Чтение с карандашом в руках +23





Интеллектуал – это просто человек, у которого во время чтения книги в руках есть карандаш.
Джордж Стайнер


Фотограф Билл Хейс написал интересный рассказ о любви Оливера Сакса к словам, и постит в Твиттере фотографии книг, где Сакс делал пометки:



Сакс "обожал делать заметки на страницах книг, которые читал – мысли, идеи, аргументы в споре с автором, диаграммы". Наверно, было очень интересно листать такую библиотеку (более 500 книг) и видеть неприкрытые мысли Сакса на полях и на последних страницах:



Такова древняя практика, получившая название маргиналий. Мне кажется, что первый шаг к тому, чтобы стать писателем – это стать читателем, а второй – стать читателем с карандашом. Когда вы подчёркиваете, обводите и записываете вопросы, и спорите на полях, вы существуете в том интересном промежуточном мире между читателем и писателем:



Патриция Локвуд писала об этом так:

Есть способ читать, похожий на написание. Вы чувствуете, что работаете совместно. У вас в руках ручка, вы идёте рука об руку, и наполовину превращаетесь в творца. Вы выцепляете полезные для себя моменты, просеиваете текст в поисках золота.

Намывать золото, или «искать образы», как называет это Ален Гинзберг в поэме "Супермаркет в Калифорнии".


Копия книги Плутарха "Сравнительные жизнеописания", принадлежавшая Марку Твену

Иногда заметки на полях немногим уступают возможности дать автору по морде. Мне очень нравится статья Сэма Андерсона "Год заметок на полях", где он публикует фотографии своих записей:



Больше всего мне нравится писать на полях: спонтанные прорывы чистых и личных реакций на ту книгу, что оказывается передо мной. Это самая личная, полная и честная форма критики из возможных – не большой, широкоугольный снимок с самолёта, который вы получаете из официального обзора, но записи от одного момента к другому, показывающие, как на самом деле воспринимает активно читающий мозг книгу.

Моете ли вы золото, или бросаетесь фекалиями в мертвецов, заметки на полях превращают чтение в написание. Мой друг Джон Унгер однажды сказал мне: «Все произведения искусства я сделал потому, что видел что-то плохое, и считал, что могу сделать лучше, или видел что-то великое, и хотел догнать это».


Заметки Френсиса Форда Копполы на книге Марио Пьюзо «Крёстный отец»

В статье Сэма Андерсона "На самом деле мне хочется, чтобы кто-то повалялся в тексте", он указывает, что заметки на полях раньше были частью социального общения:
Люди размечали друг для друга книги в качестве подарков, или дарили многозначительно размеченные романы потенциальным любовникам. Сэмюэл Тейлор Кольридж, неоспоримый чемпион заметок на полях всех времён, преуспевал в конце этого исторического периода, и его друзья всегда умоляли его разметить для них книги. Он в итоге публиковал некоторые свои заметки на полях, и в процессе даже популяризовал слово marginalia – помпезный латинизм, насмехающийся над тривиальностью формы.

У меня есть книги, размеченные моим тестем и моей женой, когда они были в старших классах. Их чтение похоже на путешествие во времени – я могу навестить их в прошлом. Иногда я представляю, как мои дети читают одну из моих книг и натыкаются на мою заметку.


Мои заметки в книге Мэгги Нельсон «Аргонавты»

Мне нравится идея заметок на полях, как способ превращения книги в место для разговора – литературный обмен заметками. Гилберт Кит Честертон однажды прошёлся по только что изданной книге афоризмов своего друга и на каждый написал ответ карандашом (позже его заметки издали под названием Platitudes Undone). Сэм Андерсон и Дэвид Рис писали друг другу заметки в копии книги Дэна Брауна «Инферно». Дж. Дж. Абрамс и Даг Дорст использовали рукописные заметки как один из сюжетных ходов в их романе "Корабль Тесея" (мне очень понравилось наблюдать, как читатели обмениваются своими заметками на полях в моей книге Show Your Work!).


Копия полуавтобиографического романа Кормака Маккарти Suttree, принадлежавшая Дэвиду Фостеру Уоллесу

Наконец, заметки на полях – это способ по-настоящему владеть своими книгами и своим чтением. Вот что писали Мортимер Адлер и Чарльз ван Дорен в их классическом произведении "Как читать книгу":
Вы полностью овладеете книгой, только когда вы сделаете её частью себя, а наилучший способ сделать это – это писать в ней. Почему записи в книге неотделимы от чтения? Во-первых, это поддерживает ваше сознание в активном состоянии. Во-вторых, активное чтение – это мышление, а мышление обычно выражает себя в словах, произнесённых или написанных. Если человек говорит, что знает, о чём думает, но не может это выразить, обычно он не знает, о чём думает. В-третьих, запись вашей реакции помогает вам запомнить мысли автора. Чтение книги должно быть разговором между вами и автором. Пометки в книге – это выражение расхождения ваших мнений. Это наивысшее уважение, которое вы можете ему выказать.

Читайте с карандашом!

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (17):

  1. s-kozlov
    /#19155959

    В книге можно даже троллить:

    Я нашёл этому поистине чудесное доказательство, но поля книги слишком узки для него.

  2. Radziuk
    /#19156051

    Делать пометки в книгах — обязательное условие если вы хотите научится чему либо из книги.

    • knotri
      /#19157053

      То-то я не видел как мои одноклассники и я их делаем, но таки нормально всему обучались из книг

      • Inine
        /#19157379

        Возможно, у меня в школе учились более дикие люди, но многие учебники были… в некоторой степени превращены в учебники анатомии. Не знаю правда, котируется ли это в качестве заметок на полях.

      • Radziuk
        /#19161157

        Дело в том, что в вашем варианте преподаватель/учитель выступают в роли заметок. Они уже до вас всё ценное запомнили и поясняют вам при доведении материала. Посмотрите на тот же вопрос (учеба) с другой стороны — самообразование.
        Попробуйте выучить новый язык (имею ввиду иностранный) самостоятельно — без ментора, или другую дисциплину. Мне, в соответствии с образом жизни, приходилось обучаться многому. И, клянусь, без заметок — никак!
        И, да, заметки надо делать только в своей книге: не чужой, ни школьной, университетской и т.д. и т.п.

  3. ekarataev
    /#19156053

    Приличный человек не будет ничего чиркать в книгах.

    • mkshma
      /#19156439

      В чужих — само собой. Со своими вроде никакой проблемы нет.

    • wert_lex
      /#19156451 / +1

      Вот. Это то, что упорно в школе вдалбливали в голову, и то, что вдолбили настолько, что не перешагнуть.
      С появлением других способов хранения и передачи информации книга из монополиста в этом направлении стала одним из возможных носителей, от утраты или порчи которого, в общем-то информация никуда не исчезнет.
      Разумеется это касается легкодоступной литературы. Старые книги не стоит портить.

      • Peacemaker
        /#19156857 / +1

        В учебниках рисовал с удовольствием, грешен, а вот как повзрослел, идея как-то портить книги своими пометками, рисунками кажется слегка кощунственной.

      • Exchan-ge
        /#19158085

        С появлением других способов хранения и передачи информации книга из монополиста в этом направлении стала одним из возможных носителей, от утраты или порчи которого, в общем-то информация никуда не исчезнет.


        Мой опыт показывает обратное — тексты, набранные мною или сохраненные на компьютере в конце 90х — ныне полностью утрачены, несмотря на регулярные бекапы.
        Это произошло по самым разным причинам.

        Дело в том, что с тех пор у меня сменилось множество носителей информации.
        А практически у всех из них есть один общий недостаток — место на них рано или поздно заканчивается.
        Следствием этого является постоянный сброс устаревших данных на носители долговременного хранения данных — вначале это были ленты Арвид, потом перезаписываемые CD, DVD, BD и HDD
        В конечном счете это привело к тому, что была потеряна информация о том где что хранится — носителей стало слишком много, а организация их упорядоченного хранения потребовало слишком много времени.
        Возможно, информация сама по себе и сохранилась (где-то) — но найти ее стало невозможно.

        Боюсь, что это не только моя проблема, и эта проблема носит системный характер.

        А вот все бумажные книги — отлично сохранились, несмотря на два переезда и три ремонта.

  4. Alcpp
    /#19157949

    Мне в электронных книгах не хватает возможности делать пометки и иметь отдельное хранилище при каждой книге для понравившихся цитат.

    • Exchan-ge
      /#19158061

      Мне в электронных книгах не хватает возможности делать пометки и иметь отдельное хранилище при каждой книге для понравившихся цитат.


      Именно по этой причине я использую планшет для чтения специальной и технической литературы — копируя нужные цитаты прямо в OneNote.

    • aaawk
      /#19158605

      В Kindle можно привязать аккаунт Goodreads и заметки, отмеченные в электронной книге, появляются там. Можно смотреть их через браузер и писать заметки к заметкам.
      Но, кажется, это работает только для книг из Kindle Store.

  5. trapwalker
    /#19160939

    Моя проблема в том, что каждый раз после таких статей мне мерещится некий Продукт, который всем нужен, а его нет и его можно сделать. Вот сейчас мне зачесалось сделать сервис ВЕЧНОГО хранения тегированных заметок в распределенной структуре вроде блокчейна. Любая книга имеет ISBN, а это может быть тегом к заметке. Любая статья или картинка в интернете может быть прохешированна по чистому контенту, а хеш добавлен к метаданнм статьи, картинки или документа. Эти хеши тоже можно превратить в теги и метить ими заметки. В конечном итоге у нас гигантская распределенная база тегированных заметок. По каким-то тегам можно искать соответствующие и связанные статьи и материалы.
    Ну и прочие «нью-васюки» в том же духе про закладки, цитаты, напоминалки, дайджесты, научные работы, ссылки на публикации, Pocket и аналоги…

    Так вот, моя проблема в том, что это всё на самом деле, как правило, нахрен никому не нужно.

    • mkshma
      /#19165603

      Идея не может считаться хорошей, если не содержит слово блокчейн. Классика.

  6. paratagas
    /#19165569

    Я стараюсь продавать книги сразу после их прочтения, если уверен, что больше они мне не пригодятся. Чтобы не занимали лишнего места в доме и не собирали пыль. Я так делаю почти со всеми художественными книгами и со многими книгами по программированию. Например, по технологиям, к которым я, вероятно, не вернусь. Так вот книгу с любыми пометками продать намного сложнее, не говоря уже о том, что новому владельцу вряд ли сильно нужны мои умные мысли на полях. Единственное исключение, которое я себе позволяю, это выделение ошибок в самой книге, например, в коде.