Как живет Альфа-Банк в период изменений и что нам удалось сделать при объединении IT-разработки и Альфа-Лаборатории +11



Привет!

Меня зовут Даша Русланова, я директор Департамента цифровых решений в Альфа-Банке. Сегодня я расскажу вам, как мы живем во время довольно значимых изменений, каких результатов в процессе этого переформатирования смогли достигнуть за год в плане скорости, и зачем нам solution-архитекторы.

Для команды IT 2018 год стал большим вызовом в части организационных изменений, процессов, проникновения инженерной культуры в бизнес. И, конечно же, масштабирования производственного процесса и снятия напряженной ситуации вокруг конфликтов в разработке фронтальных систем.

Чтобы нарастить скорость, нам потребовалось не только перестроить процессы, связанные с наймом сотрудников и работой с вендорами, но и привнести существенные инновации в уже имеющиеся процессы: поточную технологию релизов, так называемый release train – еженедельный максимально автоматизированный процесс поставки ценностей в мобильное приложение. На данный момент над ним трудится более 20 команд. В начале каждой недели автоматически собирается релиз-кандидат и запускается релизный pipeline.

К чему мы стремились прийти: автоматизировать сборку приложений и составление описания изменений — соединить «тикеты» изменений, сделанных разработчиком в Git, и описание user story с командной доски в jira, а также к полной прозрачности для клиентов и стейкхолдеров. В дальнейших планах сделать все стадии, кроме ручного приемочного тестирования, автоматическими, чтобы релизный цикл стал меньше недели.

Кстати, насчет прозрачности — мы активно внедряем практику «бизнес-партнера», идея тут в том, что коллеги работают в IT, при этом представляют интересы бизнеса, соблюдая интересы друг друга, условно — 50/50. Конечно, это идеальная ситуация и эталонный баланс, на практике все немного иначе, и перевешивает то одна, то другая сторона, но мы стремимся к ней. В такой ситуации получается, что коллеги следят и за адекватным наполнением команд, и за их синхронизацией; наблюдают как за качеством решения задач, так и за бюджетом.

Мы пошли дальше и создали систему «Ритм нашего производства», она позволяет посмотреть текущую производительность команд, увидеть узкие места на этапах оценки и реализации, статус подбора и прогнозной загрузки, и все это в режиме онлайн

Немного цифр


В период с 2014 по 2017 мы заканчивали год примерно с 900 решенными задачами. 2018 уже закончили с отметкой в 940 задач. Сейчас в месяц на платформах Банка мы проводим порядка 1500 изменений (то есть раз в сутки меняется примерно 50 факторов). Такая скорость возможна только при наличии гибкой и эволюционной архитектуры.

Как было в Альфа-Лаборатории

В 2016 у нас одновременно существовали два подхода к реализации банковских продуктов — «лабовский» и подход классического IT. Лабовский заключался в легализации архитектуры уже по факту реализации, причем часто уже при согласовании внедрения. Из-за этого временами возникали проблемы в процессе интеграции всего этого с приложениями, которые для Альфа-Лаборатории были непрофильными.

Классическое IT работало по стандартному процессу:

  1. Подготовка бизнес-требований.
  2. Подготовка и согласование архитектуры.
  3. Реализация.


Выглядит неплохо, но при изменении требований этот процесс становился очень долгим и неэффективным.

Поэтому мы решили объединить подходы, взяв лучшее из каждого. В итоге появилась служба solution-архитекторов.

Эти ребята работают на основе концепций, устоявшихся в банке, и в тесном контакте и с командами, и с бизнес-подразделениями. Это дает возможность уже на старте проекта предлагать решения, сочетающие в себе как полную согласованность с архитектурой банка в целом, так и эффективность при реализации. Благодаря этому согласование архитектуры и оценка проекта у нас теперь занимают около 1 недели вместо 1 месяца по старой схеме.

Почему все это так важно


Гонку технологий никто не отменял — каждые два года на рынке происходит довольно значительное обновление технологического стека, и это требует от IT-менеджмента постоянной синхронизации с внешним рынком. Нужно уметь быстро внедрять новый стек, готовить новых специалистов, оперативно проводить онбординг новых членов команды.

Поэтому мы сейчас строим поддерживающую среду как для работы, так и для синхронизации команд, стараясь максимально переиспользовать компоненты. И это тоже во многом заслуга solution-архитекторов. Даже при отсутствии специального бюджета на вывод legacy-систем, их работа позволила нам превысить ожидания главного архитектора по этому показателю на 20%.

Люди и культура


Здесь я отмечу те главные вещи, которым продолжаю сама постоянно учиться у своей команды.

Признание результатов. Это важная часть, результаты должны признаваться на уровне бизнеса, это дарит не только ощущение маленького праздника и того, что ты все сделал правильно, но и дополнительную синхронизацию: стейкхолдер ожидал от команды разработки чего-то конкретного — и она это выполнила в полном объеме. Потому что в разработке работают люди, для которых довольно важно развиваться профессионально и работать именно на результат. А это сложно делать, если результат видишь только ты, и он не очень признаётся где-то еще.

Fail fast, разбор ошибок. Ошибки — штука, которую надо быстро идентифицировать и обязательно обсуждать. На уровне руководителя стрима или вообще — бизнеса. Без прикрас говорить, что случилось, что каждый об этом думает, и идти дальше. Конечно, иногда бывают конфликты на этой почве, которые затягиваются, но за год мы научились слышать друг друга и отталкиваться все же от ценности общего дела, нежели от эмоций каждого из нас.

Итого — мы продолжаем расширять команду, прямо сейчас у нас открыто более 30 вакансий для разработчиков и архитекторов. Нам удалось взять лучшие практики Альфа-Лаборатории, в том числе связанные со скоростью поставок обновлений, и безболезненно интегрировать их в банковское IT, сведя на нет возможные конфликты между коллегами в процессах согласования тех или иных решений.

Кроме этого, мы продолжаем проводить митапы для разработчиков, дизайнеров и тестировщиков (следить за новостями можно вот тут).

А уже послезавтра наши ребята проведут в Екатеринбурге митап для любителей Atlassian.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (15):

  1. triton
    /#20032200

    удалено

  2. Permyakov
    /#20032590 / +1

    Поменял права. Есть полис ЕОСАГО. Сколько разработчиков и коллег из техподдержки надо, чтобы изменить номер прав в полисе?
    1. На сайте ошибка, пишите на почту. Никаких сроков не указано.
    2. По телефону говорят что обращение на почту рассматривают 10 дней (спасибо, я 10 дней без машины похожу, ок).
    3. Написал в чат приложения АльфаСтрахование. Сказали написать по указанной почте, или ехать в офис. Т.е. по существу все эти техподдержки и крутые софты бесполезны, т.к. помочь никто не может\не хочет.

    А вы с этими вашими разборами ошибок и т.д.

  3. juDge
    /#20033284

    Относительно мобильного клиент банка… могу сказать, что в моей практике самое стабильное и быстрое приложение. Есть незначительные недочеты, но оним на мой взгялт относительно минимальны.
    Пользуюсь еще мобильным клиент банком другого федерального банка и это просто печалькакая то. То не загружается… то перевод между своими счетами происходит только на следующий день… просто беда.

  4. vis_inet
    /#20033594

    Даша, скажите, можно сделать чтобы суммы везде показывались с одинаковой разрядность?
    Пример из Альфа-клика

    • eefadeev
      /#20033674

      Я не Даша, но спрошу: а зачем?! Сделано всё очень логично — если в операции не было копеек зачем там показывать дурацкие ".00"?

      • vis_inet
        /#20033712 / +2

        Затем, что при просмотре колонки человек воспринимает цифры которые сдвинуты левее как более крупные по значению.
        А это совсем не так при таком формате, как на картинке…
        Элементарное юзабилити, как мне кажется.

        • eefadeev
          /#20034114

          Нисколько не защищая существующее решение предположу что эту проблему гораздо эффективнее решает сортировка (которую, наверное, было бы неплохо добавить).

          • vis_inet
            /#20034154 / +1

            Не совсем.
            Смотришь же обычно последние суммы за какой-то период.
            Сортировка собьёт хронологический порядок.

            • eefadeev
              /#20035570

              Как вариант — выравнивание по правой границе рублей. Но это, наверное, сложнее.

              • vis_inet
                /#20036016 / +1

                Ну да, хотя бы так — уже лучше воспринималось бы.
                Писал им на сайте про это с год назад — тишина…
                Да и Даша тоже ни одного ответа пока не написала.

  5. mgremlin
    /#20033800 / +5

    Вы меня, конечно, извините, но…
    Вот зачем этот чиновно-карьерный новояз на Хабре? ну ведь кровь из глаз.

    Такой стиль годится для того, чтоб лить елей на душу другим профессиональным «эффективным менеджерам», а тут люди все больше живым делом заняты. И все эти «перестройки процессов» с «вызовами менеджменту» приведут в лучшем случае к закрытому окну. А в худшем — к неприятным выводам о пригодности такого работодателя…

  6. vis_inet
    /#20033886

    itnan.ru/post.php?c=1&p=448276
    Прикольно — это копия Хабра?

    • AlexGluck
      /#20035200

      Это личное зеркало третьей стороны.

  7. vis_inet
    /#20034746

    Похоже, у Даши не было задачи отвечать на вопросы )

  8. vlsinitsyn
    /#20035364

    Какая-то жуткая смесь из разнообразных утверждений, рассчитанная, похоже на презентацию для своего борда, а не для «внешнего» читателя.
    Я попытался выловить из этой «воды» что то конкретное, но получились одни вопросы.
    Вот, например:

    К чему мы стремились прийти: автоматизировать сборку приложений и составление описания изменений — соединить «тикеты» изменений, сделанных разработчиком в Git, и описание user story с командной доски в jira

    Так и какие препятствия вы встретили на своем пути? По моему, это 'база' любой современной разработки, которая замечательно покрывается продуктами atlassian, раз уж у вас jira.

    мы активно внедряем практику «бизнес-партнера», идея тут в том, что коллеги работают в IT, при этом представляют интересы бизнеса, соблюдая интересы друг друга, условно — 50/50

    Крайне трудно понять, что на самом деле скрывается за этими словами. Можно предположить все что угодно. Опять же, может для «борда» альфа банка интересен уже сам факт того, что в их компании внедрена какая-то практика, но для посторонних интересны детали, плюсы-минусы, результаты…

    Поэтому мы решили объединить подходы, взяв лучшее из каждого. В итоге появилась служба solution-архитекторов

    Я конечно, рад за банк, что у них наконец-то появилась команда архитекторов. Но возникает вопрос, а как вы до этого поддерживали архитектуру, какие стандарты использовали?

    Признание результатов. Это важная часть, результаты должны признаваться на уровне бизнеса, это дарит не только ощущение маленького праздника и того, что ты все сделал правильно, но и дополнительную синхронизацию

    Опять же, какие-то общие вещи. У вас что, раньше на айти отделы просто плевали и гнобили, в стиле известного сериала?