Изучаем коня (часть 4) +37


Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.

В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. Но вот он и вышел. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.

Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.

Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

Предыдущие статьи цикла:

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3).

История


В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakac) название его переводится как «прыгун», «скакун».

А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Ход конем


Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.

Для чего я это делаю – когда дети ассоциируют ход конем с простой для себя буквой, они так же пытаются сказать себе, что это простая фигура. Как бы не так! Если проходить коня с таким подходом – то Вы его не укротите. Скольких ребят (и не только ребят – а и вполне зрелых мужей за доской) я видел которые коня не чувствуют и не понимают. Да – они знают ход, которым конь ходит, но одного этого мало.

С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.



Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.

Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.

Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону». Вот так (наша буковка Г):



Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку». Вот так:



Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.

Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки. А теперь собственно к ним самым — к задачам.

Приручение коня (этап 1)


Один в поле воин


Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.

Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.

Задание 1



Решение


Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!





Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).

Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.

Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.

Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. А это задание, в этом плане, подходит идеально. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! Наша цель – показать траекторию движения конем.

Задание 2



Решение


Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.

Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.

Задание 3



Решение


После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.

На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Это принцип педагогики. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. А потом эти знания применяем. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений.

Кратчайший путь


Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).

Задание 1



Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение


Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.

Задание 2



Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.

Решение


Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3



Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.

Решение


Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.

Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.

Дрессировка коня (этап 2)


Лабиринт


Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.

Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.

У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.

И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.

Задание 1. Задача на упертость



Решение


В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.

Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.

Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.

Задание 2. Конь умеет танцевать



Смешно? А тем не менее. Смотрите.

Решение


В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.

Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.

Задание 3. Ипподром


Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.

Решение


После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.

А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.


Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.

Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).

Задание 1



Решение


Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.

Задача 2



Решение


Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.

Задание 3



Решение


Ристалище (этап 3)


Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

Захват контрольного поля


В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?

Задание 1



Решение


В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.

Задание 2



Решение


Задача аналогичная первой. Без комментариев.

Задача 3



Решение


Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Ограничение подвижности


В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.

Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.

Задание 1



Решение


Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.

Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.

Задание 2



Решение


Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.

Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.

Задача 3. Охота на мустанга



Решение


В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.

Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.

Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?

Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.

Учимся нападать (этап 4)


Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру


В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.



Решение



Решение


Напади на две фигуры


Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.

Задание 1.



Решение


Задание 2.



Решение


Задание 3.



Решение


Побей незащищенную фигуру


В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.



Решение




Решение


В бой! (этап 5)


Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.

Перехитри часовых


Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.

Задание 1



Решение


Про нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.

Задание 2



Решение


Почему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.

Задание 3



Решение


Когда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.

Сними часовых


Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.

Задача 1



Решение


Опять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…

Задание 2



Решение


Более интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.

Задача 3



Решение


И здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.

Захват контрольного поля


И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.

Задание 1



Решение


Задание 2



Решение


Задание 3



Решение


Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.

Ограничение подвижности


И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.

Задача 1



Решение


Задача 2



Решение


Задача 3



Решение


Выпускной экзамен (этап 6)


Игра на уничтожение


Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.

Задание 1



Решение


Задание 2



Решение

Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 3



Решение

Порядок ходов помечен цифрами.

Задание 4



Решение


Заключение


Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.

Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Танцами, например. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем.

Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.

Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.

Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка? А если Вы вдобавок еще и требуете результат?

Я использую шахматы как инструмент для развития. Но не в коем случае не как цель. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. На это надо годы времени и море работы. Причем — работы тренера с опытом. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Но сами не беритесь.

Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Курс И.Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.

P.S. Меня иногда в комментариях спрашивают по поводу занятий с более младшими детьми (4-5 лет). Могу сказать что у И.Г. Сухина есть книга «Шахматы для самых маленьких». Там возраст как раз с 3-4 лет. Вполне доступно для ребенка этого возраста. Научить ходить фигурами по этой книге можно. Она ежегодно переиздавалась с 2000 года, последнее переиздание было в 2018 году.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (31):

  1. Jahak
    /#18763637

    Интересно, пишите почаще пожалуйста.

  2. vics001
    /#18764419 / +1

    В некоторых задачах, возможно, необходимо объяснить принцип решать от обратного. Если конь должен оказаться тут, какой ход должен быть предыдущим.
    В любом случае перебирать варианты только в прямую сторону, гораздо медленнее (если не забыть и не запутаться), чем в 2 стороны одновременно.

    • old_gamer
      /#18764425

      Тоже заметил, что так гораздо быстрее. Вопрос, надо ли это объяснять ребенку, не ухудшит ли это видимость?

      • andyshark1974
        /#18764449

        Не всегда, бывают разные ситуации. Поэтому не объясняю напрямую.

        Ребенку интересно решать эти задания потому что:
        1. Они решаемые
        2. Они решаемые им (!!!), и дети про это знают уже через некоторое время. Они решение задач воспринимают как головоломки для себя. Причем многие понимают что в дальнейшем это приведет к поиску подобных решений в процессе игры. Но обычно процесс понимания для чего эти задачи решаются приходит к ним только через полгода-год где-то. На этом этапе им пока интересны сами головоломки.

    • andyshark1974
      /#18764437

      Решение от обратного имеет право на жизнь, но… Я не объясняю его сам детям. Кому надо — тот до него доходит. Некоторым удобнее решать напрямую, некоторым от обратного. Может так случиться что ребенок более восприимчив к прямому решению, а вы ему навяжете обратное.

      P.S. Сам решаю от обратного, но видел детей которым это не комфортно. Поэтому в последнее время если ребенок сам нашел такой вид решения — объясняю ему, если не нашел — пробую показать и смотрю на реакцию. Может не воспринять.

  3. koropovskiy
    /#18764785

    Спасибо за продолжение.

    • andyshark1974
      /#18764813

      Насколько такая подача удобнее? Я конечно внес не абы какие изменения, но постарался побольше структурировать материал и дать диаграммы с ответами (мало ли, в дальнейшем могут пригодиться — когда дойдем до мата в 2 хода например).

      • koropovskiy
        /#18764865

        Ответы нужны чтобы не искать их самому :) но так мне менее интересно. Я стараюсь на ответы не смотреть :) Чтобы для себя понять сложность надо решить самому. Сейчас вот сижу и смотрю на первых часовых. Перебор сбоит. :/

        • andyshark1974
          /#18765091

          Надо делать на доске. Я уже неоднократно об этом писАл :-) Тогда будет легче находить решения. И движение будет мысли. Если делать в уме — толку мало. Тренировка идет через мышцу руки, давно известно всем шахматным тренерам и педагогам :-)

          • DS28
            /#18765813

            Если делать в уме — толку мало. Тренировка идет через мышцу руки, давно известно всем шахматным тренерам и педагогам
            На первых порах — да, пожалуй. Но потом следует считать в уме, как если бы играл с реальным противником за доской…

            • andyshark1974
              /#18765901

              Это да. Но как только возникает пробуксовка в решении — сразу за доску. Я имел ввиду уровень начинающий-средний.

  4. alex005
    /#18765561

    Изучаем коня! Почему нет задания, как закрыть все 64 клетки последовательным ходом коня? Кстати, после выполнения этой последовательности всплывают очень интересные особенности коня. Помнится, это мы делали даже на листочке бумаги и без шахматной доски.

    • andyshark1974
      /#18765907

      Я давал раньше детям задания подобного типа, но потом пришел к выводу что они им не нужны и не интересны. Уровень начальной школы. Им задача прохода конем по доске не очень дается. Хотя бывало я им стишок давал почитать, про прохождение коня по доске.

      Алеет Осень Ценными Дарами,
      Еще Один Животворящий День.
      Хлеба Червонят Желтыми Шнурами,
      Хрустальных Вод Философична Сень.

      и так далее. Вот это их смешит :-)

      • alex005
        /#18765999

        Стихи Панова, не знал, что он интересовался проходом коня. Сейчас покапался и нашёл школьную тетрадку с попытками пройти все поля, заканчивается несколькими успешными и все, действительно видимо не интересно.

        • andyshark1974
          /#18766029

          Я помню сам в школе проходил, но это было в старшем возрасте. Тогда было прикольно. А по младшим я смотрел в самом начале преподавательского пути — нет, им это не интересно. Слишком долгое задание. Можно попробовать конечно дать на маленькой доске, но опять же — не уверен.

          Я не написал тут еще задания типа такого — пройди конем из угла в угол, пройди конем с первой до последней горизонтали, сколько ходов надо сделать чтобы попасть конем на соседнюю по диагонали (горизонтали/вертикали) клетку. Но детей эти задания не слишком увлекают. Поэтому я их бывает даю, бывает не даю. Тут писать про них не стал :-)

  5. DS28
    /#18765797

    Ответа на комментарий не требуется, т.к. результат известен по прошлым статьям и комментариям к ним…

    Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка.
    Как обычно, недоказанное утверждение.

    … полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь..
    Ваша позиция ясна: спортивные шахматы — зло, а общеобразовательные — добро… А может быть это просто специфическое представление о спортивных секциях…

    Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка?
    Маркетологи, конечно, убедили всех, что стресс — это плохо и его нужно избегать, но это не совсем так. «Стресс» — это нормально. Почти каждое изменение в жизни ребёнка — это стресс (решение ваших задач с конём — это тоже стресс). Суть в том, чтобы ребёнок мог с ним справиться, адаптироваться к новым условиям и с этим ему можно помочь. Вся наша жизнь — стресс, начиная с рождения.

    • andyshark1974
      /#18765913

      Я ни разу и нигде не сказал что спортивные шахматы зло. Просто они не для всех.

      Про остальное — согласен. Ответа не требуется :-)

      • DS28
        /#18766041

        Я ни разу и нигде не сказал что спортивные шахматы зло. Просто они не для всех.
        Хорошо, "спортивные шахматы — это зло для детей" — так я правильно передаю вашу мысль? Если ребёнок семи лет ходит в спортивную секцию по шахматам — это издевательство над ним, а если к вам — то нет?

        • andyshark1974
          /#18766055

          Еще раз — Вы лично ходили в спортивную секцию? В курсе нагрузок которые там есть? А то что тебя могут выкинуть на свалку если ты не даешь результата?

          Спортивные шахматы — это просто спорт. С его плюсами и минусами. Мне он интересен постольку поскольку. Если ребенок хочет получить результат — почему бы и нет. Но я сначала родителям объясняю все плюсы и минусы такого решения. Их дело принять или отвергнуть мое мнение. Я своих детей пропускаю через образовательные шахматы, но результата от них не требую.

          Ниже сбросил ссылку на подкаст. Послушайте. Я сам не люблю вдиеоинструкции и подкасты, но этот послушал. Достаточно интересно. Слово шахматы там не звучит, но тема как раз нашего длительного (пока длительного, скоро перейдет в вечный) спора. Просто слово балет замените например на слово шахматы. Разницы не будет.

          • DS28
            /#18766091

            Вы лично ходили в спортивную секцию? В курсе нагрузок которые там есть?

            1) Личный опыт — это так себе аргумент. Вот у вас плохой личный опыт и вы считаете, что все спортивные секции — плохие. Собственно с этим я и спорю… Не будьте категоричны в своих взглядах, допускайте, что бывает иначе — и никаких претензий.
            2) Но раз для вас это очень важно — ходил.
            А то что тебя могут выкинуть на свалку если ты не даешь результата?/
            Наверняка есть и такие секции, хотя сомневаюсь, что ребёнка в 7 лет выкидывают на свалку за невысокую результативность)) Метафоры сильные, но не в тему…

            У вас очень своеобразный взгляд на шахматы:
            С одной стороны «образовательные шахматы» — как факультатив в школе (научить всех как ходят фигуры и поигрывать на уровне 4 разряда)
            С другой стороны «спортивные шахматы» — как ежедневные многочасовые тренировки на результат (судя по метафорам про выбрасывание на свалку и теме подкаста по ссылке)
            А где тогда всё остальное?

            • andyshark1974
              /#18766145

              У нас к сожалению все остальное сильно развалено. В нашем городе например (Волгоград) — шахматы уже на дне — в ил закапываются. Единственное что остается тренерам — давать результат. Они за детей грызутся.

              Родители тоже хотят из нашей дыры выбраться, потому детей стараются пропихнуть повыше — на результат.

              Последствия того что надо работать на результат — далеко ходить не надо. Образование все работает на результат (ЕГЭ, конкурсы и прочее). Наблюдая уже год систему изнутри — там все еще хуже. Но это уж точно не тема в комментариях и не на этом сайте.

              Как там говорится — это мое личное мнение? :-) Вполне возможно все вместе накладывается и дает такую картину мира. Но где просвет? Почему в Дагомысе на «Шахматном Всеобуче» все грызутся за то какую программу школьную давать? И дать программу хотят сразу и одну на всех (вспомнилась басня о квартете...)

              Для того чтобы понять разницу между спортивными и образовательными шахматами — надо дать возможность провести нормальный эксперимент хотя бы в одной школе, без вставляния палок в колеса. Но увы — это невозможно.

              Помните ту мою первую статью — «Бойтесь шахмат, вам навязываемых»? Я побывал месяц назад на веб-семинаре автора. Вот это жесть! Мое мнение тут даже самое белое и пушистое! Они курс тестируют на шахматной школе и школе при Управлении делами президента! Елки! Я молчу о мотивации и уровне детей которые там учатся. А то что они пытаются потом этот курс распространить на всю страну — от городов миллионников до сел… Вот это самое то!..

              • DS28
                /#18766315

                У нас к сожалению все остальное сильно развалено.
                Тем не менее, всё остальное относится к спортивным секциям, в моём понимании. И в них тренируют по «спортивным» программам, но без выкидывания на свалку. До 3-2 разряда могут тренировать и перворазрядники.
                Если есть сильные тренера, могут и дальше (с поездками по России на соревнования).

                Единственное что остается тренерам — давать результат. Они за детей грызутся.
                Но не выкидывают на свалку же?))
                Родители тоже хотят из нашей дыры выбраться, потому детей стараются пропихнуть повыше — на результат.
                Это к родителям, не шахматы в этом виноваты.

                Проблем в образовании много и я бы не назвал среди них ЕГЭ. Поэтому всё, что касается образовательной системы в стране не комментирую.

  6. multik
    /#18767301 / -1

    Почему не рассмотрен мат двумя конями?

    • andyshark1974
      /#18767445

      Если Вам это поможет — ловите.

      • multik
        /#18768837

        Я это знаю, но в теме — этого недостаёт. И как видно из комментариев ниже — это важное упущение. Изучение шахмат, после изучения того как ходят фигуры — начинается с изучения эндшпиля, потому как человек должен знать как реализовать преимущество, заработанное в дебюте и мидэндшпиле.

        • DS28
          /#18768911

          Не реализуется такое преимущество…
          Я изначально перепутал — можно выиграть королём с двумя конями только против короля с пешкой, например…
          Просто два коня мат не ставят (на диаграмме сверху ошибка — ход чёрных Крa8??, правильно — Крc8! с ничьёй).

          Изучение шахмат, после изучения того как ходят фигуры — начинается с изучения эндшпиля
          Важный нюанс — эти уроки пока только по теме «как ходят фигуры». Матование будет следующим этапом, когда все фигуры будут изучены. Поэтому ваш запрос опять же не в тему.

          • w1nterfell
            /#18770053

            ИМХО, если король идет в с8, то второй конь из d5 идет не в c7, а в е7, нет?

            • DS28
              /#18770127

              Я не против, пусть идёт))
              n. Кde7+ — Крd7.

    • DS28
      /#18767721

      upd. Всё же поставить мат с игры нельзя при правильной защите противника. Поэтому и не рассмотрен…

      • andyshark1974
        /#18767739

        Мат двумя конями не ставится. Ну правда если противник дебил как на диаграмме выше…