Джон Маэда: «На самом деле дизайн не так важен» +13


Глава отдела разработки и вычислительного дизайна в Automattic (материнской компании WordPress) считает, что дизайнерам следует быть кем-то вроде вспомогательных актёров в технологических компаниях, оставляя главную роль разработчикам и менеджерам по продукту.


image


Какую роль играет дизайн в технологическом бизнесе? В течение многих лет дизайнеры выступали за расширение своих полномочий по принятию решений в компаниях. Их целью было создание вполне себе гуманистических продуктов, которые отвечают интересам пользователей, а не только корпоративным задачам или технологическому прогрессу.


Недавние исследования показали, что дизайн оказывает существенное влияние на результаты бизнеса, побуждая множество компаний позиционировать себя как «ориентированных на дизайн». Посмотрите, сколько крупных корпораций приобрели независимые дизайнерские фирмы только за последние несколько лет.


Однако гуру дизайна Джон Маэда (John Maeda) предполагает, что та идея, которую ранее он защищал, ошибочна. «У меня есть друзья во всех компаниях, я постоянно слушал о дизайне и обо всем этом, и это меня всю жизнь волновало. Я настаивал на том, чтобы к дизайну относились серьезно, — говорит он. «Спустя годы я нахожусь в той фазе, когда я понимаю, что евангелизм дизайна был действительно нужен, но на самом деле дизайн не так важен».


Джон Маэда — американский дизайнер японского происхождения, специалист в области компьютерных технологий, писатель. Профессор дизайна Массачусетского технологического института (MIT). Автор более десятка книг (в том числе в соавторстве); одна из них, бестселлер «Законы простоты», издана на русском языке в 2008 г. — из Википедии

Погодите, что!?


Маэда, считает, что дизайн должен играть второстепенную роль в технологических компаниях, а не лидирующую. В своем ежегодном отчете «Дизайн в технологиях» Маэда утверждает, что дизайн должен быть похож на вспомогательного актера или актрису главных персонажей в технологической компании – разработчиков и менеджеров по продукту.


По его мнению, когда компании называют себя «руководимыми принципами дизайна», то очень часто дизайнеры говорят: «Так, ушли все с дороги, я тут главный». Убедительное «я главный» сочетается со стремлением дизайна стать так называемым «микромиром взаимных поглаживаний»: в котором у людей есть глубинные представления о том, как выглядит хороший дизайнер, основанные на историях и опыте, к которым дизайнеры склонны обращаться и которые объединяют дизайнеров воедино, постепенно исключая всех остальных. Маэда считает, что эти два элемента в конечном итоге отталкивают другие способы взаимодействия, когда все наоборот должны работать сообща.


«Более половины дизайнеров все еще хотят создавать эстетически красивые вещи и ничего не могут с этим поделать. Это встроенная «фича», — говорит Маэда. «Для управляющего продуктом это кажется незначительным. Для разработчика это похоже на «Ох, ок, теперь я должен сделать это...»


Вместо этого Маэда полагает, что дизайнеры должны сосредоточиться на том, чтобы быть хорошими командными игроками, а не лидерами. Беспокойство о том, имеет ли дизайн достаточное влияние на продукт или компанию, отвлекает от реальной работы: создания качественных продуктов, отвечающих потребностям людей.



Это противоречивая позиция, учитывая, сколько Маэда и другие лидеры индустрии дизайна утверждают, что дизайн становится более мощной дисциплиной в организациях. «Дизайнеры привыкли быть мерилом всего и им так больно, они устали от этого, они хотят дать отпор и сделать что-то значимое, говорит Маэда. «Я думаю, что в прошлом… я выступал за дизайн в целом, и я должен был быть символическим лидером. Я чувствовал ответственность за свою позицию».


Но Маэда заявляет, что последние три года в Automattic изменили его взгляды. «Я продолжал встречать множество людей, которые внушали мне, что я не прав, и что дизайнеры в тэк компаниях «не знают, о чем говорят». Эти люди поубавили первоначальное желание Маэды стать дизайн-лидером и заставили его задуматься о том, что классический дизайн-подход не всегда совпадает с повседневными реалиями в бизнесе.


Конечно, проблема не ограничивается дизайнерами или дизайном. Многие дисциплины страдают от похожего синдрома «поглаживания друг друга», включая инженеров и менеджеров по продукту. Маэда полагает, что это наносит ущерб бизнесу в целом, потому что подобные истории происходят за счет командной работы. Но для дизайнеров особенно важно работать в команде с разработчиками. «Мы знаем, что технические люди отвечают за очень многое: они могут устанавливать запросы, писать код, в результате чего происходят правильные или неправильные вещи», — говорит он. «Но если вы не способны сотрудничать с разработчиками, вы не сможете что-то изменить в мире». Другими словами, единственный способ изменить систему – это работать в ней.


В конечном итоге, Маэда считает, что когда дизайнеры получают больше силы, чем их коллеги-разработчики, они создают более слабые продукты. «На мой взгляд любая компания, которая хочет быть лидером в области дизайна, будет высоко оценивать UX (user experience). Если основные силы [компании] – дизайнеры и люди с высокими стандартами качества, то это фантастика. Но они могут забыть побеспокоиться о техническом стэке, который, на самом деле, достаточно хрупок и, возможно, работает 99 раз из 100», — утверждает Маэда. «Если они так сосредоточены на UX, скорее всего они не будут задавать вопросы о продукте и это не поможет компании добиться безубыточности».



Хусейн Рахман, основатель Jawbone


Возьмем, к примеру, Jawbone, который когда-то оценивался в 1,5 миллиардов долларов. Продукт Jawbone Up, носимый фитнес-трекер, который должен был стать самым горячим гаджетом 2011 года, оказался полным провалом. В то время как журналисты писали о том, что у Up был безупречный дизайн (от известного дизайнера Силиконовой долины Ива Бехара), они не могли рекомендовать продукт, потому что программное обеспечение было настолько глючным, что товар был практически бесполезен. В результате продукт (и компания) потерпели неудачу. Урок? Красивый промышленный дизайн ничего не значит в сочетании с плохой инженерией.



Алекс Шляйфер, дизайн-директор AirBnb


Маэда – не единственный дизайнер, кто не согласен с концепцией «дизайнерских» компаний. Алекс Шляйфер, руководитель отдела дизайна Airbnb, считает, что культура, основанная на дизайне, имеет тенденцию обесценивать мнения и идеи других людей. Он создал свою конструкторскую организацию так, чтобы дизайнерам не уделяли какого-то особого внимания; вместо этого менеджерам по продукту полностью поручено представлять точку зрения пользователей.


Для Маэды концепция дизайна, играющего вспомогательную роль, не является негативным фактором для развития дизайнеров. Вместо этого, такой подход просто дает дизайнерам возможность работать со своими коллегами в одной команде, что, как он настаивает, в конечном результате приведет к улучшению дизайна. «Реакция некоторых людей на мои предложения была ужасна. Многие говорят об «управлении по принципам дизайна», — говорит он. «Но я говорю, ребята, давайте вспомним те фильмы, где лучший вспомогательный актер или актриса так хороши, что получают Оскар!?»




К сожалению, не доступен сервер mySQL