Самые необычные музыкальные инструменты: орган Хаммонда, Vako Orchestron и Synclavier +19

?Мы продолжаем серию материалов про необычные музыкальные инструменты. На этот раз рассказываем про, казалось бы, довольно традиционалистскую их разновидность — клавишные.

В нашей подборке необычных «клавиш» — электромеханический орган Хаммонда, один из ранних цифровых синтезаторов Synclavier и оптический орган Orchestron.

Кстати, если вам больше нравится микроформат — у нас есть свой Telegram-канал.


Фото John R. Southern CC BY-ND

Орган Хаммонда


Этот электромеханический орган в 1930-х спроектировал американский инженер Лоуренс Хаммонд. Несколькими годами позже он создал первый в мире полифонический синтезатор Novachord — но его имя всё же намертво «приклеилось» к электромеханическому органу, которым пользовались самые разные музыканты, а не только органисты церквей: рок, джаз и блюз-исполнители, а также исполнители воспело.

Пример игры на органе Хаммонда

Лоуренс Хаммонд был «серийным изобретателем». Одним из первых его изобретений была Teleview — методика получения стереоскопического изображения для кинотеатров.

Первый показ состоялся в декабре 1922 года. Хаммонд использовал активный принцип показа 3D изображений (когда изображения для левого и правого глаза показываются поочерёдно на очень высокой скорости). Несмотря на то, что Хаммонд не был изобретателем этого принципа (патент на него датируется 1897 годом) его Teleview была одной из первых систем такого рода, которые увидела широкая публика. При всех достоинствах технологии Teleview не прижилась — производство фильмов и оборудование зала было слишком дорогим, а процесс просмотра не очень удобным (смотреть нужно было через специальный прибор, прикрепленный перед каждым сидением).

В 1920-х Хаммонд также работал с синхронными электродвигателями. Его часы с двигателем переменного тока, работающие очень точно и бесшумно, оказались настолько популярны, что Хаммонд в итоге основал Hammond Clock Company, которая скоро разрослась до большой фабрики.

Наконец, в 1933 году, на фоне Великой Депрессии и экономического упадка, Хаммонд начал думать над другими изобретениями — и решил взяться за один из заказов на создание музыкального инструмента, который мог бы позволить небольшим церквям не тратить деньги на дорогостоящий орган. Хаммонд купил подержанное пианино, разобрал его и начал экспериментировать с электромеханическим генератором и разными методами извлечением звука.

В основу его органа лег вал с «фонетическими колесами» — по принципу «Телармониума», более раннего инструмента подобного рода. При этом механизм был относительно небольшим, благодаря чему орган Хаммонда был намного меньше традиционно огромных духовых органов с сотнями труб в разных регистрах. Сначала, правда, он создал намного более простой инструмент — электрическую флейту.

В 1934 году Хаммонд получил патент на своё изобретение — всего за три месяца. Про его изобретение услышал Генри Форд и попытался заказать сразу шесть органов — так Хаммонд, ещё даже не начавший серийное производство своего нового механизма, понял, что нашёл золотую жилу. От предложения Генри Форда помочь с организацией производства органов Хаммонд отказался.

Из-за некоторых особенностей конструкции у звучания органа было несколько минусов — например, щелчки клавиш или едва слышные «призвуки» соседних нот, которые появлялись потому, что соседние тональные колеса влияли на звукосниматели друг друга. Они, конечно, являлись скорее результатом технических недоработок, но со временем стали частью неповторимого звучания органа.

Всего компания Хаммонда выпустила несколько моделей органа, отличавшихся некоторыми элементами конструкции. Через какое-то время появились и органы на основе электронных схем. Классической сейчас считается модель В-3. Синтезаторы и другие инструменты с возможностью семплирования могут имитировать орган Хаммонда, но многие музыканты до сих пор ценят оригинальное звучание инструмента.

На органе Хаммонда играли многие легендарные клавишники и джазовые исполнители — Рик Райт, Джон Лорд, Джимми Смит, Ларри Янг и другие.

Джон Лорд играет на органе Хаммонда

Synclavier


Синклавир — это нечто большее, чем просто клавишный музыкальный инструмент. По сути, это одна из первых полноценных музыкальных рабочих станций, с помощью которой можно создавать электронную музыку «под ключ» — замена целой студии. С помощью синклавира можно синтезировать музыку, создавать семплы и заниматься прямой звукозаписью, поэтому на нём работали не только музыканты и композиторы, но и, например, дизайнеры звуковых эффектов.

Ещё одна запоминающаяся особенность синклавиров — цена. Она варьируется от 20 до 200-300 тысяч долларов, а самый дорогой инструмент был продан за 500 тысяч.

Некоторые возможности синклавира

Синклавир разработала американская компания New England Digital Corporation в 1977 году. История его, однако, началась раньше — в 1972 году во время летней практики в Дартмутском колледже студенты Кэмерон Джонс и Сидни Алонсо работали над ПО и аппаратной частью компьютера, которые позволяли бы последнему «издавать различные звуки и свисты».

По задумке с его помощью студенты композитора и преподавателя Джона Эпплтона должны были тренировать слух. В течение последующих четырех лет инженеры продолжали работать над этой задачей — результатом стал компьютер ABLE. Он же был первым продуктом, выпущенным New England Digital Corporation.

Эта технология легла в основу Synclavier I — первой модели полностью цифрового синтезатора New England Digital Corporation. Его закупали преимущественно университеты. С его помощью можно было синтезировать звуки — у него ещё не было клавиш и панели управления. Они появились и стали визитной карточкой следующей модели — Synclavier II.

Вторая модель вышла в начале 80-х. Synclavier II — это та самая модель, которая сейчас ассоциируется с синклавиром. Однако потом компания сделала ещё несколько модификаций — например, в 1982 году улучшила клавиатуру и добавила возможность увеличить полифонию до 32 голосов.

Synclavier версии середины 80-х по-прежнему считается одним из высочайших стандартов качества. Им пользовались десятки великих музыкантов и музыкальных групп (во многом потому, что только им он был по карману). Например, многие звуки в легендарных альбомах Майкла Джексона Thriller и Bad были сделаны с помощью синклавира, а Стинг активно использовал его на ранних этапах своей сольной карьеры (видео).

Vako Orchestron


У оптического органа Vako Orchestron была довольно интересная история. Изначально технология (воспроизведение предзаписанных на оптические диски звуков) использовалась в более простой модели Optigan, предназначенной для музыкантов-любителей и выпускавшейся компанией Mattel, крупным американским производителем игрушек. Optigan не стал коммерчески успешным, а технология перешла к Vako — компании Дэвида ван Коверинга (David Van Koevering), одного из пионеров электронной музыки, который раньше работал над конструкцией и раскруткой синтезатора Moog.

Коверинг планировал развить технологию «домашнего» Optigan и сделать Orchestron полноценной заменой профессиональному «Меллотрону». И действительно, у Orchestron было несколько важных отличий — например, записи звуков были закольцованы в отличие от восьмисекундных звуков меллотрона. Ещё Orchestron был меньше и легче, кроме того, диски со звуками можно было менять значительно быстрее, чем магнитную ленту меллотрона. Изначально у Orchestron было восемь наборов звуков (скрипка, орган, флейта, саксофон, духовой орган, валторна, виолончель и хор), но потом вышло несколько дополнений.

Возможности Vako Orchestron

У Orchestron было много интересных возможностей. Но его главной проблемой было низкое качество фотозаписи — по сравнению с качественным звучанием магнитных лент меллотрона Orchestron всё же проигрывал. Всего было создано около ста инструментов, а сейчас известно примерно о сорока — они пользуются огромным интересом со стороны фанатов lo-fi.

Одно из самых известных применений Orchestron в музыке — это альбомы Radio-Activity (1975), Trans-Europe Express (1977) и The Man-Machine (1978) немецкой группы Kraftwerk.

А Optigan, кстати, недавно получил «вторую жизнь» в качестве приложения для iOS.



Другие необычности в нашем «Мире Hi-Fi»:

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (12):

  1. VioletGiraffe
    /#18785151 / +3

    Вот здесь Booker T. Jones хорошо рассказывает про орган Хэммонда. И показывает тоже хорошо :)

  2. asakasinsky
    /#18785365 / +1

    Как любитель творчества Джордана Рудесса не могу не привести пример ещё одного необычного музыкального инструмента.

    Видео с этим инструментом

    • Prome_T
      /#18788695

      Это не «музыкальны инструмент», это таки «контроллер» (и это существенная разница).

      • decaprox
        /#18791039

        Вообще-то континуум именно инструмент: "The Continuum Fingerboard or Haken Continuum is a music performance controller and synthesizer developed by Lippold Haken”
        "More recently, the Continuum Fingerboard generates audio directly in addition to providing MIDI connections"
        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Continuum_Fingerboard

        • Prome_T
          /#18792319

          У меня была информация что он исключительно контроллер.
          Извиняюсь за дезинформацию.

  3. Coolfly
    /#18786047

    А как же терменвокс?

    Пример

  4. granade18
    /#18786287

    Бэк то 2к13

  5. decaprox
    /#18788381

    Спасибо за статью. Но заголовок, извините, прям желтющий. Да, это интересные музыкальные инструменты, но мир музыкальных инструментов настолько широк, что нельзя их назвать «самыми», да и где критерии этой самости?

    • Prome_T
      /#18788689

      Из электронных музыкальных инструментов все 3 более чем подходят под определение «самыми», потому что критериями таковой, очевидно, следует признать — относительную распространенность и так же факторы редкости используемых технологий (диски в хаммонде) и/или новаторские решения (синклавир фактически первая рабочая станция).

      Во всяком случае именно таковыми являются эти критерии в рамках обще-обзорных статей где речь идет о неких серийных инструментах завоевавших, причем, сразу несколько ниш: поп, рок, электронных музыкантов.

      Все прочие «самые-самые» являются более нишевыми устройствами не снискавших широкую популярность.

      • decaprox
        /#18788949

        Я бы не сказал, что распространенность увеличивает необычность. Здесь какая-то поломанная логика слегка.

        • Prome_T
          /#18789349

          Я ни где не делал таких утверждений. Я лишь отметил что данные инструменты во-первых в чем то уникальны, по принципу работы или же просто в плане новизны, но помимо этого, они таки снискали популярность и любовь широких, подчеркиваю, широких масс.
          Если смотреть на этот вопрос иначе, то можно, конечно, найти 101 совершенно уникальный и необычный инструмент, но это в большинстве случаев это будут экспериментальные кустарные монстры, во многих случаях, кстати, ничего сверх естественного из себя не представляющих.

    • Sound_cULT
      /#18797225

      Согласен по поводу заголовка. Орган Ха(э)ммонда назвать необычным инструментом можно было в 50-е годы, и то едва ли, но «самым» — это уж совсем перебор. Остальное тоже сложно причислить к шибко необычным). Статья, между тем, информативная.