Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость +62


Я приезжаю на родину, вытаскиваю из закромов пыльные коробки с добром, разбираю и думаю вот о чём. Моя история разделена прогрессом на две части: цифровую и аналоговую. С аналоговой все просто: что не потеряно за дюжину переездов, вот оно, на месте: фотографии, дневники, письма. С цифровой сложнее. Самые ранние цифровые документы у меня датируются примерно 2001 годом. И то, практически все оттуда утеряно, лишь пара случайных фоток сохранились на болванках CD-R. Более-менее надежно переписка, логи чатов, фотографии и музыка начинают храниться с 2003 года. Именно с этого момента при покупке нового жесткого диска мне больше не надо было продавать старый.

Между тем первый персональный компьютер появился у меня в 1990 году. А примерно до 1996 года моим домашним компьютером был клон ZX Spectrum по имени АТМ Турбо. Потом долгое время был 386-й IBM PC. Из этого первого компьютерного десятилетия не сохранилось вообще ничего. Или так мне казалось, пока я, разбирая старые кассеты, не наткнулся на остатки коллекции спектрумовских программ. И стало мне интересно — а что там вообще? Прочитается ли? И главное, удастся ли что-нибудь вспомнить интересного про ту эпоху, которая все же была ну очень давно. Как будто и не со мной. В отличие от подборки софта 2002 года, сегодня — особый заплыв по волне моей памяти. Как если бы я отправлялся в город, где раньше бывал, но не потому, что он особо хорош или интересен.

Просто хочется убедиться, что мне не показалось, и я действительно там был.

Эта история в формате живой трансляции рассказывается у меня в телеграм-канале. Там же на этой неделе стартовала новая рубрика «по следам публикаций СМИ», с вырезками из компьютерных журналов прошлого. Обсуждение публикаций и обновлений в канале производится в специально заточенном чатике.



Итак, мы имеем три кассеты с распечатанными на принтере Robotron вкладышами. Каждая пронумерована ручкой: есть номера 3, 12 и 14. Можно сделать вывод, что у меня было минимум 14 кассет, и на каждой 10-12 или больше программ и игр. Это внушительная коллекция. На самом деле кассет было около двадцати. Две кассеты лишены каких-либо подписей. У постсоветских кассет от света пожелтел пластиковый корпус, причем выглядит это похоже на аналогичный эффект у иллюминаторов сверхзвукового лайнера Ту-144. Интересно, есть ли здесь какая-то связь?

Старожилы припоминают, что в даже нашей провинции действовала точка по продаже спектрумовского софта, но мы там ничего не покупали. Игры одалживал у кого-то мой отец, после чего мы их аккуратно переписывали. Вообще я был объективно слишком мал для полного вовлечения в процесс: скорее наблюдал за тем, как пакетик с микросхемами и плата превращаются сначала в чудом работающую мешанину проводов на столе, а потом убираются в корпус от советского восьмибитного компьютера «Партнёр 01.01». АТМ Турбо серьезно превосходит оригинальный ZX Spectrum 1982 года: памяти в нем 512 килобайт, процессор может работать в турборежиме с частотой 7 Мгц, есть возможность загрузиться в «офисную» операционную систему CP/M. Через год после постройки, к компьютеру прикручиваются два пятидюймовых дисковода. С этого момента кассеты почти не используются. Зачем, если есть возможность загрузить игру за секунды, а не за минуты?



С появлением дисковода коллекция софта на кассетах стремительно деградирует. Для записи музыки самые дешевые постсоветские кассеты не очень годятся, но я все равно пытаюсь. Ирония судьбы в том, что от тех дискет в ходе обычной жизненной турбулентности не осталось ничего. А кассеты, хоть и не все, сохранились. А вот записано на них… Ну будем говорить честно: что попало. В ситуации, когда нет ни интернета, ни профильных журналов, ни денег, стратегия выбора программ была такая — сохранить у себя всё, до чего дотянулась рука, вдруг потом пригодится.



Так что набор программ и игр — он не совсем характеризует меня или мои школьные увлечения. Это памятник эпохе. Из всех «спектрумовских» игр мне реально запомнились буквально две-три. Например, известные всем Dizzy и Exolon. И еще Bruce Lee. Я ее прохожу, как выяснилось при записи видео, примерно за 10 минут, но отчасти благодаря тому, что будучи школьником тратил на нее часы и дни. Я тогда даже не сразу понял, что после первых трёх экранов есть продолжение, а когда увидел проход на новый уровень — это были такие эмоции, которые сейчас можно получить только при помощи премии в размере годового оклада.



Ладно, давайте что ли загружать программы с кассет. Я не стал для этого эксперимента покупать оригинальный ZX Spectrum. Во-первых, это игрушка для богатых западных детей, и если уж восстанавливать железо, то надо искать тот самый АТМ Турбо (или совсем уж прокачанный АТМ Турбо 2+). Во-вторых, мне очень нравится картинка, которую дают современные эмуляторы ZX Spectrum на современном железе. Есть что-то такое в этих огромных идеально квадратных пикселях. Поэтому для путешествия во времени используется эмулятор Spectaculator, выбранный в том числе и за способность загрузки игр прямо с магнитофона.

Не могу не отметить, какой феерический используется набор железа, чтобы играть в восьмибитные игры. Компьютер с четырьмя процессорными ядрами, каждое с частотой 2.7 гигагерца. 32 гигабайта оперативной памяти. Звуковая карта, способная захватывать сигнал с частотой до 48 килогерц. 27-дюймовый экран с количеством пикселей в 42 раза больше, чем способен выводить сам ZX Spectrum. Кажется, что этот космический корабль сейчас начнет создавать восьмибитные игры из окружающего воздуха. Но нет: я подключаю магнитофон, выставляю уровни, включаю старую запись с программой, и ничего не работает.



Но я был к этому готов. Для начала хочу проверить схему на надежном источнике. Для этого я добавляю еще больше абсурда. Вместо магнитофона подключаю смартфон (8 ядер, 6 гигабайт оперативной памяти), на Ютюбе нахожу полное видео загрузки спектрумовской игры, запускаю — работает! В чем дело? Дело в скорости. В 90-е программы записывались на магнитолу Рига 110, которая крутила ленту чуть быстрее, чем надо. Теперь же программа воспроизводится чуть медленнее, и эмулятор ее «не слышит». Частота пилот-тона, по которому определяется начало программы, составляет 764 герца, а надо 817.



Небольшая коррекция в программе Audacity, и я смог загрузить игру, перекинув поправленный звуковой файл на смартфон и подключив его к звуковой карте. Но это как-то не спортивно. Хочется, несмотря на эмуляторы, загрузки с кассеты напрямую. А вот лезть в настройки своего рабочего магнитофона совсем не хочется. К счастью, я уже давно в магнитофонном бизнесе, и помимо основного магнитофона и резервного магнитофона, у меня еще есть ненужный магнитофон. Его не жалко: подстраиваю на нем скорость и положение аудиоголовки, чтобы максимально соответствовать параметрам записи 27-летней давности. И оно работает! Работает!1 Ахахаха!!!



Конечно я не выбирал, что загрузить в первую очередь, и мне попался какой-то оооочень странный трехмерный пинг-понг. Но все равно круто: из 2018 года это воспринимается примерно как цифровая фотосъемка на кулич. Впечатляет надежность системы: запись очевидно шумная, скорость плавает, магнитофон фонит и стрекочет. Но работает. Экспириенс был медитативный. Три минуты загружаешь игру, и никогда точно не знаешь, получится ли, или же вылетит ошибка. И не все игры получается загрузить: тут фатально зажевано, здесь уходит в перезагрузку эмулятор, по неизвестной причине. Но все же кое-что получается.



По этому клону арканоида (или breakout) можно составить впечатление о спектрумовских играх. Там брали за душу не столько графикой и музыкой, сколько геймплеем. Отсюда невероятная сложность на самом первом уровне: скорость высокая, бита микроскопическая, попробуй попади. Этот экспириенс сильно отличается от казуальных игр современности: миллионных блокбастеров, больше похожих на кинофильмы, в которых ты иногда нажимаешь на кнопки.



Дальше стало еще сложнее. Импортная (или поддельная) кассета Yokohama оказалась самой проблемной. Неравномерно намотанная лента десятилетиями была спрессована. Пришлось переставить ленту в новый корпус, отрезать совсем пострадавшую часть. Не помогло: при прослушивании было ощущение, что куски программ хаотически записаны одна поверх другой, или… Подождите, при втором подходе к снаряду я уловил какую-то логику в этих звуках, как будто запись прокручивают задом наперед.



И точно: оцифровываю запись, переворачиваю в редакторе Audacity, и получаю абсолютно спектрумовский звук. Но очень глухой, из-за того, что запись читается с нерабочей стороны ленты! Видимо когда-то кассета была сурово зажевана, лента небрежно заправлена назад, перекручена, и большая часть кассеты играет не тем местом. Нахожу помятый кусок, расправляю, наматываю ленту как надо. Пробую загрузить программу, работает!



Ну, не считая того, что я так и не понял, как играть в эту игру. Набор игр «какие попало» предполагает очень много странной фигни. Писали как можно больше, на всякий случай, не оценивая качество «контента». Я в большинство игр с этих кассет кажется и не играл вовсе: в каждый момент времени был пяток фаворитов. К остальным я обращался, только когда лучшие хиты надоедали.



А тут и вовсе провал: запись стёрта. В конце девяностых я от нечего делать экспериментировал с записью музыки на двойной скорости, это позволяло немного улучшить качество. Жертвой стали спектрумовские программы, вместо них записаны песни группы Offspring, теперь играющие в два раза медленнее, чем надо. Звучит устрашающе. Увы, я так и не узнаю, что же представляет собой программа под названием «Большое Дерьмо Восемь». Или узнаю. Интернет спешит на помощь. Big Shit 8 — это довольно унылая хакерская демка 1987 года.

Осталось оцифровать последнюю кассету, и тут меня ждал сюрприз.


Загадка

На этой кассете без подписей тоже записаны программы, но это программы НЕ для спектрума. А для какого компьютера? Вариантов у меня немного, до спектрума у меня был советский персональный компьютер Партнёр 01.01 на базе процессора КР580ВМ80А, он же клон Intel 8080. Проблема в том, что два известных мне эмулятора (Emu80 и просто Emu) эти записи не распознают.

Возможно имеет место ошибка в скорости записи. Также у меня возникло впечатление, что у «Партнёра» было два разных формата записи на ленту — для бинарных файлов, и для текстовых данных и программ на языке Бейсик. Одну из записей я выложил в телеграм-канале (и продублировал тут). Может кто-то что-то подскажет? Есть утилиты конвертации звука в код, без использования эмулятора? Было бы интересно раскопать до конца и эту тему, и конечно история Партнёра и других вариаций Радио86РК достойна отдельного поста.



Мой Спектрум — это как если в детстве тебя сводили в планетарий, но это было давно, и ты ничего не помнишь. Ни где он находится, ни про звезды и планеты, но осталось устойчивое приятное впечатление. У меня — так. Кажется последней игрой, в которую я играл на спектруме, стала НЛО-2: Дъяволы бездны, российская вариация на тему X-Com: Terror from The Deep. Потом появился IBM PC-совместимый компьютер, и спектрум был мгновенно заброшен на полку. Совершить повторный визит в историю 27-летней давности все же было приятно.

Порадовала надежность чтения с ленты: несмотря на пожеванность кассет и их изначально унылое качество, запись на дубовый советский магнитофон, данные остаются доступными три десятка лет спустя. Эти кассеты с программами уже пережили массу более современных носителей информации и сервисов, и переживут еще немало. ZX Spectrum разрабатывался в соответствии с ограничениями носителя: об этом говорит проект OTLA, который позволяет в оригинальные компьютеры загружать данные в десять раз быстрее, достаточно избавиться от посредника в виде магнитной ленты.

Наследие ZX Spectrum огромно, оно достойно множества исторических исследований. Но пусть ими займется кто-нибудь другой. Когда я был во втором классе, нам после уроков устроили игровой вечер на 286-х IBM PS/2. Для 1990 года это было что-то невероятно, космически крутое. В тот же вечер отец привез домой «Партнер 01.01», и я был рад иметь дома даже такой компьютер. Но в памяти была графика досовских игр. «Партнёр», а позже «Спектрум» так и остались для меня ступенькой на пути к исполнению большой мечты. Что ж. По крайней мере, в ожидании своего 386-го десктопа я весьма неплохо провел время за восьмибитными игрушками.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (150):

  1. tretyakovpe
    /#19339052 / +7

    То чувство, когда «вы молодые ничего не понимаете»… Всю статью прочитал с выражением лица «да как так то?», это ж мега-крутое время было! Борьба с магнитофоном, изучение внутренностей спектрума, ремонт и «апгрейд»(прастигоспади) и т.д. и т.п.
    UPD: это старость, видимо

    • f15
      /#19339152 / +3

      Всё так и было, но из 2018 года оно воспринимается как что-то очень далекое, будто и не со мной происходило. Об этом и написал, вы уж извините.

      «Борьба с магнитофоном» была: помнится все выходные изолировали платы магнитофона фольгой от шоколадок, иначе он безбожно гудел и ничего не загружал. Мотали вату на спички, протирали, регулировали. И вот настал момент, когда программа загружается без ошибок одну минуту, другую. Мы уже в предвкушении, что вот оно, наконец, заработало. И тут магнитофон падает с мягкого стула на пол, тянет за собой наспех припаянные провода. И все начинается сначала :)

      • usego
        /#19339870 / +3

        >будто и не со мной происходило

        Не знаю, у меня в мозгу навечно прошиты рефлексы при звуке пилотона. Начинаешь прислушиваться, не зажевало ли ленту.

      • aleksandros
        /#19340960 / +1

        Имел нестандартный российский Спектрум — Компаньон. Из-за неполной совместимости некоторые игры либо зависали, либо сбрасывались во время загрузки. Особенно ждал беды от всяких нестандартный загрузчиков aka Bill Gilbert) А если игра загружалась, то зачастую была настолько далека от образа, рисуемого заставкой, что через 5 минут начинал загружать следующую на кассете.

        • JeRrS
          /#19344618

          Как человеку, знающему о Bill Gilbert рекомендую посмотреть группу Tape Version, там этого добра ой как много :) (https://vk.com/tapeversion)

          • saboteur_kiev
            /#19345940

            Сперва прочитал как «человеку, который лично знал Bill Gilbert-а»… =)

            • JeRrS
              /#19345962

              Не-е) я польского языка не знаю) так что сомневаюсь что я бы смог установить с ним диалог)

      • saboteur_kiev
        /#19342632 / +2

        Да совсем недавно это было…

        Bruce Lee — одна из культовых спектрумовских игр.

        Exolon — вы в курсе что там вроде если с 8 на 9-й экран спрыгнуть сверху, то можно получить бессмертие (или с 13 на 14, уже точно не помню) — такая пасхалка от авторов.

        Krakout на спектруме был более популярен, чем арканоид. Как я помню, там на 21 уровне сложно с плюющимся «врагом». А в плане привычного «горизонтального» играли в Batty.

        Ну и да, мой ник — из тех времен…

        • SADKO
          /#19342726 / +2

          да, крутая была игра в двух частях

        • Golovanoff
          /#19343998

          «Прыгнуть сверху» — это как раз Saboteur, а не Exolon. Эксолон — это цветные шарики чпокать, афайр.
          А в саботере как раз надо было пролететь подальше, дождаться, пока он сам спрыгнет, потом правильно встать на половину ящика и по потайной лестнице вниз, там бессмертие в сверкающем чудо-сундучке :)

          • saboteur_kiev
            /#19345946

            В Эксолоне что-то там было именно при нестандартном переходе с экрана на экран.
            В Саботере не обязательно было пролететь, просто в левой части здания была эта скрытая лестница.
            Кстати, если спрыгнуть со здания слева и оказаться на обрыве, который находится прямо справа от «невидимой комнаты», То можно сальтом в эту стену влететь и телепортирваьтся в самую правую часть здания. Эту штуку я сам нашел без описаний )
            И бездонный ящик перфоленты есть в левой части здания в подвалах, но к нему нужно приходит не с пустыми руками.

        • aleksandros
          /#19344724 / +1

          Из всех игр, где надо мячом выбивать кирпичики, больше всего нравится Batty. С другом увидели её году в 91-м и сперва не особо поняли, но потом разыгрались и не могли оторваться. Красивая игра.

          • saboteur_kiev
            /#19345948

            Точно, вспомнил что в batty вроде был режим игры на двоих сразу

      • speshuric
        /#19342696 / +3

        Вот сегодня читаю такой статью, комментарии — ностальгирую. И тут сын 6 лет задаёт вопрос: «Папа, а у тебя в детстве был Майнкрафт?» :)

        • saboteur_kiev
          /#19342704 / +6

          Надо сказать,«У меня в детстве был Boulder Dash»!

          • SADKO
            /#19342730 / +3

            А моя сейчас в Boulder Dash-и гоняет, и сверстников подсадила…
            … простая но умная игра, учит думать о последствиях

            • toivo61
              /#19345828

              SUPAPLEX ей тоже должен зайти.

              • mistergrim
                /#19346480

                Supaplex, пожалуй, на порядок мозголомнее. Не то что бы механика другая, просто дизайн уровней кто-то с IQ 200 придумывал.

      • veselovi4
        /#19344916

        А еще был такой казус как ХОЛОДИЛЬНИК!!.. Во время загрузки его событие старт\стоп как правило прерывал загрузку ))

    • FSA
      /#19339216

      Аналогично. Только мне ещё и очки для чтения отдельные выписали в добавок к тем, что ношу постоянно :-( Точно старость.

    • Alexey2005
      /#19339658 / +3

      Похожие ощущения можно испытать прямо сейчас, окунувшись в мир 3D-печати, где даже изделия стоимостью свыше $3000 всё равно представляют собой наколеночные поделки, слепленные в гараже из всего, что попадётся под руку.
      Так что приходится пафосно превозмогать, подробно разбираться во всей этой кухне и дорабатывать, дорабатывать, дорабатывать…
      Лет через 15 уцелевшие акриловые Пруши и ДСПшные ультумбочки коллекционеры будут собирать по частям на eBay…

      • f15
        /#19339892 / +1

        Отличная аналогия из современности, спасибо. Мне в голову приходят еще какие-нибудь наголовные дисплеи типа Google Glass. Но про них, в отличие от принтеров, вообще непонятно — взлетят или нет. Пока эта технология кажется неудачной, но это пока. Планшеты например тоже существовали чуть ли не с начала девяностых, и Microsoft под них пилила Windows 3.0 с перьевым вводом. А реально популярными они стали в 2010 году.

  2. Zagrebelion
    /#19339120 / +1

    Впечатляет надежность системы: запись очевидно шумная, скорость плавает, магнитофон фонит и стрекочет. Но работает

    Здорово. 20 лет назад всё перечисленное (шумы, плавания и фон) приводили R Tape loading error.

    • f15
      /#19339162

      На моих видео из статьи хорошо слышно, что и фонит, и плавает жестоко. Но чаще работает, чем нет. Очень надежный формат получился, хоть и медленный.

      • da-nie
        /#19341690

        Если у вас плавает по амплитуде звук, то спектруму это почти фиолетово (там компаратор почти всегда отрезает правильно). Но спектруму крайне критична неравномерность скорости.

      • mistergrim
        /#19342256

        Надёжный именно из-за того, что медленный. И если сравнивать с другими (Atari, C64), то о надёжности речи не идёт.

        • saboteur_kiev
          /#19342646

          В спектруме была реализация турбо скорости, которая поддерживалась в некоторых в некоторых играх, а затем и в некоторых прошивках.
          Но пользоваться этим могли только владельцы хороших магнитофонов, типа маяк-240, или буржуйские. На ширпотребе в турбоскорости могло хватить на 10-20 загрузок, и то…

          • mistergrim
            /#19342664

            Да не было ничего особенного в этой турбоскорости. Была у меня фирменная кассета (не знаю, с журнала какого-то или уже копии). Там был полный набор — и джерки-тоны, и турбо-загрузка. И была она скопирована напрямую на магнитофоне (правда, на хорошем), и прекрасно всё грузилось с обычной «Сонаты».
            Но в целом это был вопрос везения. У кого-то и собственноручно записанные кассеты не грузились толком.

            • saboteur_kiev
              /#19342680

              Ну конечно качество зависело и от пленки, и от состояния магнитофона.

              Я просто помню, что когда я перешел с раздолбаного Весна на маяк — у меня все в турборежиме стало работать месяцами без перезаписи.

              • mistergrim
                /#19342692

                Вообще запись гораздо более интересная тема, чем чтение. У меня одно время было так — безжалостно раздербанен китаймагнитофон, и линейный выход спектрума был подключен _напрямую_ к контактам головки. Записывалось с ужасающим клиппингом (и как оно не сгорело), но, похоже, спектруму этого и надо было. Читалось вообще с кассетного плеера Casio. На нём, кстати, и скорость очень удобно подстраивалась.

                • SADKO
                  /#19342754

                  А так было и надо на самом деле, устройства для скоростного копирования спектрумовских кассет были устроенны именно так, и читалось железно на любом магнитофоне.
                  Загрузку с такой кассеты можно было раза в четыре ускорить, но это было геморно, переделывать загрузчики и не везде легко, да и экономически не выгодно…

    • mistergrim
      /#19339188

      Потому что магнитофонный вход на отечественных клонах был, как правило, сделан на отлюбись.

      • FSA
        /#19339256

        А у меня никогда не было проблем с загрузкой. Был Урал 8/64К и Кворум 64. Сначала грузили игры с однокассетника переносного Электроника, не помню точно цифры, то первая цифра была 3, т.е. 3 класса. Потом подключили двухкассетник Нота, то ли 212, то ли 220. Грузить стало легче. Вторая секция, которая с записью, была всегда с фиксированным положением головки, на первой подстаривал под отвёрткой. Крышка мешала, поэтому всю жизнь первый отсек был без декоративной крышки.

        • f15
          /#19339276 / +1

          У нас кажется самые лучшие результаты были достигнуты при помощи катушечного магнитофона «Ростов-102». Но эта схема «в продакшн» не пошла ввиду громоздкости.

          • vesper-bot
            /#19339312

            У нас была «Илеть-101» и с десяток бобин, две или три были заняты играми на всех четырех дорожках. Переписывали с того же спектрума, один раз прочитав на кассетнике в какую-то из программ, которая работала с прочитанным как с массивом данных, и потом записываешь на кассетник. Звук стоял… :) И таки в самом деле потом просто никаких проблем с чтением записанного, просто ни разу. Главное — чтобы никто лампочки не включал следующие пять минут!

            • f15
              /#19339436

              И холодильник чтобы не включался, да :) Нежные тогда были устройства, внизу пылесосят, а у тебя по телеку снег и полосы мелькают.

              • algot
                /#19341450 / +1

                Мы к соседу ходили и целыми днями у него зависали. Так было 2 самых главных врага — холодильник и дверной звонок :)

          • FSA
            /#19340674

            У меня магнитофон далеко стоял, но я просто для него спаял кабель нужной длины. Помню тогда нормальных кабелей не было, были какие-то с тряпичной основой каждого проводника, которую хрен припаяешь, особенно если тебе 12 лет. Но, главное сделал и всё работало. Читалось всё отменно, да и копировать можно было легко через специальную программу. Всё записанное лично мной читалось вообще без каких либо вопросов.

        • Shtucer
          /#19339500

          Ходовой магнитофон был Электроника серии 302, например, 302-1.

          • FSA
            /#19340638

            Нашёл. Не. У меня был Электроника 324.

      • N1ght1ngale
        /#19343010

        У меня был ВЕКТОР-06Ц и советский магнитофон, про который я помню только то что он был черный и квадратный. Чтение кассеты очень часто приходилось начинать сначала.

        • Alex_Crack
          /#19344622

          У меня тоже был «Вектор» (и сейчас есть), а магнитофон — Романтик 306. Еще был и клон спектрума — «Байт». Могу отметить, что на Векторе загрузка обычно проходила удачнее.

  3. vesper-bot
    /#19339288 / +1

    Мда, в Aliens я тоже не осилил как поиграть, даже как пострелять-то не осилил. Один раз только нашел кнопку, которая меня куда-то ещё переместила по лабиринту, там был чужой и сожрал всю партию, почему-то стрелять тупо не мог уже. В этом и печаль тогдашних игр, нужен мануал битовым наполнением не меньше самой игры, не считая картинок.

    Krakout — мда, ностальгия, одна из игр, где заставка загружалась не просто скрином в видеопамять, а с изысками — и что-то я второй такой не помню, хотя на спектруме играл относительно много.

    А доступность данных обеспечивается в первую очередь очень низкой плотностью записи и формально универсальным способом самой записи — пятно бита на пленке в ощутимые доли квадратного миллиметра куда как медленнее теряет намагниченность, чем на жестком диске, скажем, а формат записи «звуковая дорожка» существует до сих пор и вряд ли когда-либо полностью прейдет.

    • da-nie
      /#19341700

      Фирма island к кассетам прикладывала подробное описание. Там вот, там была и карта Aliens с описанием, что нужно делать и куда идти. Но всё равно трудная игрушка очень.

    • saboteur_kiev
      /#19342656

      В заставках вообще соревновались все кому не лень.
      Вплоть до собственного загрузчика, который грузил данные не подряд, а в художественном порядке.

  4. Diversant616
    /#19339438

    У нас был какой-то клон 48к. Вроде Ленинград на него похож, но у него на картинках есть щели, для вентиляции как понимаю. На нашем не было. Такой серый и корпус кажется металлический был. Среди скринов в поиске не попался мне.
    Помню была ещё история, я в садик ходил, наприглашал в гости «на компьютере» поиграть, в субботу. День наступил, в квартиру позвонились. И тут я вспомнил. Никому ничего не рассказал же. В общем, получил своё атата за это.

    • Wan-Derer
      /#19344364

      "Ленинград" это схема и плата. Корпуса мастырили кто во что горазд, и блоки питания тоже.

  5. mistergrim
    /#19339456 / +1

    Krakout — мда, ностальгия, одна из игр, где заставка загружалась не просто скрином в видеопамять, а с изысками — и что-то я второй такой не помню, хотя на спектруме играл относительно много.
    В Technician Ted во время загрузки по экрану гуляли человечки:

    • joker2k1
      /#19339962 / +2

      Сам писал такие загрузчики, будучи школьником. Бегущая строка, вращающийся счетчик, загрузка картинки квадратиками не по порядку, и т.д.
      Венцом творения была игра пятнашки, которую можно было собирать, чтобы не скучать во время загрузки ) Ну и все вышеперечисленное вместе

      • JeRrS
        /#19345872

        А ваших творении в виде загрузчиков не осталось случаем?

        • joker2k1
          /#19345906

          Есть куча кассет, штук 50, да вот нет кассетника чтобы все это добро прочитать.
          Когда запускал эмулятор с возможностью загрузки звуковых файлов, была идея попробовать найти все эти творения, но вот с реализацией пока туго )

          • JeRrS
            /#19345954

            Если есть возможность отправить почтой России, то с удовольствием переведу все ваши кассеты в tap формат. Если что-то интересное найдется, то обязательно будет добавлено сюда (https://vk.com/tapeversion)

            • joker2k1
              /#19346006

              Ох. Ладно, буду у родителей в след раз, заберу все это добро, отсортирую ) Напишу вам в группу

        • saboteur_kiev
          /#19345972

          Вот что я еще наизусть помню =)
          62, 33, 0,64,17,0,27,55, 205, 86, 5, 201
          Ну и собственно по аресу 5, 201 можно найти вшитый загрузчик, расковырять его и дописать свои эффекты.

          • vers
            /#19347432

            Возможно, вместо первого 62 должно быть 221. Тогда ваш пример кода будет выглядеть как-то так.

            • saboteur_kiev
              /#19348630

              Блин, точно
              221, 33, 0, 64, 17, 0, 27, 55, 205, 86, 5, 201
              Я эти команды наизусть помню еще с 90-х (ну почти помню).
              в IX помещаем стартовый адрес экрана
              в DE длину (0,27)
              потом сбрасываем флаг
              и вызываем процедуру по адресу 86,5.
              201- return назад в бейсик.

  6. Survtur
    /#19339470

    Сначала звук загружаемого заголовка, потом звук загружаемой заставки — это такая ностальгия.

    У меня на телефоне звук загрузки какой-то игры в качестве рингтона. Очень хорошо слышно. Да и «знающие люди» радуются.

    Насколько я помню, большинство игр грузило картинку прямо в видеопамять, поэтому она постепенно появлялась на экране под «чириканье», а потом раскрашивалась под «пчелиный гудёж». Вот так. Это был ZX Spectrum 48K.

    Здесь же все во всех видео я слышу как грузится картинка, но не вижу этого процесса. Это такой случайный подбор игр, модель спектрума или поведение эмулятора?

    • f15
      /#19339526

      Думаю это особенности конкретных игр. В тех, что не стал выкладывать, наблюдался разнобой: одни показывали картинку в процессе загрузки, полосами, другие выдавали всё целиком после загрузки фона. Еще одна даже показывала счетчик (в попугаях), обратный отсчет до конца загрузки. Причем когда на ленте происходит Tape Error, счетчик останавливается.

    • mistergrim
      /#19339562 / +1

      Вариант 1 — залить экран чёрным цветом, тогда только в конце будет видно, как она раскрашивается.
      Вариант 2 — грузить сжатую картинку в оперативную память, потом распаковывать в видеопамять. Ну или можно несжатую.

      • saboteur_kiev
        /#19342660

        Вариант 3 — свой загрузчик, который грузит заставку кубиками в нужном тебе порядке.
        Либо вместо бордера мигает цветами в хвосте ракеты (Academy), либо разные варианты счетчика.
        В общем все на что воображение гораздо.

        • mistergrim
          /#19342710

          Ну это уже не мгновенное отображение.
          Но да, как тут написали ранее, тактов на различные эффекты хватало (за счёт снижения надёжности, впрочем).

          • saboteur_kiev
            /#19345968

            Почему не мгновенное?
            Заливаем экран одним цветом (и фон и пиксели), заружаем в экранную память картинку (вы ничего не видите), загружаем куда-то эти 768 байт цветов и мгновенно их перемещаем (на ассемблере переместить 1кб было не такой уж долгой процедурой). Тем более, заставка на этот момент загружена, и можно было выполнить перемещение «между треками».

            • mistergrim
              /#19347582

              Загружать «куда-то» атрибуты отдельно — это уже нужно либо загружать отдельным блоком, либо писать хитрый загрузчик. Проще уж сразу 7 кб переместить (что тоже достаточно быстро).

              • saboteur_kiev
                /#19348632

                переместить 7 кб в момент загрузки — полюбому свой загрузчик писать, а если его писать, то уже проще будет немного оптимизировать.
                Если же действительно заставка идет отдельным треком, то переместить между треками можно и 7 кб без проблем.

                • mistergrim
                  /#19348644

                  Да не в момент загрузки, а после. Грузим в ОЗУ, потом перемещаем LDIR'ом — это меньше 50 мс.

    • Di1Ly
      /#19339594

      Окончание загрузки самых классных игр, я мог определить по звуку и полосочкам border'а. Сейчас в коллекции оригинальные ZX Spectrum, 128К +2, +3 с устройством DivIDE, загрузка игр происходит моментально с карты памяти. Но я все равно, время от времени, загружаю игры с кассет :)

    • zakker
      /#19340040 / +3

      Из моего коммента ниже видно, что между полупериодами сигнала логического нуля 855 тактов. Я щас не помню кнкретных цифр, но на саму загрузку требуется порядка 50 тактов на каждом полупериоде. Остальные 800 процессор просто впустую ожидает изменения бита сигнала с ленты на порту. Т.е. есть где развернуться. Я в своё время сделал загрузчик, который картинку в процессе загрузки выдвигал с правого края экрана. Т.е. скролинг экрана во время загрузки. TF-COPY (если я правильно помню название) — программа для копирования, могла загружать в среднем до 60kb в память 48k байтового спектрума. Т.е. в процессе загрузки в реальном времени эта программа осуществляла сжатие. Вобщем, многие разработчики создавали свои загрузчики.

      • vanalaizer
        /#19343162 / +1

        Ну это на словах просто, когда пробовал писать свой загрузчик то первые версии просто не успевали принимать данные. Тогда полез в ПЗУ и обнаружил что там всё очень и очень оптимизировано. Очень активно используются сдвиги и прочие быстрые команды, а всякие умножения и сложения — нет. Именно с этого момента я серьёзно заинтересовался оптимизацией кода, научился высчитывать циклы и т.д.

        • zakker
          /#19346132

          Ну да, в лоб без нужных знаний не выйдет. У меня была чудо-книжка, я ее где-то по почте заказывал и мне прислали, ныне утеряна, к сожалению. Так вот в той книжке были расписаны все команды Z80, включая недокументированные, и то, сколько они тактов выполняются. Вот я и высчитал такты, требуемые для записи/чтения на ленту. Нужо было с точностью до такта всё аккуратно сделать, иначе не заработает.

    • Heliki
      /#19344136

      Здесь же все во всех видео я слышу как грузится картинка, но не вижу этого процесса

      У спектрума интересный видеобуффер, там по 1 биту на пиксель, а весь экран поделен на квадраты 8х8, в каждом из которых один цвет фона и один цвет «чернил» (и вроде бы бит яркости, но это не точно). Картинки на заставках сначала загружали пиксели, а в самом конце подгружали цвета для квадратов и раскрашивали

      • Survtur
        /#19345434

        Цвет, мне помнится, один байт на знакоместо 3 бита — фон, 3 бита — чернила, 1 бит — яркость, 1 бит — мигание.

    • saboteur_kiev
      /#19345958

      это такой загрузчик.
      Стандартный загрузчик просто грузит в видеопамять, которая организована так, что сперва пиксели, затем цвет квадратиков 8x8 пикселей.
      Но вы можете написать свой загрузчик, который будет грузить гусеничкой, или сперва закрасит экран в черный по черному, затем загрузит пиксели и снова загрузит уже цвета поверх нарисованной картинки.
      А можно вообще много чего сделать.

  7. zakker
    /#19339528

    В те древние времена я про интернет даже и не слышал еще, поэтому инфу часто приходилось добывать реверс-инженерингом ПЗУ и тщательно всё записывать. На бумагу. Недавно обнаружил в закромах старую тетрадку с такими записями. Вот, например, формат записи на ленту.
    image
    Длительности полупериодов сигнала указаны в тактах 3.5 Mhz-вого Z80. Эта инфа позволяла писать кастомные загрузчики с ленты, которые в процессе загрузки успевали делать что-то еще, помимо самой загрузки. Ну типа загрузчика титульного скрина в krackout из видео, что в статье.

    • f15
      /#19339540

      Вот не исключено, что мне таким придется заняться, чтобы определить формат «неспектрумовской» кассеты. Хотя там есть способ (предположительно) проще: сделать тестовый экспорт программы в wav из эмулятора, и сравнить его с тем, что записано на кассете.

    • Videoman
      /#19340346

      А кстати, вы не подскажете почему при сохранении памяти экрана у ZX загрузка потом отображалась чересстрочно, по несколько проходов? Это особенность отображения в видеопамять или форматом записи предусмотрено изменение адреса загрузки следующей порции на лету?

      • vesper-bot
        /#19340500

        Должна быть такая организация видеопамяти. Это самый простой вариант загрузки, тем более доступный командой LOAD "" SCREEN$ и длиной ЕМНИП 6912 байт.

      • aleksandros
        /#19341020

        Такой формат) Вдобавок экран был поделён на 3 зоны — верхнюю, среднюю и нижнюю. Первая 1/3 экранной памяти отвечала за верхнюю, вторая за среднюю — верхнюю, в последняя за нижнюю. В самом конце шёл фон. Поэтому при стандартной загрузке картинка отрисоввываются по третям, а цвет появляется только в конце.

      • zakker
        /#19341326 / +1

        Так устроена видеопамять у спектрума. Чем руководствовался ее разработчик, сказать сложно. Но вряд ли это были соображения производительности.
        Устроена так: 32 байта на горизонтальную линию — 256 бит. Каждые следующие 32 байта на экране отображались ниже на 8 пикселей. И так восмь раз. Затем вторая скан линия и снова 8 раз через 8 пикселей вниз. Ровно 2kb на блок, занимающий ровно одну треть экрана. И таких блоков 3 штуки. Итого 6144 байта. Это была битовая матрица. Далее идут 768 байт аттрибутов, каждый байт отвечал за матрицу 8x8 пикселей, указывая, в какой цвет красить нули, а в какой единицы на битовом поле.
        Очень заморочено. В ПЗУ есть кусок кода, который вычисляет в этой схеме адрес следующего байта относительно произвольного, который на экране расположен на один пиксель ниже. Как сейчас помню, эта операция занимала 191 такт. Сделать это быстрее мне тогда не удалось. Между тем такая операция очень важна при рисовании спрайтов в произвольной Y координате в играх. Вобщем, мы крутились как могли.

        • Vitalley
          /#19341812

          наверно так сделано для регенерации памяти

          • da-nie
            /#19343098 / +3

            Насколько мне известно, так сделано, чтобы при рисовании буквы, например, поместив адрес в регистр HL, делая Inc h переходить к следующей строчке буквы, а inc l к следующему знакоместу.

          • serg_meus
            /#19343972 / +1

            Нет, не для регенерации. Насколько я знаю, этот трюк позволял немного упростить процедуру вывода символов на экран. Если бы каждая следующая линия была бы рядом с предыдущей, при отрисовке символа в пределах знакоместа нужно было бы в цикле прибавлять число 32 к младшему байту указателя на текущий байт. Например, если указатель хранится в регистровой паре HL, нужно было бы использовать три комады для перехода к следующему изображаемому байту: LD A, L: ADD A, 32: LD L,A. Имеющеяся схема позволяет перейти к следующему байту простой ассемблерной командой инкрементирования старшей части указателя, т.е. одной командой INC H. Т.е. код получается и короче, и быстрее.

            • mistergrim
              /#19344892

              Толку от этого, если процедура вывода символа, зашитая в ПЗУ, тормозит жутко.
              Не думаю, что одна команда (трёх не нужно: ADD HL,DE например) замедлила бы её ещё сильнее.

              • serg_meus
                /#19345562 / +1

                Да, ADD HL, DE получше будет. Но по скорости те же 15 тактов, что и у моего варианта с тремя командами. Против 4 тактов у INC H.
                А тормоза ПЗУ это вообще отдельная песня. Особенно доставляла зависимость скорости выполнения оператора в бейсик-программе от его удаленности от начала строки. Эх, были же времена…

                • serg_meus
                  /#19345574

                  Ой, ошибочка вышла, ADD HL, DE занимает 11 тактов, я спутал с ADC HL, DE.

                  • mistergrim
                    /#19346464

                    Ну вот. Экономия 48 тактов на символ — это ?10 мс на весь экран (если не ошибся нигде).
                    Тормоза ПЗУ это нормально, на PC то же самое, даже хуже (учитывая всего два байта на символ и линейную организацию видеопамяти.

        • iga2iga
          /#19342898 / +1

          Я уже как-то писал тут, что теоретически можно представить экран спектрума и как «прогрессивную развертку» — это 256 байт (2048 пикселей) в ширину и 24 линии в высоту. Просто вот «наломанную» в финале таким образом…
          Сколько же неудобств в рисовании графики это в свое время вызывало (при программировании), просто ужас.
          Более того был такой компьютер «Profi» и с 512kb и аж с мегабайтом памяти и с процессором на 7 мегагерц. Вобщем — мечта любого мальчугана желавшего именно спектрум. Так вот, работал он и как обычный спектрум, а в режиме CP/M имел разрешение экрана 512x240 точек. Тоесть в 2 раза больше спектрумовского. И мне казалось, ну уж там-то сделали по уму… Ан нет… Оказалось, что там экран рисуется точно так же как и на Спекки и кроме этого там есть еще четные горизонтальные байты и нечетные и сначала заполняются нечетные, потом четные. Вот где настоящий ад!

        • igormu
          /#19343122

          При таком устройстве видеопамяти младший байт адреса для пикселей и атрибутов совпадает. Видимо, это упрощало логику в ULA.

        • aleksandros
          /#19343182

          191 такт это блин долго. Вероятно поэтому во многих играх взрывы (и тому подобное), когда всякое разлетается по экрану, сильно тормозят.

          • Methos
            /#19343904

            можно создавать заранее таблицу переадресации


            занимает память, но быстрее

            • zakker
              /#19344334

              если делать таблицу Y -> Addr, то это целых 384 байта. Это охренеть как много для спектрума, но, видимо многие так делали. А куда деваться.
              К примеру, для кода и данных игры максимум доступной памяти — 42240 байт. Ну экзотику, когда код в видеопамяти и закрыт аттрибутами, я не рассматриваю. Так делали редко. Если использовать backbuffer, да потратиться на такие вот таблицы (например, еще обязательно нужна была таблица переходов с прерывания по таймеру 50 раз в секунду — 256 байт, ну или там, таблица синусов, таблица умножений, таблица квадратных корней, много всяких таблиц), то на графику и код оставалось с гулькин нос. Впрочем, было интересно.

              • mpa4b
                /#19347418

                «Обязательно» таблица для режима прерываний IM 2 нужна была в основном на отдельных клонах, где в момент чтения вектора процессором ШД могла быть загажена. На фирменных резинках там всегда был железный 0xFF. И кстати, 257 байт, а не 256 :)

        • mpa4b
          /#19344696

          Это были соображения именно производительности, а конкретно производительности выборки из видеопамяти. Благодаря такой организации байт с пикселями и атрибут лежали в одной странице DRAM (в одном /RAS-адресе) и выбрать их можно было несколько быстрее в режиме 'page mode'. Благодаря этому процессор в оригинальном спектруме не становился колом на время выборки строчки, но продолжал работать, хоть и медленнее. В русских клонах такую разлиновку в основном продолжали из-за совместимости, т.к. довольно скоро наши научились выбирать из видеопамяти с минимальными тормозами (тот же ленинград) или вообще без них (пентагон и все последующие клоны).

          • zakker
            /#19345402

            Ясно, издержки несоврешенства технологии на этапе проектирования. Немного выиграли в аппаратной части, но проиграли на круг в общей производительности в играх.

            • mpa4b
              /#19347424

              Посмотрите, как выиграли в аппаратной части ZX80 и ZX81, и к каким ужасным последствиям это привело там. Будет интересно :)

    • Survtur
      /#19341388 / +2

      Получается, пока игры грузятся, можно крипту майнить.

  8. baxtep2
    /#19339612

    Эх не умеете вы в Хариеер играть.
    Там надо стрелять в самолеты, а корабли бомбить. Даже до суши не долетели… Так ждал…

    • f15
      /#19339752

      Честно скажу, была полная потеря ориентации. То, что я разобрался, на какие кнопки нажимать — уже успех :)

  9. KongEnGe
    /#19339638

    И вот на пенсию массово выходят спектрумовские игроки, воссоздавая времена славной молодости :)

  10. aleksandros
    /#19341052 / +2

    Помнится, были такие сборники „Лучшие игры для ZX-Spectrum“. Дюже любил их читать, эти геймстори или как их назвать. И очень потом удивлялся, когда в игре ничего подобного не было) Просто зачастую авторы выдумывали легенду, но выдумывали очень хорошо.

  11. sergling
    /#19341248

    IBM ps/2 это шо?

    • PeterK
      /#19341684 / +2

      Это переферия к легендарной IBM Model M Keyboard.

  12. Kutak
    /#19341786 / +1

    … эмоции, которые сейчас можно получить только при помощи премии в размере годового оклада.

    Хорошо сформулировано, однако есть подозрение, что даже такая премия не даст тех ощущений. Разве что минут на 15.

  13. raydac
    /#19342082 / +1

    если кому охота поностальгировать над звуком загрузки и нет под рукой записей, то может воспользоваться

  14. raydac
    /#19343310

    кстати качество чтения еще неслабо зависело от схемотехники читалки, мне показалось что лучше всего работает читалка предложенная Nemo в его KAY на базе 1006 таймера, сделал такую и в свою БКшку, стабильность чтения сильно выросла по сравнению со стандартным

  15. Bigdoc
    /#19343540

    Спасибо. Тоже любил Dizzy — прошел все части на спектруме.
    Кстати, вспомнилась проблема. У друга был спектрум с советским магнитофоном, а у меня был спектрум с двумя дисководами 5,25 и магнитофон sanyo (какой-то бумбокс двухкассетный 1989 года). Так вот на Sanyo нам не удалось запустить ни одной игры! С его мафона грузился и его и мой комп. С Sanyo вообще ничего не получалось.
    Может быть кто-то сможет разрешить эту загадку для меня?

    • Javian
      /#19343682

      Возможно шумоподавитель в нем.

  16. Methos
    /#19343748

    .



    в инете есть каталог со всеми играми и прогами для спектрума


    и не нужно ничего загружать уже давно


    но еще до инета, в 1998 году, писал свой загрузчик с ленты для ibm на асме, причем он позволял грузить с любой скоростью. ставил скорость ленты в 2 раза больше и загружал быстрее (=8


    причем скорость можно было ставить любую в любой момент времени, была автоподстройка с обратным анализом

  17. Armavir
    /#19343984

    Да уж, были времена, романтика и неизвестность (Elite). У самого осталось пару кассет фирменных и журнал 1994г.

    • JeRrS
      /#19347498

      Можно узреть фотографии ваших кассет со стороны вкладышей?)

  18. EGregor_IV
    /#19343986

    Про загадку. Был такой ПК — «Специалист». Очень на него похоже.

    • f15
      /#19343990

      Попробую, в эмуляторе emu80 есть и от него прошивка кажется. Но если это и правда «Специалист» — это будет мистика какая-то. Откуда у меня взялись программы для него, когда такого компьютера не было? :)

  19. androidsoft
    /#19343992 / +1

    Да было время работал в лаборатории в 1990 и далее сам делал компы вариант Зонова или Ленинград.
    подключал дисководы и даже принтер и графопостроитель с com портом (добавил пару микросхем и написал драйвер).
    Как появился дисковод дисковод стал использовать Mons и Gens. Асемблер и дизасемблер
    Первым делом чтоб а aerowolf вертолетик имел не 3 жизни а 255.
    Да у некоторых игр был более быстрый загрузчик но не всегда с первого раза все грузилось с кассеты.
    Пару лет других компов в обозрении ни у кого не было так что все использовали ZX48 и 128
    потом пришли уже 8088 и 8086 компы, причем тоже самодельные, но это уже другая история.

  20. ua30
    /#19343994

    У меня тоже первым домашним ПК был ZX Spectrum. Только не фабричный. Батя сам спроектировал, изготовил и спаял плату. Сам делал все, даже корпус, клавиатуру, блок питания. Клавиатура и системник были одним целым, очень компактными. БП — отдельная коробка. Отдельно подключался и магнитофон, конечно же. Вместо монитора — здоровый телевизор… Были же времена!

    • vesper-bot
      /#19344262

      +1. Разве что плата была не собственного проекта.

    • aleksandros
      /#19348026

      У меня с телевизором отдельная история. Была такая игра Heavy on the Magick. Начинал её раз 20 и бросал, так как там использовался сжатый шрифт шириной 4 пикселя и при подключении телика к антенному входу ничего толком нельзя было разобрать)

  21. tretyakovpe
    /#19344022 / +1

    Для тех кто в теме: OCEAN, CODEMASTERS *слеза ностальгии*

  22. veselovi4
    /#19344514

    Недавно нашел стаарый SCSI винчестер от своей 386-ой машинки. Году так в 93-94 кажется осваивал С. Помню долго мучался с инициализацией видео адаптера Hercules для графики. Сотворил тогда «цифровой осциллограф». Читал LPT порт (4 бита… они тогда не двунаправленные были, читал состояние Busy,Error) и выводил в 4 линии, показывающие состояние. Долго выбирал между Borland C и Мелкомягким. В общем когда уже было готово все. Пошел к другу прихватив винчестер (тогда это было номрально, флешек не было) и зимой подскользнулся и бахнул винт об землю… ААААА!!! И вот нашел. Попробую его оживить. Придется к знакомым по мастерским пошататься. Нужно найти контроллер )). На нем если не ошибаюсь еще должны сохраниться Norton Utilities… Моя ПЕРВАЯ покупка лицензионного софта. Был отдел в Доме Книги (Спб). Вроде была акция и я за ДОЛЛЯРЫ покупал… что то около 40$

    • f15
      /#19344546

      Почетная задача, хоть и непростая. К сожалению, винт от моей 386-й системы растворился в тумане времён. Жалко, было бы интересно восстановить и личные документы, и архив фидо-конференций конца 90-х. Тогда впрочем я постоянно стирал данные, экономил место.

      • veselovi4
        /#19344928

        У моего дружищщи остались видеокасеты от АРВИДа с фидошной конфой. Он был «нодой» долгое время (эхххх). А вот самого АРВИДа уже нет. Интересно было бы почитать )).

  23. i0000
    /#19344548 / -1

    А Спектрум прошел у меня мимо.

    Он был у друга, и я помню это нечеткое гуляющее изображение на черно-белом ТВ (вроде 40*25 символов) и эту металлическую коробку с пластмассовыми клавишами. Тоже грузили что-то с «мафона», но его интересовали игры, меня — хоть как-то попрограммировать на бейсике.

    Из своих у меня в то время был только один — Commodore с зеленым монохромным экраном 40*25, который привез из-за границы отец. Дискеты — какие дискеты? От малейшего щелчка он вырубался, поэтому весь код был записан в тетрадке на листочке и терпеливо набивался от руки. Документация? Какая нафиг дока… тем не менее, обнаружил совершенно случайно достаточно много недокументируемого функционала — комп иногда сам начинал «чудить» и выдавать на экран какие-то команды, оказывающиеся потом полезными. Особо толку тот «коммодоре» не принес и быстро надоел — у него еще долго светились пиксели после выключения питания, поэтому я набросал код, который псевдографикой выводил всякие обзывки на моего брата, и даже когда тот подбегал и выдергивал шнур, они светились в темноте. Брат ничего не понимал в «этом» и называл программы «таблицами», я их до сих пор так сам про себя называю. Но зато я сейчас — старый жалкий кодеришка, которому стремно сказать, кем он работает, а брат тот — бывший моряк, ныне держит бизнес, и женат на дочке олигарха.

    Коммодоре после полугода пользования однажды совсем перестал включаться, и после был сдан на цветмет (сдача которого как раз в те времена процветала).

  24. deivan
    /#19344592

    кстати, эмуляторы уже не очень нужны, все в браузере фурычит:
    torinak.com/qaop/games
    там и кракаут, и саботер…

  25. omcadmin
    /#19344612

    У меня в телефоне и сейчас стоит эмулятор Spectrum-a Marvin с игрушками Rider Raid, Saboteur и Lode Runner. В юности больше всего играл в эти три.

    У одноклассника была Yamaha MSX, он же познакомил меня с Бейсик-ом, а то в школе был вечно закрытый класс с УКНЦ.

    Кому ещё преподавали Информатику по этому учебнику?

    • f15
      /#19344964

      Пытался припомнить по чему нас учили, но не вспомнил ничего. Запись стёрта.

      • f15
        /#19345462 / +1

        Не совсем учебник, но я пытался что-то вспомнить и вспомнил. Два часа страдал: «что-то на эф, что-то на эф»

  26. JeRrS
    /#19344636

    Если у кого-то внезапно остались кассеты с играми для ZX-Spectrum — дайте знать!) Дело в том, что я занимаюсь коллекционированием «хакнутых» версии игр (Bill Gilbert, Родионов и.т.д) Все результаты находок я выкладываю в группу (https://vk.com/tapeversion)

    • f15
      /#19344656

      Не уверен, что вам это поможет, но вот на этих двух фото из статьи есть список игр, которые я теоретически смогу прочитать со своих кассет. Если есть подозрение, что это может быть хакнутая версия, которая вам нужна — дайте знать, я оцифрую.

      вот эти



      • JeRrS
        /#19344670

        Дело в том, что пока целиком не ознакомишься с самой игрой — то и не поймешь хакнутая она или нет) Если есть возможность просто переписать содержимое кассеты в wav/mp3 то для меня этого будет более чем достаточно! Главное чтобы магнитофон имел стерео выход.

        • f15
          /#19344682

          ОК, если руки дойдут оцифровать все целиком, я вам в личные сообщения напишу.

        • saboteur_kiev
          /#19345988

          ТО есть напечатанный на обычном принтере вкладыш со списками игр не говорит вам, что игра явно хакнутая? =)

          • JeRrS
            /#19346000

            Если в названии есть знак "+" или "*" то обычно подразумевалось в игре реализации cheat-меню в виде бесконечных жизней и это максимум что можно было узнать о игре оперативно. А так естественно без осмотра игры целиком (в процессе загрузки) не узнать о её «модификациях»

            • saboteur_kiev
              /#19347276

              Эм… так на спектруме взломать любую игру сейчас займет пару десятков минут… зачем коллекционировать?
              У меня где-то валяются тетрадки тех пары сотен игр что я взламывал пользуясь обычным магнитофоном и peek/poke. Собственно патроны и жизни в Commando я взломал зная всего лишь 17 инструкций ассемблера, среди которых была dec ax ;)

    • f15
      /#19344672

      Вот благодаря вам узнал, что у меня версия Krakout, которая помечена у вас как «2-ая версия от Fuxoft» :)

    • saboteur_kiev
      /#19348642

      Насколько я понял, вы ищете игры именно с трейнерами, то есть модифицированные, а не хакнутые Билл Гилбертом.
      Основная часть того, что выпускал Билл Гилберт это не взлом жизней/патронов а в основном замена оригинального загрузчика на свой с целью слома защиты от копирования. Что-то в самой игре он ковырял едва ли в 10%.

      • JeRrS
        /#19348754

        Я ищу абсолютно все, начиная от простых проявлении хаков в виде текстового сообщения или плашки с надписью Cracked by, коих множество штук и заканчивая завораживающими возможностями, которых пересчитать по пальцам. Это моё хобби, которым я занимаюсь уже 9 лет.

        • saboteur_kiev
          /#19349562

          А если у вас вдруг завалялся написанный мной в давние годы редактор к Laser Squad (жуткая школьная поделка из бейсика и ассемблера), то где это можно найти?
          Там еще на заставке в коридоре солдат стоит, которую рисовал мой друг (я однажды случайно нашел в гугле эту картинку, поэтому есть высокий шанс, что программу кто-то тоже перенес с пленки).

          P.S. vk заблочен, и я свой аккаунт там тоже заблокировал, новый регистрировать не хочу.

          • SADKO
            /#19349880

            Ха, это надо мне до родительского дома доехать, там и кассеты, и целая дискета с Laser Squad-ами и утилитами к нему…
            … по состоянию на 2003 год это всё читалось

  27. zxweed
    /#19345056

    как можно было в R-Type не поиграть — этож самая прогрессивная игра была…

    • saboteur_kiev
      /#19345994

      IMHO самые прогрессивные игры на спектруме были
      Elite (конечно)
      Laser Squad (прародитель ufo/jagged alliance)
      Nether Earth
      Hero Quest

      • Survtur
        /#19346106

        У меня на кассете Quazatron шёл перед Nether Earth. Обе игры прекрасные. Но Nether — моя первая «дюна».

      • SADKO
        /#19349998

        А как-же The Great Escape и la Abadia del crimen, а так же Rebelstar с которого начинались Laser Squadы и x-com на письке…

    • Netbioz
      /#19349790

      в каждой семье со спектрумом были «свои» хиты, у нас бесспорными лидерами были:
      Dizzy, Down to Earth, Sabotuer, Dictator, Jet Set Willy, Exolon, Elite, Match Point и конечно же R-Type (мы 3 джойстика об него сломали, в т.ч. один батя сам делал)

  28. Golovanoff
    /#19347512 / +1

    Статья — высокоч0ткая перепись старпе ветеранов умственного труда :)

  29. Netbioz
    /#19349596

    В начале-середине 90х у нас по телику (Украина), в то время когда не было вещания, на 1 канале висела настоечная таблица и вместе с ней фоном транслировались программы для Спектрума. Т.е. нужно было подключить мафон к звуковому выходу телика (не помню как мы это делали, возможно что-то паяли от динамика) и часами сидеть записывать. Т.к. кабельного еще не было, качество трансляции было хреновым, но всё же раз запустить «скачанное» с телика удалось. Там был какой то электронный журнал с новостями, курсами валют, какой-то рекламой. Тогда это казалось фантастикой, да я и сейчас вспоминаю и мне кажется никто не верит когда рассказываю

    • f15
      /#19349598

      Вот это да. Это почти как загружать программы с ютюба, только круче на порядок.

    • saboteur_kiev
      /#19349634

      Точно, вспомнил это! Было такое.
      Но да, игрушки там или не передавались или крайне редко. В основном какие-то проги и данные.