Как поехать на двух колесах на работу +98


Доброго времени суток, уважаемое Хабросообщество.

Год назад был точно такой же весенний день, как и сегодня. Я как обычно ехал на работу на общественном транспорте, испытывая все те прекрасные чувства, знакомые всем, кто ездит в транспорте в час пик. Сзади меня подпирала еле закрывшаяся дверь автобуса. В лицо мне постоянно лезли волосы девушки, которая эмоционально ругалась с дамой средних лет, при этом вертя головой каждые пол минуты. Дополнял всю картину стойкий запах, как будто в сырной лавке где-то на юге Франции. Но источник запаха, этот любитель Рокфора и Бри-де-Мо, последователь Людовика XIV по принятию водных процедур, спокойно спал на автобусном сиденье. Именно в тот день я решил, что пора отказываться от общественного транспорта в пользу личного.

image

В статье ниже я хочу рассказать как я пришел к решению использовать велосипед, как транспорт для маршрута дом-работа-дом, затронуть вопросы экипировки для катания, как необходимой так и не очень, а также поделиться советами по поводу поведения на дороге на двухколесном.

Как и почему я докатился до двух колес.


Имея огромное желание отказаться от пользования общественным транспортом, при этом остаться в рамках годового бюджета семьи, я оказался перед сложной дилеммой. Вводные были следующими:

  • Траты на общественный транспорт были около 1,5$ в день, или около 550$ в год
  • Максимальное расстояние, которое необходимо было покрыть: 8км на дом->работа + 12 км работа->тренировка + 12 км тренировка->дом. В общем около 32 км в день. На пути есть довольно длинный подъем (около 2-х км при наклоне в 8-12%) и участок неровной дороги через промзону.
  • Между точками хотелось перемещаться как можно быстрее

Варианты, которые я откинул сразу:

  • Такси/собственный автомобиль/каршеринг — никак, даже при самых хитрых схемах, не влазили в бюджет
  • Гироскутер, моноколесо и самокат не могут обеспечить сочетание скорость/безопасность в той части пути, который лежит через промзону, где от дороги только название и знак 1.16 Неровная дорога. Да и подъем они вряд ли осилят.
  • Свои ноги — долго. Я пробовал ходить работа->дом. Вышло полтора часа. На тренировку пешком при текущем графике работы я не успевал, даже бегом.

image

Осталось два варианта: мотороллер/мотоцикл и велосипед. К сожалению, как я ни ломал голову, я так и не придумал где оставлять мото на ночь. Как ни искал, выходило либо далеко, либо дорого, либо небезопасно.

В итоге — велосипед. Вроде бы решение принято, но терзали сомнения, ведь велосипед у меня был лет 15 назад и то старый Аист, на котором я во дворе с пацанами ездил. Но во время поездки к друзьям в Европу у меня была возможность покататься по европейскому пригороду на хорошем велосипеде, и оказалось, что правду говорят о том, что на велосипеде учишься кататься только один раз и на всю жизнь.

image

Анализ возможности велосипедизироваться


Сразу скажу, что мне не совсем понятно, почему вокруг велосипеда так много пропагандистских усилий на тему что велосипед это решение всех проблем, на мой взгляд ничего подобного. Если подходить системно, то при всех своих достоинствах, велосипед в общем является удобным транспортом из точки А в точку Б в достаточно ограниченных условиях использования. Я разделил условия на несколько категорий.

Необходимые условия:


  • небольшие расстояния. Велосипед, как ежедневный транспорт вряд ли подойдет людям, которые за день передвигаются более чем на 50 км, хотя есть и исключения. Как показывают исследования в Копенгагене большая часть поездок на велосипеде составляет 5 км в один конец. Как я писал выше, у меня выходит немного больше, но особой усталости я не чувствую.
  • отсутствие необходимости ездить по делам в течении рабочего дня или завозить детей/супругу в школу/сад/работу. Тут мне повезло — работаю в офисе, 8 часов. Обед я беру из дома.
  • Сезонность и погодные условия должны способствовать комфортному передвижению на двухколесном. Тут хочу сказать, что все относительно. Если есть желание, то никакая погода не остановит, но все же всю зиму мой двухколесный провел в ящике за шкафом.

image

Желательные условия


  • Наличие велоинфраструктуры. С велодорожками все не так однозначно, в странах СНГ велодорожки вроде как строят, а вроде как и ездить по ним трудно. Внезапные препятствия в виде людей, люков, стоков, столбов и ям на велодорожках практически нивелируют их наличие.
  • Велопарковка, раздевалка и душ на работе. На велофорумах пишут, что можно ездить не потея или обтираться мокрым полотенцем в туалете. Также говорят, что если нет велопарковки, можно просить охранников присматривать или оставлять в подсобках. Но тут мне очень повезло — работодатель предоставляет велопарковку и душ.
  • Место для хранения велосипеда дома. Не совсем очевидное, но крайне важное условие, как для безопасности велосипеда, так и для удобства домочадцев. В рабочие дни я уезжаю из дома самый первый и возвращаюсь самый последний, поэтому велосипед стоит в коридоре сразу за входной дверью. Если планируются гости или впереди выходные — заношу велосипед на балкон. На зиму упаковал в коробку и за шкаф.

image

Вроде бы все звезды сошлись, пора покупать. Тонкости выбора велосипеда, советы по выбору велосипеда и дотошное изучение велофорумов по вопросам типа что лучше 27.5”+ или 29” я оставлю за рамками данной статьи или, возможно, напишу отдельную, если эта тема интересна и уместна на Хабре. Скажу лишь что выбрал горный хардтейл найнер (с большими колесами) за 300$. Приехал он ко мне в картонной коробке и за один вечер я его собрал и подстроил под себя. Все, завтра выезжать на работу на велосипеде, хотя погодите, кажется я что-то забыл…

Экипировка


После прочтения ПДД меня очень удивило, что для велосипеда регламентируемый минимум экипировки лишь белый светоотражатель спереди, красный сзади и оранжевые светоотражатели по бокам. И еще ночью фара спереди. Все. Ни про мигающий красный фонарь сзади ни про шлем. Ни слова. Перечитав десятки сайтов с советами по экипировке для велоновичков и пересмотрев несколько часов обзоров я пришел к такому списку того, что вожу каждый день с собой:

  • Велошлем

    Самый спорный элемент велоэкипировки. По моим наблюдениям более 80% велосипедистов в моем городе ездят без шлемов. Основные аргументы за езду без шлема как мне кажется сформулировал Варламов в своем видео . Также, во время поездок по Европе я тоже наблюдал, что по городу люди в основном без шлемов ездят. Но, как сказал мне один знакомый велосипедист: Новички и профессионалы ездят в шлемах не просто так. Я решил, что я же новичок, и первой покупкой в дополнению к велосипеду был шлем. И с тех пор я всегда езжу в шлеме.
  • Освещение

    Так как я около 50% езжу в темное время суток, то я испробовал самые разнообразные фонарики/мигалки/светюльки. В итоге окончательный набор свелся к такому виду:

    image

    Две фары спереди — одна с широким углом света, вторая с ярким пятном.

    Четыре маленьких габарита — два белых на вилке и два красных возле заднего колеса

    Два габарита в торцах руля красного цвета.

    Кусок светодиодной ленты белого цвета под рамой.

    Два красных габарита сзади — один горит постоянно, второй мигает.

    Все это светящиеся хозяйство потребляло батарейки или имело свои встроенные маленькие аккумуляторы, которых хватало на полтора — два часа. Посему я решил перевести весь свет на питание от одного источника. Сказано — сделано. Дело заняло по времени около 3-х вечеров. Разобрать корпус, припаять проводки, собрать, повторить. В итоге все сейчас запитывается от одной банки с USB 5 Вольт и 2,1 А и емкостью в 10 Ач. По замерам хватит часов на 10 непрерывного света.

    Дополнительно для указания поворотов приспособил оранжевый 3Вт светодиод на велоперчатку. Запитал от 3 В таблетки формата CR2025 и пришил кнопку в район указательного пальца. Светит заметно даже днем.
  • Велозамок

    Еще один аксессуар, который я купил сразу же после покупке велосипеда, так как велосипед во время рабочего дня остается на парковке под офисом. Долго выбирал велозамок, но пришел к тому, что защищать велосипед за 300$ замком за 100$ как-то перебор и остановился на среднем кодовом замке.
  • Одежда и велоочки

    Одежда самая обычная яркая футболка и штаны/шорты. Чтобы быть более заметным — яркий чехол на рюкзак

    image

    и светоотражайки на руки.

    image

    Велоочки нужны при езде вдоль дороги, когда летит пыль и всякие мошки. Вот уж точно никому не посоветую словить майского жука в глаз даже на скорости в 25 км/ч. Еще удобная вещь велоперчатки без пальцев — позволяют рукам не потеть и не скользить на руле.
  • Вода

    Если ехать недалеко — то бутылка с водой будет лишь лишним весом. Но если путь длиннее 5 км, то энергично едущий велосипедист теряет жидкость очень быстро, поэтому нужно часто пить. Делайте по паре глотков каждые пятнадцать минут. У меня сперва в рюкзаке была обычная литровая бутылка воды. Потом появился флягодержатель на раме — туда отлично помещалась пол-литровая бутылка с холодным чаем. Сейчас купил себе гидратор, но пока активно не использую, так как на холоде не так сильно хочется пить и хватает пол литра на весь путь.
  • Ремонтные принадлежности

    За все время, которое я езжу по городу, я лишь пару раз подстраивал передачи с помощью шестигранников, но всегда у меня с собой насос (маленький велосипедный), запасная камера, набор шестигранников, маленький разводной ключ и нож. В теории все это может когда-нибудь пригодиться.
  • Велосумка, еще одна и еще одна для личного велоплюшкина

    Сперва купил себе маленькую сумку в треугольник рамы для запасной камеры и ключей, но после отказа от одноразовых батареек и перехода на powerbank места стало не хватать. Так появилась еще одна сумка, а потом и еще одна вместе с багажником. Но с собой вожу столько вещей каждый день, что места все равно не хватает и приходиться возить еще и рюкзак.
  • Велокомпьютер

    Велокомпьютер — вещь совсем не обязательная, но приятно, когда ты точно можешь сказать, что всего ты проехал уже 2803 км за 150 часов. И что максимальная скорость у тебя была 56,43 км/ч а средняя в последней поездке — 22,32 км/ч. Ну а первые 999 на велокомпьютере запомнятся навсегда.

    image
  • Крылья для велосипеда

    Помогают ездить во время и после дождя. Не так заляпывается одежда и обувь. Да и в сухую погоду лишними не будут, ведь невозможно предсказать не превратится ли дорога в реку после прорыва водопроводной трубы на пути.

Маршрут


Первое время мой маршрут лежал вдоль больших городских магистралей, так как мне казалось, что там и дорога ровнее и вроде как короче и быстрее. Отдельное удовольствие ехать вдоль стоящих в пробке автомобилей. Время в пути от дома до работы сократилось с 60-90 минут на общественном транспорте до стабильных 25-30 минут на велосипеде + 15 минут на душ в офисе.

image

Но как-то раз я на Хабре наткнулся на статью о сервисе для построения интересных пешеходных маршрутов. Спасибо тебе JediPhilosopher. Если вкратце, то сервис строит маршруты через интересные достопримечательности и парки. Поигравшись с картой дня 3-4 я построил маршрут, который на 80% состоит из небольших улочек с не быстрым движением (ограничения скорости 40) или парков. Стало немного дольше, но по субъективным ощущениям намного безопаснее, так как рядом со мной теперь машины, которые выезжают из дворов и едут максимум 40 км/ч, а не маршрутки, которые едут под 60 км/ч при этом перестраиваясь по три-четыре раза за две минуты. Из чего следующий совет — стройте маршрут по небольшим улочкам и дворам. Да, во дворах своя специфика в виде маргинальных элементов, собак и внезапно выбегающих детей. Но с каждой из этих “специфик” можно договориться без ущерба для них и для себя. А вот с КАМАЗом, который решит перестроиться на обочину без поворотников договориться без последствий сложнее.

На работу на велосипеде в большом городе. Выжить любой ценой.


image

Как гласит народная мудрость, лучше учиться на чужих ошибках, посему провел несколько часов за просмотром видео с вело-ДТП. Субъективно оценивая видео со стороны выполнения участниками движения правил ПДД, я пришел к выводу, что в примерно 85-90% случаях в ДТП виноват велосипедист. Я понимаю, что видео в YouTube совсем не репрезентативны, но кое-какие паттерны поведения на дороге они у меня сформировали. Основные правила, которых я бы советовал придерживаться на дороге:

  • Будьте заметными на дороге. Днем — яркая одежда, ночью — максимальное количество света и светоотражающих элементов. Поверьте, это важно. Даже автопилот Uber'a не смог распознать велосипедиста в черной одежде ночью. Я тоже как-то чуть не сбил рыбака в камуфляжной одежде на велосипеде без отражателей и фонарей. Я его увидел, буквально за пару метров. И если бы у меня скорость была не 25 км/ч, а больше, то точно бы догнал бы его.
  • Будьте предсказуемы. Никаких резких перестроений (если впереди яма — притормозите, оглянитесь, и лишь потом перестраивайтесь). При перестроениях — показывайте направление поворота, но помните, что даже если вы показали поворот, не факт, что вас поняли/увидели — обязательно оглянитесь и убедитесь в безопасности маневра. Лучше два раза.
  • Соблюдайте ПДД — тут без комментариев.
  • Старайтесь предсказать движение машин. Если поток слева тормозит, то возможно впереди кто-то со встречной хочет повернуть и его пропускают. На перекрестке, даже на главной, притормозите пока не увидите, что водитель выезжающий с второстепенной вас заметил.
  • Отдельная тема с припаркованными машинами — двери таких машин могут открываться и из них могут очень стремительно выходить люди. И если водители хоть как-то смотрят по зеркалам перед открыванием дверей, то пассажиры открывают дверь максимально широко и максимально быстро. Еще припаркованная машина может решить, что пора двигаться в светлое будущее и начать свое движение без поворотников или еще каких-либо изысков. Еще из-за припаркованных машин выходят мамы с колясками, причем коляска выкатывается первой, а лишь потом появляется сама мадам. А еще дети выскакивают, иногда животные… В общем, держитесь максимально внимательно и ожидайте всего.
  • Не спешите. Даже если опаздываете, всегда оставляйте место для маневра.

Вместо заключения.


За прошлый год я проехал чуть больше чем две с половиной тысячи километров по городским дорогам. Надеюсь данная статья пригодится тем, кто решит попробовать свои силы в этом деле. Не раз в году под акцию велосипедом на работу, а хотя бы четыре дня в неделю шесть месяцев в году.

image

А еще в начале февраля я купил и установил себе 350 ВТ переднее моторколесо. Проехал на нем уже около 400 км. Но это уже совсем другая история, которую, впрочем, я могу вам рассказать в следующей статье.




К сожалению, не доступен сервер mySQL