React и SEO: как их подружить? +6


Как известно, поисковая оптимизация одностраничных приложений задача непростая и решение ее может потребовать значительных затрат труда, особых умений от разработчиков и финансовых затрат от заказчика. Какие же решения предлагает сообщество, чтобы, по возможности быстро и с минимальными затратами, сделать React веб-сайт дружественным к поисковым серверам?

Немного банальностей о SEO


Около 92% трафика приходит с первой страницы результатов запроса поискового сервера, причем 75% трафика приходится на первые пять веб-сайтов.
Google занимает более 90% рынка поисковых серверов.
Search Engine Optimization (SEO) — это процесс структуризации и организации сайта с целью увеличения объема и повышения качества его трафика путем повышения его положения и частоты появления в результатах поисковых серверов, фокусируясь на ключевых словах раскрывающих специфику сайта.
Главная цель SEO процесса — улучшать заметность сайта в интернете и увеличивать трафик сайта.


Работа поисковых серверов основана на неустанном кешировании содержимого веб-сайтов. Ввиду того, что процесс автоматизирован, очень важно, чтобы содержимое было структурировано и форматировано способом понимаемым машиной. SEO процесс включает в себя оптимизацию производительности вебсайта, переработку его содержимого с целью повышения релевантности контента ключевым словам, а также обеспечение сайта средствами помогающими поисковым роботам его понимать.


Это может показаться довольно простым, но, в случае сайтов построенных на React, это не всегда так.


React и SEO


Кратко о SPA


Одностраничное приложение или SPA — это веб приложение или веб-сайт, который взаимодействует с пользователем посредством динамического изменения текущей страниц, а не загрузки новых страниц с сервера. SPA работают быстро, т.к. большинство ресурсов (HTML+CSS+Scripts) загружаются только однажды на протяжении всего периода их жизни. Приложение получает и отдает только данные.
Одним из примеров технологии, которая может использоваться для создания SPA, является ReactJS, библиотека, которая хорошо оптимизирована для работы на пользовательских браузерах (больше здесь.)


Основные проблемы SPA с SEO


SPA — это, по сути, JavaScript-программа работающая в браузере и если поисковый веб-бот не умеет исполнять скрипты, он не сможет получить правильно отрендеренную страницу и ее проиндексировать.

Google в октябре 2015 года сделал важное объявление о том, что его боты будут запускать JS файлы на веб-сайтах в случае предоставления им прав делать это. И, хотя это заявление звучит очень позитивно, а сами его поисковые боты становятся более совершенными, полагаться на их способность выполнять JavaScript рискованно. Google бот может отказаться от выполнения JavaScript по множеству причин (подробнее здесь):


  • несоблюдения правила «золотых 5 сек» (подробнее здесь и здесь);
  • невозможности сканирования сайта: системы Google должны быть способны просканировать сайт, учитывая его структуру (подробнее здесь);
  • невозможности анализа сайта: системы Google не должны испытывать проблем в ходе анализа сайта с использованием технологий, используемых для формирования его страниц (подробнее здесь);
  • ошибок в коде и пр.

Боты других поисковых серверов, таких как Yahoo, Bing, Baidu и др. не поддерживают JavaScript и видят страницы SPA пустыми.


По указанным причинам приходится искать пути для рендеринга SPA-сайта на стороне сервера для того, чтобы дать гарантированную возможность поисковым ботам увидеть их содержимое в правильном виде.


Решения проблемы SEO для SPA веб-сайтов


Имется два главных способа решения SEO проблем стоящих перед SPA веб-сайтами:

  1. Изоморфный (универсальный) SPA;
  2. Пререндеринг.

Дополнительные средства улучшения SEO для React веб-сайтов:

  • React Router v4: компонент для создания дружественных к SEO «rout»-ов в React приложениях;
  • React Helmet: едва ли не самый важный компонент для обеспечения SEO React-приложений, дающий возможность управлять meta-тегами приложения и отличающийся простотой применения.

Как изоморфный React помогает с SEO?


Изоморфный React сайт автоматически определяет, отключен ли JavaScript на стороне клиента. Если JavaScript отключен, скрипт выполняется на сервере и результат (статический HTML+CSS) отсылается клиенту. В этом случае все необходимые для SEO атрибуты и контент присутствуют во время загрузки.
Если же JavaScript включен, изоморфный React сайт в простейшем случае может загружаться обычным образом, когда все рендерится в браузере, либо ухищренно: выполняется частичный рендеринг на стороне сервера, что значит, что только первый DOM рендеринг производится на сервере, а все последующие производятся непосредственно в браузере. Другими словами, браузер получает полностью отрендеренную первоначальную DOM и JavaScript, а когда состояние приложения изменяется — отвечает за все последующие обновления.


Считается, что изоморфное решение является лучшим методом решения SEO проблем SPA веб-приложений, но незадача, к сожалению, в том, что подобные решения для React SPA, на сегодняшний момент, трудно реализуемы:


  • популярные React бойлерплейты, например create-react-app, react-boilerplate не поддерживают изоморфность. Dan Abramov, разработчик create-react-app:
    В конечном итоге рендеринг на стороне сервера очень сложно добавить значимым образом, не принимая также ответственных решений. На данный момент мы не собираемся принимать такие решения;
  • существующие изоморфные бойлерплейты сложны в освоении;
  • существующие решения несовершенны:
    • зачастую код на сервере и на клиенте имеет много различий;
    • в случае практически полного совпадения кодовой базы, код становится медленным и склонным к сбоям.

    Похоже, многие разработчики поддержат мнение высказанное MrCheater в обсуждении статьи «Изоморфные React-приложения: производительность и масштабирование»:

    У темы «изоморфных веб-приложений» много ненавистников. Увы. Хотя легко понять почему, всё очень сложно программируется, сотни статей на эту тему, а на выходе всё равно у всех получается страшный клиент весом 3 мегабайта. Но когда-нибудь скоро все проблемы и подходы к их решению будут стандартизированы, и мы будем иметь легковесные изоморфные single page application.

    Решение проблемы SEO посредством пререндеринга


    Пререндеринг — это процесс предварительного рендеринга страниц веб-сайта с целью подготовки их к просмотру поисковым веб-ботом. Пререндер-сервис перехватывает запросы к веб-сайту, по «user-agent» запроса определяет тип клиента, и если запрос был сделан веб-ботом, сервис отсылает обратно предварительно отрендеренную кешированную статическую версию сайта. Если же запрос был сделан не поисковым веб-ботом, загружается обычная страница. Пререндеринг используется только для оптимизации работы с веб-ботами и, возможно, с устаревшими браузерами. Пререндер-сервисы, например Рrerender.cloud и ему подобные, используют «headless» браузеры, чаще всего Headless Chrome. Такой подход позволяет использовать для построения веб-сайта самые новые JavaScript фреймворки типа React, Ember, и Angular и не полагаться на серверный рендеринг.


    Достоинства пререндеринга:


    • пререндер способен выполнять все типы современного JavaScript и выдает статический HTML;
    • пререндер поддерживает самые последние веб-нововведения;
    • требуется минимальная модификация кодовой базы веб-приложения, если вообще таковая потребуется;
    • снижаются затраты на разработку и поддержку веб-сайта;
    • простота имплементации.

    Недостатки пререндеринга:

    • мало пригоден для страниц, которые отображают часто изменяющиеся данные;
    • не приемлем для страниц, которые содержат персональные данные пользователей. Впрочем, такие страницы мало полезны для SEO и не должны индексироваться;
    • в случае большого сайта со значительным количеством страниц, процесс пререндеринга можеть занимать значительное время;
    • пререндер-сервисы платные.

    Пререндеры, где их взять


    Сообщество разработало значительное количество пререндеров: см., например, здесь.


    Среди многих вариантов представляется интересным OpenSource Prerenderопенсорсная версия пререндера используемого на сервисе prerender.io, которую можно имплементировать на собственном сервере поддерживающем Node.js.


    Еще один, интересный тем, что не требует наличия сервера, пререндер — Prerender SPA Plugin, который подключается путем простой модификации webpack.config.js, например к create-react-app или react-boilerplate. Процесс пререндеринга выполняется в процессе «билдинга» сайта и результат помещается в index.html.


    Можно воспользоваться и готовыми сервисами предоставляющими услуги пререндеринга, перечень некоторых приведен здесь и здесь.


    Здесь можно ознакомиться также и с практическим опытом работы с пререндерами.


    Особенно интересным представляется сервис Roast.io, предоставляющий услуги как CDN, так и пререндеринга (!). Сервис также автоматически (если таковые отсутствуют) добавляет «screenshot link unfurls» мета-теги, улучшающие отображение веб-сайта в в социальных сетях.
    Сервис расположен на AWS CDN, работает по HTTPS протоколу, настроен под SPA и React в частности, очень прост в использовании. Имеется опция бесплатного хостинга (10GB bandwidth, 500 pages SSR).


    Итак:


    Пререндеринг, будучи не идеальным решением, выглядит более предпочтительным для значительной части разработчиков React-приложений в силу того, что:
    • не требуется доработка кода приложения — можно без опасений использовать свой любимый бойлерплейт;
    • наличествует широкий выбор реализаций — «middleware», «webpack», «CDN+prerender», «opensource» и платных;
    • внедрение пререндеринга — простой процесс, особенно в случае «CDN+prerender» реализаций;
    • имеется серьезная поддержка со стороны Google в виде Headless Chrome;
    • уменьшаются затраты на разработку и поддержку приложения;
    • имеются опции бесплатного использования пререндер-веб-сервисов.

    Однако, нужно подумать об изоморфном (универсальном) варианте сайта, если:
    • веб-приложение отображает часто изменяющиеся данные;
    • веб-приложение содержит сотни страниц, ведь процесс пререндеринга можеть занять значительное время.

    Если же веб-сайт содержит только статические страницы (HTML+CSS), то ни изоморфность, ни преререндеринг не требуются.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (2):

  1. justboris
    /#19126033 / +1

    По поводу индексации Javascript недавно было откровение одного из разработчиков Google: индексация проходит в два этапа, сначала собирается контент без JS, а потом уже приходит другой бот с поддержкой JS.


    Поэтому для часто обновляющихся ресурсов, где важна свежесть контента, на нативную поддержку Javascript лучше не расчитывать.

    • m512781
      /#19126161

      Спасибо за ценное дополнение!