Несправедливость Google Play, как хороший жизненный опыт +15



С чего бы начать? Шел 2014 год, мы были студентами 2го курса (ПНИПУ и ИТМО), учились на около прогерских специальностях. В прошлом — просто одноклассники, в целом — хорошие друзья. Наверное, каждый испытывал чувство, когда ты только-только познал азы программирования, а уже мечтал и строил планы о том, как напишешь программу и заработаешь миллионы. Мы не стали исключением.

Недолго думая, мы решили, что будем делать Android приложение, поскольку у обоих были какие-никакие познания в Java, да и сама концепция «выложи и укажи цену» очень грела наши карманы. Думаю, все уже прекрасно поняли/посмеялись над нашей наивностью, но тогда мы этого не осознавали.

Первое, с чем мы столкнулись, это конечно же идея. Чтобы такое придумать, чтобы это было относительно просто в реализации, посильное нам и интересное не только нам? Мы оба являлись фанатами Ferrari, не долго думая, мы решили, что мы такие не одни. Но желательно бы не придумывать свой NFS или Asphalt. Остановились на идее logo quiz’а, но очень тематическом, а именно: отгадывание/угадывание моделей авто легендарной марки по фото (интересно, что на тот момент в Google Play не было ничего подобного ни по одной марке автомобилей и в будущем, можно было бы развить идею).

Ну все, дело осталось за малым и мы погрузились в работу с головой. Без каких либо знаний в управлении/ведении/разработке проектов, но с диким желанием, пламенем в глазах и верой в горы денег.

Для понимания того, насколько все было плохо:

  • использование Eclipse IDE (только под самый конец мы переехали на Android Studio);
  • отсутствие какого либо ТЗ или даже User Story;
  • речи же об использовании каких либо систем контроля версий естественно не было (только обмен файликами в ВК и почтой — только хардкор);
  • и уж тем более мы не использовали никакого soft’а для управления проектами (а об agile к тому времени и вовсе не слышали).

Сказать, что работа кипела — ничего не сказать. Мы уделяли проекту все наше свободное время: до пар, после пар, иногда даже вместо пар. Результат не заставил себя долго ждать и спустя очень короткое время, появился какой-никакой рабочий прототип.


После того, как каркас был сделан, необходимо было добавить хоть какой-нибудь интересности:

  • появилось вразумительное меню;
  • разбили всю игровую логику на уровни;
  • добавили подсказки 2х типов;
  • добавили систему набора очков, которые можно было растрачивать на подсказки;
  • шаринг достижений в самые популярные соц. сети;
  • и многое не многое другое.

Также, нужно было подтянуть и визуальную составляющую нашего приложения (подгон под все основные разрешения экранов никогда не забыть).

Проблем по ходу работы было много, но мы общими усилиями справлялись со всеми трудностями. Спустя месяца 4 приложение было готово.


И вот настал день истины, когда можно было наконец-то купить заветную лицензию разработчика и опубликовать приложение. Все шло спокойно и не предвещало беды: приложение залито в store и даже прошло модерацию.

Я никогда не забуду то чувство, которое испытал впервые — неимоверная радость, от полноценного/законченного продукта, который ты так долго (относительно всяких лабораторных) делаешь и что этим можно поделиться со всем миром.

Радость длилась недолго — ровно полдня, именно до тех пор, пока нам не пришел бан, в котором сухо говорилось о том, что мы нарушили какие-то авторские права. И вот тут-то мы начали понемногу просыпаться от всех грез, которые навыдумывали себе во время разработки.

На все наши вопросы типа: «Что конкретно мы нарушили?» мы так и не получили внятного ответа от поддержки Google (с чем думаю сталкивались многие из вас), вдобавок ко всему у нас забрали лицензию разработчиков, спустя несколько попыток исправить приложение и перевыложить его.

Только потом нам стало понятно, что причин для нашего бана было выше крыши:

  • использование чужих фото/аудио материалов;
  • использование запатентованного товарного знака, который нам и вовсе не принадлежит.

Думаю, если покопаться, можно еще к куче чего-либо прикопаться.

В срочном порядке мы стали решать возникшую проблему:

  • изменили название приложения;
  • выпилили по возможности имя знаменитой марки ;
  • заменили картинки, так чтобы на них минимально виднелся или вообще не виднелся всеми узнаваемый логотип;
  • указали, что все используемые нами фото в приложении были взяты из открытых источников;
  • и т.д.

Но ничего, ничего из этого не помогло нам попасть в store. Совсем отчаявшись, мы консультировались со знакомыми юристами и даже писали в компанию Ferrari (Fiat group), подробно рассказывая о том, как сильно мы любим их марку и может они нам смогут чем-то помочь. Но нам даже не ответили. Какими же наивными мы были, сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой, тогда же мы находились на грани депрессии.

Чем все закончилось?


К сожалению, в Google Play мы так и не попали. К нашей, очень маленькой, радости Яндекс.Store (или как он там правильно называется), оказался менее привередлив и мы спокойно выложили наше приложение туда, благополучно забыв о нем практически навсегда (если кому-то будет интересно, мы постараемся восстановить доступ к Яндекс.Store и сделать приложение бесплатным или выложить проект на GitHub).

Я не могу сказать, что все это было впустую. Было набито много шишек и сделано много полезных выводов. Из небольших плюшек: каждый из нас получил не один автомат/зачет, отразив в отчетах технологии, которые были использованы при создании приложения + мы даже поучаствовали в каком-то конкурсе с этим приложением (Android Challenge вроде бы так он назывался).

Зачем я все это пишу? Просто захотелось высказаться. Наверное, из-за того, что мне немного грустно, что мир так и не увидел то, чем мы хотели поделиться с ним. Да и это своего рода предостережение, с чем может столкнуться каждый начинающий разработчик, чтобы вы не совершали ошибок, которые совершили мы в свое время.

Я ни в коем случае не призываю вас отказаться от всех ваших безумных идей, наоборот — творите, пробуйте, получайте опыт, но все-таки не забывайте о холодном инженерном расчете и не опускайте руки раньше времени.

Теперь, первое, с чего мы начинаем — это «А можно ли нам это сделать с юридической точки зрения?»

Что же до нас? У нас все не так уж и плохо. Сейчас мы оба в Питере. Каждый, занят разработкой уникальных продуктов в своем роде, хоть и в абсолютно несвязных сферах — пытаемся по-своему сделать мир чуточку лучше. Каждому хватает на хлеб с маслом и даже чуть больше. Наша дружба стала только крепче. Мы вместе фрилансим, участвуем в различных хакатонах, посещаем meetup’ы, ведем pet-проекты да и просто проводим хорошо время вместе.




К сожалению, не доступен сервер mySQL