Синдром самозванца — это не только вредно, но и полезно +17




Нужно не сражаться с неуверенностью в себе, а использовать ее в своих интересах


Однажды, еще в начале карьеры, меня пригласили на пафосное мероприятие для СМИ в Лос-Анджелесе. Увидев там журналистов из крупнейших мировых изданий, я почувствовала себя так неуместно, что спряталась в уборной и сидела там, пока не пришла моя подруга.

Тот случай был одним из худших приступов синдрома самозванца, которые со мной случались. Этот вездесущий и, возможно, не всегда уместно используемый термин описывает ощущение неуверенности, уязвимости и дискомфорта, сопровождающее продвижение по карьерной лестнице. Например, вы наконец-то получили работу своей мечты, и сразу же начинаете убеждать себя, что вам просто повезло или что вы каким-то образом обманули того, кто вас нанял. Или у вас на визитке появилось название престижной должности, но вас это только смешит: вам кажется нелепым представлять себя в такой роли.

Я беседовала о синдроме самозванца со многими выдающимися людьми — бизнесменами, учеными-исследователями, телевизионщиками — и все как один говорили, что с приходом успеха всё становится только хуже: чем больше достижения, тем сильнее чувство, что вы обманываете. Но, как бы странно это ни прозвучало, синдром самозванца — не такая уж и плоха штука. Нужно только обратить его себе на пользу.
Если вы ощущаете неуверенность в себе, это значит, что вы больше осведомлены о собственных слабостях и, следовательно, лучше подготовлены к тому, чтобы преодолеть их.
Келси Рамсден, автор книги Похмелье от успеха, утверждает, что синдром самозванца — это и хорошо, и плохо: «Этот синдром вредит, потому что многим он мешает развиваться и применять собственные умения и таланты». С другой стороны, говорит Келси, синдром самозванца — это еще и признак выхода из зоны комфорта, — а это помогает совершенствоваться. Так что когда вас снова «накроет», знайте, что это можно использовать во благо.

Переведено в Alconost

1. Это признак того, что вы — на правильном пути


Амбициозные люди бывают особенно подвержены синдрому самозванца. Термин впервые появился в проведенном в 1970-х гг. исследовании этой черты у женщин. В журнале Психотерапия: теория, исследования и практика психологи Полин Кланс и Сюзанна Имес отметили, что это явление «представляется особенно распространенным и выраженным у определенных женщин, имеющих высокие достижения». В недавнем исследовании было обнаружено, что синдром самозванца — главный бич руководящих работников по всему миру.

Амбициозные люди более склонны ощущать неуверенность в себе, и тому есть несколько причин. С одной стороны, они с большей вероятностью будут браться за новые непростые задачи, а ощущать неуверенность, впервые взяв на себя дополнительную ответственность, — это вполне естественно. Несколько более сложно дела обстоят с тем, почему такие люди склонны обесценивать свои умения. Рамсден пишет: «Если человеку что-то хорошо удается — когда он усердно работает и оттачивает мастерство, или, возможно, благодаря природному дару, — то применение этих навыков становится интуитивным, естественным. И человек задумывается: «Не обманываю ли я других? Может, мне что-то спустили с рук?» К примеру, умение генерировать идеи может быть для вас настолько естественным, что вы никогда не поверите, что кто-то может это высоко ценить».

Удобно воспринимать «синдром самозванца» как модный термин для описания состояния уязвимости — ведь по сути это оно и есть. А ведь амбиции — причина уязвимости: просить прибавки к зарплате, обговаривать условия по предложениям новой работы и добиваться повышения — всё это сложно и дискомфортно. Но если вы хотите двигаться вперед, придется смириться с тем, что вам будет немного некомфортно — так вы научитесь использовать дискомфорт в своих интересах.

2. Это — мотивация


Когда вам начинает казаться, что вы чего-то недостойны, можно сделать одно из двух: или убежать и спрятаться в туалете, или доказать всему миру — и, возможно, даже себе, — что вы этого на самом деле достойны. И если выбрать второе, то синдром самозванца может стать мощным мотиватором. Вы больше стараетесь, узнаете новое, приобретаете навыки и задаете правильные вопросы, пока наконец не набираетесь в своей новой роли уверенности, достаточной, чтобы больше не ощущать себя обманщиком.

А пока вы этим занимаетесь, можете утешаться тем, что сомневающиеся в своих возможностях люди как раз часто и обладают большим потенциалом. Вы наверняка слышали об эффекте Даннинга-Крюгера — когда люди с низким уровнем квалификации имеют завышенные представления о собственных способностях. (То есть, если человек утверждает, что он «лучший» в чем-то, обычно это совсем не так.) Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер в своем исследовании обнаружили и обратный эффект: компетентные люди склонны недооценивать свои способности, что, в свою очередь, стимулирует их совершенствоваться.

Так что если вы чувствуете себя слегка неуверенно, это необязательно плохо: вероятно, вы более компетентны, чем думаете, и, что еще лучше, вы больше осведомлены о собственных слабостях, а значит, лучше подготовлены к тому, чтобы преодолеть их. Признайте, что у вас синдром самозванца — и признайте, что вы во многих случаях недооценивали свои умения. Используйте это как стимул доказать, что вы ошибались, и преодолеть этот синдром. Вы, скорее всего, удивитесь, сколько вы можете сделать, и тому, что вам окажется по плечу.

3. Это помогает держаться в тонусе


Сильная потребность в определенности, также известная как потребность в когнитивном закрытии, мешает признавать ошибки, а значит тормозит развитие способностей, расширение кругозора и творческого потенциала — качеств, необходимых для успеха. Иногда, попав под влияние синдрома самозванца, мы стремимся скрыть свою некомпетентность и сосредотачиваемся на том, чтобы обманом убедить других и самих себя в том, что мы чертовски хорошо знаем, что делаем, уверены в своих действиях и уверены в себе.

Но очень скоро мы сталкиваемся с неприятными последствиями. Одним из первых порученных мне начальником заданий была электронная таблица: он полагал, что я буду знать, что с ней делать, но как только я взглянула на мешанину из цифр и букв, стало ясно, что он ошибался. Вместо того, чтобы признать неуверенность в собственных силах и попросить помощи, я битый час просидела за столом, бесплодно пытаясь расшифровать файл.

Признав наличие у себя синдрома самозванца, можно избежать подобных ситуаций. Принимайте как должное некоторую долю неопределенности в работе: это повышает проницательность, наблюдательность, непредвзятость и умение приспосабливаться к ситуации. Кроме того, вы не поставите себя в глупое положение: вам не придется через час отправляться к начальнику и признаваться, что вы понятия не имеете, что делать с этой таблицей. «Я знаю только то, что ничего не знаю» — возможно, это изречение Сократа сегодня звучит банально, но от этого оно не становится менее актуальным — особенно в нашем случае. Если вы ощущаете неуверенность, то вы с большей вероятностью будете открыты новому. Если бы я могла вернуться в собственное прошлое, я бы посоветовала маленькой Кристин быть достаточно уверенной, чтобы признать свою неуверенность.

4. Это побуждает сосредоточиться на работе


Синдром самозванца имеет отношение к самооценке и нашему представлению о самих себе. «Многие из нас, причем наиболее опытные и целеустремленные, склонны считать, что мы — это то, что мы делаем, — пишет Рамсден. — Если мы считаем, что главное в нас — это наши достижения, то когда мы совершаем что-то, не соответствующее нашим представлениям о себе, тут-то и появляется синдром самозванца».

Допустим, вам дали большое повышение, и название вашей новой должности звучит очень эффектно. Легко начать волноваться о том, чтобы соответствовать всему, что подразумевает собой такая должность, — но все это может пугать даже больше, чем собственно работа, которую вы теперь должны делать. Если в своей карьере вы добились руководящей позиции, то вы, скорее всего, уже привыкли ко многим связанным с такой ролью задачам. Конечно, вы узнаете что-то новое, но вам не нужно стремиться соответствовать новому положению — это совершенно непрактично и даже невозможно: лучше просто займитесь делом.

Рамсден по этому поводу говорит следующее: «Когда мы наконец понимаем, что результаты нашей деятельности вторичны по отношению к тому, кем мы являемся, мы начинаем освобождаться от влияния синдрома самозванца». Другими словами, важно отделять оценку работы от оценки личности: это полезно для душевного здоровья, а немного отстранившись от работы, вы сможете видеть ее объективно и без предвзятости, что, в свою очередь, поможет добиваться лучших результатов. А затем, через некоторое время, вы сможете оглянуться на достигнутое, посмотреть на то, что вы делаете сейчас, почувствовать себя немного более уверенно и понять, что вы действительно заслужили то, что имеете.

О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

Подробнее




К сожалению, не доступен сервер mySQL