Моя одержимость видеоиграми в подростковом возрасте – это не «игровое расстройство» +15


Перевод откровений Скотта Шэфкорда: «Я был подростком-геем в 1980-х, и прятался от пугающего мира в зале игровых автоматов. Усилия ВОЗ по патологизации видеоигр не помогут таким людям, как я».




Будучи подростком, я почти каждый день по многу часов зависал в зале игровых автоматов в местном торговом центре, находившемся в шаговой доступности от моего дома в городе Сэнфорд, Флорида. Если мне больше нечем было заняться, то именно там я и проводил время. Если у меня появлялись дела – я иногда всё равно играл в игры вместо того, чтобы ими заниматься. Практически всё моё свободное время поглощали игры (и, конечно, Dungeons & Dragons).

А ещё я был депрессивным, скрытым гомосексуалистом, в самый тёмный и жестокий период кризиса СПИД, боявшимся, что если кто-то узнает об этом, то меня изобьют, и что если я поддамся своим порывам, то в итоге заболею и умру.

Легко представить, почему мне хотелось отвлечься, оказавшись в конфетном мире бегающих по лабиринтам пакмэнов, жукообразных инопланетян, вторгающихся к нам из космоса, и пикселизированных шпионов. Не уверен, что сумел бы пережить своё половое созревание в 1980-х без видеоигр в качестве постоянного отвлечения.

Согласно новому черновику рекомендаций от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), моё состояние сегодня классифицировали бы, как "игровое расстройство" [gaming disorder], которое ВОЗ пытается представить в виде самостоятельной психологической зависимости. Дебаты по поводу того, существует ли на самом деле зависимость от видеоигр, идут среди психологов и экспертов уже не одно десятилетия. И вот, ВОЗ предприняла очередной шаг на пути к объявлению о реальности этого явления.

Это ужасно плохая идея, она выбирает технологию в качестве козла отпущения, и перенаправляет ресурсы. Люди, имеющие опыт работы с видеоиграми, а также те, кто понимает сложные причины, по которым игры прочно входят в жизнь других людей, должны сопротивляться соблазну выделить приверженность к видеоиграм в отдельную категорию.

ВОЗ осторожничает, не определяя «расстройство» просто по количеству времени, проводимому за играми. Но её определение всё равно слишком расплывчато и ограничено желанием уместить диагноз в шаблон для описания пристрастия к вредным веществам. Вот предлагаемое определение, которое должны опубликовать в следующем году:

Игровое расстройство определяется черновиком 11-й ревизии международного классификатора заболеваний (ICD-11) как закономерность игрового поведения (увлечение цифровыми играми или видеоиграми), характеризующаяся ослаблением контроля над играми, таким увеличением приоритета игр перед другими видами деятельности, которое ставит игры на первое место в ряду других интересов и ежедневной деятельности, и продолжение эскалации увлечения играми, несмотря на появление негативных последствий.

Для постановки диагноза «игровое расстройство» схема поведения должна достаточно сильно негативно влиять на личную, семейную, социальную, образовательную, рабочую и другие важные области жизни, и длиться, по меньшей мере, 12 месяцев.

Это определение однозначно описывает меня в старших классах. Однажды мой отец, разъярённый моей склонностью к предпочтению видеоигр всем остальному, у меня на глазах разбил молотком домашнюю игровую систему Atari 2600. Но это не остановило моё увлечение играми. Естественно. «Пристрастие» было вызвано не наличием технологии. Оно было вызвано моим страстным желанием заняться чем-либо, что могло бы увлечь достаточную часть моего сознания, чтобы я мог не думать о том, как ужасно я себя чувствую в иное время.

И это одна из причин, по которым многие эксперты-психологи не хотят выделять пристрастие к видеоиграм в отдельную категорию расстройств. Из статьи в газете NYT, описывающей новое определение ВОЗ:

Но некоторые профессиональные психотерапевты настаивают, что игровое расстройство не является самостоятельным медицинским диагнозом. Они считают его симптомом или побочным эффектом более известных проблем – депрессии или тревожности.

«Мы не знаем, как лечить игровое расстройство, — сказала Нэнси Петри, профессор психологии и эксперт по пагубным привычкам из Коннектикутского университета. – Это очень новое состояние и явление».

Но такое ли уж оно новое? Один человек, основавший группу онлайн-поддержки для людей, пытающихся отказаться от игровых привычек, назвал его «массивным цунами, пришедшим в момент, когда мы к нему не готовы».

Для этого выздоровевшего игромана всё это воспринимается точно так же, как и раньше. Вся 40-летняя история описания культуры видеоигр в СМИ основана на повторении одной и той же истории. Люди говорили то же самое про залы игровых автоматов. Потом про игровые консоли. Потом про онлайн-игры. Про любые нововведения в мире видеоигр. Мы должны уже все были потонуть в этих «цунами», которые якобы угрожали нам. Но ничего такого не случилось.

Представьте, что каждый раз при всплеске популярности очередного телевизионного шоу или сериала, в СМИ появлялись бы страшилки о том, что мы подсели на ТВ. Именно так звучат описания игровых новостей. Последней их жертвой стала игра Fortnite, онлайн-арена для сражений, набирающая огромную популярность в последние несколько месяцев. Да, люди играют в неё по многу часов подряд. А раньше они играли в League of Legends по многу часов подряд. А до этого был World of Warcraft. А до этого был EverQuest. И этот список можно продолжать в прошлое вплоть до Space Invaders, если хотите. Никуда не девается миф о том, что видеоигры были каким-то редким хобби, которое внезапно взорвало мир с распространением интернета. На самом деле с самого первого момента появления видеоигр они были ужасно популярны. Доходы от видеоигр превышают доходы от кино.

Природа цикличной паники, вызванной видеоиграми, до странности напоминает панику по поводу каждого нового наркотика, который должен всех нас уничтожить. Каждый раз на Хеллоуин в местячковых новостях появляются страшные истории о том, что кто-нибудь будет раздавать детям конфетки с марихуаной, как будто они не рассказывали ту же самую страшилку в прошлом году, когда ничего такого не произошло.

Новый поворот этой истории заключается в том, что на порицании пристрастия к видеоиграм можно будет делать деньги. Если в следующем году этот пункт про «игровое расстройство» останется в инструкции, то организации здравоохранения многих стран должны будут с ним считаться. А в этом и смысл. ВОЗ отмечает, что эта инструкция «используется практикующими врачами всего мира для постановки диагнозов, а исследователями – для их категоризации». Таковы потенциальные последствия формального признания ВОЗ игрового расстройства самостоятельным заболеванием.

Один пассаж из газеты выдаёт подоплёку этой ситуации: классификацию ВОЗ можно использовать в качестве оправдания для перераспределения финансирования. «Эксперты» по определённым заболеваниям имеют финансовый интерес в том, чтобы пристрастие к играм признали официально. Им нужно, чтобы страховые компании были обязаны оплачивать расходы на лечение. Им нужны деньги на дополнительные исследования.

«Это развяжет нам руки в смысле лечения, и мы сможем лечить пациентов и получать за это компенсацию, — сказал доктор Петрос Левоунис, председатель психиатрического департамента Медицинской школы Рутгерса в Нью-Джерси. – Нам не придётся больше устраивать танцы вокруг этой проблемы, называть её депрессией или беспокойством или каким-либо ещё следствием проблемы, а не именем самой проблемы».

Я рассказываю свою собственную историю потому, что считаю крайне опасным расценивать моё подростковое поведение таким образом. Мне однозначно не помог бы врач, считавший, что я попал в зависимость от какой-то удивительно мощной или опасной технологии, или расценивавший поиск ответов на вопрос о том, почему у меня развилась такая привязанность, как «танцы вокруг проблемы».

Я всё ещё помногу играю в игры (сейчас я участвую в закрытом бета-тесте игры Magic: The Gathering Arena), но я не страдаю от «игрового расстройства». В последние несколько дней я вообще не играл ни в одну игру – в подростковом возрасте для меня это было бы немыслимо. Что поменялось? Мир поменялся. Моя жизнь поменялась. Мне уже не нужно бояться того, что я гомосексуалист. Мне не нужно жить в страхе перед СПИДом. Я не чувствую себя беспомощным перед лицом окружающего мира. Я контролирую свою жизнь.

Мои взаимоотношения с играми не было нужды менять. Исправлять нужно было моё взаимоотношение со всем остальным. Искажённое восприятие ВОЗ игрового пристрастия состоит в предположении, что «личную, семейную, социальную, образовательную, рабочую и другие важные области жизни» нужно по определению считать более приятными для человека, чем игра в видеоигры, и что если это не так, то проблема заключается в игроке. Но это не всегда так, в особенности для людей, чувствующих себя в депрессии, в одиночестве, беспомощными; именно потому важно обдумать тот факт, что игровое пристрастие – это симптом, а не причина. Если люди обращаются к видеоиграм, чтобы «убежать от реальности», как предупреждают нас «эксперты», разве не будет наиболее логично спросить «а не нужно ли что-то исправить в нашей реальности?»

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (51):

  1. DanilinS
    /#18909899 / +1

    Не вижу проблемы. Сам в свое время «зависал» очень много. И друзья «зависали» — были случаи когда 2 человека сидели по очереди за компом 24 часа в сутки. Один спал — другой играл. Потом менялись.
    Потом появились другие интересы — и люди спокойно забросили игры. Ну или сильно ограничили.

    • Welran
      /#18910875

      Ну во-первых вы наверняка зависали в то время когда ваше материальное положение зависило от других людей. Во-вторых игры были интересны и можно было потратить кучу времени на них, но спать и есть вы всё равно хотели больше.
      А если брать примеры когда люди умирали от физического и психического истощения когда сутками играли в игры, то тут уже явно какая то патология. Так что проблема есть, но явно не такая большая как представляют средства массовой информации. И возможно такое патологическое увлечение играми является признаком других заболеваний, а не самостоятельным.

    • BelBES
      /#18911129

      Ну тут двояко: с одной стороны еще со школьных лет у нас много кто "залипал" в компьютерные игры (бывали даже случаи, когда люди из дома пропадали на несколько дней в игровых клубах практически круглосуточно залипая в CS или GTA) и потом как-то само собой время затрачиваемое на игры сошло на нет, либо приняло форму хобби по вечерам… но было несколько случаев, когда уже в университетские годы люди теряли связь с реальностью, просиживая время в онлайн играх и вылетали из ВУЗ'а, т.е. там уже вырисовывалось что-то похожее на нездоровую зависимость от игр.


      з.ы. вот по своим впечатлениям сложно понять: это реальность стала настолько интересней игр, или действительно годных игрушек просто не стало… но раз в пару лет запуская какую-нибудь современную игрушку, хватает меня на пару часов максимум — совсем не затягивает...

      • DanilinS
        /#18911173

        Что поделать, люди взрослеют… Любой взрослый адекватный человек умеет правильно расставлять приоритеты и никогда не поставит компьютерные игры выше личной жизни и семьи.
        А если наоборот — это проблемы психиатрии а не компьютерных игр.

    • anprs
      /#18913337

      Если Вы не видите проблемы — значит у Вас её не было. И всё

  2. vsespb
    /#18909945

    Если люди обращаются к видеоиграм, чтобы «убежать от реальности», как предупреждают нас «эксперты», разве не будет наиболее логично спросить «а не нужно ли что-то исправить в нашей реальности?»

    По-моему ту же историю и те же аргументы можно применить к алкоголизму и наркомании.

    • Hardcoin
      /#18910237 / +1

      Фактически, да. Отсюда и более чем скромные успехи в лечении алкоголизма — попытка лечить симптом вместо причины.


      Например, я наблюдаю сильное улучшение жизни с 90-х и, соответственно, сильное снижение количества постоянно пьющих. Днём и с утра мало кто пьет — потому что намного интереснее (долгосрочно) — заработать и что-то купить или съездить, отремонтировать дачу и т.п.

      • vsespb
        /#18910245

        Но это из этого не следует вывод, который делает автор статьи «это не игровое расстройство».

        • Hardcoin
          /#18910579

          Из моей истории про 90-е? Не следует. Зато следует из доводов автора статьи и на мой взгляд вполне логично следует. Если остальная жизнь его крайне подавляет, как вообще можно вылечить эту игровую "зависимость"? Даже предположим, он получит отвращение к играм и что? Будет искать себе что-то другое, что б отвлечься от проблем. То есть решать-то нужно проблемы, именно в них дело, а не в "зависимости".

          • Ogra
            /#18910631

            Если остальная жизнь его крайне подавляет, как вообще можно вылечить эту игровую «зависимость»?…
            То есть решать-то нужно проблемы, именно в них дело, а не в «зависимости».

            Ну да. Диагностируем игровую зависимость, ищем проблемы, решаем их. Определение игрового расстройства как болезни упрощает первую часть, что упрощает выход на вторую и третью.
            В Исландии решили бороться с подростковыми алкоголизмом и наркоманией не сухим законом, а футбольными секциями. Результат налицо )

    • divanikus
      /#18911069

      Все мании имеют похожу психологическую природу. И лечатся, насколько я знаю, в одном ключе — нужны новые занятия и стимулы, отвлекающие от мании.

    • Halt
      /#18911697

      Неплохое видео на эту тему есть на канале Kurzgesagt:

      Addiction

  3. Alozar
    /#18909949 / +1

    А ведь он в чём-то прав. Если ребёнок/подросток постоянно играет, не обязательно, что у него зависимость. Вполне возможно, что ему просто нечем заняться или ему не комфортно в реальной жизни.
    Что как правило делают родители в этой ситуации? Вместо занятий с ребёнком и понимания его интересов, ругают его за игру, тем самым ещё больше увеличивая дискомфорт и самолично запихивая его в виртуальные миры, где он могучий герой, которого все любят.

    • Dioxin
      /#18910063

      В игре могучим героем еще надо стать.
      Но это реально, вот ребенок и стремится туда.
      Задача родителей дать понять ребенку что он МОЖЕТ в реальности стать если не могучим то хотя бы дееспособным.
      Но многие родители сами неудачники и страдают от комплекса неполноценности, отрываясь на детях.

      • Vsevo10d
        /#18910107

        В игре как раз реализуется грамотный алгоритм поощрения.
        Люди зачастую в депрессии от своей жизни именно потому, что у них мало что получается достичь здесь и сейчас. Пример из статьи — подросток. Учиться еще несколько лет (а потом ведь придется учиться еще несколько лет), играть на гитаре например или какое-то еще хобби — пресловутые 10000 часов (да даже 1000 — это очень много), девушки нет потому что гей нет партнера своего возраста, которому доверяешь, ибо боится порицания и заражения.
        А в игре — некий прогресс за пару часов. Современные игры вообще сбалансированы именно, чтобы затягивать этим поощрением — каждые полчаса — новый уровень, открываются новые способности, локации, оружие, игра становится сначала шире и интереснее, потом ты сам становишься сильнее и сильнее, чтобы доминировать над игрой. Вот и готовое поощрение: всего несколько часов, и ты добился. Может быть, это все не реально, но осязаемо! Еще как осязаемо, ведь ты можешь, например, победить другого человека, это уже огромная подпитка самолюбия — это если мы говорим об РПГ. Сейчас стали модными крафтовые песочницы — там ты можешь воплотить творческие фантазии, построить дом, поселение, общество, — еще больший уровень поощрения и ощущение, что добился желаемого.
        Плохо это или нет — ну, в качестве подпитки положительными эмоциями хорошо, а уходить полностью в зависимость — плохо. Все как и с другими стимуляторами.

        • Dioxin
          /#18910191

          «Все как и с другими стимуляторами»
          Деньги очень хороший стимулятор. На всю жизнь.

          • roscomtheend
            /#18913603

            Деньги за пару часов — это если кому по голове только дать, тоже выход и некоторые идут по такому пути.

            • Dioxin
              /#18913727

              Деньги надо по системе зарабатывать, стабильно и много.

        • phenik
          /#18918133

          Плохо это или нет — ну, в качестве подпитки положительными эмоциями хорошо, а уходить полностью в зависимость — плохо. Все как и с другими стимуляторами.

          В отличии от других стимуляторов и зависимостей, эффект от игровой можно регулировать, если разработчики захотят конечно.
          К примеру, можно регулировать игровое время, или снабдить игру датчиками мониторинга некоторых физиологических показателей игрока — пульса, частоты дыхания, или проводимости кожи, для оценки состояние игрока, и по нему регулировать сложность сюжета и игровое время. Сейчас это технологически уже возможно. Но вряд ли производители пойдут на это, это же потеря доходов. И конечно появится подпольная индустрия обходов таких регулировок, но это уже другой вопрос.

          Используя информацию о состоянии игрока можно получить в игре интересные эффекты, связанные с психофизиологической тренировкой. Как пример, если контролировать уровень эмоционального напряжения, то для успешного выполнения миссии потребуется не только быстрота реакции в управлении манипуляторами, но и пребывание в пределах допустимого уровня возбуждения. Такой побочный тренинг вполне может пригодится и в жизненных ситуациях.

  4. Vsevo10d
    /#18910061

    Ну а чего страшного в том, чтобы играть в Атари и ДнД, уходя этим от реальности? Он же не в Бесконечное лето играл, в конце концов.

    • anprs
      /#18913347

      В уходе от реальности в принципе ничего хорошего нет

      • Varim
        /#18917475

        Иногда приходится выбирать что лучше из плохих вариантов. И психолог не поможет. Например, у детей и подростков, я думаю, есть физиологическая необходимость общения со сверстниками, а если вокруг одни «быдло-гопники-животные» и нет возможности переехать, приходится выбирать либо «гопников+алкоголь+наркоту» (реальность) либо «книги+игры» (уход от реальности)

      • 2zeek
        /#18918351

        Есть такой приём в психологии — «Убежище». По сути, тот же уход от реальности, но краткосрочный, до момента восстановления. Но он — ок, а игры — не ок.

  5. Как обычно, вместо того чтобы бороться с проблеммой борються с ее последствиями. Ну не будет видеоигр — пойдет человек другими способами уходить от реальности.

    • JobberNet
      /#18910265

      Фармкомпаниям нужно, чтобы человек тратил деньги не на видеоигры, а на… легализованную травку, антидепрессианты, и прочую легальную наркоту, которую «добрый» жадный доктор пропишет в качестве лечения от видеоигр.

      • knotri
        /#18915393

        антидепрессианты
        жадный

        флу стоит очень дешево, просто невероятно дешево.

        • arielf
          /#18921523

          А работает хреново — 7 лет пил, а психика всё равно зависела лишь от качества моей жизни. Вот например, нейролептики — совсем иной разговор…

    • Neuromantix
      /#18910285

      Как прекрасна реальность
      image

      • serafims
        /#18911303

        улучшение этой самой реальности своими силами и наблюдение за результатом — это тоже реальность.

      • dukei
        /#18914003

        Супер скриншот для постапокалиптической игры. Так и хочется в неё поиграть! )

        • Neuromantix
          /#18914071

          Мы в нее с рождения играем. Правда сэйвов нет, прокачка паршивая, мобы злые, лута мало, квесты убогие, и награда за них никакая.

    • olgerdovich
      /#18910533

      «Проблемма» вместо «проблема».
      «Борються» вместо «борются».
      Нехватка пары запятых.
      Вот так вот вы сами подрываете доверие к своим вроде бы разумным словам.

      • Alozar
        /#18910925

        Когда нечего сказать по делу, начинают придираться вещам, которые к сути не имеют отношения.

        • p_fox
          /#18911033

          Когда человек не способен грамотно изложить мысль, этого человека просто игнорируют. Какие бы умные вещи он не пытался донести.

          • Alozar
            /#18911057

            При этом не принимается во внимание, что он иностранец и не владеет языком идеально грамотно…
            Вы сами готовы к ситуации, когда вас будут игнорировать, только потому что вы не идеально грамотно разговариваете на английском?

            • kprohorow
              /#18911517

              Конечно же не готов. Но обязательно столкнется. И будет очень много боли в районе седалища )
              Принимать людей такими, какие они есть, это искусство доступное не всем.

      • Спасибо. Таки да, Я никогда не сдавал экзамен по русскому языку. Иностранец.

  6. Helium4
    /#18910257 / -1

    Пользуюсь случаем, хочу поблагодарить родное ДЮСШ №5 г. Кривого Рога и тренера Бычкова Николай Ивановича. За отличную команду, хорошую физическую форму и, как минимум, не пролюбленное детство.

  7. serafims
    /#18911299

    В принципе, все верно расписано, что причины ухода в игры разные бывают. Но некоторая склонность мозга все равно бывает, например, мне были неинтересны всякие гоночные симуляторы, а вот стратегии (SimCity, а также помесь гонок и стратегии Hot Wheels Velocity X) очень даже, но! С приходом программирования все кардинально изменилось, и я уже зависал ночами в Delphi… А одноклассники тем временем в активные игры с военным уклоном больше играли.

    • jorgen_steinbach
      /#18911947

      Я после codingame.com во многих играх, даже в HOMM, ловлю себя на мысли "лучше б бота написал, если б умел, чем вручную".

  8. kprohorow
    /#18911545

    Всё как всегда. Либо лечат следствие вместо причины, либо ищут козла отпущения.
    Напоминают прежних, только квартирный вопрос испортил их…

  9. DeveloperLite
    /#18911797

    Надо правильно расставлять приоритеты. Другими словами — «кончил дело — гуляй смело». Если все не терпящее отлагательств в разумных пределах сделано, почему бы не поиграть? Главное, за этим занятием не пропустить жизнь. Я согласен с утверждением, что если это переросло в болезнь, то причину нужно искать в себе, а ненормальный уход от реальности в игры (как в запой, что ли), это симптом неполадок в душе.

  10. JobberNet
    /#18913191 / -1

    Если бы хакеры взломали бы ВОЗ, то они бы нашли доказательства того, что фармкомпании мечтают всех игроков пересадить с игр на медпрепараты типа антидепрессантов и прочую дрянь.

    • roscomtheend
      /#18913621

      У вас зависимость от синематографа, вы начали путать реальность с кином, где Злодеи непременно хранят Секреты (включая Переписку и Страшные Планы) на Самом Главном Сервере внутри Самой Большой Комппании.

  11. perlestius
    /#18913311

    Не уверен, что сумел бы пережить своё половое созревание в 1980-х без видеоигр в качестве постоянного отвлечения.

    Родись Скотт с такими «особенностями» в СССР, было бы ещё интереснее!

  12. teecat
    /#18913587

    мой младший, услышав, что игровая зависимость теперь психическое расстройство доволен как удав — «психов в армию не берут, теперь мне это не грозит!»

    • Судя по последним иследованиям в области генетики — оптимистом нужно родиться. Повезло малому.

  13. Teemon
    /#18917135 / +1

    Интересно, если вместо «игры» поставить «рыбалка», «телевизор», «соцсети», «автомобили» — под каждое увлечение нужно заводить диагноз?