Как мы создавали онлайн-банк для бизнеса. Часть первая: Ребрендинг +13


Это первая статья об истории создания онлайн-банка для бизнеса. Истории, которой я невероятно горжусь и которой хочу поделиться не только с коллегами по финтеху, но и с предпринимателями.

Два года назад я присоединился к команде ФорБанка и возглавил разработку интерфейсов онлайн-сервисов: UX/ UI интернет-банка, мобильных приложений и сайта. Перед нами стояла цель?—?оцифровать все услуги классического банка, начиная с открытия счета и войти в пятерку онлайн-банков для предпринимателей.

Справка о банке. АО КБ “ФорБанк” работает на рынке с 1992 года и оказывает все виды услуг юридическим и физическим лицам. Девять городов присутствия с главным офисом в Москве. На 1 апреля 2019 банк занимает 228 место по активам и 169-е по размеру чистой прибыли.


В январе 2018 года мы выпустили первую версию интернет-банка, разработав его с нуля за полгода, а летом запустили процесс удаленного открытия расчетного счета. Мы стали четвертым онлайн-банком в стране, работающим с бизнесом дистанционно.

Но началось все с полной смены фирменного стиля.

Причины ребрендинга


Давайте разберемся с самим понятием. Если говорить просто, ребрендинг?—?это совокупность внутренних и визуальных изменений компании, связанных с новым позиционированием. Вы меняете продукт под нужды новой аудитории, меняете бизнес-процессы и, конечно же, отражаете эти изменения в новом логотипе, слогане и фирменном стиле в целом.

В какой-то момент банк решил стать цифровой платформой, а для этого классическому банку необходимо перестроить свою ДНК, что в корпоративном мире и означает ребрендинг.

“Что тут у нас?”


Не нужно быть маркетологом, чтобы понять актуальность ребрендинга для ФорБанка:







Когда-то подобный логотип и цветовые решения были современными и даже удачными, но?—?не сегодня.

Обычная практика офлайновых банков в подобных случаях?—?создание отдельной структуры и вывод цифровой платформы под новым брендом. Но название “ФорБанк” звучало вполне современно, а хорошая репутация зарабатывалась десятилетиями?—?не было смысла стартовать с нуля.

Магия создания логотипа


Фирменный стиль?—?это графическое выражение того, чем одна компания отличается от других. Глядя на визуальные элементы вашего бренда, клиенты должны испытывать те эмоции, которые вы хотите у них вызвать.

В основе фирменного стиля лежит логотип. И сейчас я вам покажу, как мы его создавали.

В первую очередь, составили список слов и смыслов, с которыми должен ассоциироваться логотип (а значит и бренд): надежность, оригинальность, современность, честность, целеустремленность, активность, упорность.

Дальше приступаем к визуальной части. Берем букву “Ф” из названия банка и начинаем ее “крутить”:



В какой-то момент увидели, что неудачное начертание похоже на знак бесконечности. Очень сильный символ:



Для знака нужен фон. Мы берем первую часть названия ФорБанк и мозг рождает ассоциацию с цифрой “4". Четверка —это квадрат, квадрат слишком простая фигура для наших продуктов, поэтому берем куб:



А что, если перевернуть куб…



Получилась сота, а сота сота?—?это тоже очень сильный символ! В природе шестиугольник —одна из самых прочных и вместительных геометрических фигур?—?максимальный объем при минимальных затратах. Стилизованная под бесконечность “Ф” и самая прочная фигура. Идеальное попадание:



Черновой вариант готов. Отложим его и подберем шрифтовое начертание. Этот процесс не так интересен, вы просто перебираете сотню шрифтов и ищете наиболее подходящий к логотипу. Мы выбрали такой вариант:



Гармоничный гротеск— одновременно, и строгий, и дружелюбный за счет скруглений. Теперь соединяем графическую часть с шрифтовой, добавляем ударение для придания динамики (помним про “активность” и “целеустремленность” в семантическом ядре) и смотрим, что получилось:



Выбор фирменного цвета


Сам логотип оказался настолько удачным, что споров по нему не было вовсе, чего не скажешь о выборе цвета:



Есть несколько цветов, “занятых” крупными банками. Например, если сказать “желтый банк”, все сразу подумают сами знаете про кого. Тоже самое с зеленым, красным и синим. Лично мне понравились два варианта: зелено-желтый градиент и желтый:



Зелено-желтый забраковали за схожесть с цветами одного из онлайн-банков, желтый же пропустили в финал голосования вместе с пламенным и синим (фиолетовый внесли вне конкурса, поскольку в банках он почти не используется и это важно — оригинальность):



Наш новый логотип


Решением большинства голосов был выбран огненно-пламенный вариант:



В последний момент мы изменили направление линии знака бесконечность для устремлен
ия вверх.

“Огненно-пламенным” мы его назвали не просто так. В поисках лучшего сочетания цветов, наткнулись на это изображение:



Лава превратилась в основной цвет лого, пепел перешел в шрифт. Даже молния стала частью фирменного стиля?—?“холодный белый” для различных фонов:



Новая жизнь


Шаг за шагом, мы начали менять логотип на всех носителях: сайт, вывески, визитки, банковские карты.











Я показал вам десятую часть того, как происходит создание фирменного стиля. Это довольно сложный, но очень увлекательный процесс. Надеюсь, вам тоже было интересно.

Читайте в следующих выпусках:


— Киллер-фича ФорБанка для предпринимателей
— Как мы создавали интернет-банк
— Эволюция открытия расчетных счетов в онлайн-банках
— Развитие сайта и появление первых лендингов




К сожалению, не доступен сервер mySQL