Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково +28



Наука о сложности объясняет, почему попытки отвергнуть общепринятое просто приводят к новой согласованности




Вам, наверное, знаком этот эффект – а, возможно, вы и сами являетесь его жертвой. Вы ощущаете общепринятую культуру чуждой для себя и хотите заявить, что не являетесь её частью. Вы решаете одеваться по-другому, поменять причёску, применить нетрадиционный макияж или средства для ухода.

И всё же, когда вы, наконец, открываете миру свой новый образ, оказывается, что вы такой не один – миллионы других людей приняли те же самые решения. И вы все выглядите более-менее одинаково, что прямо противоположно тому контркультурному заявлению, которое вы пытались сделать.

Это эффект хипстера – контринтуитивное явление, в результате которого люди, отрицающие общепринятую культуру, начинают выглядеть одинаково. Схожие процессы происходят у инвесторов и в других областях, изучаемых социальной наукой.

Как происходит такая синхронизация? Неизбежна ли она в современном обществе, и есть ли способ по-настоящему выделяться из толпы?

Сегодня мы получим ответы благодаря работе Джонатана Тубула из Университета Бранде в Массачусетсе. Тубул – математик, изучающий то, как передача информации в сообществе влияет на поведение людей. В частности он концентрируется на сообществе, состоящем из конформистов, копирующих большинство, и нонконформистов, или хипстеров, пытающихся поступать противоположным способом.

Он пришёл к заключению, что в довольно большом разнообразии сценариев популяция хипстеров всегда испытывает фазовый переход, во время которого её члены синхронизируются друг с другом в своей оппозиции к общепринятым нормам. Иначе говоря, эффект хипстера – это неизбежный результат поведения большого количества людей.

Важно, что модель Тубула учитывает время, требующееся каждому индивиду для того, чтобы обнаружить происходящие в обществе изменения и среагировать соответственно. Эта задержка важна. Люди не реагируют мгновенно на появление новой, очень модной пары обуви. Информация медленно распространяется по модным сайтам, из уст в уста, и т.п. Задержка на распространение у разных индивидов отличаются – некоторые могут рьяно следовать советам модных блогов, у других к ним нет доступа, и им приходится полагаться на молву.

Тубул изучает вопрос о том, при каких условиях хипстеры синхронизируются, и как они меняются в зависимости от задержки распространения и пропорции хипстеров. Для этого он создаёт компьютерные модели, симулирующие взаимодействие агентов, часть из которых следует большинству, а другая часть – ему противоречит.

Эта простая модель выдаёт удивительно сложные варианты развития. В целом, как говорит Тубул, популяция хипстеров сначала ведёт себя случайным образом, но потом путём фазового перехода приходит в синхронизированное состояние. Он обнаруживает, что это происходит при широком разнообразии параметров, и что это поведение может быть весьма сложным, в зависимости от взаимодействия хипстеров и конформистов.

Бывают и некоторые неожиданные результаты. При равных пропорциях хипстеров и конформистов вся популяция подвержена случайным переключениям между различными тенденциями. Почему так – пока непонятно, и Тубул планирует изучить это более подробно.



Можно возразить, что синхронизация произрастает из простоты сценариев, где предлагается выбор из двух вариантов. «К примеру, если большая часть индивидов бреет бороду, тогда большая часть хипстеров захочет её отращивать, и если эта тенденция распространится на большую часть популяции, это приведёт к новому, синхронизированному переходу к бритью», — сказал Тубул.

При наличии большего количества вариантов легко представить другой вариант развития событий. Если хипстеры, к примеру, смогли бы отращивать усы, квадратную бороду или эспаньолку, тогда это разнообразие выбора могло бы предотвратить синхронизацию. Однако Тубул обнаружил, что если модель предлагает больше двух вариантов выбора, синхронизация всё равно происходит.

И всё же ему интересно изучать её дальше. «Мы будем глубже исследовать этот вопрос в следующей работе», — сказал он.

Над хипстерами легко потешаться, но применимость этих результатов гораздо шире. К примеру, они могут быть полезными для понимания финансовых систем, участники которых пробуют заработать деньги, принимая решения, противоположные решениям большинства участников биржи.

И в самом деле, существует множество областей, в которых задержка распространения информации играет важную роль. Как говорит Тубул: «Кроме вопроса выбора наилучшей одежды для текущего сезона, у этого исследования могут быть важные последствия для понимания синхронизации нервных клеток, инвестиционных стратегий или проявляющейся динамики в социологии».

Продолжение истории от журнала The Register: жалоба хипстера и неожиданная развязка




Обычно заголовок вроде «Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково» вызывает эффект закатывания глаз. Однако ситуация становится более интересной, когда гипотеза, описанная в статье, подтверждается забавной перепиской.

В феврале журнал MIT Technology Review опубликовал краткое, но содержательное описание 34-страничной работы от экспертов из Университета Бранде. В работе, по сути, утверждалось, что в попытке сделать «контркультурное заявление», хипстеры в результате становятся похожими друг на друга. Подробности интересной модели того, как случайные действия хипстеров приводят к «фазовому переходу в синхронизированное состояние», а также запутанные сетевые формулы смотрите здесь.

Статью сопровождала фотография из стока, где был изображён усреднённый миллениал в куртке в шотландскую клетку и круглой шапочке, или, как описывает это Getty, «модной зимней одежде». Редактор MIT, Гидеон Личфилд, прокомментировал последствия публикации статьи в твиттере, назвав их «предупреждающей историей»:

«Мы тут же получили яростный емейл от человека, утверждавшего, что на фотоиллюстрации к истории изображён он. Он обвинил нас в клевете, вероятно, связанной с тем, что мы назвали его хипстером, и в использовании его портрета без его разрешения. (О самой истории он тоже отозвался не слишком лестно)».

Ого, а слова «усреднённый миллениал» случайно не являются клеветой? Наш журнал не может позволить, чтобы из-за этой статьи на него подали в суд.

Личфилд продолжил рассказ:



«Насколько я знаю, называть человека „хипстером“, не значит клеветать на него, вне зависимости от уровня его ненависти к этому. Однако мы бы не стали использовать изображение без соответствующих прав. Это была стоковая фотография с Getty Images, и мы проверили её лицензию».

Он сказал, что в лицензии было указано, что если изображение используется «в связи с нелестной или слишком спорной темой (такой, к примеру, как заболевания, передающиеся половым путём)», необходимо указывать, что на фото присутствует модель.

Личфилд указал, что не считает, будто назвать кого-то хипстером будет «нелестно или слишком спорно», но на всякий случай связался с Getty.

Стоковый гигант связался с моделью, и оказалось, что товарищ на фото был не тем человеком, что пожаловался в издание. «Он просто перепутал себя с другим», — сказал Личфилд.

«Всё случившееся лишь доказывает нашу историю: хипстеры настолько похожи друг на друга, что даже не могут сами себя отличить от других».

Вот так. 34 страницы теории были доказаны в краткой переписке по емейл. Ваш ход, хипстеры.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (41):

  1. another_user
    /#19924464 / -6

    «Популяция хипстеров» — оригинально )) Гримаса гугл-переводчика? )

    • tvr
      /#19924724

      «Популяция хипстеров»

      А почему бы и нет? Представители этой популяции чаще всего встречаются в кофейнях, смузи-барах, барбер-шопах и прочих вэйп-кафе.

      • another_user
        /#19924980

        Из школьного курса биологии —
        «При росте плотности популяции любого вида наступает время, когда дальнейший прирост замедляется, а затем практически останавливается.»

        Можно ли утверждать, что прирост популяции хипстеров замедлился?
        И есть ли в природе хищники, угрожающие росту этой популяции?

        • CorneliusAgrippa
          /#19925038

          И есть ли в природе хищники, угрожающие росту этой популяции?

          Гопники?

          • another_user
            /#19925152 / -1

            Ладно, согласен, слово «популяция» используется в тексте правильно, возвращайте мне карму обратно, заминусовали уже ))

            Хотя, есть еще один нюанс — популяция по определению должна быть способна к самовоспроизводству, половому или бесполому. Можно ли утверждать, что детеныш хипстеров обязательно будет хипстером? Или, побыв в контакте с хипстерами, представитель другой популяции тоже станет хипстером?

      • Pochemuk
        /#19924986

        Это называется ареалами обитания популяции. Или ареалами распространения.

      • yasmax
        /#19927628

        Глянец (маркетинг) навязывает представление о таком и «не таком» образе. Промышленность выпускает соответсвующие стили одежды. Если бы сами все создавали. А так при массовом производстве…

        «Да вы любого спросите. Где любой? Вот он.» © Убить дракона
        «Не подчинитесь воле народа? Это не народ. Это хуже народа. Это лучшие люди города.» (с) там же

  2. Caracat
    /#19924570 / -2

    Больные с синдромом Дауна тоже похоже выглядят.

    • rtakyiv
      /#19924754 / +1

      Ага, а хейтеры похожи на хейтеров, вы не находите?
      Илья Кормильцев, если кто помнит:

      Я боюсь младенцев, я боюсь мертвецов,
      Я ощупываю пальцами свое лицо
      И внутри у меня холодеет от жути
      Неужели я такой же, как все эти люди?

      • Caracat
        /#19925532

        Я общепризнанный факт озвучил. А вы – необоснованные ваши домыслы. Причина хейтерства разная может быть, и вы наверняка об этом догадываетесь.

  3. expromt
    /#19924868

    Немного не в тему.
    Одного не понимаю. Как можно одновременно быть одетым в рубашку(или то-то подобное) и шерстяную шапку? Если рубашка — значит тепло, тогда зачем шапка? Это же какая-то форма мазохизма — шапку носить при теплой погоде…

    • mosidze
      /#19925118

      мама сказала одеть шапку…

      • tvr
        /#19925652 / +2

        Одеть шапку во что, в хипстера?

    • gfunk
      /#19925182

      В некоторых сообществах просто принято ходить в головном уборе, про это и статья. Например в России до середины ХХ века, было не принято находится на улице без головного убора, или в помещении в нём — посмотрите старые фотографии (на селе эхо этого вплоть до 80х, напр. фильм «Любовь и голуби» главный герой в кепочке).
      И не факт что шапка шерстяная — в синтетике или вискозе может быть совсем не жарко.

    • tretyakovpe
      /#19925230

      Лично мне, после двух лет в вооруженных силах, было очень трудно ходить без шапки. Как голый. Сейчас как минимум — капюшон.

      • Virgo_Style
        /#19925632

        Интересно. Я, наоборот, был счастлив снять головной убор. Особенно фуражку.

    • FirExpl
      /#19926472 / +1

      Вы просто живёте в стране, где есть время, когда НАДО носить шапку. У нас хипстерство — это не носить шапку когда надо, а у них — носить её когда это в общем-то не надо :) Протест против «общепринятых норм» он такой…

    • juray
      /#19926740

      Ну, вообще-то толстая фланелевая рубашка — довольно теплая штука. Шерстяная тем более.

    • yasmax
      /#19927636

      Это специальная шапка, которая не греет. А рубашка, наоборот, утепленная, а под нее надевается 5 футболок. И для осени или весны нормально. Просто эти хипстеры не знают о нормальных шерстяных свитерах.

    • ormoulu
      /#19930276

      В куртке зимой дрова рубить жарко, но менингит заработать все еще можно.

  4. Daddy_Cool
    /#19925212

    товарищ на фото был не тем человеком, что пожаловался в издание.

    Смеюсь до слез. Буквально. Трудно печатать.
    А вообще здорово. Создание/применимость математических модели в социологии/психологии выглядят прям какой-то магией.

  5. Zenitchik
    /#19925432 / +2

    А я-то думал, что они просто выбирают другой образец, и проявляют конформизм в отношение него.

    • Sirion
      /#19925530

      Вот да, эта мысль меня терзала на протяжении всей статьи. «Неформалы» же не делают, скажем, татуировки, потому что их вообще больше никто не делает. Они делают их, поскольку подглядели их в референтной группе.

  6. Так вот почему был популярен свитер с оленями.

  7. eefadeev
    /#19926194

    Кажется мы присутствуем при зарождении хипстерологии!

  8. LevOrdabesov
    /#19926508 / +1

    Спасибо за перевод!
    Благодаря этой статье я с большим удивлением узнал, что нонконформизм классифицируется как групповое явление (что, в общем, передаёт всю суть статьи в двух словах).
    Также (в Википедии) отмечается: «и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ», что добавляет ещё больше красок в эту, и без того интересную, историю.

    • Fenzales
      /#19927334

      Благодаря этой статье я с большим удивлением узнал, что нонконформизм классифицируется как групповое явление (что, в общем, передаёт всю суть статьи в двух словах).
      Честно говоря, не понимаю, в чём тут открытие. Контркультура же тоже не в каждом человеке отдельно рождается, это коллективный процесс.

      «Everybody in this room is wearing a uniform. Don't kid yourself.»

      • LevOrdabesov
        /#19927422 / +1

        Да, это открытие лично для меня. Но, подозреваю, что я такой не один.

        Интуитивно (возможно, из-за приставки «нон») термин «нонконформизм» может воспринимается как прямое противопоставление некоему «среднему обществу», а не составная часть общего процесса, как это декларируется в Вики.

        Вообще, это довольно интересный вопрос терминов и их употребления в культурах.
        «Нонконформизмов» как минимум три вида:
        > «Они все живут неправильно! Точно, мои соратники, с которыми я чувствую себя комфортно?» (модель «панк»)
        > "– Вы все живёте неправильно! Вот мои тезисы. – Ух ты, а и правда неправильно! Все за ним!" (модель «будда»)
        > «Что-то фигню они делают. Сделаю, как считаю нужным» (модель «себе-на-уме»)

        Первые две модели являются частным случаем социальных взаимодействий. Третья модель неинтересна сегодняшним исследователям: статистика получается неубедительная, т.к. много мелких индивидуальных вариантов, а влияние на общество трудно оценивается, растянуто во времени и подвержено случайностям.
        Я считал, что нонконформизм – термин именно для третьей модели.
        Теперь знаю, что это не так. И это хорошо.

  9. XanderBass
    /#19928030 / +1

    Какая наука? Всё гораздо проще. Просто нонконформизм — это модно. А мода — это подражание. Кроме того, человеческая фантазия весьма ограничена. А вообще нонконформизм, IMHO, это смешно. Невозможно противопоставлять себя некоим нормам, когда этих норм вагон и маленькая тележка. Противопоставляя себя одним нормам, человек начинает соответствовать другим.

    • s-kozlov
      /#19933374

      А вообще нонконформизм, IMHO, это смешно.

      «Нонконформизм» хипстеров — да. Любой дурак с деньгами может отрастить бороду, купить айфон и «Молескин». А еще не требуется мужества, чтобы выйти из одного стада и примкнуть к другому. Неформалов 90-х хотя бы побить могли.
      Нонконформизм здорового человека не смешон. Попробуйте заявить во всеуслышанье, что Земля вертится, когда в это не только никто не верит, так еще и жгут на кострах за такие мысли.

  10. olegshutov
    /#19928180 / +3

    А я вообще не знал, что они, оказываются, к кому-то в оппозиции. Я думал это как гопники или пенсионеры — просто культура людей определенного образа жизни.

  11. vsantonov
    /#19928238

    Я считаю, что желание противопоставить себя большинству, зачастую используется, чтобы повысить свою значимость и привлечь внимание, когда больше нечем. Подростки болеют различными субкультурами именно в период отсутствия каких-либо значимых достижений в своей жизни. Когда ты вырос и чего-то добился, отпадает желание выделяться. Соответствноо всякие веганы-хипстеры это просто люди которым нечем себя обозначить, а внимания хочется. Инстаграмм возвел это в новую степень, теперь всем понятно что именно нужно делать чтобы «выделяться», но когда слишком много человек делают это разом мы получаем тему статьи.

  12. samsergey
    /#19928712 / +2

    Мы видели появление и исчезновение панков, металлюг, эмо, готов, скинов и прочих и прочих… и это пройдёт. Однако прошу обратить внимание, что хипстеры а) не деструктивны и не агрессивны, скорее, наоборот за здоровый образ жизни и работы, б) очевидный консюмеризм метросексуалов существенно дополняют творческой составляющей, в) способствуют популяризации знания технологий и их развитию. Оппозиция не основный их флаг. И я бы сказал, что они в оппозиции к массовому потребительству, агрессии, "страданий по задолбавшей работе", "долгожданной пьяной пятницы", "трёпу в курилке", "кайфу в подъезде" и "романтике грибных трипов" и прочим деструктивным атрибутам. На фоне того, что появлялось с 70-х до 2000-х это вовсе неплохо. По студентам вижу, что внешние признаки принадлежности к этой субкультуре соответствуют определённому внутреннему содержанию, которое помогает им и в учёбе и в работе. А смузи, молескины и Kotlin… ну, я люблю Emacs, кофе и галстуки, что не говорит обо мне ровным счётом ничего, а то что математически ёмкие технологии становятся модными меня радует. Забавно, что существует оппозиция хипстерам, всерьёз неприемлющая смузи :)

    • tommyangelo27
      /#19929538

      Мы видели появление и исчезновение панков, металлюг, эмо, готов, скинов и прочих и прочих… и это пройдёт.
      Простите, не мог не проиллюстрировать
      комиксом от Duran'a
      image

  13. dominigato
    /#19929660

    Последнее с чем у меня ассоицировались хипстеры — это нонкомформизм и контркультура. По-моему эта субкультура является наименее "протестной" из всех известных, даже наоборот скорее — они одни из самых активных участников общества потребления и показухи.

  14. Kempston
    /#19929724

    Для тех, кто выражает протест против чего-либо, совершенно неважно, похожи ли они друг на друга или нет. Есть конкретные вещи, против которых они протестуют. Против порицания самовыражения, против бездумного потребления и т.д. Может случиться так, что они, действительно, перетянут на свою сторону большинство и таким образом выйдут из меньшинства. Ну и что? Значит, они добились своего. Но это не заставит их теперь отказаться от своих взглядов.

    • s-kozlov
      /#19930070

      «Самовыражение» — это такой же дресс-код, как у миллионов таких же «самовыражаторов»?
      «Против бездумного потребления» — это покупать айфоны и прочее потому, что так делают миллионы таких же «самовыражаторов»?
      Добавьте хипстеру немного самоиронии и способности видеть противоречия — и вот уже на одного хипстера меньше.

      • Kempston
        /#19930368

        Самовыражение — внешняя актуализация внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями. Даже условием общего дресс-кода.

        Ну, я не хипстер, поэтому я не понимаю, зачем они покупают айфоны. Видимо, это как-то вписывается в их концепцию самовыражения. Я говорил не конкретно о них, а в общем, о том, против чего в принципе можно протестовать.

        Но согласен, некоторые нонконформисты иногда не замечают противоречий.

        Возможно, хипстеры и не считают, что общество потребления — это плохо. Поэтому, покупать — это для них хорошо.

  15. s-kozlov
    /#19930094

    Стандартный «нестандарт»

    Всякий раз, когда кто-то призывает вас «думать нестандартно», они обычно, для вашего удобства, точно указывают рамки этого «нестандартно». Не забавно ли видеть одинаково выглядящих нонконформистов?..

    Одинокий инакомыслящий
    Бунтарь-одиночка не чувствует себя так, как будто идет в школу в черном рокерском балахоне и в берцах; скорее, он ощущает себя наряженным словно клоун.

  16. ormoulu
    /#19930264 / +1

    Во времена моей юности отвергающие общепринятое отращивали волосы до талии, красили их в черный, подводили глаза, носили кожу и цепи. «Я крашу губы гуталином, Я обожаю черный цвет. И мой герой – он соткан весь. Из тонких запахов конфет.». А сейчас что? Шапку надел, не побрился — и уже нонконформист. Совсем обленились.