Разработка программного обеспечения и эксплуатация уже реализованного софта (например, приложения) находится в особом положении в контексте анализа расходов. Особенность в том, что типичный цикл производства товара и его продажи не существует в ИТ отрасли. Вместо этого мы имеем фактически бесплатно размножаемые копии продукта, но высокие издержки на само создание этого продукта и его поддержание. По этой причине экономика ИТ компании сильно отличается от экономики “свечного завода” или магазина.
Давайте детальнее рассмотрим ситуацию с издержками в ИТ компании. К сожалению не получится обобщить все ИТ компании в одну схему. Я попробую выделить несколько распространенных схем работы и рассмотреть их. Возможно кто-то из читателей добавит еще какие-то схемы, интересные для рассмотрения.
Я хочу выделить следующие типы ИТ компаний, хотя этот список, конечно, не полный:
Какие расходы имеет первый тип компании? Давайте разделим на разные кучки расходы по основным типам, которые не зависят от предприятия:
Обращу внимание, что в финансах существует большая разница между “расходами” в финансовом смысле и “расходами” в бытовом. По этому поводу я написал отдельную статью
Возвращаясь к нашим 4 типам компаний мы имеем следующую картину в отношении их структуры расходов (исключая финансовые расходы):
Каким образом анализировать структуру расходов таким разных предприятий?
Просто картина и структура расходов дает нам не слишком много. Мы можем узнать наибольшие статьи и это может подсказать нам направления для оптимизации, но часто бывает, что крупнейшие статьи расходов являются крупнейшими не без причины.
Можно пробовать из этих данных рассчитать себестоимость на 1 единицу продаваемой услуги/продукции. Но это информация на самом деле вам ничего не дает. Во-первых мы имеем смесь фиксированным и переменных факторов, каждый из которых различно изменяется в ответ на рост/падение продаж, во-вторых цифра по “такой” себестоимости не дает вам никакой дополнительной информации, а значит никаких действий для предприятия вы на основе этих данных не придумаете.К тому же у нас, по описанным выше причинам, в эти данные не попадают наши инвестиционные проекты. Напрашивается вывод, что нам нужен иной взгляд на экономику предприятия.
Один из подходов — это разбиение предприятия на продукты и проекты, а затем разбиение расходов на общие и проектные/продуктные. Как тогда примерно может выглядеть структура расходов:
Продукт
Аллоцируемые расходы — это расходы, распределенные на проект на основании аналитической/экспертной оценки потребления ресурсов. Когда у вас нет однозначного “счета” на услуги потребления мощностей вашей серверной инфраструктуры, вы можете дать оценку, разделив расходы на обслуживание пропорционально использованию ресурсов. Не увлекайтесь поиском точной метрики, аллокация уже подразумевает допущения, поэтому вам скорее нужно определить более менее верную пропорцию между продуктами, чем придумать формулу “справедливых” расчетов.
Не аллоцируемые расходы — это расходы, потребление которых не изменится, если вы измените масштаб ваших проектов. Сюда идут расходы, которые уже никак не получается привязать к конкретным проектам и которые нужны предприятию вообще: бренд маркетинг, финансовые расходы, расходы на бухгалтерию, юристов и т.п.
Что дает нам такой подход:
Совмещая эти данные с данными по выручке и ее декомпозиции на составляющие (Вводная статья, внутри, внизу ссылки на остальную часть цикла статей) вы получаете вашу базовую отчетность по продуктам и предприятию.
К сожалению, не доступен сервер mySQL