Один год в Фигме. О плюсах и минусах дизайн-инструмента субъективно +8




Последний год я использую Figma. Скорее всего Вы уже о ней слышали. В этой статье я опишу недостатки и преимущества, опираясь на личные наблюдения. Всё сказанное будет носить субъективный характер. Я начал пользоваться Figma еще в тот момент, когда логика работы с компонентами была очень сырой. За год почти незаметно происходила эволюция. Сегодня элементы внутри компонента взаимодействуют между собой более логично и упорядоченно. Тем не менее, недостатки все еще есть…


Эволюция невозможна без участия потребителей


Команда Figma слушает нас — пользователей, а значит у нас есть вера в идеальный инструмент, в который со временем возможно превратится Figma. Мне на примере собственного продукта удалось заметить, насколько выросла производительность среды за последние несколько месяцев.

Они видимо не ожидали такого количества компонентов


Когда я разработал свою первую дизайн-систему в Figma в начале этого года, я столкнулся с порогом производительности. “Упс, кажется они не ожидали настолько много компонентов” — подумал я, после очередного длительного ожидания, пока в моем продукте перересуется primary color для всех темплейтов. Он используется в более чем сотне компонентов.

Я буквально ощущал улучшения производительности


Постепенно, в процессе разработки своей системы я стал подмечать, что многие процессы в Figma стали происходить быстрее. Поскольку мне постоянно приходилось изменять миллион мелочей для множества объектов, то я сразу фиксировал моменты, когда это начинало происходить быстрее. Потом еще быстрее. Потом еще. Они явно что-то оптимизировали, словно раньше не было повода. Figma — продукт классный, но не лишенный недостатков. Я перечислю три основных, которые по-моему мнению снижают скорость работы:

Отсутствие глобальных цветов


До сих пор приходится вкладывать цвет в виде компонента в каждый модуль, чтобы получить гибкую для кастомизации дизайн-систему. Они уже работают над этим, но тем не менее. Я считаю, что внедрение глобальных цветов может сильно улучшить производительность объемной атомарной системы. Сотни компонентов избавятся от лишнего вложенного элемента, который необходимо перерисовывать всякий раз, когда вы меняете цветовую схему.

Отсутствие поиска по локальным компонентам


Поиск становится доступным только после публикации в team library. Допустим, это приемлемо для команд. Но неприемлемо для фрилансера, который хочет пользоваться своей дизайн-системой для собственных клиентов. Он клонирует её для нового клиента и быстро кастомизирует по его запросам. И ему, кстати тоже нужен поиск. И абсолютно не нужны фичи команды.

Без поиска работа во вкладке ‘Components’ (Alt-2) становится крайне затруднительной, если вы оперируете среди 500+ модулей.


Затруднительная работа в Instance, если компонентов много


Это становится важным, когда компонентов много, и у них много схожих дубликатов, но с небольшими изменениями. Например десяток карточек, сотни иконок. Вы не сможете быстро найти нужный модуль карточки в выпадающем списке, если они называются Card 1, 2, 3, 4…. N. И не очень удачная идея превращать название компонента в его описание.

Честно говоря, я не хотел бы напугать вас этими недостатками. Я прекрасно понимаю, что у команды разработчиков гигантский to-do list и всем клиентам не угодить, пытаясь исполнить пожелания каждого. Ведь компании приходится балансировать между движением по собственной бизнес-траектории и между сотнями новых запросов, которыми ежедневно пополняется раздел Feature request в чате. Плюсов масса, отмечу лишь те, которые вызывают восторг лично у меня.

Компоненты


Сам принцип компонентов — восхитителен. Например, вы смещаете любой элемент внутри компонента и он смещается в десятках или сотнях подчиненных. Массовое редактирование всего за 3-5 действий.

Умное прилипание


Snap настолько хорошо продуман и чувствителен, что вы можете работать с множеством объектов сразу на большом отдалении. Вы будете двигать и перемещать их и не беспокоиться о том, что они не попадут в сетку.

Умное выделение


Я выделяю множество объектов и не боюсь промахнуться, т.к. выделение сохраняется в истории действий. А если комбинировать выделения с зажатием Ctrl/Alt клавиш, то много рутинных действий переходят в режим полу-автомат.

Как и говорилось в самом начале, всё сказанное — субъективно. Сегодня у нас уже есть прекрасная возможность выбрать себе инструмент дизайна по душе и по предпочтениям ОС! И я уверен в будущем этих возможностей станет еще больше.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (4):

  1. mordecainen
    /#10791720

    Интересно. Но меня, как желающего попробовать инструмент в деле, пугает отсутствие «живой обратной связи» от дизайнеров, уже плотно работающих с Figma. Подскажите, какие есть плюсы от разработки в этом приложении мелких проектов типа лендингов, сайтов-визиток и т.д.? Если есть, то в чем? Нативное приложение обладает хорошей скоростью работы? Ему нужно интернет-соединение для работы? стандартный авральный режим, когда один еще рисует, а другой уже верстает, я так понимаю, здесь реализован как нигде лучше, но не случится ли так, что кодер не заметит внесенных изменений?

    • kamushken
      /#10791734

      Фигма абсолютно не исключает возможностей быстрее выполнять типичные дизайнерские задачи. А прогеры / верстаки быстрее забирают все ресурсы, благодаря hand-off'у. У них все обновляется в real-time, поэтому упущения почти исключены. Но вот интернет-соединение по-моему требуется обязательно. Всё еще…

    • conscientiam
      /#11335488

      Я уже около полугода использую фигму как раз для рисования лендосов, одностоаничников и небольших сайтов. Пробовал собрать полноценный магазин (больше 50 уникальных страниц), но в итоге пришлось разбить проект на две части, так как фигма в какой-то момент стала загружать проект минут по 5.
      По субъективным ощущениям рисовать простые странички здесь удобнее чем в фотошопе, люстре или хд (скетч, к сожалению не довелось попробовать), но есть несколько недостатков из-за которых фигма для меня все ещё второй инструмент после фотошопа:


      • слабые возможности работы с текстом. Они и в фотошопе не то что бы супер, но тут ещё меньше возможностей — иногда это критично.
      • Нет модулей или расширений. Я например страдаю без возможности выравнивать объекты не по центрам а по расстоянию между ними.
      • Нет возможности отмечать слои цветом. Мелочь, но для крупных проектов не хватает.
        Из очень крутых фишек могу выделить возможность прототипирования. Клиентам нравится, когда вместо набора картинок ему присылают динамичный прототип, где можно покликать и в живую посмотреть как выглядят различные состояния и экраны. Это прямо киллер фича.

      Интернет соединение нужно даже с десктопным приложением. Но из него можно сохранять фигмовские файлы, открывать и работать с ними без интернет соединения. Плюс оно даёт возможность добавлять не гугловские шрифты.


      Верстальщик у нас всегда начинает работать до окончания работ дизера и, если вносятся правки в уже согласованный макет, то просто текстом оставляем Заметки на полях. Встроенный функционал для замёток нам не зашел — не удобно.

      • dom1n1k
        /#11336366

        И с текстом слабые возможности, и с цветом.