Реформы по субсидированию ископаемых видов топлива, которые были достигнуты тяжелым трудом – находятся под угрозой +5


Перевод статьи Международного энергетического агентства.

На протяжении многих лет «Обзор мировой энергетики» (The World Energy Outlook) отслеживает субсидирование использования ископаемого топлива и последние данные показывают, что оно снова растет. Все данные доступны на странице Международного энергетического агентства в разделе «Энергетические субсидии». Данные упомянутые в этой статье взяты с нового выпуска «Обзора мировой энергетики 2018» (далее – WEO 2018), который будет опубликован 13 ноября 2018 года.

Мировое субсидирование использования ископаемого топлива почти в два раза сократились в период между 2012 и 2016 годами (в 2013-м году субсидии достигали чуть более пол триллиона долларов США). Однако, согласно новым расчетным данным в WEO 2018, в 2017-м году субсидирование выросло снова. К тому же рост цен на нефть в текущем году создает давление на ценообразование в некоторых странах.

Новые данные за 2017 год показывают 12-процентное увеличение оценочной стоимости этих субсидий до более, чем 300 миллиардов долларов США. Большая часть прироста относится к нефтепродуктам, что отражает более высокую цену на нефть (которая, если цена для конечного потребителя искусственно поддерживается на том же уровне, увеличивает оценочную стоимость субсидии). Впервые в 2016 году объемы субсидий на ископаемую электроэнергию были выше, чем для нефти, но в 2017-м году – всё вернулось обратно.

Объемы субсидирования потребления ископаемого топлива


  • Левая шкала: миллиардов долларов США.
  • Правая шкала: долларов за баррель.
  • Подпись данных: Нефть, Газ, Уголь, Электроэнергия, средние импортные цены на сырую нефть согласно Международного энергетического агентства.

Субсидирование потребления ископаемого топлива используется во многих странах. Этими субсидиями снижают стоимость ископаемых видов топлива или электроэнергии на основе ископаемого топлива для конечного потребителя. Это часто делается в рамках социальной политики проводимой государством, с целью обеспечения населения энергией.

Правительства могут иметь веские основания сделать энергетику более доступной, особенно для самых бедных и наиболее уязвимых групп. Но многие субсидии плохо ориентированы, непропорционально выигрывают более богатые слои населения, которые используют гораздо больше субсидируемого топлива.

Такая политика нецелевых субсидий поощряет расточительное потребление, увеличивает выбросы и создает дефицит в государственных бюджетах. Поэтапное прекращение субсидирования потребления ископаемого топлива – основа энергетической политики.

Период высоких цен на нефть с 2010 по 2014 год, сильно мотивировал многие страны-импортеры в проведении реформ по вопросам субсидирования использования ископаемого топлива. Падение цен, начавшееся в 2014 году, дало такую возможность. В последние годы множество стран, от Индии до Индонезии и от Мексики до Малайзии, внедрили реформы в области ценообразования.

Ценовые реформы также нашли свое применение и в странах-экспортерах ископаемого топлива. Во многих случаях субсидии представляют собой альтернативные издержки, то есть упущенную прибыль, а не явное финансовое бремя. Однако, такое положение дел дало импульс на изменение ценообразования на энергию в странах-экспортерах нефти и газа. В последние годы в Кувейте, Омане, Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ увеличились внутренние цены на бензин, природный газ и электроэнергию.

Динамика роста цен на нефть в выбранной национальной валюте


  • Левая шкала: индексация цены на нефть марки Брент.
  • Правая шкала: долларов за баррель.

Рост цен на международных рынках на топливо в 2018 году может положить конец усилиям по поэтапному отказу от субсидий на ископаемые виды топлива. Потребители во многих странах-импортерах нефти сталкиваются с ростом розничных цен, особенно в развивающихся странах с обесценивающеюся местной валютой по отношению к доллару США. 75% рост цены нефти марки Brent, выраженной в долларах США с января 2018 года, составляет более 100% роста, выраженного в индийских рупиях, и 250 % увеличение аргентинских песо.

Столкнувшись с этим давлением, некоторые страны начали смещать свои планы по реформам, откладывая повышение цен или иным образом защищая потребителей от своих действий — в то же время в большинстве случаев, сохраняя общую стратегическую цель рыночных ценообразований. Например, несмотря на более высокие международные цены, Индонезия и Малайзия сохранили внутренние цены на прежних уровнях, в то время как Индия сократила акциз на бензин и дизельное топливо, а Бразилия увеличила субсидию на дизельное топливо.

Этот контроль над ценами может защитить потребителей от краткосрочных изменений на международном рынке, но за счет бюджетных и экологических издержек. Более того, они уменьшают потенциальный рост цен, который бы уменьшил спрос и сбалансировал бы рынок.

Международное энергетическое агентство по-прежнему активно поддерживает международные усилия по поэтапному отказу от неэффективных субсидий на потребление ископаемого топлива. В «Обзоре мировой энергетики» постоянно акцентируется внимание на этой проблеме, предоставляя данные и анализ. В недавно выпущенном «Обзоре для стран производителей» были отмечены низкие тарифы на потребление электроэнергии для конечного потребления во многих частях Ближнего Востока, что является основой очень быстрого роста потребления электроэнергии в жилых домах — в основном для бытовой техники и охлаждения.

Расчетные данные по объемам субсидирования для населения, при отсутствии ценовых реформ.


  • Подпись данных: Субсидии, Спрос на электроэнергию для населения, на душу населения

Определенный прогресс был достигнут в повышении цен на электроэнергию для населения в некоторых странах, в том числе в Саудовской Аравии, Но они по-прежнему остаются, относительно на низком уровне по всему региону, что во многих случаях не позволяет покрыть расходы на поставку. Если субсидии на электроэнергию останутся на нынешнем уровне, то к 2040 году на Ближнем Востоке, за счет роста спроса на электроэнергию для населения, объем субсидий увеличится примерно на 65 миллиардов долларов США – это будет огромным фискальным бременем.

Дальнейшие усилия по реформированию цен являются важной частью решения проблем. Повышение цен на топливо и электроэнергию снижает срок окупаемости продуктов с более высокой эффективностью и помогает повысить осведомленность общественности о связях между эффективностью и стоимостью потребляемой ими энергии.

Однако усилия требуются также со стороны поставщиков, чтоб гарантировать, что более эффективные продукты присутствуют на рынке. Ряд стран внедряют политику в области эффективности: ОАЭ внедрили программу маркировки эффективности холодильников и кондиционеров, в то время как Саудовская Аравия внедрила минимальные стандарты эффективности (MEPS). Но многое еще можно сделать.

Прекращение субсидий на ископаемые виды топлива также облегчило б эффективное развертывание огромного потенциала возобновляемых источников энергии в регионе, развитие которого ограничено наличием субсидируемой нефти и газа для производства электроэнергии. Ближний Восток обладает лучшими показателями солнечной инсоляции в мире, составляя около 2 400 кВт*ч на квадратный метр в год, но доля солнечной энергии в генерируемых мощностях очень низкая. Доля всех возобновляемых источников энергии составляет всего 6% от генерирующей мощности региона и 2% от производства электроэнергии.




К сожалению, не доступен сервер mySQL