Источник: Wikimedia
Нейросеть KataGo решила задачу, которая считается самой сложной в японской игре Го. Решение опубликовала пользовательница под ником Cassandra на форуме 19х19. KataGo изменила 140-й ход 177-ходового решения, созданного немецкими исследователями, и пришла к неожиданному итогу: победа белых с перевесом в два очка вместо победы черных с перевесом в пять камней.
Алгоритм KataGo создан ученым из Гарварда Дэвидом Ву — он вдохновлялся более известным алгоритмом AlphaZero. AlphaZero — нейросеть DeepMind, основанная на обучении с подкреплением. Этот алгоритм тренировался исключительно на играх с самим собой: 5 000 тензорных процессоров первого поколения генерировали игры, 64 тензорных процессора второго поколения параллельно обучали сети. При этом у AlphaZero не было доступа к дебютным книгам и базам данных с исходом партий. По заявлениям создателей AlpaZero за 24 часа алгоритм достиг уровня выше человеческого сразу в шахматах, сёги и го.
Для поисков решения «самой сложной задачи в мире» KataGo обучалась непосредственно по материалам, этой задаче посвященным. Дело в том, что «самая сложная задача в мире» — 120-я из 183 уцелевших задач японского мастера Иноэ Досэцу Инсэки, жившего в конце XVII — начале XVIII веков. Он был главой офиса Годокоро, учрежденного правительством Иэясу Токугавы. Этот офис отвечал за церемониал, связанный с го, распределял дипломы и присуждал даны. Инсэки создал учебник с набором наиболее сложных задач в истории Го — записи пострадали в пожаре и до нас дошло лишь 183 задачи.
Задача под условным номером 120 считается наиболее сложной — решению ее одной посвящено несколько книг и даже сайт. Семикратный чемпион Европы по Го Александр Динерштейн в комментарии для Хабра пояснил, что в отличии от прочих задач в 120-й не до конца ясна цель. При этом в остальных цель зачастую очевидна — обычно все сводится к спасению или убийству группы камней противника. Причем из стартовой диспозиции становится ясна и сама цель, и чей ход будет первым. В приведенной же задаче цель выражена туманно и большинство игроков-профессионалов интерпретируют ее как «сыграть черными и выиграть».
Источник: Senseis
Над решением бились мастера из Японии, в том числе обладатель японского титула Кисей (Святой Го) Фудзисава Хидэюки. Ошибку в его решении, как и в других решениях мастеров прошлого нашла группа исследователей из Германии, которые называют себя «три любителя» (Three amateurs). Они же предложили свое решение в 177 ходов, при котором черные выигрывают в пять камней.
KataGo проанализировала существующие решения и предложила свое — на 140 ходу сыграть белым камнем на Е17, вместо G18, как предлагали Three amateurs. В итоге партию выигрывают белые с перевесом в два очка.
Источник: Иллюстрация предоставлена Александром Динерштейном
Таким образом, KataGo:
К сожалению, не доступен сервер mySQL