Вот куда ушли ваши детские воспоминания  



Вот куда ушли ваши детские воспоминания +21

Мозгу необходимо забывать, чтобы расти




Мы называли их камнями фей. На самом деле это были просто цветные камешки гравия – такие, которые можно купить для украшения аквариума – встречавшиеся в песочнице, где я играл в дошкольные годы. Но мы с моими одноклассниками наделяли их волшебными свойствами, охотились за ними, как за сокровищами, и тщательно сортировали на кучки из сапфиров, изумрудов и рубинов. Одно из самых ранних моих воспоминаний – как я просеиваю песок в поисках этих загадочных драгоценных камней. В то время мне было не больше трёх лет. Мои воспоминания, связанные с детским садом, тоже ограничены отдельными эпизодами: обведение букв на бумаге розовым пунктиром; просмотр фильма о жителях океана; мой учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы могли рисовать автопортреты пальцами.

Когда я пытаюсь вспомнить жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают только эти проблески – эти чиркания спичкой в темноте. Однако я уверен, что я столько всего почувствовал, подумал и выучил. Куда делись все эти годы?

Психологи называют эту ярко выраженную забывчивость "инфантильной амнезией". В среднем воспоминания людей простираются не далее, чем возраст в 3,5 года. Всё время до этого – тёмная бездна. «Этим явлением интересуются давно, — говорит Патриция Бауэр из Университета Эмори, ведущий эксперт по развитию памяти. – Оно требует нашего внимания, потому что представляет собой парадокс: очень маленькие дети демонстрируют свидетельства наличия у них воспоминаний о событиях их жизни, однако во взрослом возрасте у нас остаётся относительно мало подобных воспоминаний».

В последние несколько лет учёные, наконец, начали разбираться в том, что конкретно происходит в мозге в то время, когда мы отказываемся от воспоминаний о самых ранних наших годах. «Сейчас мы добавляем к этой истории биологическую основу», — говорит Пол Фрэнклэнд, нейробиолог из Госпиталя для больных детей в Торонто. Новые данные говорят о том, что в качестве необходимого этапа пути к взрослению, мозг обязан оставить позади большую часть детства.

Зигмунд Фрейд дал инфантильной амнезии её название в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои ранние годы в результате подавления беспокоящих их воспоминаний о сексуальном пробуждении. И хотя несколько психологов поддерживали это утверждение, большинство обычно считало, что объясняет это явление то, что у детей не происходит формирования стабильных записей до возраста в 7 лет – хотя у этой идеи и было весьма мало доказательств. Почти 100 лет психологи считали, что воспоминания о младенчестве не сохраняются, поскольку они изначально были ненадёжными.

Конец 1980-х отметил начало реформирования детской психологии. Бауэр и другие психологи начали испытывать память детей через последовательность действий – например, построив простой игрушечный гонг, и ударив в него, а затем следя, сможет ли ребёнок сымитировать действия в правильном порядке через промежуток времени от нескольких минут до нескольких месяцев.

Эксперимент за экспериментом демонстрировал, что память у детей возрастом до 3 лет на самом деле сохраняется, хотя и с определёнными ограничениями. В возрасте 6 месяцев воспоминания сохраняются, по меньшей мере, сутки. В 9 месяцев – на месяц. К двум годам – на год. В знаковом исследовании 1991 года [Hamond, N.R. & Fivush, R. Memories of Mickey Mouse: Young children recount their trip to Disneyworld. Cognitive Development 6, 433-448 (1991)] учёные обнаружили, что дети возрастом в 4,5 года способны вспоминать в деталях поездку в Мир Диснея, имевшую место за 18 месяцев до этого. Однако в возрасте 6 лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. В эксперименте 2005 года, проведённом Бауэр и её коллегами, дети возраста 5,5 лет вспоминали более 80% событий, происходивших с ними в возрасте 3 лет, а дети возраста 7,5 лет вспоминали менее 40% [Van Abbema, D.L. & Bauer, P.J. Autobiographical memory in middle childhood: recollections of the recent and distant past. Memory 13, 829-845 (2005)].

Эта работа обнажила противоречие в самом центре инфантильной амнезии: младенцы могут создавать и вызывать воспоминания о первых годах своей жизни, однако большая часть этих воспоминаний в итоге исчезает со скоростью, превышающей типичную скорость забывания прошлого у взрослых.

Возможно, решили некоторые исследователи, для долгосрочного хранения воспоминаний требуется язык или самосознание, которых нам не хватает в детстве. Но, хотя вербальное общение и осознание себя, несомненно, усиливают память человека, их отсутствие не может полностью объяснить инфантильную амнезию. Ведь у определённых животных, с достаточно сложным и крупным, по отношению к размеру их тела, мозгом – например, у мышей и крыс – нет никакого языка, и, вероятно, нашего уровня самосознания, а они точно так же теряют воспоминания, полученные в детстве.

Возможно, рассуждали исследователи, у этого парадокса имеется более фундаментальное физическое основание, общее для людей и других млекопитающих с крупным мозгом. Вопрос только – какое?



Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг продолжает развивать часть фундаментальных контуров и заниматься утолщением электрических путей жировой тканью, чтобы их проводимость увеличивалась. Во время всплеска роста мозг наводит бесчисленное количество новых мостов между нейронами. На самом деле, в ранние годы у нас есть гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте; большая их часть удаляется. Вся эта дополнительная мозговая масса – это сырая глина, из которой наши гены и опыт лепят мозг, подходящий для конкретного окружения. Без такого податливого мозга дети никогда не смогли бы выучить так много за такое короткое время.

Как обнаружила Бауэр с коллегами, такая адаптивность имеет свою цену. В процессе длительного развития мозга вне утробы, сложная и большая сеть различных участков мозга, ответственных за создание и поддержание памяти, находится в процессе создания, поясняет Бауэр, и у неё не так хорошо получается формировать воспоминания, как будет получаться у взрослого. В результате долговременные воспоминания, созданные в первые три года жизни, оказываются наименее стабильными из всех сделанных нами воспоминаний, и они очень легко разрушаются с возрастом [Bauer, P.J. The Life I Once Remembered www.zerotothree.org (2009)].

Ранее в этом году Фрэнклэнд с коллегами опубликовали исследование, показывающее другой способ потери мозгом детских воспоминаний: они не только деградируют, но и прячутся [Akers, K.G. et al. Hippocampal neurogenesis regulates forgetting during adulthood and infancy. Science 344, 598-602 (2014)]. Несколько лет назад Фрэнклэнд с женой Шиной Джоселин – также работающей нейробиологом в Госпитале для больных детей – начали замечать, что исследуемые ими мыши хуже справлялись с определёнными тестами для памяти, пожив в клетке с беговым колесом.

Как было известно паре, упражнения на беговом колесе способствуют нейрогенезу – росту новых нейронов – в гиппокампе, участке мозга в форме морского конька, необходимого для работы памяти. Но если нейрогенез в гиппокампе взрослого, вероятно, вносит вклад в возможности обучаться и запоминать, Карл Дейссерот из Стэнфорда и другие предположили [Deisseroth, K. et al. Adult excitation-neurogenesis coupling: mechanisms and implications. Stanford University], что он также может способствовать процессу забывания. Как в лесу может уместиться некое максимальное количество деревьев, так и в гиппокамп умещается некое максимальное количество нейронов. Новые клетки мозга заполоняют территорию, где расположены другие нейроны, или даже полностью их заменяют, что может сломать или поменять небольшие контуры, в которых хранятся отдельные воспоминания. Поэтому, возможно, высокая скорость нейрогенеза в детстве частично ответственна за детскую амнезию.

Чтобы проверить эту идею, Фрэнклэнд и Джоселин перенесли маленьких мышат и взрослых мышей из пластиковых контейнеров размером с коробку для обуви, которые они знали всю жизнь, в большие металлические клетки, ранее ими невиданные. В новых контейнерах они несильно били лапки мышей током. Мыши быстро выучились связывать металлические клетки с ударами током, и в страхе цепенели каждый раз, возвращаясь в это место.

И в то время, как мышата начинали забывать об этой связи уже на следующий день – и расслабляться после переноса в металлическую клетку – взрослые мыши никогда не забывали об опасности. Но когда взрослые, после получения ударов током, наткнулись на беговое колесо, и начали использовать его, стимулируя нейрогенез, они стали повторять поведение мышат, забывая об опасности. Сходный эффект имел "Прозак", стимулирующий рост нервных клеток. И наоборот, когда исследователи подавляли нейрогенез у мышат при помощи химических или генетических средств, молодые животные формировали более стабильные воспоминания.

Чтобы детально рассмотреть то, как нейрогенез может менять память, Фрэнклэнд и Джоселин использовали вирус, чтобы вставить ген флуоресцентного белка в ДНК новых клеток мозга мышей. Светящаяся краска позволила рассмотреть, что новые клетки не заменяют старые; они соединяются с существующими контурами. Это говорит о том, что технически, множество мелких нейронных контуров, хранящих наши ранние воспоминания, нейрогенез не стирает. Вместо этого они основательно перестраиваются, что, вероятно, объясняет сильное затруднение доступа к изначальным воспоминаниям. «Мы думаем, проблема в доступе, — говорит Фрэнклэнд, — но и в семантике тоже. Если к памяти невозможно получить доступ, она, по сути, стёрта».

Эта реструктуризация контуров памяти означает, что хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно исчезают, другие остаются, но претерпевают изменения и искажения. Исследования показывают, что люди способны извлекать хотя бы некоторые детские воспоминания, реагируя на определённые запросы – вытягивающие, например, самые ранние воспоминания, связанные со словом «молоко» – или представляя дом, школу или определённое место, связанное с определённым возрастом, что позволяет относящимся к нему воспоминаниям всплывать самостоятельно.

Но даже если мы сможем распутать несколько отдельных воспоминаний, переживших беспокойные циклы роста и увядания в мозгу ребёнка, мы не можем доверять им полностью; некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными. В ходе передового исследования Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине показала, что самые ранние наши воспоминания представляют собой неразделимую смесь настоящих воспоминаний, информации из рассказов других людей и выдуманных подсознанием сцен.

В одном из наборов революционных экспериментов, проведённых в 1995 году, Лофтус и её коллеги предлагали добровольцам короткие рассказы об их детстве, предоставленные их родственниками [Loftus, E.F. & Pickrell, J.E. The formation of false memories. Psychiatric Annals 25, 720-725 (1995)]. Но участники не знали, что одна из этих историй – о том, как они в пять лет потерялись в торговом центре – была выдуманной. Однако же четверть добровольцев заявили, что помнят об этом. И даже когда им сообщали, что одна из прочитанных ими историй выдумана, некоторые из них так и не поняли, что выдуманной была история о торговом центре.

Когда я был совсем маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот, что я помню: был декабрь, и я смотрел, как игрушечный поезд ездит по кругу по рождественской деревне. Когда я обернулся, мои родители пропали. Ужас холодной патокой стекал по моему телу. Я начал рыдать и ходить по парку в поисках родителей. Ко мне подошёл незнакомец и отвёл к гигантскому зданию, на котором были расположены телеэкраны, транслировавшие видео с камер безопасности всего парка. Увидел ли я там моих родителей? Я не увидел. Мы вернулись обратно к поезду, где и нашли родителей. Я побежал и бросился к ним в объятия, переполненный радостью и облегчением.

Недавно, впервые за долгое время, я спросил у мамы, что именно она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что это была весна или лето, и что она и вся моя семья в последний раз видели меня рядом с лодками аттракциона «Круиз по джунглям», а не рядом с железной дорогой, которая находилась у входа в парк. Как только они поняли, что я пропал, они пошли в бюро находок. Работник парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня утешили при помощи мороженого.

Было неприятно узнать о таком серьёзном противоречии с тем, что я считал достаточно точным воспоминанием, поэтому я попросил маму поискать в наших семейных фотоальбомах какие-то доказательства. Но она смогла найти лишь фотографии с более ранней поездки. Мы, наверно, никогда не получим твёрдых доказательств произошедшего. У нас останется нечто более эфемерное: эти крохотные угольки прошлого, находящиеся в нашей памяти, мерцающие, как золото дураков.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (46):

  1. saboteur_kiev
    /#18768305

    Кстати, одна из значимых проблем воспоминаний — восстановление правильного порядка событий.
    Как пример — ребенок связал железную дорогу и пропажу родителей, а не лодки из «Круиз по джунглям» и пропажу родителей.

    Это очень часто встречается — есть множество воспоминаний, но связать их в правильную последовательность не удается, поэтому возникают подобные казусы, когда соединяешь несвязанные события в последовательность, додумывая на ходу.

  2. Tarson
    /#18768471 / +3

    Так это от возраста несильно зависит. Попробуйте вспомнить как вы встречали новый год, допустим 15 лет назад и до сегодняшнего дня. Провалы и спутанности будут грандиозные. А это у многих по идее само по себе запоминающееся событие. И попробуйте просто вспомнить что вы делали три года назад в апреле, то, если вы не падали с небоскреба в это время, то вы сильно удивитесь, как мало или вовсе ничего вам удастся вспомнить.
    Я тоже задумывался о редкости и фрагментарности детских воспоминаний, но потом осознал, что это проблема не только периода детства.

    • USBLexus
      /#18770063

      Я прекрасно помню свое детство, вплоть до запахов и вкуса творога. Я помню собаку которая умерла когда мне было меньше трех лет. Многие дни со школы и детского сада я помню в мельчайших подробностях хотя сейчас мне уже за 30, что со мной не так?

      • sapient
        /#18770467

        Мозгу необходимо забывать, чтобы расти

        • USBLexus
          /#18770529

          Видимо мой не растет, хотя нет, у него прекрасно получается забывать даты и числа

          • sapient
            /#18770559

            Значит события того времени были сильно важны для мозга. Или же часто вспоминаете те времена, мозг обновляет инфу, правда, с искажениями.

            • USBLexus
              /#18770733

              Если воспоминание о том, как я грыз пластмассовый самолетик 30 лет назад важнее даты вылета и номера рейса, то вызывает сомнения адекватность таких приоритетов

              • sim31r
                /#18771267

                Цифры вообще плохо запоминаются, это не корректный пример. С цифрами работает кора мозга, эта самая молодая часть мозга и весьма несовершенная, так как эволюция только начата этой части мозга (тысячи лет против миллионов лет).
                Самая совершенная мозжечок, по сути одинаков у всех млекопитающих, там улучшать просто нечего, достиг предела развития десятки миллионов лет назад.
                Чтобы запоминать цифры, применяются мнемотехники, когда цифре ставят в соответствие что-то запоминаемое для мозга, цвет, животное, запах, вкус, даже движение, из ряда цифр визуализируют что-то вроде приключенческого фильма и он запоминается хорошо. Это, конечно, если нужно не номер рейса запомнить, а сотни и тысячи цифр подряд.
                Кроме даты вылета и номера рейса в голове ребенка может быть что-то важное, например путь домой. Это запоминается очень хорошо. Карты местности мозг хранит надежно. И если даже они забываются, значит приходится ими жертвовать ради изменений структуры мозга. Это оправданные потери, но они есть, что и показано в статье.
                Если вести речь о ненужных воспоминаниях, о балласте, его полно и без детских воспоминаний. Пример сюжеты неудачных фильмов, карты местности Майнкрафта какого-то или названия/расположения улиц города где никогда не будешь больше.

              • Ktator
                /#18771355

                Дата вылета и номер рейса написаны на билете, и это, по моему мнению, является сильным демотивирующим к запоминанию фактором. Кроме того, после рейса эта информация обычно становится бесполезной.

                А ещё такая информация, как даты, без мнемотехнических приёмов не содержит в себе ярких образов, и, как следствие, задействует меньше связей нейронов, и хуже запоминается.

              • roscomtheend
                /#18772263

                У меня наоборот цифры запоминаются прекрасно (да простит меня sim31r (смайлик) ), но не даты. Т.е. воспроизвести pi или e — без проблем, номера телефонов одноклассников и одногруппников помню по прошествии 30 лет, причём безо всяких мнемотехник. Зато имена и лица — никак. Из детства урывкми — ту же собаку соседскую помню по ощущениям (шерсть под рукой, зубы в ноге — у нас были «сложные отношения», как это вовконтактах называют). Вот имена и лица из памяти вытираются «на ура», видимо, чтобы для чисел места хватало. Самолётик, скорее, связан с какой-то мозговой химией, послужившей катализатором записи, «это сложный/удачный момент на уровне, надо сохраниться», номер рейса — обыденность, вот опоздай вы на него и это отложится (да, без номера) как воспоминание. Подобные у меня тоже есть — из-за проблем с запоминанием лиц (не кардинально — увидев человека даже через десяток-другой лет узнаю, но вот описать по памяти сложно, а нарисовать — надо руки от зада отрезать и пришить на место сначала) зачастую выглядит как «сценка с болванчиками», но сюжет передаёт и эмоции[помогшие, похоже, запоминанию] вспоминаются. Сколь оно точно передаёт судить не берусь — можг отлично додумывает недостающее и забытое, а «изнутри» вообще не отличить от натурального.

                • baldrs
                  /#18773009

                  Вот и у меня так же. Номер страховки, налоговый, паспорта, банковских карт легко запоминаю и помню долго. А вот имена людей запоминаю далеко не сразу, лица не могу вспомнить вообще, то есть узнать могу, вспомнить нет. Мне вечно приходится переспрашивать когда о ком-то известном говорят по имени, в духе, а кто это? И если я не возвращаюсь к субьекту вопроса достаточно долго, его имя забудется.

                • sim31r
                  /#18776427

                  Рисовать лица не нужно, можно попробовать фоторобот составить, там просто подбираешь параметры пока не станет более похоже. Я тоже плохо запоминаю лица, или соответствие лицо-личность, наверное технический склад ума сказывается и небольшая потребность в общении, навык теряется или даже изначально не вырабатывается. Лица помню, «где-то видел 100%», а вспомнить что это тот самый продавец с радиорынка что продал видеокарту 10 лет назад уже сложнее, или нужно время, от минут до часов, через час неожиданно может придти вспоминание где его видел, а может и не придти.
                  Кроме лиц есть «карты местности», тут тоже интересно, если сам искал путь, запоминается точно, а когда кто-то вел, вместо воспоминаний в голове хаос что мигом забывается.

      • Darth_Malok
        /#18771643

        Запоминаются только яркие события, вызвавшие потрясение. Я помню, как потерял любимую игрушку в три года. Больше с трёхлетнего возраста я не помню ничего)
        Многие помнят смерть домашних животных, поскольку это сильное потрясение для ребёнка.

        Возможно, с запахами и вкусом творога связано что-то важное в вашем детском опыте.

        Кстати, подобная тенденция прослеживается и на протяжении всей жизни. Это и логично, если событие потрясло индивидуума, значит это что-то важное и информация об этом пригодится для выживания.

        • Fracta1L
          /#18772177

          Наверное, это индивидуально. Я помню, как меня на коляске возили, но совершенно точно это не вызывало у меня потрясений)

          • USBLexus
            /#18775397

            Да, подтверждаю, например унылая поездка на санках в садик и из него, никаких потрясений там точно не было

      • Keroro
        /#18771743

        В другой статье на эту тему читал, что есть определенный процент людей (не помню цифру, но порядка 0.5% популяции), у которых воспоминания детства сохраняются очень хорошо. Видимо, вы один из счастливчиков. Только не понятно, как это стыкуется с выводом про необходимость забывать ради роста мозга, у этих людей ведь мозг совершенно нормальный.

        • sim31r
          /#18776429

          Только непонятно, 0.5% эти имеют реальные воспоминания или придуманные. Из статьи следует что нужен не просто опрос помню/непомню, а тест на корректность воспоминаний, так как разрушение иллюзии памяти достаточно неприятно.

      • zeromas
        /#18774749

        «Было неприятно узнать о таком серьёзном противоречии с тем, что я считал достаточно точным воспоминанием»

    • hengenvaarallinen
      /#18771181 / +1

      По моим наблюдениям, некоторые люди реально помнят свое прошлое хорошо и ясно на многие годы назад. Всегда удивлялась и думала что наверное со мной что-то не так. У меня же все события тут же забываются, или минимум путаются. Не всегда могу сходу сказать, что я делала что-то позавчера, вчера или сегодня. О некоторых событиях запоминается сам факт «было», но ни с уверенностью сказать, «было» ли это до или после какого-то события, или какого числа какого месяца какого года «было» это событие я могу только порывшись в документальных свидетельствах. Причем у меня это так работает даже с событиями двухнедельной давности.

      Зато бывают проблески памяти когда услышишь, увидишь или прочитаешь что-то знакомое — тогда можно как за ниточку вытянуть какой-то эпизод из своей жизни. Но это похоже на вспоминание сновидений. Чуть упустишь эту ниточку и воспоминание снова не найти

    • sim31r
      /#18771217

      По одной фотографии встречи нового года вспоминается вся цепь событий. Воспоминания о празднике есть, они четкие, но без некого ключа (фотографии) нет доступа к ним. Так как легко перепутать с НГ 14 лет назад или 13 лет назад. НГ это не обычный день, и запоминается хорошо.
      А вот обычный рабочий день рассыпается при воспоминании. Отдельные эпизоды можно вспомнить, если они не рядовые, например что заходил в магазин и купил видеокарту. А покупку батона вспомнить уже сложнее будет. И тем более временная последовательность, купил видеокарту после батона, или до батона.
      Еще из интересного хорошо хранятся маршруты, карты. Мозг помнит все магазинчики в курортном городе где был много лет назад, или территорию в Майнкрафте в который играл 3 года назад, мозг считает это важным. А бытовые события теряются незаметно. Может и лишнее удалить, например можно «потерять» телефон дома (звонить приходится, и когда находишь вспоминаешь что положил туда) или отвертку, которую машинально положил в карман, а потом ходишь и ищешь её, классика жанра.

  3. Alexklmn
    /#18768755

    Кстати различные подсказки, типа фотографий, рассказов, дневников итп — освежают память. Раньше фотографировали только если что-то интереое случалось, теперь все чаше все подряд. А вот посмотрим на нынешних выросших детей через несколько лет, у многих вся жизнь на фэйсбук или просто куча фоток, видео в архивах. Таким людям не составит труда вспомнить свою жизнь от ранних лет.

    • Nuwen
      /#18769085

      Кстати различные подсказки, типа фотографий, рассказов, дневников итп — освежают память.
      Не стоит слишком доверять такому «освежению». Проводили эксперименты, когда людям подменяли память — показывали фейковые доказательства того, что родители брали тех в раннем детстве в поездку на воздушном шаре — поддельные фотографии, якобы билеты на аттракцион. И люди начинали припоминать подробности события, которое с ними никогда не происходило.
      www.psychology-online.net/articles/doc-1719.html

      • Fracta1L
        /#18772185

        Потому что память и воображение, по сути, одно и то же.

      • roscomtheend
        /#18772291

        Главное — достоверная легенда, расскажи мне про воздушный шар, вертолёт или подводную лодку в детстве — ответ будет «щито?». Ну разве что через пару десятков лет, когда придёт «немец, от которого схожу с ума».

    • QDeathNick
      /#18769103

      Мой младший помнит кучу всего, из тех времён, когда ему было меньше двух, но ровно по той причине, что регулярно это вспоминает, освежает в памяти, пересматривая видео.
      И это понятно, но удивляет количество деталей, которые он помнит, которых нет на видео. Например, марки такси на которых мы ездили, какие игрушки он брал с собой и прочие мелочи. И эти, только его воспоминания, тоже не вымываются из-за того, что обновляются за компанию.
      Очень интересно его расспрашивать перед сном, мозг, засыпая и расслабляясь, начинает выдавать детали, которые, как мне кажется, он раньше даже не озвучивал и они хранились в виде образов.

  4. 5oclock
    /#18769047

    "В возрасте 6 лет воспоминания сохраняются, по меньшей мере, сутки. В 9 месяцев – на месяц. К двум годам – на год."


    Тут наверное должно быть не 6 лет, а 6 месяцев?

  5. piup
    /#18769285

    Когда был маленьким, примерно младшего школьного возраста, мне казалось, что я помню всю свою прошлую жизнь. Я мог вспомнить очень много событий детсадовской жизни. И думал, что никогда их не забуду. Ведь вот же я их помню же. Как их можно забыть? А потом, как-то незаметно, я поймал себя на мысли, что уже не так детально помню детский сад. Потом вообще осталось пара ярких моментов, типа как меня забыли забрать из садика, или как я смотрел в окно или прятался с друзьями за верандой (там, кстати, рос очень большой тополь. 30 лет спустя я узнал его. Хотя ни забора, ни веранд уже небыло. Как и детского сада)

    • Gorthauer87
      /#18769843

      Если очень аккуратно вытаскивать детали, то соседние вещи тоже вспоминаются и можно целые пласты вытаскивать. Но потом они быстро исчезают, будто бы сны забываешь

      • UA3MQJ
        /#18772223

        А вы записывайте в блокнотик

  6. Ark_V
    /#18769491

    Было неприятно узнать о таком серьёзном противоречии с тем, что я считал достаточно точным воспоминанием

    трудно представить, что он выдумал все в подробностях про поезд и обстоятельства.
    А может быть Хоккинг прав и прошлое так же вероятностно как и будщее.
    Может быть мальчик и мама имеют разное прошлое?

    • Welran
      /#18770035

      Вообще дети потерявшиеся около рождественской елки это клише. Видимо смотрел фильмы с подобной ситуацией и то что он потерялся летом у аттракциона сменилось на рождественскую елку.

    • Fracta1L
      /#18772195

      Конечно, они имеют разное прошлое. Их мировые линии же не идентичны)

      • UA3MQJ
        /#18772229

        Согласен — разные. Он понял, что потерялся — в одном месте. А они поняли, что потеряли — в другом месте. Иначе бы они и не потеряли друг друга. Вроде бы всё логично.

        • hengenvaarallinen
          /#18773003

          Он потерялся в декабре, а они потеряли в июле

          • Fracta1L
            /#18774601

            Он потерялся в детском парке, а они потеряли его в пьяном угаре

  7. DjSens
    /#18770795

    Эх, повезёт потомкам — смогут записывать на видео всю жизнь с яслей, потом пересматривать. До сих пор жалею что не начал вести дневник когда научился писать — казалось всё и так помню, а фиг там, уже нет.

    • sim31r
      /#18771235

      Не помешают ли воспоминания обретению новых знаний и навыков? Забываются они не просто так, это же некоторая оптимизация. Уходят же не только воспоминания, а старая система ценностей, может еще что-то, что для взрослого просто балласт.
      Пересматривать потом это спорно. Обычно нет времени на это или не так интересно. Может нам интересно посмотреть старые фотографии, потому что их очень мало. А если будет огромный архив, ценность его может стать не такой высокой, типа «пусть будут», «когда-нибудь пересмотрю», и это время так и не настанет.

      • newartix
        /#18777953

        Согласен, «жить прошлым» вообще нежелательно, не помогает выживанию, опыт вынес и хорошо. А вот что-то типа «видеорегистратора» вживлённого в мозг не помешало бы. Намного эффективней можно было бы «жить»: возможность показать что-то что видел другому человеку, записать какую-то мысль сразу и полностью, «чёрный ящик» на случай ЧП и многое другое.
        Очень надеюсь, что мы застанем подобные нейроинтерфейсы.

  8. decomeron
    /#18771319

    А вот интересно, например, какая то деталь из прошлого часто вспоминается, но я ее не помню… Не помню что так было, но знаю что было. А откуда я это знаю-не знаю. Вот такая тафтология.

  9. isden
    /#18772299

    А мне вот больше интересно, если во взрослом возрасте начать заметно стимулировать нейрогенез, начнутся ли подобные проблемы с уже «взрослой» памятью?

  10. Leoon
    /#18773937

    В памяти нет определенного места хранения информации, не как на жестком диске. Память каждый раз собирает (в прямом смысле собирает) воспоминания по «кубикам». И эти кубики — это не байты определенного события, а детали картинки, детали образа, который мы вспоминаем. Это подтверждают последние 2 абзаца в тексте. Каждый раз память пересобирает события при воспоминании их. И каждый раз эти воспоминания могут быть разными, если они собираются спустя годы.
    На эти слова есть исследования. Почему так? По предположению, мозг «страхуется» от потери части клеток, чтоб при потере части мозга воспоминания о том, что вокруг полностью не исчезали, а имели дефекты, но с такими дефектами жить можно дальше.

    • Darth_Malok
      /#18776463

      Возможно я ошибаюсь, но читал, что память человека энергозависима. Помнить — дорого, на это уходят ресурсы. Поэтому вполне логично, что «ненужные» воспоминания стираются, но не до конца, чтобы была возможность восстановить воспоминания, но уже с подключением «центрального процессора») Классическая дилемма в программировании — посчитать всё заранее и увеличить потребление памяти или вычислять на лету, напрягая процессор.

      • Leoon
        /#18776563

        Интерессное предположение, вполне может быть правдой, ведь мозг — единственный орган в человеке, который потребляет в 10 раз больше ресурсов, чем представляет объема организма.

      • Fracta1L
        /#18776621

        Не надо проводить аналогии между мозгом и компьютером. Это почти никогда не работает и только сбивает на ложный путь.

  11. slavae
    /#18774755

    Вильям Сибрук. Роберт Вуд.

    Доктор Вуд засиял, приняв это за приглашение, и сказал мне: «Вы видели у нас большой камин, соединенный со старой голландской печью? Когда моей внучке было года полтора, я ставил перед его черной „пещерой“ маленькую бронзовую собачку и клал ей на голову „пуговицу“ германского пушечного пороха, — я привез с войны целый мешок его. Он действительно похож на тяжелую пуговицу — толстый черный диск с дырой посередине. Держа внучку на коленях, я подносил к нему спичку. Он вспыхивал ярким желтым пламенем и горел около пяти секунд.
    „Это фази-вази“, — говорил я ребенку.
    Я повторял эксперимент каждый день целую неделю, всегда говоря „фази-вази“, или „Помнишь “фази-вази?», каждый день в течение целого месяца, пока ее мать не увезла ее с собой. Я был полон надежды, что ее мать будет спрашивать ее насчет «фази-вази» во время их отсутствия. Однако реакции маленькой Элизабет отличались от ответов Маргарет, которая всегда вежливо отвечала мне «да». Мои вопросы так же надоели ребенку, как и взрослым членам моей семьи, и' если я говорил ей: «Помнишь фази-вази?», она всегда отвечала: «Нет». Иногда она при этом смеялась. Поэтому я никак не мог установить,
    помнит она что-нибудь или нет.
    Это открылось, когда ей было уже пять лет. Я уже долго не произносил нелюбимых ею слов, как вдруг однажды за завтраком она посмотрела на меня и прошептала: «фази-вази».
    Я сказал: «Что?»
    Она повторила, уже громче: «фази-вази».
    Я повернулся к ее матери и спросил: «О чем она говорит?»
    Ее мать ответила: «Не знаю».
    Маленькая чертовка поколебалась один момент, а потом сказала с триумфом: «Вы тоже знаете! Вы ставили собачку в камин и клали ей на голову огонь»".

    Там есть описание ещё нескольких его экспериментов.

  12. Alcpp
    /#18776297

    Помню как меня первый раз отвели в ясли. Это было около годика.
    Помню как роста не хватало, чтобы заглянуть на стол. Это до трех лет.