Дроны и роботы, помогавшие спасать парижский собор Нотр-Дам +38




В эру соцсетей за такими событиями, как пожар в соборе Нотр-Дам, глобальная аудитория наблюдает в реальном времени. От Нью-Йорка до Токио миллионы людей приклеились к своим смартфонам и компьютерам, ожидая последних обновлений от СМИ и частных лиц, документировавших пожар с места происшествия. Двенадцать суровых часов судьба 850-летней иконы Парижа висела на волоске, и какое-то время казалось, что худшего не избежать.

Огонь полностью погасили, дым рассеялся, и при свете дня мы узнаём, на какие героические свершения пришлось пойти службам спасения, чтобы избежать полной катастрофы. И хотя собор получил серьёзные повреждения, его структура и большая часть бесценных произведений искусства сохранились. Пока рановато оценивать, во сколько обойдётся очистка и ремонт собора, но даже самые оптимистичные оценки говорят о сотнях миллионов долларов. В случае настолько старой структуры его реконструкция наверняка замедлится из-за того, что историкам придётся вновь изучить технологии строительства, использовавшиеся за прошедшие века, и устаревшие к сегодняшнему дню. Но народ Франции это не отпугнёт, и президент Макрон уже пообещал, что его страна восстановит собор за пять лет.

Невозможно переоценить важность действий мужчин и женщин, рисковавших своими жизнями для спасения одного из любимейших монументов Франции. Они заслуживают похвал от благодарного народа страны и всего мира. Но вместе с ними сражались и передовые технологии, некоторые из которых отправились на службу сразу же после уведомления. Эти машины помогали направлять пожарных в их битве с бушующим пламенем, и заменяли человека в случае слишком большого риска. В итоге с яростью природы справились не машины, а люди; но если бы не применение современных технологий, урон мог оказаться куда как сильнее.

Взгляд сверху


Как писали во французских СМИ, службы спасения использовали не менее двух беспилотников для осмотра горящего собора. Благодаря полученным изображениям, пожарные могли наблюдать за интенсивностью и передвижением огня в реальном времени. Использовать беспилотники было не только быстрее и дешевле, чем вертолёты – их операторы могли гораздо ближе подлететь к огню, поскольку они не так сильно боялись огня и дыма, как пилотируемый летательный аппарат, который держался бы от огня на почтительном расстоянии.


Mavic Pro

Однако, оказалось, что у парижских пожарных на самом деле не было своих беспилотников для использования в подобных ситуациях. Они заняли два экземпляра, имеющихся в свободной продаже, которыми пользовались министерство внутренних дел и министерство культуры. Обе модели квадрокоптеров, Mavic Pro и Matrice M210, производит китайская компания DJI. Продукция этого производителя практически олицетворяет сегмент между потребительскими и профессиональными платформами для аэрофотосъёмки [prosumer – от professional (профессиональный) и consumer (потребительский) / прим. перев.], а ещё эта компания производит чрезвычайно популярную серию дронов Phantom.

Mavic Pro – небольшой полуавтономный квадрокоптер, который DJI рекламирует, как идеальный аппарат для спонтанной съёмки высококачественного видео, поскольку он умеет складываться, благодаря чему его гораздо легче перевозить, по сравнению с традиционными квадрокоптерами. Его полётное время составляет до получаса, у камеры с разрешением 4К есть подвес для трёхосевой стабилизации, а также он умеет автоматически отслеживать выбранные оператором объекты в кадре и вращаться вокруг них – в результате он идеально подошёл для осмотра огня сверху.


Matrice M210

В отличие от Mavic, Matrice M210 относится к линейке профессиональных квадрокоптеров от DJI. Он более крупный и мощный, и разработан для переноски полезной нагрузки, такой, как прожектора, тепловизоры и камеры с оптическим зумом. По поводу того, был ли установлен тепловизор на том M210, который использовали парижские пожарные, существуют противоречивые сообщения, но в любом случае он всё равно давал им ещё один источник видео в высоком разрешении.

Интересно отметить, что в целом в Париже строго запрещено использовать беспилотники, и функция поддержки «географических преград», встроенная в продукцию DJI, не дала бы им летать над Нотр-Дамом. Однако система DJI позволяет операторам отправлять запросы на временное снятие ограничений, что позволило производителю оперативно сработать совместно с французскими властями и разрешить полёты беспилотников из-за серьёзности ситуации.

На плечах Колосса


Если потребительское оборудование справилось со своей задачей в небе, то на земле ситуация была слишком сложной для новичков. Чтобы проникнуть в собор и попытаться бороться с огнём изнутри, парижские пожарные использовали «Колосса». Это 500-килограммовая гусеничная платформа, разработанная компанией Shark Robotics, по сути, огнестойка и водонепроницаема, а вкупе с моторизованной водяной пушкой представляет собой мощный актив для борьбы с огнём.

«Колосс» особенно пригодился во время тушения пожара в Нотр-Даме, поскольку он смог оставаться внутри структуры, когда крыша уже была объята огнём. Когда сверху падали горящие обломки, а потом произошло неизбежное обрушение культового шпиля сооружения, состоящего из свинца и дерева, внутренности собора были особенно опасным местом для живых пожарных. «Колосс» смог обеспечивать постоянный водный поток в нефе, даже когда всё здание буквально распадалось на части вокруг него. Итоговый охлаждающий эффект уже назвали главным фактором, благодаря которому удалось спасти бесценные витражи. Кроме того, он дал пожарным ещё один видеопоток реального времени, и они смогли определить безопасный момент, когда внутрь можно было отправлять дополнительные команды.



Высокотехнологичное восстановление


Передовые технологии и роботы сыграли свою роль в спасении собора, и, судя по всему, их работа ещё не окончена. Как мы видели во время предыдущих катастроф, к примеру, аварии на атомной станции «Фукусима», роботы можно использовать для изучения структурной целостности в местах, слишком опасных для людей. С воздуха беспилотники с камерами высокого разрешения смогут быстро получить изображения всей структуры, и это можно помочь в создании трёхмерной модели здания с помощью фотограмметрии; так можно будет спроектировать современную крышу, сливающуюся с оригинальной каменной кладкой.

Для восстановления Нотр-Дама в такой амбициозный срок, как пять лет, заданный президентом Макроном, не пренебрегая безопасностью тысяч рабочих, которые будут заняты в этом проекте, никакие варианты помощи отвергаться не будут. Французский народ возбуждён этим событием, и до окончания этого проекта мы, возможно, ещё увидим новые передовые решения, специально разработанные для преодоления уникальных трудностей, связанных с этой реконструкцией. Пожар в Нотр-Даме можно назвать исторической трагедией, однако вынесенные нами уроки могут принести такую пользу миру, какую нам сегодня даже сложно представить.




К сожалению, не доступен сервер mySQL