Как мы обновляли интранет с ежедневной аудиторией 2К+ пользователей. Без бюджета +6


Этот пост о том, как в ожидании выделения денег на новый корпоративный портал можно с минимальными затратами прокачать текущую версию до вполне приличного состояния.

Под катом немного личного опыта и полезных советов. Я расскажу про улучшение usability, измерение пользовательского опыта и о том, какой результат мы получили.

Сначала чуть-чуть вводных


Речь пойдёт про корпоративный портал российского промышленного концерна. Он был разработан в 2016 году на Битрикс24 версии 2015 года. С тех пор платформа не обновлялась, о серьёзных доработках ничего не известно. Документации нет от слова совсем, экс-менеджер проекта недоступен. Я занимаюсь проектом с мая 2018.

Самые популярные функции: лента новостей, справочник контактов, service desk, файлообменник, страница с днями рождения, информация о назначениях руководителей. Далее в рейтинге идут информационные страницы, сервис для автоматического заполнения документов на бланках и еще вагон всего. Мобильной версии нет.

Поддерживают проект новый руководитель (то есть я) и админ. Ещё есть ИТ-комапния на аутсорсинге, которая иногда помогает и не берёт за это денег, так как работает с нами на других, более крупных проектах. Но даже если бы и брали, мы бы точно уложились в сумму 50К рублей, потому что довольно редко давали им задачи.

Статистика


Я начал с анализа статистики. Встроенная статистика Битрикса образца 2015 года не очень информативна и удобна, Google Analytics нам почему-то не одобрили, но зато удалось поставить Яндекс.Метрику.

Далее я выделил для себя ключевые индикаторы: посетители, просмотры, визиты, отказы, глубина просмотра, время на сайте и посещаемость некоторых приоритетных разделов. Ещё кое-где объявили целевым действием нажатие определённых кнопок. Для новостей дополнительно смотрим лайки и комментарии. Этот нехитрый набор позволяет в цифрах измерять отклик практически на любое изменение. Ура, теперь можно действовать не наобум.

Структура меню


Раньше оно выглядело так: была стартовая страница, единая для нескольких обособленных подразделений. На ней были какие-то общие для всех разделы и ссылки на мини-порталы подразделений. В таком мини-портале было ещё три уровня вложенности в меню. Итого до 4 уровней и путаница с тем, что является общим, а что нужно искать в мини-портале.

Мы решили, что будет лучше делить контент между обособленными подразделениями на уровне прав доступа. Таким образом, весь контент собрали на одном портале, а мини-порталы были удалены за ненадобностью. Параллельно вложенность меню сократили до двух уровней.

После этого процент отказов ожидаемо вырос, примерно на 2 процентных пункта по отношению к базовым 6. При этом количество пользователей портала тоже выросло. Люди заметили, узнали из рассылки или услышали от коллег, что что-то меняется и начали интересоваться порталом. Когда все немного попривыкли, процент отказов вернулся на прежние значения и взял курс на дельнейшее снижение.

Страница находится в разработке


Это делалось параллельно с оптимизацией меню.

Для начала пустые, неактуальные и непосещаемые страницы были удалены. Причём сделано это было без объявления войны, втихомолку (иначе люди бы костьми легли на защиту своих родных страниц-трупов). Кое-какие из оставшихся малопосещаемых страниц объединили. Потом по заявкам нуждающихся одну страницу всё-таки вернули, про остальные никто даже не вспомнил. Оставшиеся страницы сгруппировали по смыслу: новости и блоги в один раздел, интерактивные сервисы в другой, инфу о компании в третий, ну и так далее.

Дальше поспрашивали людей кому чего не хватает. Так у нас появилось расписание корпоративных автобусов, словарь сокращений, страница медцентра и много чего ещё. Этот процесс никогда не должен останавливаться. Я ещё расскажу, как стимулирую людей делиться идеями.

Далее оставалось только подробно рассказать, что и где теперь можно найти. Для этого подготовили внятную email-рассылку на всех сотрудников в день обновления.

Управление трафиком


Всегда находится контент, который нужно донести до всех, а вирусным он не является. Например, новая концепция развития.

Мы у себя выделили три инструмента: email-рассылка, баннер либо текстовая ссылка в специальном блоке на главной странице и новость на самом портале. Комбинируя эти инструменты в зависимости от ситуации, нам удаётся направить до 15% дневной аудитории на нужную страницу за пару часов. Далее ещё пару дней на странице наблюдается повышенный трафик, после этого посещаемость снижается до обычной.

Неожиданно, самым эффективным инструментом оказалась email-рассылка. Правда, нужно соблюдать пару условий: делать её не чаще раза в неделю, писать только по делу и понятным языком.

Конечно, нельзя забывать и про оформление «посадочной» страницы. Графики-картинки и хороший текст, написанный профессиональным журналистом must have. Благо, у нас есть своя газета и ребята из редакции активно помогают.

На стиле


Все заголовки, ссылки, картинки, таблицы и тексты привели к единому виду. В процессе сверялись с бренд-буком компании. В итоге с первого взгляда на страницу можно выхватить основные моменты.

Все же помнят, что у нас есть только восемь секунд для того, чтобы заполучить внимание аудитории?

И тут до меня дошло


А что если не все люди знают, как зайти на портал? Когда-то давно портал был стартовой страницей, потом от этого отказались в пользу страниц быстрого доступа браузеров. Теперь же для входа на портал нужно набрать адрес или кликнуть на иконку быстрого доступа, если у вас такая есть.

И вот мы делаем рассылку, в которой рассказываем о паре новых плюшек в виде полезного контента и о том, как зайти на портал. Мы предложили три способа: ярлык на рабочем столе, кнопка «Домой» в браузере и закладка, опять же в браузере. И неожиданно получили +15% (!) трафика, обновив рекорд посещаемости.

Потом в ходе приватных бесед выяснилось, что многие люди ходили на портал по ссылкам в email-рассылках. А когда нужно было зайти и рассылки под рукой не было, возникала проблема. Ярлык на рабочем столе для многих стал спасением.

Обратная связь


Как я уже говорил, мы делаем email-рассылки. Делаем это по возможности аккуратно и ненавязчиво. Помимо того, что я рассказываю о новом контенте или функционале, иногда я делаю мотивирующие рассылки.

Например, недавно рассказывал о девушке, которая выложила на портал свои регламенты и бланки и высвободила кучу времени для себя и для тех, кто эти бланки заполняет.

Однажды я собрал контент, который появился по чьей-то просьбе и сделал рассылку с благодарностью этим людям.

Так коллеги смогли увидеть, что портал реально может принести пользу и что если ты предложишь на портале что-то улучшить, то твоё предложение будет рассмотрено. А ещё все видят, что портал развивается, контент на нём актуален и ему можно доверять.

К чему это всё


Ниже сухая статистика: текущие значения ключевых показателей и в скобках отклонения от стартовых значений.
  • Процент отказов: 4% (-2%);
  • Глубина просмотра: 6 (формально не изменилась, но вложенность была сокращена вдвое);
  • Время на сайте: 8’20” (+ 1’);
  • Посетители: 2300 уникальных в день (+ 800);
  • Просмотры: 30000 в день (+ 8000);
  • Визиты: 5200 в день (+1200).

Учитывая, что у нас практически нет развлекательного контента, можно предположить, что люди стали реже обращаться к коллегам и чаще обращаться к порталу за помощью в рабочих вопросах. Значит, мы сэкономили работодателю какое-то количество трудочасов, а, следовательно, и денег.




К сожалению, не доступен сервер mySQL