Как известно — использование сертифицированных версий программного обеспечения прописано в самых разных документах регуляторов. И (к сожалению) эта данность, с которой всем жить. В данной статье не будет перечисления положений документов, согласно которым необходимо использовать сертифицированные (или иначе «прошедшие процедуру проверки соответствия») продукты или размеров штрафов за неиспользование. Вместо этого будут рассмотрены типичные проблемы, с которыми клиенты, вынужденные использовать сертифицированное ПО, обращаются в техническую поддержку.
Если кто-то недавно был вынужден перейти на сертифицированные версии и еще не прошел по всем граблям — просим под кат.
В качестве вступления. Подборка типичных проблем была сформирована в ходе подготовки к одной из конференций на основе обращений в нашу техподдержку. Поэтому сразу предупреждаю, что хотя процедура сертификации одинакова для всех участников рынка, в примерах будет указано, для какой компании они действуют. А нюансы имеют место быть. Скажем у Доктор Веб дистрибутивы для сертифицированных по требованиям ФСТЭК/ФСБ продуктов разные (так как по тем же требованиям должны различаться зоны обновлений), а у Лаборатории Касперского — единый дистрибутив, видимо зоны обновлений разделяются иными способами.
Вступление закончено, перейдем к проблемам.
Проблема №1. А вы работаете на… (название конкретной ОС или продукта)
Тут сразу несколько проблем. Разберем на примерах.
Начнем с того, что данная подборка ответов делалась в преддверии конференции «Практика реализации программы <Цифровая экономика> на базе решений Astra Linux», поэтому тут вместо троеточия должно было быть Astra Linux Speсial Edition «Смоленск» версией 1.6. И сертифицированная версия (и естественно несертифицированная тоже) работают на данной версии. Но вот пользователи использовать ее не имеют права. Дело в том, что правила сертификации требуют, чтобы подаваемые на сертификацию продукты были протестированы на поддержку определенных ОС. И в формуляре, прилагающемся к сертифицированному дистрибутиву, перечисляются все эти операционные системы. И если в формуляре не указана Astra Linux версии 1.6 — использовать ее нельзя, хотя продукт (системные требования которого «glibc 2.12 и выше») вполне работает на этой версии.
Поддержка операционных систем, соответствующих описанным требованиям, по мере их выхода включается в список поддерживаемых в формуляре, но просто так сделать это производитель не может. Нужно пройти процедуру инспекционного контроля. А она не быстрая — ну никак не менее четырех месяцев.
Нам задают вопрос — а нельзя заранее синхронизировать выпуск новых ОС и прохождение ИК? Увы, но не получится. Так как кроме упомянутой Astra Linux от нас требуется поддержка AltLinux, Windows и так далее. А их даты релиза, увы, приходятся на разное время.
Соответственно рекомендация — заранее проверьте, что выбранную вами ОС поддерживают все необходимые вам сертифицированные продукты.
Все это неудобно и пользователям и производителям (поддержки -то требуют пользователи от них), но, увы, такова действующая процедура.
А иногда бывает так, что на вопрос пользователя мы отвечаем, что сертифицированная версия такую-то ОС или продукт не поддерживает. И тут зачастую тоже проблема в действующей процедуре. Так всем известно, что количество дистрибутивов того же Linux — громадно, при этом использование сертифицированного дистрибутива Linux не всегда обязательно. И пользователь может легко прийти с запросом на поддержку с редким дистрибутивом. А с производителя за включение каждой версии ОС или продукта требуют деньги. И немалые. В сумме сравнимые с доходом от продаж сертифицированных версий. Поэтому при подготовке к сертификации в список поддерживаемых включаются только очень востребованные ОС. Хотя работать будет сертифицированная версия на гораздо большем числе продуктов.
Немного отличается ситуация с сертификацией под требования Министерства Обороны. Здесь список ОС и продуктов, которые нужно поддержать, спускается из МО. Поэтому в ответ на просьбу пользователя о поддержке некой ОС — ему вполне могут ответить, что данная ОС не включена в список требуемых МО.
А совершенно обратная ситуация с тем же Windows 10. Билды этой ОС по факту — совершенно разные ОС. И хотя формально в формуляре стоит Windows 10 — поддержка нового билда будет только после очередного ИК. Да, минимум через месяца четыре, а то и позже.
Многие уверены, что сертифицированные версии выгодны производителям. Может кому и выгодны, но на уровне защитного ПО это редкостный геморрой и для производителя и для пользователей. Причем геморрой очень и очень дорогой.
Проблема №2. «Я обновился!»
Как известно, согласно текущей процедуре производитель должен в случае обнаружения уязвимостей обновлять свое ПО. Засада есть и тут. Обновление возможно только через процедуру ИК. Ага. Месяца четыре и платите деньги. А если не выпустите сертифицированное обновление — ваш продукт нельзя использовать.
Ну ладно, то плач Ярославны от вендора. Выпустили мы обновление, пользователь должен его поставить. Думаете все просто?
Свободно для скачивания сертифицированные дистрибутивы размещать нельзя. Нужно или купить медиа-пакет или обратиться в техническую поддержку — а потом все равно купить медиапакет. Разберемся, почему так.
Как уже было сказано, если сертифицированный дистрибутив нужен срочно и ждать поставки медиапакета невозможно, то клиент может обратиться в службу поддержки и запросить ссылки для скачивания сертифицированных версий и формуляра. Которые ему и будут предоставлены. К запросу надо приложить документы об оплате ранее купленного сертифицированного медиа-пакета. Зачем документы? Чтобы вендор убедился, что ссылки запрашивает именно клиент, а не абы кто.
Кроме ссылок на дистрибутивы техническая поддержка пришлет ссылки на формуляр и рекомендацию примерно следующего типа.
Формуляр следует распечатать, в разделе «Особые отметки» следует сделать пометки о замене формуляра RU.72110450.00300-10 30 02 с голографической наклейкой (знаком соответствия системы сертификации) на обновленный формуляр RU.72110450.00300-10 30 02 изм.4.
На замененном формуляре RU.72110450.00300-10 30 02 можно добавить — «Формуляр аннулирован. Знак соответствия системы сертификации (голографическая наклейка) действителен. Замененный формуляр следует хранить вместе с обновленным для сохранения знака соответствия системы сертификации.
К сожалению, не доступен сервер mySQL