Методичка для проведения образовательной программы «Кибергражданство» -2


Я подготовил небольшую методичку, которая поможет вам обеспечить информационную безопасность своим детям. Эта методичка, вместе с некоторыми дополнительными материалами, получила положительную оценку от администрации Алтайского края (см. скан благодарственного письма в конце статьи). Ниже – полный текст этой методички.



В рамках образовательной программы «Кибергражданство» дети получают представление об угрозах и последствиях киберпреступности. Следуя этой программе под чутким руководством родителей и преподавателей, юные Интернет-пользователи – посредством развития разумного, этичного и социально ответственного поведения в Сети, – воспитают в себе глубокое чувство личной ответственности и обретут дух взаимовыручки.


Старые ценности в новой инфраструктуре


Древняя пословица гласит: «Ваш характер – это то, что вы делаете, когда на вас никто не смотрит». Сегодня, в условиях общедоступности Интернета, эта пословица справедлива как никогда раньше.


Общаясь в виртуальном пространстве или онлайн-сообществе, дети могут вести себя так как никогда не будут в реальности. Физическая уединённость даёт ощущение анонимности, особенно у детей. Кроме того, поскольку дети стали появляться в Интернете всё чаще и чаще, и поскольку Интернет сегодня проник уже практически во все сферы нашей жизни, назрела насущная потребность смахнуть пыль с понятия «гражданство» и посмотреть на него сквозь призму киберпространства, а также понять, какую социальную ответственность налагает на нас эта новая – сетевая – инфраструктура.


Социальная ответственность в киберпространстве связана с такими относительно новыми понятиями, как «кибергражданство», «киебрэтика» и «сетевой этикет». Все эти понятия отражают «то, что люди делают, когда на них никто не смотрит». Поскольку вредные «киберпривычки» зарождаются, как правило, в самом раннем возрасте, очень важно обучать детей киберэтике смолоду. Пренебрежение таким обучением, чревато серьёзными последствиями. Увы, нам известно уже немало случаев, когда вооружённые компьютерами дети становились источником серьёзных проблем – как для самих себя, так и для окружающих.


КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ


Родители, учители, благотворительные организации, государство и промышленность упорно трудятся над тем, чтобы защитить детей в Интернете. Однако не менее актуальна и обратная задача – защита от детей самого Интернета. Ведь те же самые дети могут быть не только жертвами, но также и киберпреступниками. В последнее время участились случаи громких компьютерных преступлений. Причём, с завидной регулярностью за этими преступлениями стоят именно дети.


Современный киберпреступник – далеко не всегда является продвинутым техническим специалистом. «Хакерские инструменты» легко доступны в Интернете, а пользоваться ими может даже новичок. Отключение системы, взлом сайтов, запуск сетевых вирусов – многие дети считают это развлечением, не понимая, что подобные действия – незаконны. Большинство этих незадачливых новоиспечённых киберпреступников узнают о том, что их действия носили преступный характер, – уже слишком поздно.


Преступления: реальные vs виртуальные


«Личные угрозы или домогательства» vs «неуместные электронные письма». Угрозы, домогательства и преследование – всё это преступления. Электронные письма, преследующие ту же самую цель, не являются исключением. Даже несмотря на то, что поскольку электронная почта предоставляет некоторую степень анонимности, переписка воспринимается менее навязчиво, нежели попытки непосредственного общения. Поэтому детям, познакомившимся с электронной почтой, обязательно нужно преподать уроки хорошего тона, – которого следует придерживаться в переписке. Кроме того, следует учесть, что дети посредством электронной почты могут быть вовлечены в незаконную деятельность – мошенники могут использовать их для того, чтобы их руками совершить незаконные действия: взлом, распространение сомнительной продукции и т.п.


«Воровство или порча имущества» vs «хакерство». Хакерство – это проникновение на чужие компьютеры или их взлом – с целью манипуляции ими или вывода их из строя. Хакерство может принимать различные формы: от взлома компьютерных паролей и воровства секретной информации, до вандализма на веб-сайтах. Незаконное вторжение в компьютерную систему может спровоцировать виртуальную лавину разрушений, приводящих к серьёзным последствиям. Компьютерные вирусы самопроизвольно распространяющиеся по всему миру со всёвозрастающей скоростью могут нарушить работу жизненно важных компьютерных систем. Нарушив работу больничной компьютерной сети, вирус может отключить электронные системы жизнеобеспечения, – из-за чего кто-то может расстаться с жизнью. Сегодня компьютеризированы практически все экономические отрасли – от транспортных перевозок и финансовых транзакций до аварийных служб и распределения электроэнергии. Нарушение работы хотя бы одной из них может повлечь за собой самые разнообразные последствия – начиная от финансовых потерь, и заканчивая смертельными катастрофами.


«Кража цифровых носителей» vs «контрафактная пиратская продукция». Интернет – это очень удобный и полезный инструмент, благодаря которому можно найти почти всё что угодно. В том числе продукты и услуги, принадлежащие третьим лицам. Каждому понятно, что мы не можем пойти в магазин и просто так без разрешения взять какую-то программу, фильм или компакт-диск. Однако, скачивая музыку и программы с Интернета, мы нередко забываем об авторских правах. О том, что воровать предметы это плохо – понять нетрудно; однако объяснить детям, что такое воровство интеллектуальной собственности – куда сложнее. Важно донести до детей, что скачивать пиратскую продукцию не следует. Если цифровой продукт защищён авторскими правами, то они не должны скачивать его. Однако также следует учесть, что владельцы некоторых сайтов, наоборот поощряют массовые скачивания. В «самовольном» скачивании цифровых продуктов с подобных сайтов – нет ничего предосудительного. Тем не менее, в большинстве своём этого делать нельзя. Один из источников пиратской продукции – это т.н. «варёзные сайты». На этих сайтах, без соответствующего разрешения правообладателя, продаются программы, фильмы, музыка и др. товары – по существенно более низким ценам, или же вообще бесплатно раздаются. Владельцы и пользователи этих сайтов могут стать объектом судебного преследования.


«Плагиат и воровство идей» vs «представление чужого онлайн-контента и дизайна, как своего собственного». Необходимо объяснить детям, что рисунки и другой контент с веб-сайтов – это идеи, у которых есть хозяева. Их использование без ссылки на первоисточник считается плагиатом, – подобно тому, как если бы ваш ребёнок украл выполненную кем-то домашнюю работу и попытался бы сдать её как свою собственную. При использовании любых материалов и произведений искусств, необходимо ссылаться на первоисточник.


«Блокирование движения» vs – «DDoS-атаки». Представьте, что вы не смогли утром вовремя попасть на работу, потому что кто-то перегородил движение в туннеле или на мосту, расположенном на пути вашего движения. Вы, как и тысячи других людей, лишаетесь из-за этого возможности выполнять свои рабочие обязанности, или совершать какие-то другие запланированные действия. То же самое происходит и с сайтами, когда их атакуют хакеры. Такое происходило с CNN, Yahoo, eBay и другими веб-сайтами.


Стоимость киберпреступности


Финансовые потери, вызванные киберпреступностью увеличиваются с каждым годом. Каждый год из-за неё теряются миллиарды долларов. Киберпреступность может привести к потере жизни, достоинства, времени и работы. При этом, вопреки распространённым в СМИ новостям, большинство киберпреступлений происходят не по вине хакеров, а по вине инсайдеров (доверенных сотрудников). Урок, который следует извлечь – это то что киберпреступление имеет последствия как для жертвы, так и для преступника.


ИЗУЧАЕМ КИБЕРЭТИКУ


Четыре эффективных подхода – для родителей, которые хотят, чтобы их дети в сети не занимались чем попало:


  • имейте базовое представление о высоких технологиях,
  • принимайте участие в сетевой жизни ребёнка,
  • узнайте, каким сетевым стандартам придерживаются в школе,
  • вместе с ребёнком разработайте набор однозначных правил, – относящихся к этике и безопасности.

Поучительные моменты. В процессе своей повседневной деятельности подмечайте ситуации, несущие в себе педагогический потенциал, – которые позже можно будет обсудить с ребёнком. Это могут быть:


  • Новостные заметки. Уделите время просмотру новостей о хакерстве и киберпреступности, и найдя подходящую, обсудите с ребёнком возможные для действующих лиц последствия. Например, можно обсудить недавний арест 15-летнего канадского мальчика, который проник на сайт CNN.
  • Фильмы и телепередачи. Обсудите актуальность озвученного вопроса. Что ваш ребёнок отметил для себя?
  • Личные ситуации. Спросите ребёнка, как киберпреступления и сомнительное поведение в Сети, может отразиться на семье преступника.
  • Школьные проекты и задания. Каким образом ваш ребёнок собирает необходимую ему информацию в Интернете и делится своим опытом на компьютерах в школе.

Помогите ребёнку направить свою энергию в мирное русло. Будьте в курсе, какими компьютерными навыками владеет ваш ребёнок, и чем он интересуется. Поймите, что даже весьма посредственных технических навыков достаточно для создания серьёзных проблем – как для себя, так и для других. Зачастую, развив какие-то технические навыки, дети ищут способ бросить себе вызов. Обнаружив, что ваш ребёнок имеет склонность к компьютерным технологиям, вы можете укрепить его в правильном поведении и поощрять позитивные проявления его интереса. Вот несколько идей, куда можно направить энергию и творчество вашего ребёнка:


  • Общение. Поощряйте его электронную переписку с друзьями и семьёй – с надлежащими уважительными нормами общения.
  • Лидерство. Предложите ребёнку принять на себя ответственную роль в школе, в качестве компьютерного консультанта – чтобы помогать одноклассникам в использовании компьютера. Вместе с ребёнком ищите интересные места в Интернете. Попросите ребёнка рассказать вам об Интернете, и вместе с ним посещайте образовательные сайты, сервисы почтовых вопросов и ответов и участвуйте в олнайн-дискуссиях.
  • Творчество. Поощряйте творческий подход в применении компьютера. Предложите разработать персональный или семейный веб-сайт. Или перенаправьте его интерес к веб-дизайну – в русло искусства. Предложите поучаствовать в общественных ярмарках или художественных выставках.
  • Образование. Ребёнка постарше можно записать на факультативы – как школьные, так и внешние, – где изучают более углубленные технические вопросы; а также можно бросить ему вызов – в решении какой-нибудь сложной технической задачи.

Благодарственное письмо от администрации Алтайского края

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (8):

  1. Vsevo10d
    /#19250031 / +1

    Я подготовил небольшую методичку, которая поможет вам обеспечить информационную безопасность

    А еще — пример, как делать не надо. Ул. Радужная, дом 13, я уже выехал!
    За образец подписи должностного лица тож спасибо :)

    • JC_IIB
      /#19250105 / +5

      Человек, пишущий методички про ИБ, и утверждающий, что он «20 лет работает в сфере кибербезопасности» при дате рождения 1984 год, при этом выкладывающий в открытый доступ свои персональные данные… это странно.

  2. GeMir
    /#19250055

    На КДПВ женщина, указывающая пальцем на монитор олицетворяет киберпреступника или доброго педагога?

    Древняя пословица: «Ваш характер – это то, что вы делаете, когда на вас никто не смотрит».
    А давайте не будем называть пословицей (да ещё и древней) любую цитату из разряда «подходит к тексту, но не знаю кто автор»?
    КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ
    Именно так? ПРОПИСНЫМИ?
    Физическая уединённость даёт ощущение анонимности, особенно у детей.
    Даёт у детей? Либо «создаёт», либо «детям».
    дети стали появляться в Интернете
    Большинство детей, к счастью, продолжает появляться в роддомах.
    Родители, учители […] «киебрэтика» […] вооружённые компьютерами дети […] Если цифровой продукт защищён авторскими правами, то они не должны скачивать его.


    Ну и так далее. И по стилю, и по содержанию вы недалеко ушли от «старых добрых» советских методичек по ОБЖ из категории всё-равно-это-никто-читать-не-будет. Продолжайте собирать благодарственные письма.

    • tvr
      /#19250225

      На КДПВ женщина, указывающая пальцем на монитор олицетворяет киберпреступника или доброго педагога?


      Судя по оскалу — голодного педобира-каннибала, вышедшего в реальный мир, предвкушающего пиршество.
      P.S. Те, для кого написано ваше пособие, наверняка незнакомы с сокращением «vs», понятиями «варез» и т.д., если уж используете сленг — неплохо бы его пояснять.

  3. gmini
    /#19250083

    что у нее с зубами?

  4. eltanweb
    /#19250305

    Простите, я даже не знаю, что Вам сказать. Это фиаско.

  5. jrthwk
    /#19250387 / -1

    КДПВ замечательная.

    Инфернальное существо с безумным голодным оскалом на картинке которое явно вот-вот вцепится в шею беззащитной девочки прекрасно аллегорически изображает всю нынешнюю гос. систему «борьбы за безопасность и образование» начиная от роскомпозоров и заканчивая этими методичками.