы, описанные в книгах, помогут решить озвученную в начале статьи проблему — позволю себе процитировать — «И, если практические знания постоянно находятся в использовании, то базовые, теоретические вещи трудно укладываются и без освежения достаточно быстро выветриваются из головы»?

    И мне неочевидно, что эту проблему решать методом «крепко запомнить» — ведь из «я помню» не следует «могу применить к месту».

    • AG10
      /#10670250

      proercontra, отвечу на вопросы по-отдельности:

      1. Я описал те методы, которые вынес из прочтения данных книг и теперь я использую сам. Я не призываю читать именно эти книги и использовать именно описанные методы. Я предлагаю задуматься как изучать базовые теоретические вопросы таким образом, чтобы они сохранялись в памяти надолго, даже если к ним обращаются не очень часто.
        Например, однажды я решил прочесть творение Рихтера. Думаю, никто не будет спорить о том, что такие разделы как работа очереди на финализацию, сборщика мусора, назначение доменов приложений обязательны к прочтению для всех кто считает себя .NET разработчиком, но не так уж часто возникает необходимость обратиться к ним на практике. Я особенно оценил полезность описанных выше методов как раз для таких разделов. При прочтении я делал так, как описал в статье(кроме скорочтения): читал по 45-60 мин утром и вечером. После чтения по дороге домой или, занимаясь домашними делами, я обдумывал то, что прочитал, рассматривал информацию с разных точек зрения, размышлял как это можно применить на практике, почему выбрана та или иная реализация, придумывал аналогии из жизни для описанной структуры/процесса/системы. Также спрашивал у опытных коллег приходилось ли им и в какаких случаях использовать то, о чем сегодня прочел. Когда по итогам прочитанного обращался также к статьям и блогам для углубления, то впоследствии делал заметки. Такой подход к чтению конечно требует бОльшего времени, но я верю, что он приносит плоды в виде качественного запоминания.
      2. Соглашусь, что наличие знаний и умение их использовать — это не одно и то же. Но я уверен, что успешность использования имеющихся знаний зависит от нас самих. Думаю, что при возникновении практической задачи/проблемы нужно в первую очередь покопаться в памяти, а что же ты сам знаешь об этом вопросе, а уж потом, если нужно, спрашивать совета и искать решение в сети. Это поможет выработать определенный навык работы со своими же знаниями.

  3. andyudol
    /#10668904

    О. А. Андреев, Л. Н. Хромов Учитесь быстро читать.

  4. PavelMSTU
    /#10669468

    Автор… Учите математику. По современным (но хорошим) учебникам. По советским учебникам.
    Не важно. Это азы.

    Ну и для продвинутых (хотя многие не поймут): интересуйтесь чем угодно вне сферы IT. Хоть историей Венецианской Республики. Главное чтобы было интересно и… не совсем попсово. Потом качество переходит в количество и вы начинаете самостоятельно систематизировать любые знания (в том числе и в IT).

    • AG10
      /#10670258

      Автор… Учите математику. По современным (но хорошим) учебникам. По советским учебникам.
      Не важно. Это азы.

      А я и не спорю, только попытался ответить на вопрос: как учить так, чтобы потом вспомнить всё (ну или хотя бы большую часть) из того, что изучил

  5. CTPAHHblU
    /#10670264

    Согласно книге, ключом к поиску нужной информации являются образы, связи с другой информацией и эмоциональный контекст.

    Напомнило «метод Цицерона».