FAQ по междугородним пассажирским автобусным рейсам +60




Диск аналогового тахографа с записанной самописцем информацией (графики внизу и справа)

— Я пришёл на остановку за 2 минуты до отправления по расписанию и помахал рукой ушедшему автобусу. Что делать?

Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.

— Что это за тахограф на каждом автобусе?

Раньше это было нечто вроде часового механизма, соединённого со спидометром. Самые современные тахографы — это независимый аккумулятор, устройство хранения (обычно onboard-флеш), GPS/Глонасс-приёмник, акселерометр, входы для датчиков (уровень топлива, температура в салоне), интеграционный модуль для CAN-шины. Всё чаще их комплектуют GSM-модемами с M2M-сим-картами для удалённого получения данных перевозчиком (основного лога в реальном времени при наличии сети на маршруте или детальной выгрузки в конечном пункте). Тахографы постоянно совершенствуются, равно как и знания водителей о том, как их обмануть. Задача тахографа — фиксировать нарушения рабочего графика, видеть, когда водитель сгонял на дачу на служебном автобусе или сделал «левый» рейс, знать точный расход топлива.

— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?

У нас по ПДД пассажир и водитель должны ехать сидя. Поэтому автобусов с лежачими местами нет. Точнее, изредка встречаются «лежанки», но они предназначены для отдыха водителей между рейсами. А, например, в Китае, Таиланде и Индии есть sleeping bus — как правило, ночные рейсы, где можно загрузиться и поспать до приезда.

— Обязательно нужен паспорт для покупки билета?

На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае. То есть внутри одного субъекта Федерации можно покупать билет и двигаться вообще без документов. Что не исключает возможность того, что у вас их попросят предъявить для проверки по дороге.

— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?

На территории автовокзала автобус и документы пассажиров имеет право проверять администрация вокзала. По дороге могут проверять как самого перевозчика, так и пассажиров. МВД или ФСБ могут искать преступников, проверять багаж на наркотики и перевозку оружия и так далее. Дальше действуют обычные нормы, как если бы сотрудники подошли к вам на улице. Может быть и такое, что автобус задержала полиция, и пассажирам придется добираться самостоятельно.

— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?

Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.

— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?

Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.

— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?

Обычно нет. Если же вдруг у вас сорвалось что-то важное по причине нарушения со стороны перевозчика, можно попробовать подать в суд с доказательствами нанесённого вам ущерба (например, пропущенного рейса самолёта). Если это было не ДТП, не пробка и не что-то ещё вроде пассажира, которому внезапно стало плохо, и вы повезли его в больницу прямо с маршрута, шансы есть. Но обычно такие вещи решаются в досудебном порядке с перевозчиком. Простая подача «на моральный вред» обычно не приводит к успеху. Стандартной страховки, покрывающей опоздания, нет.

— Мы вышли в степи, там был туалет типа «сортир», и я целиком использовал маршрутную квитанцию для нужд гигиены. Меня теперь могут высадить?

Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.

Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.

Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.

— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?

На междугороднем автобусе вообще невозможно понятие «безбилетный пассажир», потому что такого человека не должны пустить в автобус в принципе. Но есть городские маршруты (это которые с контролёром и билетами, обычно вы их встречаете внутри города), которые пересекают границы регионов. Но в любом случае вас будут штрафовать по федеральному закону № 220, который действует везде по России. Городских маршрутов через границу России пока нет.

— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?

За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.

Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).

Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.

— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?

Возможно два варианта:

  1. Вы купили поддельный билет.
  2. Что-то где-то пошло не так, и данные о покупке билета не дошли до списка.

Во втором случае имеет смысл оперативно связаться с перевозчиком. Сделать это можно по прямому телефону либо через дежурного по вокзалу. Дежурный точно так же будет звонить перевозчику, как это сделали бы вы, но разница в том, что он точно знает, кому звонить, и у него может быть внутренний номер нужного специалиста.

Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.

— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?

На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.

— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?

Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.

— Я забыл багаж в автобусе, что делать?

Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.

Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.

Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.

Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.

— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?

Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.

— Что надо знать про остановки?

В расписаниях указывается местное время. Изменения в расписании должны быть объявлены за 10 дней. Расписание должно быть на каждой остановке автобуса. Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.

— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?

Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.

Если на рейс будет допущен пьяный водитель, посадят медика. Если на рейс будет допущен сломанный автобус, посадят механика. Всё серьёзно. Если рейс «белый», конечно.

— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?

На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.

Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.

Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.

— То есть не бывает невозвратных билетов?

Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.

— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?

Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.

— Как страхуется пассажир?

На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.

— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?

На усмотрение перевозчика, стандарта нет. Но по отзывам можно сказать, что остановки на «туалет и покурить» достаточно частые.

— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?

Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.

— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?

На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.

— Когда перестают продавать билеты?

Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.

— Какие нормативы стоит изучить?

  • Постановление от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Постановление от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…».
  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (31):

  1. k12th
    /#19124419 / +1

    Я бы почитал про аналоговые тахографы...

    • Arson
      /#19124733

      могу некоторые вещи прояснить, что-то конкретное интересует?

      • k12th
        /#19124771

        Просто в целом. Люблю аналоговые приборы.

        • Arson
          /#19125035 / +5

          ну это можно действительно целую статью написать, а то и не одну, их много было. Самые старые по сути просто часы с приводом, а, например continental 1319 — это одно из самых сложных механических устройств которые я видел. Там горизонтальная загрузка диаграммного диска, разворот его внутри с авто центрированием ну и т.д. В общем я посмотрю что на складах из старых железок лежит и что поинтересней могу отфоткать с разборкой, но не обещаю что скоро.

          • k12th
            /#19125051

            Было бы отлично. Спасибо!

            • Javian
              /#19126171 / +1

              Попадалось как-то про горную троллейбусную линию Симферополь-Ялта. На первых горных троллейбусах ставили тахографы. Были они импортные и очень дорогие. Если правильно помню, то стоил как автомобиль Москвич того времени. И размеры аппарата были внушительные. Через несколько лет перестали их использовать — самую ценную информацию получили в первые годы. А аварий с троллейбусами никогда на трассе не случалось, кроме единственного случая, когда в троллейбус врезался бензовоз.

              После этой истории мне до сих пор интересно бы взглянуть, что это за дорогой аппарат был.

              • safari2012
                /#19131979

                Именно на этой линии мой троллейбус попал в ДТП. Кто-то въехал троллейбусу в зад, помню вылетели оба задних стекла. Больше ничего не вспомню (бензовоз там был или что, маленький я был).

                • Javian
                  /#19137389

                  Там пожар был:

                  Авария в Массандре
                  В летописи крымского троллейбуса есть и свои герои. Настоящий подвиг совершила 3 августа 1970-го года водитель Нина Круговая. На Массандровском спуске в полный пассажиров троллейбус врезался тяжёлый панелевоз. От разлившегося бензина моментально вспыхнул пожар, но Нина, несмотря на то, что была тяжело травмирована и прижата рулевой колонкой к сиденью, успела отъехать в сторону и открыть заднюю дверь. Ей самой, к сожалению, так и не удалось выбраться из горящего троллейбуса. Её имя осталось в сердцах друзей и коллег по работе и 42-х спасённых ею пассажиров
                  image
                  zerkalokryma.ru/people/report/trollejbusom_k_moryu

                  • safari2012
                    /#19138967

                    Не, в моем случае такой жести точно не было, я бы запомнил.

  2. tvr
    /#19124773 / +1

    Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой


    То достаём из ручной клади походный набор всяких палок, баллон с аэрозолем и синюю изоленту, делаем огнемёт и идём спасать мир.
    И спасибо за очередную полезную и хорошо написанную статью!
    У вас один из немногих корпоративных блогов на Хабре, который ведётся не для галочки.

  3. achekalin
    /#19124887

    остановки на… покурить достаточно частые.

    Еще бы тех, кто курит, как-то обязывали подышать свежим воздухом по окончанию курения до входа в салон. Часто человек докуривает, выбрасывает бычок (под колеса автобуса, куда еще?!) и входит в салон, в салон же выдыхая последнюю порцию дыма.

    Вот вопрос: если автобут на стационарном посту строго по закому тормознули ГИБДД и водителя штрафанули за, скажем, грязный номер, отчего автобус стоял лишние полчаса, то эта причина опоздания как-то компенсируется? Номер помыть водитель был прямо обязан, да и вообще многие другие вещи проверить, вроде работы лампы в фарах…

    • namikiri
      /#19124979

      Разве не механик должен проверять лампы и номер?

      • achekalin
        /#19124985

        Неверно написал: не водитель, а перевозчик. Тот, кто начало и конец поездки в расписании и указывает.

    • evstefeeff
      /#19125601

      С опозданиями в целом достаточно сложная история. Пример указанный в комментарии еще как-то может обыграться в качестве причины претензии для перевозчика, но есть куда более непредвиденные ситуации, как пересечение границы, где прохождение зоны пограничного или таможенного контроля совсем непредсказуемо.

      Поэтому перевозчики не могут гарантировать точное время прибытия в пункт назначения.

  4. terrier
    /#19125095

    Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать.… Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.

    Какой-то логический порочный круг — сейчас медленно внедряются электронные билеты и их нужно печатать, потому что их «правильно» печатать. При этом, действительно, такая не то чтобы особо прогрессивная корпорация как РЖД с электронными билетами, в основном, справляется. Почему автоперевозчики/автовокзалы не могут?

    • evstefeeff
      /#19125641

      Однозначно ответить сложно, потому что я не представитель РЖД или автовокзала, но думаю, что дело в первую очередь в сложности координации действий огромного количества компаний.

      РЖД один и в большей степени подконтролен государству, чем тысячи автовокзалов и перевозчиков, среди которых большинство частных. Конечно, деятельность перевозчиков и автовокзалов подчиняется закону о перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Но уровень проработки этого закона комментировать сложно, однако уже понятно, что реальность меняется и его нужно дорабатывать.

    • BaRoN
      /#19126893

      Ничего себе «не особо прогрессивная». :)

    • Nimo_tsi
      /#19128209 / +1

      Просто потому, что автоперевозки наравне со строительством — одна из «серых» отраслей экономики.

  5. MMik
    /#19125687

    Добавьте информацию о «ЭРА-ГЛОНАСС», пожалуйста. О текущем состонии системы и её практическом использовании. Спасибо.

  6. gremlin244
    /#19126245

    На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия).

    Только сообщать об это пассажирам никто не любит. Не раз и не два проходя по билету в туалет натыкался на недоуменные лица других пассажиров, мол а так можно было что ли. Да и в целом почти всегда «туалетные женщины», когда им протягиваешь билет, а не мелочь, выглядят несколько разочарованными, если не сказать недовольными.

    • CactusKnight
      /#19128037

      Да, согласен. В этом плане на ж/д вокзалах все куда лучше

    • maxzhurkin
      /#19128057

      Вы вот их лицом недовольны, но им всё равно.
      Почему вам не всё равно, чем недовольны они? :)

  7. porfkot
    /#19126525

    Столкнулся с тем, что на междугородних рейсах от меня требовали детское кресло для ребёнка.

  8. Nimo_tsi
    /#19126555

    На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае.

    Непонятно, чем отличается смежный межрегиональный от межобластного, разве это не одно и то же?

    • maxzhurkin
      /#19128069

      Тем, что на межрегиональных рейсах это необходимо, чтобы заметно осложнить покидание региона розыска преступников, не находящихся в федеральном розыске и также заметно осложнить перемещение по стране находящихся. Для внутренних же рейсов вводить столь же строгий контроль нецелесообразно, поскольку объём перевозок существенно больше

      • Nimo_tsi
        /#19128197 / +1

        У меня иногда ощущение, что полиция до сих пор в 20-ом веке живет. При наличии тысяч бомбил, дальнобойщиков, нелегальных маршруток и т.п. покинуть город/регион незамеченным не стоит практически ничего.
        И кстати, да, у нас же презумпция невиновности, не? А вводя продажу по паспорту получается всех паксов записывают в подозреваемые.
        P. S. Вы кстати так и не дали ответ по сути, чем «межрегиональный» отличается от «из области в область» (тоже межрегионального).

        • RaphZak
          /#19129587 / +1

          На самом деле в межобластном тоже требуется паспорт при покупке билета. И это так смешно порой выглядит. Наш город стоит на границе «областей», через реку деревня «другая область», до которой можно пешком дойти. Но чтобы купить автобусный билет туда — необходим паспорт.

        • maxzhurkin
          /#19132355

          Я невнимательно прочитал, неправильно понял ваш вопрос и фактически ответил на другой вопрос: «А почему при перевозке между областями паспорт нужен, а внутри области — нет»

  9. Goodkat
    /#19128819

    А где распространённый случай В кассе продали два билета на одно место, это выяснилось за минуту до отправления последнего на этой неделе автобуса, свободных мест в котором не осталось?

  10. rjhdby
    /#19129295

    Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.

    Немного не понял, как должен отказаться делать водитель, чтобы его посадили?

    • evstefeeff
      /#19129433

      Водитель может отказаться ехать в парк и попробовать продолжить маршрут.