Власти Китая собирают информацию с электромобилей граждан страны +16




Источник: AP

У властей Китая много инструментов по ведению наблюдения за гражданами страны. Системы распознавания лиц, множество камер на дорогах, авторизация в мессенджерах и веб-сервисах — все это позволяет чиновникам знать, что делает гражданин в конкретный момент времени.

Сейчас к числу этих инструментов добавились еще и электромобили. Оказывается, практически все производителе такого рода транспортных средств обязаны встраивать системы, которые каждые 30 секунд отправляют властям информацию о местонахождении машины, ее скорости и направления движения. Это новшество внедряется в полном соответствии с законами и стандартами, которые были приняты в Китае за последние несколько лет.

И речь идет не только о чисто китайских электромобилях — Tesla тоже подчиняется законодательству страны. Многие покупатели новых машин просто не знают о системе мониторинга, встраиваемой производителями. Так, например, Чжен Сюньхуа приобрел Tesla Model X ничего не зная о мониторинге электромобиля со стороны властей.

Китайскому законодательству подчиняются более чем 200 производителей транспортных средств, включая Tesla, Volkswagen, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Mitsubishi и многие другие компании. Клиентов, как правило, никто не информирует и они остаются в неведении относительно этого новшества.


Чиновники говорят, что они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов и автомобилистов, оптимизировать промышленное производство и инфраструктурное планирование, избежать возможности обмана со стороны автопроизводителей, которые получают льготы со стороны государства.

Тем не менее, вся эта информация может с легкостью использоваться и для других целей — например, установления местонахождения конкретного человека. Вполне может быть, что электромобили следующего поколения будут отсылать властям и более персонализированные данные — например, что человек искал в навигационной системе, с кем он встречается, какие локации посещает.


Источник: AP

Центр, в который стекаются данные с электромобилей, расположен в неприметном здании. В офисе есть огромный экран, на котором отображается местоположение электромобилей — и картинка не статичная, все это постоянно изменяется, в соответствии с изменением местоположения машин. Если кликнуть на одну из точек-автомобилей, то можно получить все необходимые данные о транспортном средстве, включая модель, скорость, пробег и остаток заряда батареи.

В настоящее время центр ведет наблюдение за примерно 222 тысячами транспортных средств — и это лишь информация по Шанхаю. Заместитель руководителя центра говорит, что данные используются для улучшения планирования транспортных потоков и прочих целей, связанных с оптимизацией дорожного движения. Всего электромобиль передает около 61 данных разных типов. Согласно закону от 2016 года, электромобиль должен передавать данные производителю, а тот — государственным органам.


Источник: AP

Во всем Китае сейчас около 1,1 млн электромобилей (что очень немного по сравнению с общим числом транспортных средств). С течением времени электрокаров становится все больше, соответственно, чиновники получают возможность наблюдения за многими сотнями тысяч транспортных средств.

Кстати, данные о состоянии собственных систем, скорости и местонахождении передают не только электромобили, которые находятся в Китае. Информацию такого рода отправляют производителю практически все модели любых компаний. В большинстве стран полиция должна получить разрешение суда для того, чтобы просмотреть информацию такого рода. Сделать это не слишком сложно в большинстве случаев, но в Китае правоохранители имеют доступ к практически любым приватным данным, здесь запрос получать нет необходимости.

Что касается отношения производителей электромобилей к системам сбора информации, которые работают в Китае, то никаких проблем с этим нет. Китайский рынок поистине гигантский, так что вряд ли кто-то откажется от получения прибыли в угоду соображениям о праве человека на частную жизнь и защиту своих данных. Большинство руководителей компаний говорят, что они должны выполнять нормы китайского законодательства, и делают это.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (66):

  1. proton17
    /#19457752 / -2

    А почему только электромобили? Кстати что и кому передает ЭРА-ГЛОНАСС мы тоже не знаем)

    • motpac
      /#19458844 / +1

      Думается мне, что постоянная передача данных властям создала бы не хилый трафик у операторов связи, особенно в больших городах. Кто-то же должен за него платить. Да и с секретностью в нашей стране не так хорошо, как с коррупцией. Давно бы всплыла такая инфа если бы имела место.

      • proton17
        /#19460230 / +1

        Согласен, это скорее была шутка, пока… Сейчас очень мало установок, по сути это только новые авто, выпущенные и проданные в этом году. Но в перспективе кто знает. По сути это некий черный ящик с микрофон, gps и доступом ко всем сотовым сетям. Могут при желании через несколько лет подогнать под это законодательную базу.

      • Q2W
        /#19460316 / +1

        Координаты и ещё с десяток байт телеметрии раз в 30 секунд с миллиона машин на город миллионник? Это типа около единиц мегабит в секунду на весь город.
        Да фигня ваще. Никакие каналы не поморщатся, даже 3G наших сотовых монополистов.

        А уж если слать только координаты, да к тому же не каждые 30 секунд, а каждые 5 минут, так вообще.

        Но гораздо проще пасти gsm-модемы этих ЭРА-глонассов — пассивный сбор данных получается.

  2. mamont80
    /#19458036

    Нравятся мне эти оправдания: «они используют данные для того, чтобы усилить безопасность пешеходов, оптимизировать промышленное производство...».
    Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов или оптимизирует производство? Просто берешь любое утверждение и подставляешь в мотивировку.
    Я не знаю, что угодно придумать можно: «спасёт перелётных птиц», «очистит город от мусора», «оптимизирует бюджет», «вылечит хромого котёнка», любой бред вставляй и будет оправдание слежки.

    • tvr
      /#19458104

      Вот как инфа о том где я нахожусь усилит безопасность пешеходов?


      Элементарно. Информация о том, что в настоящий момент mamont находится на другом конце города, говорит о том, что пешеходы могут его не опасаться, а вот жителям того района где он сейчас, надо быть поосторожнее.

      • Q2W
        /#19458772

        Так как безопасность-то усилит?

        • tvr
          /#19460000

          Если вы знаете, где мамонт, то вы можете или избежать встречи с ним или собрать толпу единомышленников и получить кучу свежего мяса. В обоих случаях ваша безопасность становится сильно безопаснее.
          Шутка была не распознана, ну да и хрен с ним, не всем дано петросянить.

          • Q2W
            /#19460338 / +1

            Но никто этого не делает и не собирается. И все это понимают.
            Так что безопасность пешеходов останется на том же месте.

            • tvr
              /#19461526

              Безопасность пешехода — прежде всего дело рук, ног, глаз и ушей самого пешехода.
              В этом я с вами абсолютно согласен. Жаль только, что очень много пешеходов об этом и не догадываются.

              • striver
                /#19461744

                Очень много не знает, как правильно переходить дорогу по «зебре»… умиляют товарищи, которые смело переходят перед миксерами, еще и возмущаются, что не сильно их пропускают.

                • Q2W
                  /#19465236

                  А почему именно перед миксерами?
                  Если речь о весе, то тяжёлая машина тормозит точно так же, как и лёгкая.

                  • striver
                    /#19466410

                    Потому что есть инерция, и тяжелые автомобили тормозят не так, как легковые.

                    • Q2W
                      /#19468342

                      Инерция увеличивается от веса вместе с силой трения, так что она не играет роли.
                      Исправные тяжёлые автомобили с квалифицированными водителями тормозят так же как исправные лёгкие автомобили с опытными водителями.
                      Да, там тормоза по-другому устроены, и управлять ими сложнее. Но это всецело забота водителя.

                      • striver
                        /#19468370

                        Ага, это при идеальных условиях. Когда пешеход переходит дорогу по правилам, когда водитель хорошо видит пешехода, когда он квалифицирован и исправны тормоза, когда он не спешит. Когда тот же водитель в хорошем настроении и он очень любит динамический разгон и торможение.

                        Апдейт
                        Вспомнил это

                        видео

          • roscomtheend
            /#19462164

            Только пешеходы этого не знают и не узнают.

            LumberJack
            Для защиты детей же, не надо игнорировать классику.

    • LumberJack
      /#19459290

      Где находитесь конкретно Вы системе глубоко наплевать. У системы есть более другие инструменты. А вот информация о транспортных потоках может быть весьма полезна от подстройки работы фаз светофора до планирования реконструкции и развития транспортной системы в целом.

      • Maximuzz
        /#19464262

        кому нужны эти ваши фазы светофора, у нас в городе даже без этих всяких сборов бигдаты понятно, где надо подкрутить фазы светофоров и где сделать пешеходники, но воз и ныне там.

        • LumberJack
          /#19464290 / -1

          Ничего, что в стране немного больше одного города, в котором вы имеете честь обитать?

  3. striver
    /#19458130

    Интересно, что начали с электромобилей. Ибо трекеры можно ставить на любое транспортное средство. Различия между Тесла Модел С и обычной ГАЗелью — нет, в плане передачи данных о местоположения, скорости… даже можно выдавать обороты двигателя и остатки топлива и это всё в реальном времени. Это не новость для логистических компаний, которые уже более 10 лет пользуются такими услугами.

    • Q2W
      /#19458780

      У Теслы с завода есть удалённое подключение, к которому есть неограниченный доступ у производителя.
      У ГАЗели с завода такого нет. По крайней мере не было до ЭРЫ-глонасса.

      • ksenobayt
        /#19459096

        Ну, ЭРА тоже можно отшить.
        Не знаю, насколько глубоко её внедряли на иномарках, но я у себя на отечественном автопроме удалил без серьёзных проблем и каких-либо последствий.

        • LumberJack
          /#19459358 / -1

          И лишили себя, возможно, единственного шанса на спасение.

          • ksenobayt
            /#19459522 / +1

            Всецело мое право.
            Если я отрублюсь, в нынешнем состоянии ЭРА никак не поможет — оператор не имеет координат перед глазами, как правило. Если я буду в сознании — у меня есть телефон.

            • LumberJack
              /#19459568 / -1

              До которого вы не сможете дотянуться, будучи зажатым в кубике совавтопрома. Или валяясь без сознания. Впрочем, действительно, ваше право.

              • ksenobayt
                /#19459602 / +1

                Мой кубик бьется лучше, чем современный Логан, так что за возможные последствия своего идиотизма я спокоен. От чужого меня анальный зонд Ростеха не убережет.

                • Q2W
                  /#19460328

                  А других людей вы никогда в своей машине не перевозите?

                  Я вот просто перевожу, обычно свою семью. Но и слежку я терпеть ненавижу.

                  • ksenobayt
                    /#19460676

                    На этой машине езжу исключительно я.

                    • Q2W
                      /#19465242

                      Хмм. Редкий кейс.

                      • ksenobayt
                        /#19465848

                        Просто я не люблю, когда в машине есть кто-то, кроме меня.

          • roscomtheend
            /#19462190

            На спасение от пришельцев, надеюсь? Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать, эта штука никакого профита не несёт. Кроме профита её продвигающим.

            > Или валяясь без сознания.

            Как уже было сказано — при валянии без сознания оно нефункционально, оператор спрашивает местоположение.

            • LumberJack
              /#19462240

              Потому как кроме хреново расположенной кнопки, которую можно случайно нажать

              Случайно откинуть крышку и случайно нажать. Бывает.
              image
              оператор спрашивает местоположение.

              А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает? Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов. Место происшествия и количество сработавших датчиков передаётся автоматически.

              • imanushin
                /#19464522

                Оператор уточняет местоположение для отсева ложных вызовов.

                А пруфы есть?


                А «глонасс» в названии ни на какие мысли не наталкивает?

                Маркетинг? А слова "Visual Studio" в названии "Visual Studio Code" на что должны наталкивать?

              • ksenobayt
                /#19465846

                Персонально у меня оно выглядело вот так:image

                Тянешься включить свет, промахиваешься, вызываешь 112. Ага.

          • Maximuzz
            /#19464272

            На ютубе есть много видео как эта система РЕАЛЬНО работает, с ней и без нее шансов столько же.

      • striver
        /#19459104

        При желании, можно ставить хоть на велосипед. То, что сегодня не по умолчанию, завтра может стать стандартом.

    • BalinTomsk
      /#19459786 / +1

      Машины занедорого можно трекать по RFID меткам в шинах. Достаточно на перекрестках ставить считыватели и собирать с них информацию.

      Не забыть обязать продавцов делится кому и что продали.

      • striver
        /#19459882

        Всё же проще трекер на автомобиле.

      • Fragster
        /#19462516

        Камера + номер + опциональное распознавание модели/цвета.

  4. serafims
    /#19458336 / +1

    Китай становится интересной площадкой для тестирования всех тех футуристичных технологий, о которых писали фантасты и утописты.

  5. servermen
    /#19458746

    И как исправить эту проблему?
    Наверное условный дядюшка Ляо, в своём сарае, уже работает над этим делом, а ЭРА-ГЛОНАСС — мне видится, что надо просто первым делом сразу отсоединять после покупки авто и всё.

    • Q2W
      /#19458784

      Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.
      Это ведь на самом деле может пригодиться, тьфу-тьфу-тьфу.

      • Rohan66
        /#19461008 / +1

        Проверяли — не работает! Кто-то про это писал: Нажал кнопку, а в ответ — тишина…

        • YMA
          /#19461754

          Я случайно проверял (на новой машине ЭРА взглючила и самопроизвольно сделала вызов). Через секунд пять по громкой связи ответила вполне живая дама, спросила — что стряслось, я извинился за машину, дескать — всё ОК. На этом разговор закончили.

          • Rohan66
            /#19462342

            Вполне возможно. Но стабильности нет. А с учётом охвата ОПСОСами дорог получается забавно: в городе — и так вызовут, а в е… нях (северные регионы) — связи нет. )))

  6. servermen
    /#19459470 / -3

    Но ведь она приносит и пользу — автоматически вызывает МЧС при ДТП по текущим координатам.

    А ещё можно будет при обгонах выписывать автоматом штрафы за превышение скорости. При этом списывать их будут так же автоматически сразу прямо с карточки, и если вы будете платить за мобильный банк, то может быть вам придёт смс-ка о списании средств!

    • LumberJack
      /#19459628

      т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?

      • tvr
        /#19459704

        т.е вариант «не нарушать» в принципе не рассматривается?


        Имхо, здесь рассматриваются казусы с беспилотной маршруткой и нексией, летящих по городу со скоростью 200-250 км/ч по городу с точки зрения камер.

        • servermen
          /#19459740

          Именно это я и имею в виду

          • LumberJack
            /#19459748

            И часто это случается? Ну вот казусы такие?

            • servermen
              /#19459820

              Да вот, например, было недавно такое: Сюжет Вести-Москва и ещё про это же.

              • LumberJack
                /#19459842

                При общем трафике в миллионы авто такие случаи в пределах статпогрешности.

                • tvr
                  /#19459960

                  Быть статпогрешностью в реалиях нашего правоприменения — сомнительное удовольствие.

                  • kAIST
                    /#19461402

                    Да случаи, которые приводили выше, легко оспариваются даже без суда. В чем проблема "наших реалий"?

                    • roscomtheend
                      /#19462226

                      В том что оспариваются только в теории без проблем, если не показали в телевизоре.

                      • LumberJack
                        /#19462332

                        Сталкивались лично или так, «Сёма напел»?

      • servermen
        /#19459716

        Ну если вы сможете доказать, то нарушения не будет!

        • tvr
          /#19459770

          Ну если вы сможете доказать, то нарушения не будет!

          Чито, с какого перепуга я должен доказывать что нексия/маршрутка без водителя в принципе не в состоянии двигаться со скоростью 200+ км/ч по городу?

          • LumberJack
            /#19459792

            КоАП РФ, статья 1.5, примечание к пункту 3.

    • befart
      /#19463794

      Так это же и хорошо. Можно сэкономить даже на камерах. Стопроцентное наказание за правонарушения! Это же мечта) Все дебилы на дорогах исчезнут, вынужденны будут перестать нарушать.

  7. tvr
    /#19459700

    Del/неуловимая кнопка ответить.