«Пора заняться бизнесом» наконец полетела +57



11 ноября, с третьей серии попыток, наконец, отправилась в полет первая коммерческая миссия ракеты-носителя Electron «It's Business Time» («Пора заняться бизнесом»). Пуск прошел успешно, и сейчас, будто бы споря с восьмимесячными переносами, Rocket Lab собирается проверить свои возможности запускать ракеты быстро — следующий четвертый старт Electron запланирован уже на декабрь.


Фото Rocket Lab

Хроника и циклограмма


На стартовое окно выделили девять дней — с 11 по 19 ноября. Но вопреки уже сложившимся традициям, когда запуску постоянно мешает погода или мелкие технические неполадки, в этот раз ракета отправилась в полет в первый день (с 19:46).


Похоже, что за 2018 год в конструкции ракеты произошли изменения. В более ранних версиях циклограммы полета первая ступень сбрасывалась на 2:42, а сейчас — на 2:33. Топливо заканчивается раньше, значит, логично предположить, что Rocket Lab сумела увеличить тягу двигателей. Есть еще вариант, что в первую ступень залили меньше топлива, но это менее вероятно. Другие отметки циклограммы тоже претерпели изменения — головной обтекатель теперь сбрасывается на пару секунд позже — 3:08 вместо 3:06. Это может говорить о небольшом изменении траектории на более пологую — обтекатель весит немало, и без надобности никто его везти на ракете ни одной лишней секунды не будет.


Отделение первой ступени, кадр из трансляции

На 7:10 проводится операция, которую пока что делают только на Electron — сброс двух блоков литий-ионных батарей. Напомню, что для простоты и удешевления двигателей топливо в них подается не турбонасосными агрегатами а электрическими насосами. На второй ступени стоят три блока батарей для питания насосов, и два из них сбрасываются в полете.


Сброс батарей, кадр трансляции

Косвенно об увеличении тяги говорит и время отделения второй ступени — 9:09 в новой версии вместо 9:20. В этот момент третья ступень находилась на орбите 210х500 км. Третья ступень летит с выключенным двигателем до апогея 500 км и включает свой двигатель «Кюри» там. Время включения в старой и новой версиях циклограммы отличается на одну секунду, что говорит об одинаковых параметрах орбиты. Интересно, что в новой версии третья ступень проработала на 38 секунд больше, выключившись в 52:45 вместо 52:07.

При этом масса полезной нагрузки со временем увеличивалась — число спутников к лету выросло с трех до пяти, а в итоге полетели семь. Но их общая масса находится в районе 40 кг, что заметно меньше планового значения 150 кг и максимальной грузоподъемности 225 кг.

Здесь нагружают корабль


Первое стартовое окно для It's Business Time должно было открыться 20 апреля. Но этому не суждено было случиться — из-за «необычного» поведения контроллера мотора 17 апреля старт перенесли на «несколько недель». Изначально полезной нагрузкой должны были стать три спутника — два LEMUR-2 производства Spire Global и аппарат CICERO, Tyvak Nano-Satellite Systems для GeoOptics Inc.


LEMUR-2, фото Spire Global

«Лемуры» используются главным образом для отслеживания кораблей и стартуют попутной нагрузкой на разных ракетах, их произвели уже больше восьмидесяти. Но еще они измеряют прохождение сигнала навигационной системы GPS сквозь атмосферу, фиксируя ее температуру, давление и влажность.

CICERO использует тот же принцип, что и «Лемуры», кроме того он измеряет отраженный от поверхности сигнал GPS и Galileo, изучая характеристики океана и льда.

Второе стартовое окно решили открыть с 23 июня по 6 июля. В первый день возникла проблема с антенной наземной станции слежения, которую не смогли исправить до конца временного окна. Затем три дня пропали из-за погоды. А 27 июня снова проявилась проблема с контроллером мотора. В итоге пуск перенесли на ноябрь.

На второй попытке на ракете стояли уже пять спутников — добавились IRVINE01 и NABEO.


IRVINE01, схема IrvineCubesat.org

Студенческий IRVINE01 несет камеру низкого разрешения для фотографирования Венеры и других небесных объектов. Данные с камеры будут использоваться для определения расстояния до звезд и точности системы ориентации самого спутника.


NABEO, фото HPS GmbH

NABEO представляет собой технологический демонстратор пассивной системы сведения спутников с орбиты. Первоначально предполагалось, что он останется прикрепленным к третьей ступени, развернет полотнище на фото выше и будет ее тормозить. Но сейчас программу изменили — спутник отделился от третьей ступени и будет сходить с орбиты самостоятельно. А третья ступень выполнила маневр торможения на своем двигателе.

Ну и, наконец, к осени на ракете появились еще два спутника Proxima компании Fleet Space Technologies. Создаваемая группировка спутников Proxima займется интернетом вещей, предоставив спутниковый доступ в интернет для различных датчиков на Земле.

Стоит отметить, что космодром расположен в не очень удачном с точки зрения погоды месте, ну и новая техника все еще преподносит сюрпризы. Так что пуск в первый день стартового окна был приятной неожиданностью.

Большие планы


Пуск прошел успешно, и заказчики радуются сигналам своих долгожданных аппаратов. Громче всего, наверное, слышно создателей IRVINE01, студенты, как-никак.


Тем временем Rocket Lab подтвердила озвученные ранее амбициозные планы запускать по одному «Электрону» в месяц. По словам главы компании, Питера Бека, темпы производства ракет уже приближаются к требуемым, осталось научиться их запускать. На сайте компании говорится об успешном масштабировании работ про производству ракет и подготовке их к пуску, когда разные операции начинают выполняться на разных площадках, и к концу 2020 Rocket Lab собирается запускать по одной ракете в неделю. Возвращаясь в настоящее, следующий пуск запланирован на декабрь, когда в полет должен отправиться миссия NASA ELaNa 19 с 10 кубсатами.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (35):

  1. Aquahawk
    /#19353620

    Офигеть на самом деле. Взяли и зафигачили принципиально иной способ подачи топлива. Да, пока ракета маленькая, но уже в космосе.

    • Popadanec
      /#19355028

      Идея давно витала в воздухе. Но ракеты плохо поддаются масштабированию. Что в сторону увеличения, что наоборот.

  2. saag
    /#19353698 / -1

    А вот интересно, ионисторами можно было запитать мотор насоса, там то работать три минуты, к примеру такими «Сборки суперконденсаторов Hy-Cap EDLC семейства VEM представляют собой сборные стандартные модули с выходными напряжениями 16/48 В, высокой емкостью и высоким выходным током до 2000 А.»

    • DrPass
      /#19353758 / +5

      Можно, но смысл-то в чём? Ионистор значительно хуже литий-ионной батареи по всем параметрам, кроме скорости заряда и устойчивости к циклам заряд-разряд. Т.е. тем параметрам, которые никак не важны в таком сугубо одноразовом девайсе как эта ракета.

      • saag
        /#19353890 / -3

        ну может легче, аккумуляторная батарея там кило 140 кажется весила, батарея ионисторов может быть меньше, на такой ракете каждый килограмм на учете.

        • DrPass
          /#19353972 / +2

          Так а за счет чего она может быть легче и меньше, если у лучших ионисторов (которые существуют в лабораториях, а не в свободной продаже) энергоемкость по массе находится на уровне свинцовых аккумуляторов? Чтобы заменить литий-ионную батарею на 140 кило, вам понадобится этак тонна ионисторов.

    • Bedal
      /#19355946 / +1

      в среднем ионисторы в семь раз тяжелее литиевых аккумуляторов равной ёмкости. Продолжать?

  3. 3aicheg
    /#19353742

    По словам главы компании, Питера Бека, темпы производства ракет уже приближаются к требуемым, осталось научиться их запускать.

    До чего сильно сказано…

    • TorynVerd
      /#19354180

      главное- самоирония у товарища на уровне)))
      а вообще красавцы! тем более с новым устройством подачи топлива.
      Есть соображения почему это не делают на больших ракетах?

      • Aquahawk
        /#19354250

        Полагаю столь мощных бесколлекторных двигателей и аккумуляторов раньше не было. Ну и потому что чем больше мощность ракеты тем больше топлива надо прокачать.

        четырёхкамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика»

        Я конечно понимаю что РД-170 это крайний вариант, средние движки имеют меньшую мощность турбонасоса, но блин 180 мегаватт это очень и очень много. Я не думаю что сейчас возможно такое получить электромоторчиками которые встанут в ракету. Даже если делать на сверхпроводниках.

      • Skigh
        /#19354266

        Я думаю, из-за плохой масштабируемости.

        У «Электрона» стоимость килограмма на орбиту примерно в десять раз выше, чем у «Фалькона» (что компенсируется гибкостью для мелких заказчиков), они могут себе позволить лишний вес батарей ради простоты изготовления и настройки двигателей.

      • DrPass
        /#19354556 / +5

        Есть соображения почему это не делают на больших ракетах?

        Удельная энергоемкость ракетного топлива на порядки превышает удельную энергоемкость лучших батарей. И там, где для прокачки топлива в двигатель надо потратить не 15 кВт*ч энергии, а 15 мВт*ч, вам понадобилась бы батарея массой 140 тонн (не считая электронасоса непонятно какой конструкции). Или всего несколько тонн ракетного топлива. Тут выбор очевиден.

        • Andy_Big
          /#19356490 / +1

          Для 15 мВт хватит аккумулятора весов 10 грамм, а вот для 15 МВт — таки да, много-много аккумуляторов :)

  4. nico
    /#19353798 / +3

    Что значит «не в самом удачном с т.з. погоды месте»? Стартовая площадка находится в 50 км от моего дома, погода у нас тут как правило отличная, ну разве что ветрено в межсезонье

  5. Dee3
    /#19354524 / +1

    Аккуратно спускаем батарейки на землю, заряжаем, и по новой. Ну чем не SpaceX?

    • Aquahawk
      /#19354538

      А потом и вовсе на электромоторчике первую ступень сделать? www.youtube.com/watch?v=RMeEh5OUaDs

      • DrPass
        /#19354586 / +2

        Одноступенчатая ракета с пропеллером, как у автора ролика, называется «вертолёт» :)

        • Aquahawk
          /#19354602

          Вот прям совсем нет. Вертолёт содержит или соосные разнонаправленные винты или хвостовой винт который будет препятствовать вращению аппарата. Тут же компенсация происходить направлением потока рулями.

          • DrPass
            /#19354650 / +2

            Немного позанудствую

            Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и движущая (пропульсивная) силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.

            Так что всё-таки вертолёт :)

    • lozga
      /#19355450

      Потенциально интересно, но системы торможения в атмосфере (на восьмой минуте полета скорость уже почти орбитальная) и мягкой посадки вместе с защитой от морской воды сделает их тяжелее и дороже. Ну и надо будет отправлять корабль в другую часть света вылавливать. Так что далеко не факт, что окупится.

  6. PikselPlus
    /#19354584 / +1

    Почему то за вот таких маленьких, но самостоятельных ребят я радуюсь больше, чем за успехи крупных корпораций. И пусть у них маленькие ракеты-носители, но дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Пройдёт время и эти активные малыши начнут теснить монстров. И что самое главное, что у них есть то, чего нет у наших рогозиных: огонь в глазах, когда речь идёт о космосе.

    • batja84
      /#19356320

      У ваших рогозиных есть огонь в глазах в одном случае, когда выделен очередной лядр под распил. Как бы грустно это не звучало.

  7. Captcha
    /#19354604 / +4

    Есть сомнение по поводу верности перевода «It’s business time». Я хоть и не лингвист, но знаю что «business» — это «дело». Мне кажется, что вернее будет перевести как «пора за дело».

    • Skigh
      /#19354752 / +2

      Это вообще отсылка к одноименной песне юмористической новозеландской группы «Flight of the Conchords». Где речь о, извините за выражение, плотской любви :)

    • dimm_ddr
      /#19355018

      business просто более широкое понятие и может подразумевать «дело» в широком смысле. Но с учетом того, что это — первый коммерческий пуск, то достаточно логично перевести именно так. Впрочем это на мой взгляд, я не профессиональный переводчик все же.

    • ClearAirTurbulence
      /#19355330 / +1

      Здесь, скорее, непереводимая игра слов. Ибо и «за дело», и «бизнес начинается». В духе первопроходца с егно любовью к игре слов (см. Boring company) и к своеобразным названиям механизмов (спасибо Бэнксу).

    • lozga
      /#19355404

      Акцент на том, что это первый коммерческий пуск

    • roscomtheend
      /#19359476

      Тот самый случай, когда серьёзные мужики с серьёзными рожами «вам тут не шуточки шутить» отстают от дающих вот такие вот названия (и не где-то в междусобойчике, а вполне официально).

  8. omikron199
    /#19355394

    Молодцы ребята из Electron. Недавно видел в интервью часть их компании «изнутри». Для небольшой компании — очень круто.

  9. vav1st
    /#19355396

    А можно отдельную полною статью о ракете Electron сделать?
    — История разработки.
    — Конструкция.
    — Инновационные решения в проектировании.

  10. lingvo
    /#19356924

    Извиняюсь, но может кто-то подумать и написать статью об экономической части данного проекта?
    Т.е. смущает вот это:


    При этом масса полезной нагрузки со временем увеличивалась — число спутников к лету выросло с трех до пяти, а в итоге полетели семь. Но их общая масса находится в районе 40 кг, что заметно меньше планового значения 150 кг и максимальной грузоподъемности 225 кг.

    То есть загрузить до нужной массы не получилось — нет заказов? И как же 6млн$ за запуск, получается по 1млн за спутник — мне кажется, что это не очень подъемные деньги.


    Может расскажите о линейке заказов для такого стартапа? Есть вообще рынок для таких запусков, раз они по одному запуску в неделю обещают?