«Цифровые государства»: с чего все началось +20


Иллюстрация: Жан Гранвиль PD
Консалтинговая компания Deloitte в конце 2017 года выпустила доклад о технологиях в международном государственном секторе. Главный тренд на 2018 год — то, что исследователи называют symphonic enterprise. Эта концепция подразумевает достижение кумулятивного эффекта от внедрения государством и бизнесом таких технологий как, например, блокчейн и системы искусственного интеллекта. Цель — повысить эффективность работы всего «цифрового государства» — от взаимодействия граждан, госструктур и бизнеса до реализации базовых задач по электронному документообороту.

Сегодня мы расскажем, как появлялась концепция «цифрового государства» (ЦГ), поговорим о первых примерах отдельных систем и возможностях для их интеграции.

Культурные истоки «цифрового государства»


Тема государства, в котором технологии выдвинуты на первое место, занимает особое положение в литературе. Летающий остров Лапута из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта — одна из первых теоретических моделей государства будущего, в котором главную роль играют технологии. Кстати, в самом произведении ни к чему хорошему это не привело — жители острова не справились с бытом, несмотря на все успехи в научной сфере, а власть сосредоточилась в руках одного правителя.

Элементы цифрового государства можно найти практически во всех классических антиутопиях: «О Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла. В основном писатели останавливались на средствах слежения за гражданами и утрировали их негативное влияние на свободу во всех ее проявлениях.

Роман «Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса вышел в 1929 году. Как и другие антиутопии, он рассматривал актуальные на момент написания проблемы через призму возможного будущего. Единый центр, из которого управляется огромный небоскреб-дом, можно сравнить с платформой или командным центром управления службами в современном цифровом государстве, например, в Сингапуре.

С антиутопиями всегда соседствовали утопии — книги о прекрасном технологичном мире будущего. С появлением первых компьютеров стало появляться все больше авторов, видящих в компьютеризации и роботизации если не благо для человечества, то, как минимум, норму. К таким писателям относятся десятки классиков жанра научной фантастики — например, Айзек Азимов (и его первый закон робототехники).

Популярность художественных книг и работы философов-теоретиков помогли обществу начать активное осмысление различных возможностей, которые предоставляют новые технологии, и связанных с ними рисков. Параллельно с ними начала появляться теоретическая база и практические работы, которые решали конкретные задачи и еще не могли учитывать и воплощать весь масштаб концепции «цифрового государства».

От концепций к реальным системам


Нельзя говорить о том, что теоретическая основа концепции цифрового государства развивалась и задумывалась целенаправленно как единое направление. Наоборот, такие характеристики она приобретает только сейчас, впитывая знания и опыт ряда отдельных теорий и дисциплин. Они появились не пару лет назад и прошли достаточно долгий путь до того, как было решено использовать их для цифровизации государств.

Например, кибернетика, известная нам сегодня в том виде, который был предложен Норбертом Винером в 1948 году, ранее подразумевалась как дисциплина, отвечающая за управление государством — это видение термина в 1830-х ввел Андре-Мари Ампер, французский физик, математик и естествоиспытатель. Развитие кибернетики шло вме-сте с осмыслением того, что из себя представляет «информационное общество» — это понятие зародилось в 1940-х годах. Оно связано с такими учеными как Клод Шеннон, Джон фон Нейман, Алан Тьюринг и другими именитыми представителями начала эпохи информатизации.

Одним из возможных прототипов цифрового государства в СССР была концепция первой Единой государственной сети вычислительных центров. Ее автор — Анатолий Китов. В 1956 году была опубликована его книга «Электронные цифровые машины», которую затем перевели и опубликовали во множестве стран, в том числе и в США. В 1959-м Китов предложил создать единую автоматизированную систему управления для вооруженных сил и народного хозяйства страны, но власти не поддержали идею.


/ Flickr / Seattle Munici-pal Archives / CC

В 1960-х в США начали появляться первые научные работы по электронному делопроизводству и проекты по внедрению компьютерных систем в работу госструктур. Статья сотрудника одного из подразделений министерства финансов США Хорварда Гэммона (W. Howard Gammon) «Автоматизация документооборота на предприятии» от 1954 года считается одной из первых работ, которую можно условно отнести к направлению цифровизации госуслуг.

В начале 1970-х в Калифорнийском университете в Ирвайн (Калифорния, США) была образована одна из первых крупных исследовательских групп по вопросам внедрения автоматизированных систем управления в муниципальные и государственные учреждения. Она называлась URBIS (Urban Information Systems), а ученые, которые входили в эту группу (K.L. Kraemer, G. Howe и другие) считаются одними из первых теоретиков в области цифрового государства.

В это время (начало 70-х) появились и первые европейские исследовательские группы. Здесь в лидеры вырвались Германия и Австрия — другие ведущие страны Европы присоединились к ним только в 80-е. Подробнее об истории научных работ по теме — в этой статье — «Information Technology and Government Research: A Brief History».

С развитием сетевых технологий начали появляться новые тематические направления, которые были связаны с решением отдельных задач цифровизации. Например, с подачей налоговых деклараций. Такое направление называется «efile» или «electronic filing». Его история началась с эксперимента в 1986-м году. Участвовали 5 специалистов по подготовке деклараций из Цинциннати (город на юго-западе штата Огайо, США), Роли (столица штата Северная Каролина) и Финикса (столица и крупнейший город штата Аризона).

В ходе эксперимента им удалось обработать 25 000 деклараций, а также сэкономить время и ресурсы на пересылку документов в печатном виде — и уже в следующем 1987 году количество специалистов, участвовавших в проекте, выросло до 66 человек. В 1990-м «efile» обработал 4,2 млн налоговых деклараций. В 2013-м — более 122 млн.

В СССР внедрение систем электронного документооборота (СЭД) и автоматизации делопроизводства началось в 1980-х годах в аппарате ЦК КПСС. Первые системы обладали весьма скромными возможностями — секретарь мог вводить регистрацион-но-контрольные карточки, производить поиск по ним и вести реестр документов. Только через 8-10 лет после этого начали появляться первые СЭД на предприятиях, а полноценный рынок СЭД в России зародился уже в 90-е. Впоследствии электронный документооборот охватил сферу управления знаниями и бизнес-процессами и стал весомой составляющей цифрового государства, которое начинало формироваться на пересечении разных сфер.

Завершаем минуткой терминологии


Сегодня для обсуждения темы всеобщей цифровизации используют сразу несколько близких по смыслу понятий, например — «цифровое государство» (ЦГ) и «электронное правительство» (ЭП). На самом деле, ЦГ и ЭП не являются синонимами. Это — более общее и частное понятия. Первое (ЦГ) подразумевает включение в себя второго (ЭП), но не наоборот.

Вопрос о том, что конкретно входит в состав электронного правительства, вызывает дискуссии даже среди научного сообщества. Например, ряд участников тематического форума на платформе Research Gate выдвигают гипотезу о том, что в электронное правительство входит 4 направления:

  • администрирование — ИКТ в процессах, связанных с гос. управлением;
  • предоставление госуслуг — сервисы для граждан в электронном виде;
  • вовлечение граждан в процесс принятия управленческих решений;
  • алгоритмизация взаимодействия госструктур, бизнеса и граждан.

Одна из важнейших задач электронного правительства заключается в формировании совершенно новых методов и подходов, которыми могли бы воспользоваться граждане и предприниматели для эффективного взаимодействия с госструктурами. Такие новшества должны быть построены на принципах открытости и благотворно влиять на экономическую ситуацию и состояние общественных отношений в стране. Для этого зачастую требуется полный пересмотр процессов взаимодействия на всех уровнях, принципов подбора специалистов и разработки технологических решений.

Например, правительство Австрии сформировало платформу «Digital Austria». Она координирует работу правительства, региональных властей и муниципалитетов в формате специальной комиссии, отвечающей за 4 направления:

  • информационное — обеспечение общего доступа к информации от госструктур;
  • коммуникационное — обеспечение обмена информацией с государством;
  • транзакционное — реализация госуслуг и электронного документооборота;
  • направление по персонализации — таргетирование контента по задачам граждан.

Цифровое государство (ЦГ) — это более общее понятие. Многие вспомнят Эстонию и будут правы. Эстония — один из примеров ЦГ, находящегося в процессе формирования и строительства. В следующих частях нашего «сериала» про ЦГ мы еще вернемся к терминологии и рассмотрим ЦГ через призму цифровых платформ, которые являются одной их основ развития сферы госуслуг и цифрового государства в целом.

Несколько свежих материалов из корпоративного блога 1cloud:

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (16):

  1. RouR
    /#10686034

    В 1959-м Китов предложил создать единую автоматизированную систему управления для вооруженных сил и народного хозяйства страны, но власти не поддержали идею.

    В 1958 г. А. И. Китов поставил вопрос о создании системы управления экономикой СССР на основе единой государственной сети ЭВМ в общесоюзном масштабе. Руководство Политбюро ЦК КПСС в первой половине 1960-го года проект отвергло, а сам А. И. Китов был исключён из КПСС, уволен с работы, из Вооружённых Сил и подвергся другим гонениям. Погибнуть оригинальной идее не дал директор Института кибернетики АН УССР академик Виктор Михайлович Глушков (1923—1982). Он переосмыслил проект А. И. Китова и заручился в 1962 году поддержкой А. Н. Косыгина.
    Проект ОГАС официально разрабатывался с ноября 1962 года. Внедрение планировалось в 1975, но было реализовано лишь частично. Проект окончательно закрыт в начале 1990х, в связи с переходом страны от социалистических методов управления экономикой к рыночным.

    • Ares_ekb
      /#10686236

      Кстати, альтернативная реальность, в которой проект Глушкова и Китова был реализован, описывается в «2032: Легенде о несбывшемся грядущем»

  2. stumbl
    /#10686038

    Утопия или Антиутопия будет зависеть от исходного кода. Если его напишут добрые люди, тогда это будет красивое и справедливое государство, а если преступники и маньяки — то все наоборот. Вопрос в том, кто первый додумается до того, как все это сделать. Но что-то мне подсказывает, что это будут хорошие люди.

    • VolCh
      /#10686070

      Есть ещё баги, уязвимости, костыли и т. п.

    • flancer
      /#10686314

      Мне кажется, что не так важно, кто придумал топор — добрый человек или преступник. Важнее, кто им пользуется. Пока в мире существует хотя бы один преступник или маньяк, всегда есть ненулевая вероятность попадания топора в его руки.

    • Archi_Pro
      /#10686432

      LOL
      писать будут хорошие люди — программисты на зарплате, а вот у кого они будут получать З\П и ТЗ, впрочем это и так уже ясно: система Платон, налоговые декларации и т.д. и т.п.

      • stumbl
        /#10689702

        идея как раз в том, чтобы те, кто пишут, не сидели ни на чьей зарплате и не исполняли ничьих ТЗ кроме как своих собственных. Т.е. это «цифровое государство» вне политических систем, и его гражданами являются люди со всего мира. Надмировое государство так сказать. Как говорится, вне политики и религий

        • Archi_Pro
          /#10689830

          ну всерьез надеяться на это — правовой нигилизм и слабоумие.
          Все люди абсолютно все люди — это продукт культуры и я сейчас не про балет и шоубизнес. Продвижение любых идей требует ресурсов хотя бы в виде мотивации.
          У Вас получается что какие то фрики (отщепенцы, маргиналы, представители малочисленных групп интересантов) напишут/сделают что то что будет востребованно массами причем это будет что то скучное и занудное а не очередной инстаграм, порнхаб или шоу Путь говорят.

  3. RouR
    /#10686040

    Киберсин (Cybersyn) — проект централизованного компьютерного управления плановой экономикой, реализуемый в Чили при президенте Сальвадоре Альенде в 1970—1973 годах. Проект осуществлялся под руководством британского теоретика исследования операций Стаффорда Бира. «Киберсин» вводился в очень тяжелых условиях и был введен лишь частично. Страну буквально трясло от экономической блокады, саботажа, диверсий, терактов. В октябре 1972 примерно 60% предприятий, входящих в социально-промышленную экономику страны, были присоединены к системе Киберсин. 12 октября 1972 г. крупномасштабная забастовка гремио, развернулась во всю мощь. Термин гремио обычно трактуется средствами массовой информации как «профессиональный союз», но здесь он представляет собой нечто совершенно иное (да и профсоюз по испански — sindicato). Возможно, термин «цеховая гильдия», используемый в его средневековом смысле, лучше всего передаёт содержание слова «гремио». Они, например, владели достаточным числом грузовиков, на которых в основном держалась транспортная система страны. Они также содержали лавочки, мелкие магазины и небольшие оптовые центры распределения товаров повседневного спроса. Гремио были убежденными сторонниками частной собственности, опасаясь национализации средств транспорта и распределения товаров правительством Народного единства. Фактически они располагали силой, способной парализовать обе эти системы по всей стране, к чему они и раньше предпринимали нерешительные попытки. Их проблема состояла в том, что они не могли поддержать свою «забастовку» достаточно долго, поскольку кончались деньги. В этой забастовке деньгами им помогли США, тайно выплачивая по 4 доллара в день каждому бастующему.После провала переговоров, начавшихся между правительством и группами, замешанными в забастовке, 1 ноября кабинет в полном составе подал в отставку. В ООН Альенде произнёс знаменитую речь о судьбе Чили в условиях чудовищного давления экономической блокады и тайной политической интервенции. Она вызвала симпатию всего мира, но не привела к какой-либо материальной помощи. В августе 1973 гремио предприняли вторую попытку свержения правительства. 11 сентября 1973 года Альенде погиб в результате военного переворота. К власти пришёл Аугусто Пиночет. Был создан ряд концентрационных лагерей для политических заключенных. 94% арестованных подвергались пыткам, которые стали систематической формой подавления. Диктатура продлилась до 11 марта 1990г.

    • Archi_Pro
      /#10686440

      Сюда бы еще фоточку из зала управления Киберсином
      А вообще проект Киберсин выявил несколько любопытных моментов, и я сейчас не о темпах роста пром производства, а о том что проект одинаково не нравился как номенклатуре СССР так и бизнес элитам США

  4. VolCh
    /#10686074

    А в ЦГ или ЭП входит автоматическое принятие решений согласно букве закона без субъективизма чиновников? Или, хотя бы, регистрация фактов и актов?

    • Archi_Pro
      /#10686456

      Если посмотреть на опыт использования портала госуслуг то независимая регистрация фактов очень часто устраняет субъективное влияние сотрудников, в дело уже вступают инструкции, KPI,SLA

      • JediPhilosopher
        /#10687076

        А если посмотреть на опыт использования РОИ, то независимая регистрация и обработка данных ничего не дает, так как следить-то за ней будут живые люди со своими интересами, и окончательное решение принимать будут тоже они. Ни одна инициатива, набравшая на РОИ 100к, не была не то что принята, а даже доведена до Думы (хотя изначально это обещалось автоматически), все были зарезаны какими-то мутными комитетами как в анекдоте:
        — Эксперты говорят что это не нужно
        — А люди говорят что нужно!
        — Но люди-то не эксперты!

        Никогда никто в здравом уме не даст всяким айтишным системам полную и неограниченную власть в принципальных вопросах. В мелочах — типа кому там паспорт выдать или штраф выписать — да, в важных вещах — нет. Всегда оставят рычаги для ручного принятия решений в свою пользу.

        Причем такие ситуации весьма очевидны и их во всякой фантастике можно встретить. Например в Appleseed — там дедки, обслуживавшие местный ИИ, втихаря его отключили и принимали решения за него сами.

        • Archi_Pro
          /#10687116

          даже спорить не буду. Все решает петля обратной связи, а пока у нас рыночек то эта петля представляет из себя личную заинтересованность выраженную в денежных знаках.
          В конечном итоге я так полагаю и инициативы граждан о том же, как сделать так что бы личных денег стало больше.
          Но РОИ — это очевидный симулякр