Когда блокчейн только-только начал свой путь «в массы», евангиелисты технологии говорили нам, что она несет миру только положительные изменения. Четкость, неизменность и прозрачность блокчейна в качестве транзакционной платформы представлялась техническому сообществу отличной возможностью изменить мир к лучшему. Однако время шло и разработчики и компании стали все активнее и активнее искать варианты применения цепочки блоков. После биткоина и бума альткоинов на сцену вышли смарт-контракты для бизнеса и страхования, появлялись приватные блокчейны, которые игнорировали постулат о прозрачности транзакций и, как итог мы пришли к DRM.
На днях компания Sony заявила, что занимается разработкой новой DRM-системы на базе технологии блокчейн. И для всех, у кого «копирастия» вызывает зубной скрежет и вполне обоснованное негодование, это очень неприятные новости.
Пиратство само по себе — не лучшее явление, так что его не стоит путать со свободным распространением информации. Постепенно творческие люди, да и весь мир, приходят к тому, что информация должна распространятся свободно, но принуждать к чему-либо людей нельзя. Какие-то авторы предпочитают защищать свою интеллектуальную собственность в судах, четко контролируя распространение своих произведений, другие — лично становятся на мостик «пиратского корабля» и лично выгружают новые треки или книги в свободный доступ. Первые — получают доход от продаж через привычные оффлайновые сети, чаще всего делегируя или продавая свои эксклюзивные права крупным издателям. Вторые — собирают деньги через площадки типа Patreon или благодаря концертам. Есть и звезды мировой величины, которым просто не надо защищать свои творения: после первого прослушивания/прочтения люди, у которых есть на это деньги, сами пойдут и купят себе физическую и цифровую копию. Просто потому что это «хорошая трата денег».
DRM-системы как таковые служат исключительно первой категории производителей контента и владельцам авторских прав. Но многолетняя практика показала, что любая DRM-система не до конца эффективна и несет в себе множественные риски. При этом Sony обжигалась об DRM как минимум единожды: в 00-х их система защиты от копирования CD без ведома пользователя устанавливала ПО DRM-системы на машины под управлением Windows. Вообще, неплохое представление о том, как производители и компании отказывались от DRM, дает соответствующая статья на Вики. Во всем материале прослеживается простая логика: DRM зачастую нарушает права и свободы потребителей в угоду правообладателей.
Единственная сфера, в которой до сих пор активно (и при этом относительно успешно) используется DRM — дистрибуция видеоигр. Причем решение об использовании защиты класса небезыизвестной Denuvo всегда лежит непосредственно на разработчиках. На первый взгляд кажется, что использование DRM-систем в сфере видеоигр оправдано, но с другой стороны у нас есть масса примеров, когда разработчики отказывались вообще от какой-либо защиты от пиратства, а их игры все равно выходили в топы продаж. Например, так поступили CD Project RED со своим The Witcher 3 и не прогадали. Игра разлетелась по пиратским ресурсам со скоростью лесного пожара, а вслед за этим вверх пошли и продажи, потому что игра сразу же получила огромную фанатскую базу. Вывод напрашивается простой: качественный продукт в DRM не нуждается.
Вообще, практика применения DRM оказалась настолько противоречивой, что многие производители и распространители контента выпускают свою продукцию с пометкой DRM-free, что говорит само за себя.
К сожалению, не доступен сервер mySQL