Учись учиться: непрерывное образование – ключ к конкурентоспособности в эпоху цифровой экономики +8


Университеты, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, постоянно задаются вопросом: «Как нам лучше всего подготовить студентов к реальному миру?» Вчера, в условиях индустриальной экономики, эффективным ответом на этот вопрос был перечень пользующихся спросом профессиональных навыков, которые университеты выявляли и прививали своим студентам. Однако сегодня, в условиях оцифровавшейся экономики, такого обучения, ориентированного на навыки, уже недостаточно. Поэтому лучшее, что университеты могут дать своим студентам сегодня – научить их учиться; заинтересовать их непрерывным процессом образования и самообразования.



Сегодня готовность студентов к жизни в реальном мире определяется их готовностью к непрерывному процессу образования, на протяжении всей карьеры; их готовностью к непрерывному процессу переоснащения самого себя. Иначе, не уделяя образованию и самообразованию хотя бы 5-10 часов в неделю, человек устаревает так же быстро, как и высокие технологии.



Поэтому в стремительно меняющемся оцифровавшемся мире конкурентоспособны только те организации, которые заботятся о вовлечении своего персонала в непрерывный процесс образования. Тем самым эти организации поддерживают в актуальном состоянии свою способность «брать цифровую волну» – гибко и быстро адаптироваться к рыночным изменениям.



Пять советов, которые помогут сделать это:


  • Принимая кого-то на работу, убедитесь, что он – «вечный ученик». Ищите таланты, демонстрирующие свой интерес к непрерывному процессу образования. Если у человека есть актуальные для вашего бизнеса навыки, но нет интереса к непрерывному процессу образования, – он очень скоро станет бесполезным. Сегодня, в условиях оцифровавшейся экономики, способность быстро приобретать востребованные навыки – ключевая.


  • Обеспечьте своим сотрудникам возможность получать актуальное современное образование. Не ждите, когда сотрудники скажут вам, что хотят научиться чему-то: когда это случится, будет уже слишком поздно. Вместо этого обратите внимание на поставщиков услуг, специализирующихся на предоставлении актуальных образовательных программ по широкому кругу тем.


  • Дайте сотрудникам свободу выбора – что именно им изучать. Не беспокойтесь о том, связана ли заинтересовавшая сотрудника образовательная программа с интересами вашего бизнеса. Самообразование это навык, который требует практики, как и любые другие навыки. Изучая что-то новое, независимо оттого, что именно, – ваши сотрудники практикуются в навыке самообразования. Переоценить важность этого навыка невозможно. Кроме того, в условиях современной динамичной экономики вы не можете знать, какие «посторонние навыки» принесут вашему бизнесу неоценимую пользу в будущем.


  • Активно взаимодействуйте со своими сотрудниками, для определения перечня наиболее перспективных навыков, – полезных бизнесу и интересных самим сотрудникам.


  • Поощряйте и вознаграждайте сотрудников, которые демонстрируют больший интерес к образованию.



Итак, «подготовка к реальному миру» – это не только задача университетов. Работодатели, желающие сохранить свою конкурентоспособность в условиях динамично меняющейся оцифровавшейся экономики, также должны создавать условия для образования своих сотрудников. Потому что атрофия способности сотрудников обучаться – равнозначна провалу бизнеса на рынке. Ни организация в целом, ни отдельно взятый сотрудник – не могут стоять на месте. Мы должны быть вовлечены в непрерывный процесс образования. Только так мы сможем сохранить конкурентоспособность.



Первоисточники
  1. Pat Wadors. To Stay Relevant, Your Company and Employees Must Keep Learning // Harvard Business Review (Digital). 2016.
  2. Картинки взяты из периодических изданий Гарвардской Школы Бизнеса.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (23):

  1. fshchudlo
    /#19258673

    Не могу не поделиться ссылкой на бесплатный и даже с русскими субтитрами курс Learning How To Learn

    • Neikist
      /#19258791

      И книга от того же автора: Думай как математик

      А на тему опроса — у меня от 15-20 до 30 часов в неделю на изучение чего то выходит наверно в активный период (иногда устраиваю периоды разгрузки когда часов по 5-10 всего учусь).
      Впрочем не уверен можно ли полноценным самообучением назвать прослушивание подкастов и чтение технических статей, например а только это наверно половина всего времени.

      • Accelerator
        /#19261049

        «Тот же автор» в том числе упоминает в очередной раз, что чтение/прослушивание — одни из наименее эффективных способов обучения :)

    • Shadow_Man
      /#19260249

      Спасибо за ссылку, уже начал учиться.

  2. berez
    /#19259425

    Принимая кого-то на работу, убедитесь, что он – «вечный ученик».

    Знаю граждан, у которых по четыре высших образования плюс еще куча всяческих сертификатов. Берете?

  3. thatsme
    /#19259741

    Принимая кого-то на работу, убедитесь, что он – «вечный ученик».


    Это «все время учусь и знаю кучу всего», отпугивает очень много работодателей. Они хотят винтиков в машину. Т тут Вы, этакий электронный микроскоп. Они даже на терминологии скисают. Мне тут недавно один заявил: «Мы из ITIL используем только ITSM, и ничего другого использовать не планируем и не будем»… Я даже не знал как реагировать на этот идиотизм. Поправлять таких людей на собеседовании? Они скисают сразу, или пыжатся. Имя им легион. Они везде. Чаще всего технически совершенно необразованные MBA, с какой-то кашей в головах. И на собеседовании в такой ситуации, что лучше? Дать им за свой счёт выпендриться неся полную чушь, или поправлять?

  4. bioxakep
    /#19260015 / -3

    Привет Кэпу из 1999. К сожалению, потерял по дороге йо-йо от кока-колы, а «Оболонь 2000» хронотаможня не пропустила. MiniDisc не купил — лень было искать. Что? Какой еще «гугл», может альтависта?

  5. WinLin2
    /#19260217 / +1

    В реальности требуют выполнение рутинных операций и все образование в свободное от работы время. Знания специалиста начинают ценить, когда в одно место клюнет.

  6. Ermit
    /#19260651

    На самом деле, занимаясь проектом, очень трудно отделить, где ты учишься, а где не учишься. Пользованием хелпом по языку и фреймворку — это учеба? Несколько раз за день. Чтение статей (и книг) по теме проекта и по специальности? На английском в том числе. Учеба или нет? Общение с колегами по темам, выходящим за пределы задачи? Конференции? Форумы? Мне думается, что все эти вещи — учеба и она происходит постоянно.

    Но, конечно, отдельно необходимо выделить специализированные курсы типа Coursera и Udemy. Приходится учиться и на онлайн курсах.

  7. apxi
    /#19261051

    Главное чтобы голова не треснула и крыша не поехала от вечного обучения.

    • shalm
      /#19261113

      Я год назад изменил образ жизни — выделил полтора- два часа в день на пешие прогулки и по дороге учу разговорный английский с помощью уроков с ютуба. Немного раньше стал ложиться спать и утром появилось время 2-3 часа на изучение питона — просто хобби не связанное с основной работой. И голова после этого думает более эффективно и не трескается.
      Многие люди тратят кучу времени на просмотр телеков, сидение у компа и фактически большой резерв времени у них есть, но что-то сложное изучать после работы невозможно, потому что голова уже думать не хочет и требует отдыха.

      • GetShuk
        /#19261895

        Присоединяюсь к вышесказанному.

      • Gromazeka13
        /#19267209

        Какие уроки с Ютюба порекомендуете по английскому? BBC я так понял какие то обрезанные по обучению, возможно по подписке что то есть? Вообще искал по Рита Белова, где то есть аудио уроки, очень прекрасные, а вот Ютюбе не нашел к сожалению сходу… а вообще все верно сказал, уважаю за силу воли)))
        Главное — побороть в себе прокрастинацию)))))

        • shalm
          /#19267337

          Я слушаю плэйлисты английский до автоматизма, начал с нуля хотя мог бегло просматривать даташиты и много чего знал, при этом аудирование было плохое совсем и чтоб что-то сказать или написать надо было подумать. Пока сотен 5 уроков прослушал и it seems to me i'll be able to speak english soon

  8. Gryphon88
    /#19261599

    Не всем требуется (с т.з. должностных обязанностей) постоянно обучение. Если смотреть упрощённо, то работник завязан на инструмент, если инструмент не меняется или не может быть изменен по инициативе работника, зачем ему учиться?

    • sumanai
      /#19262167 / +1

      Чтобы когда инструмент превратится в тыкву, самому не оказаться у разбитого корыта.

  9. mastergril
    /#19261957 / +1

    Когда работал сразу на двух работах, плюс в воскресенье брал мелкие проекты-подработки времени было в обрез и как-то удавалось что-то новое изучить. Сейчас работаю на одной работе (по специальности) в другой стране, времени вроде вагон, но после работы нет сил даже достать ноут с верхней полки чтобы включить и что-то из программирования изучить. Странная штука эта усталость, вроде работаю умственно, а устаю физически.

    • Kutak
      /#19263629

      I feel your pain, как говорится. Все вводные данные сходны: работаю на одной работе по специальности в другой стране. На недостаток времени не жалуюсь. Но после работы — глаза бы мои не видели этих долбаных компьютеров, серверов и систем хранения. И уши бы о них не слышали. Я дома-то и за комп практически не сажусь. Если бы мне кто-то всего ещё лет пять назад сказал, что я докачусь до такого — в жизни бы не поверил.

  10. TheAthlete
    /#19262493

    Откровенно говоря, статья ни о чем. Представляю себе хирурга, который за годы учебы обучился только обучаться и по приходу на работу в операционную, не знает что делать, только начинает все изучать как делать — как скальпель держать, как укол делать. В реальности у них постоянно практика, прокачивается база, анатомия, практика на реальных операциях и т.д.

    Если сравнивать с ИТ, то в ВУЗе нужно тоже прокачивать базу — изучать детально сети — напримпер сетевое программирование в Linux на уровне Стивенса, в т.ч. epoll/kqueue
    знать архитектуру БД (MySQL, PostgreSQL), ументь настраивать, уметь писать сложные запросы с оконными функциями, хранимые процедуры, триггеры и т.д.
    должны учить как отлажить программы (не важно, на C, C++, Perl и т.д.)
    и тут можно много пунктов добавить

    И все эти знания не устаревают зачастую 10+ лет. И специалист, который на низком уровне понимает, как работает мультиплексирование ввода-вывода с помощью epoll/kqueue и хотя бы один из высокоуровневых библиотек на их базе, например Perl/AnyEvent, легко разберется в любых других аналогичных библиотеках — Node.js, Python/asyncio, Ruby/Async::HTTP.

    Т.е. вечное самообучение это хорошо, но должна быть еще хорошая база, фундамент, чтобы на него накладывать уже новые знания.

  11. PMVyatkin
    /#19266603 / +3

    Возьмите за привычку час в день всегда учить язык (лучше с утра, после завтрака, если встать пораньше) — уже 7 часов в неделю наберется, да и язык будете знать (если знаете инглиш, учите дойч, или что то еще).
    Планируйте в конце года обучение на следующий год. Сейчас, кстати, самое время. Подумайте, что вам нужно — PMP, PSM, MBA, еще одна вышка, повышение квалификации, ITIL, Goethe B2, или что угодно еще. Выделите бюджет, и смотрите куда пойти учится (лучше по субботам, это будет еще 6-10 часов занятий в неделю). И так каждый год. Каждый. Обрастете быстро новыми знакомыми, научитесь быстро получать навыки и не боятся задач любой сложности, будете уверенны в своих силах.

    • Gromazeka13
      /#19267225

      Это вы про идеальный вариант говорите: есть множество людей, которые в принципе не хотят учиться, а зачем? и так все хорошо ж ведь… Кто то хочет, но типа нет времени за текущими делами. А у вас вот прям целенаправленное обучение и движение к цели, браво!