Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи. Документ направят в школы до начала учебного года, а сейчас он опубликован в онлайне.
Методические рекомендации основаны на длинном списке исследований, которые «показывают отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей». В списке процитированы 22 научные работы и исследования 2005?2016 годов.
На основании этого специалисты рекомендуют ограничить использование мобильных телефонов в школах, отбирать их для хранения в специально отведённых местах хранения и распространить среди родителей «памятки по профилактике неблагоприятных эффектов от воздействия устройств мобильной связи» (см. ниже).
Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагала запретить ученикам носить телефоны в школу, поскольку они отвлекают детей от учёбы. В ответ на её предложение руководитель Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство подготовит документы для запрета использования мобильных телефонов в школах. Как и обещала руководитель Роспотребнадзора, документы подготовлены.
В методических рекомендациях Министерство просвещения ссылается на международный опыт, зарубежные и российские исследования: «Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребёнка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна, — говорится в методических рекомендациях. — Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбуждённости перед сном».
Российские исследования выявили «негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства». Негативные реакции проявляются в виде «ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна».
Проведённые исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью: чем больше времени школьник ежедневно тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности.
Исследователи | Отрицательные эффекты |
---|---|
Burnett and Lee, 2005 | Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 | Формирование психологической зависимости |
Ophir et al., 2009 | Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al, 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 |
Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 | Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 | Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна |
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 |
Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 | Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 | «Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 | Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 | Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость |
Stothart et al., 2015 | При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 | Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016; Lepp A. et al, 2015; Beland L.-P.,2015 |
При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 | Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов |
К сожалению, не доступен сервер mySQL