«Первые»: нужно ли лететь на Марс +45


14 сентября вышел сериал «Первые» («The First») канала Hulu, посвященный первой пилотируемой экспедиции на Марс. Продюсером шоу стал Бо Уиллимон, создатель «Карточного домика», а главную роль исполнил оскароносный Шон Пенн. Авторы сериала уже в трейлере цитировали великого Карла Сагана, демонстрируя желание представить миру глубокую и философскую картину об освоении космоса. И сериал действительно способен заставить задуматься над вопросом «Зачем человечеству Марс?», хотя делает это немного неоднозначным способом. Но обо всем по порядку.

image

Цена космоса


Главной особенностью сериала стала его сосредоточенность на семейных историях космонавтов. В нем мало космоса, практически нет Марса, но зато полно бытовых проблем и психологии отношений. Так, герой Шона Пенна, командир марсианской команды Том Хагерти, разрывается между своим профессиональным долгом и своей дочерью, которая страдает от депрессии и проблем с наркотиками. Да, семейная драма время от времени прерывается сценами тренировок астронавтов, поисками решения инженерных проблем космической миссии и политическими интригами вокруг финансирования полета на Марс (привет Карточному домику). Но все же сериал прежде всего стремится показать, как непросто членам семей астронавтов принять их решение покинуть Землю, рискуя никогда не вернуться домой. Бо Уиллимон в одном из интервью прямо говорил, что не хотел сразу отправлять своих героев на Марс, а стремился показать, насколько сложной дорога к космосу является еще на Земле.

В «Первых» заложен большой задел на будущее. В отличие от большинства других фильмов о покорении Марса, здесь чувствуется чрезвычайно сильный акцент на реализм. Можно с уверенностью сказать, что на Красной планете земляне не столкнутся с марсианами, не найдут споры очередных Чужих (как в фильме «Живое»), не попадут в загадочные физические аномалии (что случилось в картине «Миссия на Марс»), их не будет преследовать робот-убийца («Красная планета»), не атакуют монстры из Ада («Doom») и т.д. В плане правдоподобия «Первые» сильнее даже «Марсианина», который стал одним из самых реалистичных фантастических фильмов о Марсе. Ведь фильму Ридли Скотта для завязки сюжета необходим был фантастический по своей силе шторм, который невозможен в условиях крайне разряженной марсианской атмосферы. В тоже время первый сезон нового сериала демонстирует готовность его создателей максимально правдоподобно изобразить как саму Красную планету, так и космический полет.

Однако такая степень научности имеет свою цену. Чтобы сериал превосходил по драматизму документальные фильмы от National Geographic и Discovery, его авторы сделали ставку на раскрытие характеров персонажей и их личных историй. Но из-за уклона в семейно-бытовую драму темп повествования к середине сезона становится низким, предстоящий космический полет оказывается скорее поводом для выяснения личных отношений между героями, а флешбеки могут занимать большую часть серии. И как минимум части зрителей может показаться, что это не совсем то, чего они ждали от проекта. В свою очередь это может сказаться на рейтингах сериала и поставить под вопрос его продолжение в будущем. Это будет по-настоящему грустно, ведь у «Первых» есть большой потенциал, который остался пока до конца не раскрытым.

Такой близкий мир 2032 года


Основные события сериала показаны в начале 2030-х гг. во время подготовки к полету на Марс. Четвертая промышленная революция в этом мире не изменила основы человеческой цивилизации. Улицы городов не заполонили андроиды, в небе не парят летающие автомобили, интернет не подключают напрямую к головному мозгу, и таблеток от старости пока не изобрели. Вселенная «Первых» почти также далека от классических киберпанковских тем, как и наша реальность. Это резко контрастирует с образами будущего в тех же Deus Ex: Mankind Divided и Detroit: Become Human, действие которых происходит примерно в тоже время.

image

Взгляд на 2035 год из 2004-го (фильм «Я, робот»)

В отличии от большинства произведений о 2030-х гг., в мире «Первых» минимум фантастических и просто слишком смелых допущений в сфере технологического прогресса. Практически вся показанная в сериале техника основана на существующих технологиях и имеет все шансы появиться в действительности к 2032 году. Близость реалий сериала к нашей действительности подчеркивается многочисленными бытовыми сценами, стилем одежды и дизайном интерьеров, где нет какой-то особой футуристичности. «Первые» будто пытаются показать, что 2032 год немногим больше отличатся от 2018 года, чем 2018 год от 2003-го.

Электромобили к 2030-м гг. явно доминируют в автотранспорте. Что вполне возможно как в свете существующих тенденций в автомобилестроении, так и в условиях катастрофического глобального потепления, о котором говорится в сериале. Уже сегодня ряд стран планирует отказаться от двигателей внутреннего сгорания после 2025 года, и если изменение климата будет набирать все более угрожающие обороты, переход на электротранспорт может состоятся куда быстрее ныне намеченных сроков.

image

Помимо электродвигателя, в автомобилях прижились автопилот и голосовое управление

Телевидение и интернет мало изменились по сравнению с сегодняшним днем, хотя Сеть не показана особенно подробно. Телевизоры все также популярны в квартирах и похоже, что они не слишком отличаются от современных моделей.

image

Компьютерная анимация марсианской миссии во время трансляции первого в истории старта на Марс пилотируемой экспедиции. За этим событием в прямом эфире следят около 2 млрд человек

Однако большие перемены пришли в сферу личных гаджетов. Смартфоны сильно потеснили умные браслеты и ушные гарнитуры, которые взяли на себя большую часть функций мобильного телефона. С помощью браслета можно легко расплатиться в супермаркете, проведя рукой напротив штрих-кода упаковки, а гарнитуру стало принято носить в одном ухе подобно слуховому аппарату. Эти устройства управляются в основном с помощью голосовых помощников.

image

Деловые люди едва ли не постоянно носят такой наушник

Голосом можно управлять и «умным домом», правда показаные его возможности в основном сводятся к голосовому управлению освещением в помещениях и включением телевизора, а также биометрическим замкам в дверях. Все это есть уже сейчас, только в начале 2030-х стало совсем обычным элементом жизни.

Но главной бытовой новинкой стали очки дополненной реальности. Тут преемники Google Glass стали повсеместными. Правда забавно, что эти устройства не отличаются разнообразием и часто кажется, будто на всех персонажах сериала только одна базовая модель этих очков. Что странно, ведь при наличии такого мощного спроса рынок быстро заполонят самые разные очки всех форм и расцветок, которые станут неотъемлемой чертой индивидуального стиля.

image

В одной из серий показано, как семья у себя дома в гостинной с помощью таких очков смотрит танцевальное выступление, полностью погрузившись в виртуальную реальность

Во многих эпизодах очень важную роль играет технология AR, ставшая настолько же неотъемлемым элементом жизни, как в наше время мобильный интернет.

image

В сериале дополненная реальность привела к «смерти смартфона», которую сегодня предрекают некоторые футурологи. Причем в сценах из прошлого не раз демонстрируются смартфоны, однако ко времени основного действия они практически полностью исчезают из поля зрения. Но вот насколько вероятен такой поворот в действительности?

image

Планшеты (как и ноутбуки) все же остались

Медицинские технологии пошли по пути прежде всего роботизации и цифровизации. Но при всем развитии медицины, все же некоторые болезни и в начале 2030-х годов являются неизлечимыми. Одним из таких недугов остался синдром Альцгеймера, с которым связана семейная драма одного из членов команды астронавтов.

Серьезными проблемами остаются депрессия и наркозависимость, от которых каких-то чудесных средств так и не нашли. И если во многих фильмах о будущем говорится о разнообразных новых видах наркотических средств, то в «Первых» самыми опасными наркотиками остаются героин и кокаин. Упоминается и марихуана, но правда её правовой статус в сериале не ясен.

image

Роботизированный манипулятор помогает врачу диагностировать слуховой проход

Единственной по-настоящему «киберпанковской» технологией первого сезона оказался умный «цифровой двойник» астронавтов, которого они заводили перед отправкой в космос. Вышел такой себе реверанс «Черному зеркалу», однако остается только гадать, сыграет ли это какую-то роль для сюжета в будущем.

image

В ходе специальных тренировок, виртуальный клон изучает привычки и характер оригинала, узнает о его личных проблемах и вкусах. Но не всем идея создания цифрового призрака пришлась по душе

Трудная дорога к Марсу


Но наиболее реалистично в сериале показаны космические технологии. К созданию шоу привлекали специалистов НАСА и они полностью выполнили свою миссию консультантов. Едва ли не все технологии марсианской Одиссеи, показанные на данный момент в сериале, основаны на реальных прототипах и концепциях Американского космического агентства. Пожалуй, если полет на Марс в действительности состоится к 2032 году, он будет выполнен примерно так, как это показано в этой картине.

Но перед отправкой в космос астронавты вынуждены много времени готовиться к полетам.

image

Имитация выхода в открытый космос

В сериале показаны и занятия в тренажерных залах, и тренировки по выживанию в дикой природе, и работа специальных тренажеров.

image

Подготовка к условиям невесомости

«Первые» уделяют довольно много внимания и проблемам формирования команды. Здесь и подводные камни в отношениях между членами будущей миссии, и сложности отбора астронавтов, учитывая что на межпланетном корабле всего лишь пять мест. И только после всех сложностей подготовки к полету, астронавты смогут отправиться на стартовый стол.

image

SLS на старте

Сначала команда астронавтов из пяти человек отправляется на корабле «Орион» на околоземную орбиту с помощью ракеты «SLS».

image

Полет SLS с марсианской миссией на борту

На орбите «Орион» стыкуется с Транзитным кораблем, предназначенным для межпланетного полета.

image

Этот корабль был предварительно собран на орбите из отдельных блоков, подобно станциям «Мир» и «МКС».

image

Монтажные работы на межпланетном корабле

После перехода на Транзитный корабль, астронавты 7 месяцев должны лететь к Марсу. Там они проведут 18 месяцев исследований, после чего их ждет 7 месяцев пути домой.

image

Отработка на тренажере посадки на Марс

На Красную планету астронавты должны спуститься в посадочном модуле. В районе посадки их уже ждет роботизированная миссия, которая вырабатывает из атмосферы Марса топливо, необходимое для выхода модуля назад на марсианскую орбиту. Однако эта часть миссии уже столкнулась с рядом технических проблем, и видимо во втором сезоне у астронавтов она отнимет еще много сил.

И «Орион», и «SLS» в настоящее время активно разрабатываются НАСА, в том числе с учетом возможности использования этих аппаратов в пилотируемой экспедиции на Марс. Первый запуск ракеты «SLS» намечен на 2020 год, а первый пилотируемый полет корабля «Орион» планируется к 2023 году. И хотя у программы «SLS» хватает критиков, однако существует определенная возможность того, что эти корабли действительно отправят людей на Красную планету в начале 2030-х гг. И такой полет во многом должен будет напоминать то, что показано в «Первых».

Конечно, нельзя отбрасывать и шанса SpaceX опередить всех на пути к Марсу. Однако схема полета к Красной планете от компании Илона Маска значительно отличается от проектов НАСА и, пожалуй, вариант SpaceX будет гораздо сложнее реализовать.


Видение марсианской миссии от SpaceX

И хотя марсианская миссия в сериале «Первые» не похожа на план SpaceX, но сам Илон Маск явно стал прототипом для одного из главных персонажей картины. Речь о Лаз Ингрэм (которую сыграла Наташа МакЭлхоун), руководительницы частной космической компании «Vista», которая и реализует полет на Марс. Она жесткая бизнес-леди, осознающая что колонизация Марса унесет немало человеческих жизней, но все равно упорно идущая к своей мечте. Её мучают хронические боли, поэтому она постоянно употребляет анальгетики, порой у неё не складываются отношения с прессой и ей крайне необходимо поддерживать хорошие отношения с политической элитой в Вашингтоне. Ведь марсианскую экспедицию финансирует американского государство, а у этого проекта хватает политических противников.

О размахе деятельности компании «Vista» говорит хотя бы строительство ими собственного космодрома в штате Луизиана, откуда и будут отправлены астронавты на Марс. Однако другие проекты компании Ингрэм остались за кадром. Возможно, в следующих сезонах положение и перспективы частной космонавтики будут раскрыты подробней.

image

Центр управления космическими полетами корпорации «Vista»

В целом сериал подкупает своим стремлением показать достоверную картину освоения космоса. Тот же «Марсианин» по сравнению с ним выглядит едва ли не фэнтезийным кино. Стоит лишь сравнить средства полета на Марс в этих сагах о космонавтах будущего.

image

Минималистичная межпланетная станция сериала

image

«Гермес» из фильма «Марсианин» является куда более дорогим и сложным кораблем, но в тоже время и менее реалистичным на ранних этапах освоения Марса

Внутренний дизайн межпланетной станции сериала отличается своей простотой и функциональностью. Он очень похож на интерьер реальной МКС. Здесь было показано несколько красивых сцен в невесомости.

image

Правда, при всем качестве космических эпизодов, их было очень мало, а все самое вкусное создатели оставили на будущее.

image
На ионном двигателе к Красной планете

Хотя местами сериал вышел неровным, однако история «Первых» безусловно стоит внимания. И это очень красивая картина с бюджетом около 54.5 млн $, где космос выглядит не хуже, чем в «Гравитации». Сериалу есть за что простить его грехи, и он заслуживает продолжения.




К сожалению, не доступен сервер mySQL