Доиграться до Олимпиады: киберспорт обретает официальный статус +20



image

Представьте себе картину, на которой группа геймеров собирается вместе, чтобы сыграть в свою любимую видеоигру. Они присоединяются к турниру, соревнуются с другими игроками, сражаются часами за победу. Теперь представьте тех же игроков, но на стадионе, за чьей игрой внимательно наблюдают тысячи зрителей. Одновременно идет онлайн-трансляция, к которой присоединяются ещё тысячи. Внезапно эти геймеры из гиков трансформировались в ценные активы. Это явление известно как Киберспорт или Electronic Sports, eSports.

Киберспорт сейчас на пике популярности. Больше геймеров и беттеров ежедневно участвуют в киберспортивных мероприятиях. Аналитическая компания Newzoo полагает, что в 2018 году мировой доход от киберспорта достигнет отметки в 905,6 миллионов долларов, аудитория киберспортивных мероприятий вырастет до 380,2 миллионов зрителей.

Как и традиционные виды спорта, соревнования по киберпспорту стали крупными спортивными событиями. Например, в 2017 году финал Чемпионата League of Legends состоялся в Пекинском олимпийском стадионе, который вмещает до 80 000 зрителей. Финалисты соревновались за денежный приз почти в 2,45 миллиона долларов. Крупные турниры транслируются не только через онлайн-каналы, такие как Twitch и YouTube, но и на крупных спортивных каналах ESPN и Fox Sports.

Киберспортивные соревнования могут включить в список Олимпийских игр 2024 г. Член Международного олимпийского комитета (МОК), сопредседатель заявочного комитета Парижа Тони Эстангет (Tony Estanguet) полагает, что киберспорт должен считаться полноценным видом спорта: это нужно для того, чтобы Олимпийские игры сохранили актуальность для новых поколений. Конкретные игры пока не выбрали, но в августе 2017 года президент Международного спортивного комитета Томас Бах (Thomas Bach) поделился размышлениями по этому вопросу. В комментарии для газеты South China Morning Post он сказал, что киберспортивные игры с жестоким или провокационным содержанием не смогут стать частью Олимпиады. По убеждению Баха, многие из популярных ныне компьютерных игр полностью противоречат основополагающим олимпийским правилам и ценностям спорта.

В Азии же с киберспортом уже определились. Комитет Азиатских игр (или так называемая Азиада, проводящаяся каждые четыре года среди атлетов стран Азии) уже включил киберспорт в список дисциплин Азиатских игр 2022 года. В играх 2018 года в Джакарте (Индонезия) участвовало 45 стран, включая Японию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты.

Киберспорт в России


История российской индустрии киберспорта берёт своё начало в конце 1990-х годов. На заре постсоветской эпохи российский киберспорт начал появляться в компьютерных клубах, где формировались первые игровые сообщества. Counter Strike и Dota оказались самыми любимыми играми в те времена.

Дебют российских геймеров в киберспорте состоялся в 2001 году в Сеуле. Чемпионат мира по киберспорту World Cyber Games, организованный при поддержке Samsung, собирал таланты по всему миру: среди них были и ребята из России, завоевавшие две золотые медали. Такой успех показал, что Россия обладает большим потенциалом в киберспорте. Позже ASUS стала первой компанией, которая проспонсировала серию аналогичных турниров в России. Это создало стимул для формирования профессиональных команд.

Россия является первым государством, которое в 2016 году придала киберспорту статус официального вида спорта. Министерство спорта РФ опубликовало приказ, включающий киберспорт (соревнования по компьютерным и видеоиграм) в список официально признанных видов спорта. Таким образом, данный исполнительный орган является основным регулятором сферы киберспорта.

После того, как российский киберспорт получил официальный статус, была сформирована так называемая Федерация компьютерного спорта России (ФКС или Russian eSports Federation, RESF). Федерация почти сразу же объявила о Кубке России по киберспорту, в 2016-2017 гг. в Кубке России приняли участие более 11 000 человек. Кубок проводился в таких дисциплинах, как League of Legends, Dota 2, Hearthstone, StarCraft и другие. ФКС России наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт», занимается построением полноценной инфраструктуры массового киберспорта: обучением и аттестацией судей, аккредитацией площадок, подготовкой методических материалов, образовательными проектами, развитием клубов и секций.

ФКС не является государственной организацией или подразделением Министерства спорта, это общественная организация, которая финансируется за счет спонсоров, партнеров, грантов. 15 июня 2018 года Министерство спорта Российской Федерации выпустило приказ о государственной аккредитации общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» и наделении её статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт» (киберспорт) сроком на 4 года. Документ вступает в силу с 6 июля 2018 года.

Основным нормативно-правовым актом, которым должна руководствоваться индустрия киберспорта, является Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В октябре 2017 г. Минспорта РФ утвердило подготовленные Федерацией компьютерного спорта России правила по виду спорта «компьютерный спорт» (киберспорт). В документе содержатся общие положения о проведении соревнований, требования к технике и инвентарю, а также отдельные правила соревнований по каждой из официально признанных дисциплин. В декабре 2017 года Минспорта РФ утвердило подготовленные ФКС России требования к разрядам и условия их выполнения по виду спорта «компьютерный спорт» (киберспорт).

На сегодняшний день официально признаны пять киберспортивных дисциплин:

  • «Боевая арена»,
  • «Соревновательные головоломки»,
  • «Стратегия в реальном времени»,
  • «Технический симулятор»,
  • «Спортивный симулятор».

Кроме того, ФКС России работает над введением ещё двух дисциплин: «Шутеры» и «Файтинги». Чтобы игра могла называться киберспортивной, она должна соответствовать ряду критериев: в ней должен быть соревновательный элемент, она обязана быть бессюжетной, короткосессионной и обеспечивать игрокам изначально равные условия. Например, League of Legends, Dota, Heroes of the Storm.

В апреле 2018 года в Государственной Думе обсудили развитие и совершенствование законодательства в сфере компьютерного спорта. Заместитель министра образования и науки России Павел Зенькович рассказал, что ведомство видит для себя возможность в нестандартных игровых формах предоставлять ученикам дополнительные знания.
“Об этом свидетельствует опыт игр, посвященных исторической тематике, где ребята помимо того, что играют, еще и погружаются в этот мир”, — сказал Павел Зенькович.
Он заключил, что при грамотном инкорпорировании онлайн-индустрии в систему образования можно достичь успеха в воспитании гармоничной личности в цифровую эпоху XXI века. По итогам парламентских слушаний участники мероприятия рекомендовали Правительству РФ, Министерству спорта, Министерству образования и науки и Федерации компьютерного спорта России разработать комплекс мер по организации поддержки компьютерного спорта в России.

4 июля 2018 года на Экспертном совете при Комитете Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере киберспорта.

На совете обсуждались:

  • инициатива внесения в законодательство понятия дистанционных соревнований, так как в отдаленных регионах сегодня проводится гораздо меньше официальных киберспортивных турниров, чем в крупных городах;
  • вопросы ведения статистического учета в сфере киберспорта, о механизмах признания киберспортивных арен объектами спорта;
  • механизмы поддержки студенческих и школьных киберспортивных лиг.

Такие страны, как Китай, Германия, Финляндия, Италия и Южная Корея также признали киберспорт как официальный вид спорта.

Юридическая сторона киберспорта


Несмотря на взрывную популярность киберспорта, все же в этой сфере имеются юридические сложности. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Международное регулирование

Спортивная индустрия работает в рамках строго регламентированной структуры. Профессиональные виды спорта имеют национальный руководящий орган и ассоциацию для защиты интересов команд и игроков, яркий пример — Международная федерация футбола (фр. Federation Internationale de Football Association, сокр. FIFA, в русской транслитерации — ФИФА?). Однако в большинстве юрисдикциях организации в области киберспорта нет, также отсутствует официальный орган регулирования. Есть национальные организации, но органа на глобальном уровне пока что нет.

Без единого координатора международные турниры будут сложными из-за отсутствия согласованности в правилах. Сейчас отдельные игровые турниры контролируются игровыми издателями. Стабильность мира киберспорта возможна только при наличии консенсуса в отношении правил, касающихся, главным образом коррупции, читерства и договорных матчей. Другой причиной, почему такой орган необходим, являются опасения по поводу риска злоупотребления наркотиками среди участников. Не секрет, что многие игроки принимают препараты для увеличения концентрации. Поэтому требуется введение международных правил аналогичных антидопинговым правилам, а также введение испытаний препаратов. В январе 2018 года несколько знаменитых игроков отказались участвовать в турнире «Galaxy Battles II» в Маниле, потому что Совет игр и развлечений Филиппин потребовал обязательного тестирования на наркотики.

Стоит отметить, что международная организация по киберпспорту уже сформирована, но состоят в ней далеко не все страны мира. Это Международная федерация киберспорта (International e-Sports Federation, IeSF), международная спортивная организация, созданная в 2008 году, штаб-квартира находится в Южной Корее. Она объединяет уже 48 национальных федераций разных стран. Миссия Международной федерации — продвижение киберспорта, а также установление универсальных правил и стандартов для международных проектов в области киберспорта. IesF также проводит чемпионаты мира по киберспорту (Esports World Championship). Существующие правила, изданные IeSF, уже содержат, например, положения (хоть и не подробные) о недопущении дискриминации в отношении женщин, о допинге, о поддержании дружественных отношений между федерациями, игроками. В IeSF входит 24 европейские страны, включая Швецию, Нидерланды, Германию, Швейцарию, Италию а также 21 стран Азии, включая Японию, Корею, Китай. Однако, такие страны, где киберспорт очень популярен, как США и Канада, пока что не вступили в IeSF.

Интеллектуальные права

Интеллектуальная собственность — еще один деликатный вопрос, который затрагивает мир киберспорта. Игра и игровой контент (включая, игровые артефакты) юридически являются интеллектуальной собственностью разработчика игры. Это может привести к проблемам лицензирования, когда профессиональные лиги и организаторы турниров используют игру на публичном мероприятии. Те, кто хочет использовать игру, должны получить лицензию у правообладателя. Игрокам, которые транслируют свою игру через YouTube в целях получения прибыли, также необходимо разрешение разработчика игры. По действующим в России правилам киберспорта, видеоигры приравниваются к спортивному инвентарю, но при этом их использование подразумевает заключение лицензионных соглашений с правообладателями.

Права игроков

Команды, игроки, организаторы турниров и лиги в процессе организации мероприятий, разумеется, заключают соответствующие договоры. К сожалению, многие игроки и команды не понимают договорные условия, содержание своих прав и обязанностей, риски, связанные с выполнением договора, и, таким образом, становятся жертвами несвоевременной оплаты или вообще отсутствия вознаграждения. Одна из самых важных областей, где игроки особо уязвимы и в которой игрокам нужна помощь, это endorsement contract или соглашение о маркетинговом продвижении бренда (игровой продукции). Такое соглашение позволяет компании-партнеру (как правило, это спонсоры, издатели игр, организаторы турниров) использовать имя, изображение и репутацию игрока или команды для продвижения продукта компании. Очень важно, чтобы команда/игрок были довольны тем, как эти характеристики будут использоваться брендом. Также необходимо понимать, какой объем прав и условия об эксклюзивности предоставляется коммерческому партнеру. Например, в соглашении может быть прописано, что игрок обязуется не использовать товары (как минимум публично), произведенные конкурирующей компанией, что ограничивает другие потенциальные возможности игрока.

Трансграничность

Международные турниры проводятся с личным участием команд, игроков, которые приезжают из разных стран, с разных континентов. Такой элемент трансграничности поднимает миграционные и визовые вопросы. Например, в мае 2015 года власти США депортировали шведского геймера Уильям Хельте (William Hjelte), который приехал на турнир по Smash Bros Melee. Хельте находился в США по туристической визе. Американская миграционная служба указала, что он должен был получить рабочую визу, а потом и вовсе отказала геймеру в выдаче визы, потому что игра Smash Bros Melee не считается официальным видом спорта в США. Благодаря направленной в Белый дом петиции, которую подписали 100,000 фанатов, в конце концов Хельте был допущен для участия в турнире. Киберспортсмен получил визу для спортсменов классификации P1. Этот случай подчеркивает необычную проблему для международных участников киберспортивных мероприятий. Игроки путешествуют по всему миру для соревнований и должны иметь необходимые проездные документы. Однако миграционные органы могут повести себя непредсказуемо, не зная как классифицировать основание для пребывания киберспортсменов.

Заключение


Киберспорт — это быстро растущая относительно новая индустрия. В процессе своего развития киберспорт сталкивается с различными юридическими аспектами, от вопросов международного регулирования и прав на интеллектуальную собственность до трансграничной природы международных турниров по киберспорту. Многие проблемы могут быть решены, следуя примеру традиционных видов спорта и видеоигр. Другие же проблемы уникальны, и киберспорт должен будет найти свой собственный путь их решения (например, с помощью технологии blockchain). Важным первым шагом является установление организации международного уровня, главным образом, для целей организации международных турниров, чтобы потенциал киберспорта реализовывался на устойчивой, долгосрочной основе. Возможно Международная федерация киберспорта (IeSF) станет в будущем такой организацией.

image

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (95):

  1. redpax
    /#18874469

    Я так и не понял основная причина почему допустим мой любимый starcraft 2 до сих пор не олимпийский вид спорта?

    • Mabusius
      /#18874575

      По убеждению Баха, многие из популярных ныне компьютерных игр полностью противоречат основополагающим олимпийским правилам и ценностям спорта.

      Ну типо спорт за равентсво и против войны. А старкрафт типо про войну.

      • MrNaziCriminal
        /#18874703 / +1

        Ага-ага, а кто напомнит олимпийскому комитету о том, что тот же биатлон возник, как соревнования военных патрулей, а современное пятиборье до 1948 года вполне официально называлось «офицерским пятиборьем»?

        • Temych
          /#18874711

          А есть еще и танковый биатлон, правда, пока вроде нет планов ввести его в олимпийскую программу. «О спорт, ты — мир!» — заиграло бы новыми оттенками.

        • siziyman
          /#18875095 / +1

          Да я просто прямо бы сказал, что бокс и все борцовские виды как-то больше противоречат.

    • Desavian
      /#18874589

      «киберспортивные игры с жестоким или провокационным содержанием не смогут стать частью Олимпиады»

      Скорее всего для олимпиадного движения будут делаться модифицированные и сертифицированные клиенты игры, не содержащие нарушений олимпийского кодекса. Спортивным копьем тоже можно убить (и были прецеденты).

      Сделают как в Китае, но не на базе религиозных убеждений (там в той же доте у всех персонажей убраны все видимые кости и черепа), а на базе требований МОК. Не думаю что у киберспортсменов будет вызывать дикую неприязнь, если пудж ультой будет не пожирать жертву, а щекотать до потери сознания.

      Так что, имхо, не все так плохо и даже шутеры в олимпийскую программу запросто втиснут, заменив все оружие пейнтбольными вариантами.

    • saboteur_kiev
      /#18876297 / +1

      Наверное по той же причине, что в конце 90-х оказывается популярной была ДОТА (которой еще собственно не было поскольку даже варкрафт3, на базе которой делалась первая карта выпушен только 2002), а не старкрафт.

      Опять же, во всем мире CS:GO считается одной из топ кибердисциплин, а у нас еще только решаются, есть ли шутеры, достойные соревновательного элемента.

  2. Jeka178RUS
    /#18874539 / -1

    Не хватает опроса согласны ли вы, что киберспорт это спорт. Честно, смешно смотреть как люди это серьезно обсуждают. На таких «спортсменов» даже шахматисты будут смотреть с презрением, про остальных говорить не стоит.

    Зарабатывать на этой движухе безусловно надо, и отрицать ее какую-то значимость (популярность) было бы глупо, но называть это спортом???

    • Vladicka
      /#18874593 / +2

      А почему нет? По каким критериям те же шахматы можно считать спортом, а киберспорт — нет?

      • Jeka178RUS
        /#18874637

        Потому, что шахматы в разы сложнее какой-нибудь дотки и даже старкрафта, который я кстати очень люблю.

        • Mabusius
          /#18874661 / +1

          Да неужели? Почему тогда шахмантный AI человека давно обыграл, а в дотке все никак? Ну или не в дотке, а вообще хоть гденибудь в серьезном гейминге.

          • SerafimArts
            /#18874699

            Небольшая ремарка:

            AI — это компьютер. А сколько APM может выдавать компьютер и тащить просто на обычном микро? Ну вот то-то и оно. Не обыграл просто по той причине, что самоцелью разработчиков ИИ не была победа машины, а задача строилась исходя из тактических и стратегических попыток победить.

            Т.е. да, я поддерживаю, что в некотором наборе игр думать и просчитывать надо больше, чем в шахматах. Но нет, AI может запросто победить человека.

            • RedElf
              /#18875457

              Вообще-то не может.
              Шахматы это тупо перебор вариантов, даже ИИ не нужен.
              Вариантов в той же самой доте гораздо больше, ИИ только недавно начал мочь

              • SerafimArts
                /#18875609

                Я не могу говорить на счёт доты, увы. Т.к. во вторую часть не играл и стараюсь держаться подальше от неё. Но в SС и CS такое вполне прокатит, кажется.

                • f14shm4n
                  /#18876487

                  В CS так-то да, уже нагибает тока в путь, WH есть, AimBot есть, TriggerBot есть, Autoshot есть, AntiAim есть, добавляем к этому waypoint's, хотя стойте, они же уже есть, так что на CS сцене компутатор может в сухаря иметь любую про тиму.

                  А если серьезно, то в командных играх типа доты, так называемый «ИИ» при полном сетапе игры, не может даже играть, не то что обыграть хотя бы нубов.

        • siziyman
          /#18875133

          У них принципиально разный набор требований.
          В шахматах требуется хорошо (и относительно быстро — таймеры есть) думать. В условной доте и старкрафте, в которых, кстати, думать тоже надо, особенно если вы капитаните в команде по доте, надо не только думать (точно ничуть не медленнее, по «количеству» сравнить сложно за счёт разной природы), но и обладать хорошей реакций, точностью и координацией движений (пусть это и мелкая моторика в основном, да).

          Ещё киберспорт в разных своих ипостасях включает в себя элемент, который я в известных мне видах «традиционного» спорта никак не упомню (хотя, может, я чего-то не знаю — если так, поправьте) — бОльший элемент неизвестности того, что делает оппонент.
          В традиционных видах спорта, включающих в себя прямое противостояние, соперник не может делать чего-то, что вы ПРИНЦИПИАЛЬНО не можете заметить, но что уже вносит прямой вклад в развитие событий. А в этих ваших доте, КС, Старкрафте, вы всю карту разом не видите, и приходится предугадывать и предполагать в куда более широком диапазоне случаев.

          • Bedal
            /#18875183 / +1

            Вы, наверно, удивитесь, но:
            когда в футболе бьют пенальти, вратарь теоретически не способен целевым образом поймать мяч. Он обладает весьма приблизительной информацией, а в момент удара по мячу уже должен быть в движении в предполагаемую точку.
            То есть видеть-то противника он видит, но действиями отреагировать практически не способен. Всё зависит от степени предугадывания и удачи.

            • siziyman
              /#18875223

              Абсолютно не удивлюсь, футбол я смотрю регулярно, за пример спасибо.
              Вот только это всё-таки микромомент в том смысле, что это не диктует действия игрока по ходу всей игры либо продолжительного её участка, в этом смысле предугадывание действий есть и в киберспорте (условно в доте, как простой пример, оглушить героя чужой команды в нужный момент ДО использования какого-то ключевого предмета или способности), это микромоменты, пусть и ответственные. Речь же шла о стратегическом предугадывании на длинных участках, ещё и без мгновенной обратной связи зачастую.

              Да и пенальти в футболе в этом смысле совсем не случайно называют лотереей.

              • Bedal
                /#18875361

                «Вот, Вы уже начали торговаться» :-)
                Можно на примере того же футбола привести множество примеров и «стратегического предугадывания». Игрок, перемещаясь, ведь выбирает направление, не зная, куда и как будут перемещаться все остальные. Более того, он часто ещё и физически не может увидеть всех.

                Думаю, действительное отличие киберспорта только в очень бедной вселенной. Сложность любой игровой сцены намного меньше, чем в реальной. Число степеней свободы — тоже много меньше.
                Но есть сущности ещё более примитивные в этом смысле: шахматы, шашки и прочие настольные игры. И ничего, признают же их видами спорта.

                • siziyman
                  /#18875389

                  Это всё ещё не то, и, главное, присутствует и в киберспорте тоже. Ну и если уж на то пошло, товарищи по команде подсказывают на поле/площадке неслучайно.

                  Только в футболе вы видите всё поле (если вам не нужно сказать, сколько пальцев показывает вратарь чужой команды в своей штрафной, когда вы выбиваете мяч из своей, острота зрения большого значения не имеет). В мобах, стратегиях в целом, и шутерах с сколько-то содержательной картой вы и ваша команда принципиально не можете обеспечить 100% обзор карты.

                  • Bedal
                    /#18875427

                    в футболе чуть ли не в подавляющем большинстве случаев всё поле — не видно. Каждый игрок загораживает изрядный сектор. И, чем он к тебе ближе — тем шире этот сектор. На этом даже базируются приёмы игры, примитивный пример — стенка нападающей стороны при пробитии штрафного.

                    Но я не хочу упираться в подробности. Достаточно осознать, что по большинству составляющих комп.игры гораздо больше спорт, чем те же шахматы.

                • RedElf
                  /#18875461

                  Можно на примере того же футбола привести множество примеров и «стратегического предугадывания».

                  Представьте себе футбол с «туманом войны», где видно только на 4-5м вокруг своего игрока

                  • Bedal
                    /#18875469

                    Это всего лишь искусственное ограничение, не являющееся принципиальной характеристикой платформы.

                    • RedElf
                      /#18879425

                      Когда видно все поле тактика совершенно другая. С туманом же войны нужно выделять игроков, чтобы прикрыть слепые участки. Представьте себе пейнтбол/страйкбол где известно где находится каждый игрок противника — игра стала бы совершенно другой

                      • Bedal
                        /#18879449 / -1

                        Туман войны — что, неизбежность киберспорта или просто опция, включенная разработчиками? Ничего он не меняет
                        И да, в футболе тоже выделяют игроков, чтобы создать/прикрыть слепые участки.
                        Странная, признаться, дискуссия…

            • Welran
              /#18875311

              Поэтому пенальти и не зависит от мастерства игроков, а почти чистый рандом. Повезло победили испанцев, не повезло проиграли хорватам.

              • Bedal
                /#18875391

                Всё же в некоторой, иногда даже значительной, степени от мастерства — зависит.
                Только это специфическое мастерство, именно пробития/отражения пенальти. Похоже на то, как победители олимпиад оказываются частенько негодными учёными, и часто сдуваются уже даже на студенческом уровне.

        • RomanArzumanyan
          /#18875203

          Давайте сформулируем какие-нибудь измеримые критерии сложности алгоритма игры:

          • Число одновременно находящихся в игре юнитов — дотка впереди.
          • Количество возможных позиций и перемещений в каждый момент времени для каждого юнита — дотка опять же впереди.


          Что ещё вам приходит в голову, что может поддержать ваше утверждение в пользу шахмат?

        • jorgen_steinbach
          /#18880547

          Бобслей проще шахмат, но все равно является лимпийским видом спорта.

      • Welran
        /#18874709

        ИМХО шахматы тоже никакой не спорт. Просто для интеллектуальных состязаний не смогли придумать другого слова.

    • Desavian
      /#18874623 / +2

      Для меня керлинг — не спорт, он от этого перестанет быть олимпийским видом? Спорт — то, что признано спортом, а не то, что об этом думают конкретные люди. Я вот и шахматы спортом не считаю, хоть и разрядник с детства, просто для развития памяти и внимания занимался.

      А если разработают игры с дополненной реальностью с элементами спорта? Они для вас не станут спортом даже если для победы придется бегать как Болт?

      • Kwent
        /#18875829

        Вы про керлинг вообще или только про мужской? Женский вполне себе спорт (фото)

    • RPG18
      /#18874633

      Это не противоречит современному определению термина спорт.

    • Nessuno
      /#18874635 / +2

      Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение»). Люди проводили досуг за какой-то игрой. По некоторым играм стали проводить соревнования. С киберспортом все точно так же.

      • tvr
        /#18874883

        Т.е. спортивные игры — это масло масляное?
        О как. Спасибо.

        • Kain_Haart
          /#18876227

          Чтож вы это масло таскаете…
          Такое выражение назывется тавтология

          • qw1
            /#18876283 / +1

            Для меня тавтология это тавтология. Проще использовать «масло маслянное», чем каждый раз уточнять, или быть не понятым.

    • SerafimArts
      /#18874647

      А где хоть немного аргументации? В старкрафте думать надо поболе, нежели в шахматах, и даже не в какой-нибудь МЛ лиге, а можно начинать уже это делать с золотой, иначе дальше уже не пройти. В шахматах важнее понимать что за противник, как он может поступить и сидеть — прикидывать ходы, выстраивая партию всего на пару-тройку ходов вперёд.

      Да и динамики и напряжения в sc2 поболе, нежели в каком-нибудь кёрлинге, который, кажется, даже олимпийский вид спорта.

      • Temych
        /#18874679

        Кёрлинг с 1924 года олимпийский вид спорта (с большим перерывом потом, правда).
        И даже в миксте мы взяли в Пхёнчхане бронзу, но она оказалась с мельдониевым оттенком и пришлось вернуть медали обратно.

      • Welran
        /#18874777

        Даже если у вас 200 IQ но вы не можете за 0.1 секунду выделить нужный юнит и дать ему команду атаковать нужный юнит противника, то в старкрафте у вас не будет ни единого шанса. А стратегий в старкрафте на самом деле не так уж и много.

        • mayorovp
          /#18874827

          Вы сейчас про первый или второй? Во втором как бы управление значительно проще…

          • FeNUMe
            /#18874903

            Дело не в управлении, а в скорости реакции на события и скорости микроменеджмента юнитов. Посмотрите игры топовых старкрафтеров, как они «жонглируют» юнитами с помощью транспортников(спасая раненных или полностью избегая урона), как в пылу боя сплитят войска для избежания сплешевого урона, как «подшагивают» для максимизации дпс и т.д. И во всем этом IQ помогает мало, хотя конечно грамотная стратегия и тактика, вполне может скомпенсировать 30-50% разницу в APM.
            Могу посоветовать канал отличного СНГшного комментатора и организатора разных чемпионатов Alex007SC2

            • mayorovp
              /#18875207

              Да я как раз постоянно его смотрю. Да, APM помогает при прочих равных. Но если не думать — никакое микро не поможет.

              Кстати, я ни разу не видел необходимости именно выделить конкретный юнит и дать ему команду атаковать другой конкретный. Обычно либо приказ дается группе юнитов (тогда она должна быть в бинде и ее выделять не нужно), либо юниту нужно убегать а не атаковать (микро блинк-сталкерами или тараканами).

              • FeNUMe
                /#18875751

                Кстати, я ни разу не видел необходимости именно выделить конкретный юнит и дать ему команду атаковать другой конкретный.

                Вот так сходу могу назвать несколько частых примеров где нужно отконтролить отдельного юнита: обезвреживание мин/стазиса, перехват урона дисчаржеров/бейнов, отвод пробитых юнитов в задние ряды. Конечно это нужно далеко не всегда, но случаются игры в которых исход решает как раз грамотное микро.

        • Jeka178RUS
          /#18874847 / -1

          Это приводит нас к мысли, что компьютерные игры это в первую очередь задродство, а не работа мозгами и уж точно не мышцами как спорте. Поэтому я не могу признать, что компьютерные игры это спорт.

          • TheCradle
            /#18874919

            Скорость реакции, стратегическая и командная составляющая, психологическое давление на LANах… Как можно сравнивать это с «задротством»? Точно наводить перекрестие прицела на голову соперника и вовремя нажимать на правильные кнопки — что это, простите, если не работа мышцами?

            • Temych
              /#18875069

              Как можно сравнивать это с «задротством» (я так полагаю, Вы в плохом смысле это слово употребили)?


              У этого термина есть хорошие смыслы? )

              • TheCradle
                /#18875089

                Ну я слышал (да и сам использую) иногда именно что в хорошем — хотя Вы правы, в таких случаях так и говориться — «он задрот, в хорошем смысле». Ну то есть мое уточнение в скобках необязательно, да :)

                • Temych
                  /#18875409

                  Да, из разряда — «здоровая паранойя» )

              • FeNUMe
                /#18875805

                Естественно есть хороший смысл: задротство это чрезмерное вложение сил и времени в определенное занятие, тоесть в случае киберспорта это целенаправленные тренировки и «проффесиональный» рост. Да с консервативной точки зрения сидение за компом в игрушках это плохо, но объективно ничего плохого в этом нет, если параллельно следить за здоровьем и поддерживать физическую форму.
                Как говориться «хочешь стать мастером своего дела — потрать на него 10000 часов».

          • Welran
            /#18874925

            Любой профессиональный спорт это жесткое задротство. И даже похлеще чем в туже доту или старкрафт. Тут люди с детского возраста годами задротят что бы на олимпиаду попасть.

          • siziyman
            /#18875147

            Это такое же «задротство», как, например, почти любая разновидность бильярда. Там, кстати, тоже те ещё пузатые дяденьки играют иногда, но это вполне себе считается спортивной игрой, как правило.

          • Barbaresk
            /#18877405 / +1

            А ходить в тренажерный зал и тягать одно и то же железо через день — это не задроство? Если вы хотите стать отличным спортсменом — у вас вся жизнь из этого задротства будет состоять.

          • ariklus
            /#18877937

            Равно как и профессиональный спорт. Ну не будет человек для которого велосипед — просто здоровое хобби проводить 6 часов каждый день на велотренажере. Или человек который играет в го на досуге — по четыре часа в день анализировать старые партии.

        • SerafimArts
          /#18874975

          Не стратегий, а тактик. Почему это не много? Вы устраивали когда-нибудь зафотонивание на 6ой минуте с прикрытием мазершипа? А это, между прочим, вполне себе рабочий вариант. Я могу назвать ещё кучу вариантов, которые безумны, но которые работают (фаст-батоны с двух баз или беттлкрузер на 5ой минуте, или раш темпестами...).

          Да далеко ходить и не надо, взять того же SoS'a или дедушку WhiteRa. Знаете какой был первый юнит, который построил SoS против террана в финале WCS? А он ведь тогда затащил и получил кубок.

          На счёт APM тоже спорно. Можно запросто пойти и слить где-то пачку мариков на бейлингах зная о том, что армии противника в этот момент может вполне не оказаться на базе. А там уж медеваки, марики, танки… Ну понятно, в общем) Да, APM важен, но понимание игры (матча) всё же важнее.

          • Welran
            /#18875009 / -1

            Ну вот одна из тактик :). Их ведь далеко не тысяч и не сотни и даже скорее всего не десятки. Ну и вообще тактика скорее одна, это строительство противоармии.

            • SerafimArts
              /#18875041 / +1

              Ну опять же, надо понимать когда это строительство разумно. Потому что при грамотной разведке намного разумнее выходить в экономику. А в других выгоднее сыграть на том, что противник вышел в экономику и плохо тебя разведал. А ещё можно сделать вид, что противник хорошо тебя разведал, подсовывая ему, то, что он якобы не должен был увидеть.

              С другой стороны я вынужден согласиться с вашим комментарием, действительно эффективных вариантов довольно мало стало после ребаланса в LotV. А замечание выше я оставил просто так, чтобы побурчать :) Слишком уж в последнее время мало красивых матчей проходит.

              • Welran
                /#18875465

                При грамотной разведке разумно выходить не в экономику, а в то что контрит тактику оппонента которую вы разведали. Иначе зачем вы вообще разведывали? Видите он пошел в раш уходите в развитие, ушел в развитие уходите в экспансию, ушел в экспансию начинаете рашить.

                • SerafimArts
                  /#18875623

                  Это только при игре за тоссов. За зергов всё ровно наоборот. Ну кроме последнего пункта. А при игре за террана всё, кроме первого пункта.

            • Desavian
              /#18875061 / +1

              Офигеть, тогда во всех олимпийских видах спорта тоже тактика скорее одна — выдать результат лучше всех оппонентов. В метании копья одна тактика — бросить дальше, в беге — пробежать быстрее, в баскетболе — получить больше очков чем оппонент… везде одна тактика… судя по вашим словам.

              Фишка в том, чтобы проанализировать действия оппонента и понять какая и в какой комбинации противоармия требуется. А иногда требуется не она, а пережить оппонента по ресурсам или задавить или… или еще гора или… и вот тут уже гораздо более вариативно, нежели в классических видах спорта получается.

              • Welran
                /#18875375

                Изначально вообще то обсуждение шло про старкрафт и шахматы (о чем вы легко бы поняли прочтя всю ветвь обсуждения. Причем тут метание копья вообще непонятно.

                • Desavian
                  /#18875573

                  Ок, в шахматах тоже одна тактика — поставить мат оппоненту, раз уж вы так рассуждаете, вам же плевать как ходят фигуры и плевать что юниты в старкрафте ходят значительно по более сложным траекториям нежели фигуры в шахматах… но да… стратегия одна, а тактики так и вообще в помине нет…

                  • Welran
                    /#18876233 / -3

                    Я так ранил вашу тонкую душу одним неосторожным словом что вы аж офигели? Ну не знаю что вам сказать.

            • siziyman
              /#18875309

              А в футболе тоже тактика одна — не дать сопернику в свои ворота забить, но забить в его, так что ли?

              Я, конечно, немного утрирую, но мысль, надеюсь, ясна.

          • C_21
            /#18876967

            Если не ошибаюсь он фаст иморталов с двух прокси робо строил. Хотя могу и ошибаться, но такую партейку точно помню.
            Зафотонивание — это вообще креатив в высшей степени.

        • JobberNet
          /#18878143 / -1

          Даже если у вас 200 IQ но вы не можете за 0.1 секунду выделить нужный юнит и дать ему команду атаковать нужный юнит противника, то в старкрафте у вас не будет ни единого шанса

          Зергами надо играть! Зергами!

          • JobberNet
            /#18878605

            Минуснувшим: это не шутка и не троллинг! Я реально играю по сетке Зергами и микроконтроль никогда не использую.
            Ни Терранами, ни с Протоссами — такое не прокатит.

            • mayorovp
              /#18879085

              Нашли чем гордиться.
              И в какой лиге вы сейчас?

              • JobberNet
                /#18879213

                Нет, просто любитель, не киберспортсмен. Во времена первого СтарКрафта рубился с друзьями по сетке после работы, играя за Зергов, и никогда не использовал микроконтроль, побеждая ими любителей микроконтроля.
                Так что без микроконтроля — играть вполне реально.

                • ariklus
                  /#18880653

                  Да-да. И плавая по-собачьи можно обогнать человека плывущего кролем.

                • FeNUMe
                  /#18881129 / +1

                  Играть реально, добиться хоть какого-то вменяемого ММР — нет.

            • C_21
              /#18879403 / +1

              Ага, Зергами микрить ненужно. Штормы, колосы, форсфилды и Зерг пишет гг.

    • demimurych
      /#18875749

      А вы посмотрите на ютьбе например, записи того как тренируются корейцы. Многие люди, даже хаотически кликая не смогут повторить это, не то что осознанно. Киберспорт давно стал профессиональным спортом, где люди тренируются с тренерами, отрабатывают навыки и любой человек со стороны повторить это просто так не сможет. За редким исключением вроде игр наподобие Хартстоун, но это и не столько киберспортивная дисциплина сколько элемент шоу.

      • gohan
        /#18877399

        ХС — вполне киберспортивная дисциплина, хотя любого адекватного игрока вымораживает завышенное количество рандомных эффектов, их там явно должно быть меньше раза в два. Впрочем, любая карточная игра содержит фактор рандома, поэтому на вопрос «какой игрок лучший» требуется довольно длинная дистанция. На одном турнире игрок, имеющий 65% на победу против любого соперника, может легко слить. А за много турниров уже что-то покажет. Я, например, имел плюсовые результаты с некоторыми очень сильными игроками в покере на дистанции в несколько сотен раздач, но я понимаю, что при игре хедзап 10-20 тысяч раздач был бы в минусе.

        • Barbaresk
          /#18877421

          Ну вот насчёт, кстати, рандома — мне кажется надо исключать по возможности рандомные элементы из того, что будет называется спортом. Всё-таки, в спорте, рандом не независимый — источником «ГПСЧ» всегда являются люди и эффект всегда можно предсказать и повлиять на него. По этой причине, мне кажется, покер не станет видом спорта.

          • ariklus
            /#18877955

            Есть организация, проводящая турниры, в которой крутятся люди — значит спорт. А элемент случайности уменьшается за счет того что раздач в каждой отдельно взятой игре много.
            Если уж хочется исключить из «спорта» какие-то виды то лучше исключать те, где критерий победы — исключительно оценка судей (правила оценки есть, но субъективного элемента достаточно чтобы из двух спортсменов одной лиги регулярно побеждал тот, с чьей командой у судей лучше отношения).

          • gohan
            /#18881631

            Да, рандом почти всем не нравится. Особенно когда из-за рандома сливаешь ты сам, или те, за кого ты болеешь. Однако, даже про футбол и шахматы знающие люди говорят в терминах «повезло/не повезло». В шахматах сильный соперник может «лохануться» в одном матче из пяти. Ну ладно, шахматы почти никто не смотрит, там крохотная аудитория в 21 веке, былое величие забыто. А вот если тот же футбол сделать свободным от случайностей, то выигрывать всегда будет фаворит и только в матчах равных команд сохранится интрига. Упадут посещаемость, просмотры, а там и отток денег спонсоров.
            В покере очень тяжело судить кто самый сильный, но в его рандоме есть и прекрасная сторона — если вы сами очень хороши, то вы всё равно зачастую найдёте соперников, которые не умеют видеть сквозь рандом и имеют завышенные представления о своём скилле.

    • borstok
      /#18878533 / -2

      Адово плюсую. Бабло побеждает зло. По Евроспорту жирные мужики с помятыми рожами в дартс и покер играют, а будущие язвенники с остеохондрозом и болезнями сердечно-сосудистой и нервной систем понятия не имеют, сколько болячек их ожидает к 30-ти годам. Если что, Ожегов/Шведова: «СПОРТ, -а, м, 1. Составная часть физической культуры — комплексы
      физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по
      таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения
      этих соревнований».
      И не нужно путать интересное (для кого-то) времяпровождение за комп. играми со спортом. Игра и спорт не всегда тождественные понятия.

      • Temych
        /#18878549

        О, я ждал, когда наедут на покер.
        Ну и на дартс тоже )
        Рукой подать до бильярда, городков и метания копья.

        • gohan
          /#18881637

          Да уж, дурачьё часто связывает традиционный силовой спорт со здоровьем. Только вот они забывают про неизбежные адовые травмы и про применяемый 90% спортсменов допинг, который организму не всегда на пользу. Думаю, какой-нибудь Плющенко радостно поменялся бы состоянием здоровья со средним адекватно сохранившемся покеристом или бильярдистом его возраста. Неверящие могут погуглить что у него там с позвоночником, например.

          И даже не на профессиональном уровне, у меня ВСЕ знакомые, кто любительски занимается спортом для здоровья или удовольствия, рано или поздно получали такие травмы, которые никому не захочется получать. Уж лучше просто бегать, ей-богу.

  3. tretyakovpe
    /#18875051

    спорт — соревнование в равных условиях с объективными критериями победы.
    таким образом комп игры — спорт, а вот например страйкбол — нет.

    • MrNaziCriminal
      /#18875105

      Галустян с вами не согласен.

      • tretyakovpe
        /#18875297

        с ним тоже многие не согласны. Но никто не спрашивает

    • Welran
      /#18875337

      Особенно в спортивной и художественной гимнастике или фигурном катании :). В страйкболе кстати условия победы имхо гораздо объективнее чем во многих олимпийских видах спорта.

      • Temych
        /#18878569

        Ну, справедливости ради — в этих видах спорта последние лет 7 явно тренд на более чёткие оценки каждого элемента, стало намного более объективно.

  4. gag_fenix
    /#18875355

    На заре постсоветской эпохи российский киберспорт начал появляться в компьютерных клубах, где формировались первые игровые сообщества. Counter Strike и Dota оказались самыми любимыми играми в те времена.

    Но Dota это уже год ~2005-й. На «заре» по LAN рубились в Quake, Warcraft, Starcraft, Diablo, Half-Life, Delta Force, всякие моды типа Team Fortress.

    Россия является первым государством, которое в 2016 году придала киберспорту статус официального вида спорта.

    На самом деле, история сложнее: Федерация компьютерного спорта получила официальный статус еще в 2001 году. В 2002 наши взяли сенсационно золото на World Cyber Games в Корее в Counter-Strike и Quake. Киберспорт был на слуху и про него начали говорить по ТВ. Но потом все как-то затухло, а у ФКС и киберспорта отобрали официальный статус.
    Так что сейчас мы наблюдаем вторую итерацию.

    • saboteur_kiev
      /#18880441 / +1

      Самсунг просто перестал спонсировать WCG, они и затухли.

      Сейчас идет новая волна, когда производитель игры сам заботится об организации турниров, ищутся спонсоры. Многие производители железа (особенно геймерского) такие турниры поддерживают.
      РИОТы — одни из самых активных продавливателей киберспорта на высоком уровне (это им принадлежит заслуга признания киберспорта в штатах для облегчения выдачи виз для посещений чемпионатов участниками). Ну и наполеоновские планы добиться появления кибердисциплин на олимпиаде и выйти с твича/ютуба на телевизионный уровень — ну тут уже не только РИОТы, но много движений идет с их стороны.
      Правда были надежды на 18 год, на 20 го. Сейчас вот на 22. Когда у руля будет поколение вырасшее на компьютерных играх, вопрос об этом стоять не будет. Но сейчас еще слишком много стариков, которые не считают киберспорт серьезным.

  5. serraxes
    /#18875879

    Кратенько — ФОК захотел доп. отчислений.

  6. orion_84
    /#18876101 / +1

    Так-с, я не понял — если игры это спорт, то киберзависимость это хорошо или плохо?

    • Mabusius
      /#18876143

      Не «киберзависимый», а «ярый фанат».

      • Barbaresk
        /#18877429

        Не правильно. Не «киберзависимый», а «спортсмен-любитель».

        • orion_84
          /#18880883

          А компьютерные клубы это «ДЮСШ»?)

          • C_21
            /#18881325

            По сути да. Не вижу никаких отличий кроме того, что у тренеров в клубах кроме грамот с турниров других документов нету.