Анализ статистики группы ВКонтакте через API с помощью Python: часть 1 +6


image


Хабр, привет!


В этой статье мы разберем довольно интересную и, на мой взгляд, востребованную тему — проведение простого анализ статистики группы Вконтакте через API с помощью Python. Свою статью я разделю на две части — в первой части анализ группы Вконтакте через Python, во второй напишу бота для Telegram, который будет делать анализ сам, по вводным данным.


Итак, давайте начнем.


В самом начале нам необходимо определиться с группой, которую будем анализировать, и целями, которые сразу определим. Я выбрал одну из популярных групп с большой, накопленной статистикой — vk.com/evil_incorparate.


Цели поставим следующие:


  • Понять масштабы выборки (сколько записей на стене, сколько лайков максимально и минимально собирал пост в группе, среднее значение лайков и разделить эти все данные по годам);
  • Определить долю комментариев, репостов и лайков в общем количестве всех записей;
  • Найти соотношение количества записей на стене и количества лайков;
  • Определить зависимость времени и дня недели с количеством записей в группе;
  • Подвести итоги и сделать выводы по всем данным.

Теперь мы поняли свои цели и приступаем собственно к анализу данных. После того, как мы выберем нужную нам дату из API (авторизируемся через oauth.vk.com, выбираем метод, как итог — прикрепляю свой файл с кодом), подождем когда загрузятся все данные и мы прочитаем содержимое файла.


import pandas as pd

vkapi = pd.read_csv('.../29246653-2019-01-28.csv', sep=';', low_memory=False)

vkapi.head(10)

image


Далее оцениваем весь диапазон данных по столбцам выводя их названия, то, с чем мы можем в дальнейшем работать:


vkapi.columns

image


Как мы видим у нас их 16. Теперь давайте посмотрим общую статистику по всем записям:


max_laik = vkapi['likes'].describe()

image


Count — Количество записей;
Mean — Среднее значение;
Std — Выборочное стандартное отклонение;
25, 50, 75 % — Процентиль (Квантиль в %);
Max — Максимальное значение;
Min — Минимальное значение.


Изучаем. Идем дальше, и смотрим статистику по максимальному значению лайков за год:


import matplotlib.pyplot as plt
import numpy as np

fig, ax = plt.subplots(1,1)
ax.plot(vkapi['year'], vkapi['likes'])
fig.set_size_inches(22,10)
plt.title('Статистика по максимальному значению лайков за год',fontsize=18)

image


Самые пиковые значения приходились на 2012 и 2015 года, далее значения уменьшаются в 1,5-2 раза к предыдущему году. Это, скорее всего, связано с появлением алгоритма умной ленты и появлением в группе непопулярных постов, собирающих мало лайков.


К этим данным интересно будет посмотреть статистику по репостам, есть ли какая нибудь закономерность:


max_repost = vkapi['reposts'].describe()
print(max_repost)

image


Изучаем.


fig, ax = plt.subplots(1,1)
ax.plot(vkapi['year'], vkapi['reposts'])
fig.set_size_inches(20,10)
plt.title('Статистика по максимальному значению репостов за год',fontsize=14)

image


Аномалий нет. Есть стандартная закономерность по лайкам и репостам. Вовлеченность в группе падает, в течении последних лет. В коридоре данных это наглядно видно.


Эти данные мы можем визуализировать иначе:


sum_like = pd.to_numeric(vkapi['likes']).sum()
sum_comments = pd.to_numeric(vkapi['comments']).sum()
sum_reposts = pd.to_numeric(vkapi['reposts']).sum()

labels = 'Likes', 'Comments', 'Reposts'
sizes = [sum_like, sum_comments, sum_reposts]
colors = ['gold', 'yellowgreen', 'lightcoral']
explode = (0.1, 0.1, 0.1)

plt.pie(sizes, explode=explode, labels=labels, colors=colors,
        autopct='%1.1f%%', startangle=155)
plt.title('Доля комментариев, репостов и лайков в сумме всех записей',fontsize=14)

plt.axis('equal')
plt.show()

sum_like = pd.to_numeric(vkapi['likes']).sum()
sum_views = pd.to_numeric(vkapi['views']).sum()

labels = 'Likes', 'views',
sizes = [sum_like, sum_views,]
colors = ['gold', 'yellowgreen']
explode = (0.1, 0.1)

plt.pie(sizes, explode=explode, labels=labels, colors=colors,
        autopct='%1.1f%%', startangle=155)
plt.title('Доля общего количества лайков в сумме всех просмотров',fontsize=14)

plt.axis('equal')
plt.show()

image


По соотношению лайков и репостов средняя конверсия в ~10% это гуд. По параметру view отмечу, что это не уникальный просмотр, а каждый просмотр, поэтому используем её как охватную метрику.


Давайте построим диаграмму по количеству записей и их лайкам:


%matplotlib inline
plt.style.use('bmh')

likes = vkapi.likes
plt.figure(num=5, figsize=(20, 7))
plt.title('Количество записей на стене и количество лайков')
plt.xlabel('count')
plt.ylabel('likes')
plt.plot(likes, '-')

image


Для примера мы можем построить такой же график, только ограничить выборку до записей, набравших менее 2000 лайков:


likes = vkapi[vkapi['likes'] < 2000 ]['likes']
plt.figure(num=1, figsize=(17, 8))
plt.title('Количество записей на стене и количество лайков < 2000')
plt.xlabel('count')
plt.ylabel('likes')
plt.plot(likes, '.')
plt.style.use('fivethirtyeight')

image


Посмотрим, когда в группе по часам чаще всего выкладываются посты:


vkapi.time.value_counts()

image


time_summary = vkapi.time.value_counts()[[0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23]]
time_summary = vkapi.time.value_counts().sort_index()
plt.figure(num=1, figsize=(20, 8))
time_summary.plot.barh(stacked=True,alpha=0.7)
plt.style.use('fivethirtyeight')

image


Как мы видим, ничего необычного, в ночное время постов выходит меньше всего.


При построении графика зависимости дня недели и количества лайков мы видим, что чаще всего посты выкладываются в понедельник:


weekday_summary = vkapi.weekday.value_counts()[['Monday', 'Tuesday', 'Wednesday', 'Thursday', 'Friday', 'Saturday', 'Sunday']]
plt.figure(num=1, figsize=(20, 8))
plt.plot(weekday_summary, '-')
plt.style.use('fivethirtyeight')

image


Самое популярное время по репостам:


weekday_reposts_summary = vkapi.groupby(['weekday']).reposts.mean()[['Monday', time_reposts_summary = vkapi.groupby(['time']).reposts.mean()
plt.figure(num=1, figsize=(30, 15))
plt.style.use('classic')
plt.plot(time_reposts_summary, '-')

image


Основные выводы по данным:


  1. Самое плотные часы по публикациям 15,18,21,22;
  2. Самый забитый по постам день недели в группе — понедельник (нужно больше удерживать аудиторию и выкладывать посты чаще чем обычно);
  3. Самое популярное время по лайкам 7,11,16,17,19,20;
  4. Самое популярное время по репостам 10,11,16,17,19,20,21.
    … (свои варианты выводов в комментарии)

Данная статистика будет полезна как владельцам групп (для планирования выхода постов), так и для пользователей покупающих рекламу в пабликах.


Если у вас есть поправки/новые предложения по анализу/срезам данных — велкам в комментарии :)




К сожалению, не доступен сервер mySQL