Город-на-лодках: как Венеция существует без машин +136





Венеция — это куча мелких островов, которые ещё и плотно застроены. И там особая ситуация с транспортом. Машины запрещены, мотоциклы запрещены, велосипеды запрещены. Исторически можно только ходить пешком, ездить на коне или плыть на лодке. С конём в современности тоже проблемы — раньше мосты были гладкие, а сегодня со ступеньками.

В итоге, всё, что делается в Венеции, делается с лодки. Вот, например, скорая помощь — это скоростная лодка. Больному плохо? Доплываем по каналу до ближайшего к дому месту и забираем его на носилках в лодку.



Исторически аристократы тоже не ходили пешком, а двигались на богато украшенных лодках, поэтому основные входы в дома всегда выходили на канал.

То есть дверь богатого дома выходит просто на канал:







Или есть арка, через которую можно заплыть во внутренний двор (он тоже сделан из воды). Кстати, относительно недавно молодёжь по ночам заплывала через одну такую арку в полузаброшенный храм и предавалась там всяческим непотребствам.

В кварталах победнее просто улица кончается водой:





В общем, нет никакой сложности доплыть прямо до дома. То есть если вы будете воспринимать каналы не как преграды, а как дороги особого типа — не ошибётесь.

Для перехода через дорогу есть мосты или лодки, которые перевезут вас на другую сторону. Вместо автобусов — речные трамвайчики-вапоретто.

С этой «системой дорог» связан ещё один интересный аспект. По мере развития Венеции острова выравнивались и объединялись. Вот улица Риа Терра, то есть земляной канал.



Это взяли канал и сделали пешеходной улицей. Но, с другой стороны, к театру «Феникс» пришлось выкопать свой отдельный собственный канал — привычка аристократов двигаться везде на лодке не позволяла богатой публике прибывать по суше.



Театр тоже волшебный. Во-первых, он был основан как акционерное общество. Его единственной целью был заработок денег. Во-вторых, инвесторы были настолько жадные, что заказали у Верди «Травиату» и «Риголетто», чтобы был свой крутой контент. Заказывали и у Беллини, в честь чего назвали коктейль. В-третьих, его назвали «Феникс». Театр полностью соответствовал своему названию — горел два раза и оба раза его восстанавливали.



Пожарная служба тоже на лодках. От пожарной лодки протягиваются рукава к дому, а вода есть в канале. Тем не менее, когда горел вот этот самый «Феникс» второй раз (вроде бы, ходит байка, что подрядчик по реконструкции не успевал к сроку контракта и организовал поджог), заодно чуть не сгорела половина города. Потому что именно в этот момент было большое обмеление каналов, и пожарные лодки просто не смогли пройти к театру. Откуда-то достали вертолёт, но он был один, и не сильно помог.



Начиная с этого момента в городе решили сделать систему гидрантов — как раз был водопровод с материка новый, и сделали аварийные краны. Звучит странно — мол, зачем гидранты в городе на воде, но после истории с театром становится понятнее, в чём дело.


Это не просто висящее во дворе бельё, это на самом деле фотография гидранта в своём ареале обитания.

Единственный светофор на каналах сделан как раз для пожарных — когда что-то горит, он зажигается красным, перекрывает Большой канал, и они спешат к месту возгорания.

Аналогично пожарным работают золотари-ассенизаторы. Только пожарные заливают что-то водой, а золотари, наоборот, выковыривают отходы из домов. Тут надо сказать пару слов про канализацию. Сначала просто всё выкидывалось и выливалось в каналы. Прилив-отлив, каналы прокачиваются и выносят всё в лагуну из города. Рыба заносится течением в лагуну, например, около Бурано. Город смердел, как смердели почти все средневековые города кроме Праги. В Праге, в отличие от других городов, пахло кровью от мостовых в центре. С появлением представлений о санитарии стали делать септики с тремя камерами: для туалета, для кухни и для всего остального. Сверху желоб для попадания воды из каналов. В итоге очищенная вода выходит наружу, а твёрдые остатки уплотняются в септике. Первые септики делали из того, что получится — например, дерева. Но это всё равно было лучше, чем ничего.

Сейчас там, где септик поставить нельзя (дома слишком сложно реконструировать), используют фильтры, которые надо очень часто менять (раз в неделю). Если из вашего дома вытечет что-то грязное в канал, сегодня вас оштрафуют.



Такси тоже водные — это примерно те же лодки, что у скорой помощи, только для пассажиров. Раньше была поговорка, что самые наглые жители Венеции — это голуби и гондольеры. Теперь список пополнили таксисты. Лицензия (со слов местных) стоит почти 800 тысяч евро, такси по ценам золотое, но местами незаменимое. По условиям таксист может ставить помощника на замену (что-то вроде системы мастера и подмастерья), но полностью отвечает за его действия. В итоге, опять же, по словам местных, сами таксисты почти не работают, а их подмастерья впахивают. Плюс, я прямо подозреваю, работа с кучей наличных и не очень продвинутый налоговый контроль — и вот лицензия быстро окупается. Ну и у них такое же закрытое сообщество, примерно как у гондольеров.

Гондольеры


Венецию очень сложно представить без гондол. Полчаса стоит 70 евро днём и 100 евро ночью (потому что поднимается ветер, править сложнее). Гондола — это ассиметричная лодка с гнутым хвостом:



Гнут он так потому, что там стоит гондольер с веслом и гребёт. Удобнее это делать, когда именно весло, а не ты, находится на продольной оси лодки. Форма лодки и её украшения регламентированы, например, вот эта символическая штука на носу — почти флаг.



S-изгиб повторяет форму Большого канала. Шесть плашек символизируют 6 кварталов города. Арка — главный мост Риальто. Звёзды между плашками — три острова рядом (Мурано, Бурано, Торчелло). Колпак — корона дожа (она примерно такой формы). Сами лодки чёрные и достаточно одинаковые не просто так — это отголоски войны понтов между аристократами, которая кончилась нормативным актом, регулирующим, что понтоваться нельзя, все должны быть примерно одинаковыми, все лодки — чёрными. Хотите выделиться — спонсируйте церковь.


Барочный стиль проектировался так: богатый фасад со слотами для статуй. Дальше фасад пробовали продать кому-нибудь из богачей. Если получалось — ключевая статуя или бюст были от спонсора, и церковь строилась с шиком. Иногда не получалось — тогда фасад просто не делали, строили домик как домик. Эту церковь спонсировал адмирал, вот его большая статуя. Сегодня памятники культуры тоже не делаются на муниципальные деньги — ищут спонсора. Например, на главной площади висит невероятно здоровый баннер Визы, типа, спасите город, платите нашими картами — и будет висеть, пока там всё не починят.

Поскольку каналы мелкие, киля нет, и осадка всего около 20 сантиметров. Поэтому гондольеры не любят таксистов — те гоняют на моторных лодках и поднимают волну. За год переворачивается примерно три гондолы, что означает огромный скандал с туристами внутри.



Кстати, в каналах действует вполне нормальные правила канального движения. Вместо поворотников — крики «иду влево», «иду вправо» в качестве защиты от столкновений. Ограничение скорости — 10 километров в час в городе, 20 километров в час в лагуне. Распространены движки на 9,9 лошадиных сил, это типа наших мотороллеров — нет VIN на движке, поэтому штраф за превышение отправлять некому.


Лодки должны быть с габаритными огнями.

Такое ограничение в городе потому, что венецианцы всеми силами стараются уменьшить волны, поскольку они разрушают набережные каналов.

Кстати, набережные каналов. Они чуть приподняты над уровнем воды, поскольку тут море, и есть приливы и отливы. Ещё когда дует ветер в одну сторону может быть обмеление, в другую сторону — наводнение.


Видно подъём


Тут видна старая набережная и новая, и есть отметки уровня воды

Вот, смотрите, дамбы на домах:





А вот тут уже уложены аварийные тротуары в ожидании подтоплений (почти каждую осень):



При наводнении запускается сирена. Один звук — 1,1 метра над уровнем моря, просто закройте мини-дамбы и спите спокойно, пока вода стучит к вам в дом. Два гудка — 1,2 метра, то же самое, но можно ждать сюрприза. Три гудка — вода пойдёт в дома через плитки пола. В этот момент владельцы складов и магазинов начинают лихорадочно спасать товар. Первые этажи домов и так почти необитаемы из-за влажности (ну или сдаются туристам, а к сезону наводнений туристы уезжают), поэтому дома всё будет хорошо. А в магазине нет. 1,4 метра — вам хана, город ждёт масштабная реконструкция. В прошлом году в октябре было 1,6 — по улицам ходили в бахилах и с кошельками в руках, дети ловили рыбу руками, ночью по мостовым плавали медузы.

Но вернёмся к гондольерам. Дальше опять со слов местных (цены проверены у трёх разных людей, но могут отличаться от реальных). Итак, чтобы круто зарабатывать на туристах, вам нужна лодка. Она в общей сложности стоит около 35 тысяч евро. Причём та же уключина под единственное весло обычно делается в виде фигурки, и эта композиция стоит под штуку евро тоже. Поэтому гондольеры часто уносят её домой вечером, чтобы ушлые туристы не скрутили сувенир. Но лодка — это только полдела. Ещё нужна лицензия. Лицензия получается почти как у такси, через сложный экзамен и кучу денег (около 150 до 500 тысяч евро по моим данным в зависимости от маршрута). Гондольеры фактически объединены в закрытое династическое сообщество — как гробовщики в России. Поэтому попасть на этот рынок очень сложно: экзамен принимается или не принимается именно людьми изнутри сообщества. Без лицензии можно ходить на гондоле только в частных целях (быть кем-то вроде персонального водителя). В общей сложности в Венеции около 450 гондол с лицензиями.


Представитель этой славной профессии. Вообще, с учётом законодательства ЕС относительно биометрических данных, удивительно, что он дал разрешение на съёмку.

Гондолы ходят круговыми маршрутами и имеют чёткое место старта. То есть вместе с получением лицензии вы получаете и точку в городе у полосатого столба. У таких полосатых столбов обычные лодки парковаться не могут.

Зимой гондольеры переодеваются в Санта-Клаусов и выплывают на парад в Большой канал. В прошлом году там была замечена наша соотечественница в костюме снегурки, но она не имеет лицензию на публичные перевозки (насколько я знаю).

А каналы мёрзнут зимой?


Очень редко, раз в 10-20 лет на пару дней. И чаще мелеют, но тоже ненадолго. Вода в каналах морская, то есть солёная, и для замерзания нужны реально низкие температуры, которые сложно получить в этом климате. Но при аномальных похолоданиях случается вот такое:


Вот тут очень подробная публикация на английском про все замерзания, картинка оттуда

Снег в Венеции можно застать, но он обычно не долетает до земли и тает. За год один-два раза можно увидеть белые мостовые.

И что, у каждого жителя есть своя лодка?


И да, и нет. Проблема с парковочными местами, лодки продаются только с ними. Найти парковку сложнее, чем купить лодку — регуляция идёт именно по местам хранения. Сейчас мэр обещает новые парковочные места всем желающим, но, похоже, где-то на окраине.



В итоге лодки есть у многих коренных жителей, а для остальных — вапоретто и трагетто.

Трагетто — это лодка через канал, короткий маршрут от пристани до пристани, замена моста. Вапоретто — речной трамвайчик. Сеть речных трамвайчиков покрывает город. Днём и вечером (в момент окончания спектаклей) эти судёнышки забиты как у нас вагоны метро в час пик в Москве, то есть туда реально не протолкнуться. И в основном это туристы. Поэтому для местных на пристанях сделаны приоритетные проходы — можно приложить красный проездной и пройти до основной толпы на посадку. При этом в залах ожидания приоритетной посадки нет сидячих мест, а в обычных — есть. Это потому что туристы ждут 5-10 минут, а местные приходят прямо к трамвайчику — ходят они очень точно.


Многие дома рассчитаны именно на то, что их будут смотреть с воды. Основные фасады повёрнуты на канал.

Вапоретто ходит и по лагуне, в частности, на острова Мурано, Бурано, Торчелло и на остров-кладбище. Фарватер обозначен палками-бакенами вехами.


Ладья Данте, плывущая в ад (на местный остров с кладбищем), подробности есть вот в этом ЖЖ. Снимают памятник обычно без солнечных батарей, но они нужны для освещения ночью.



Кранцами настоящие профессионалы не пользуются, поэтому палки бывают стёсаны вот так. И поэтому их не делают из бетона или стали, кстати.



Ещё транспорт


Входной терминал сделан для лёгкого метро «People mover», идущего через небольшой пролив от острова с кучей парковок. На эту же входную площадь приходит электричка, и там же гнездуются автобусы. Из аэропорта можно приехать как на парковочный остров, так и прямо на эту площадь. На этом месте привычный транспорт заканчивается. Дальше — система вапоретто. Билет стоит 7,5 евро, проездной на 24 часа — 20 евро (действует и на автобусы и прочее в материковой части). Проездные продаются в табачных киосках. Там же, кстати, есть офигенные почтовые ящики GPS-почты.


Эта почта — отдельное крутое изобретение: жёлтые ящики стоят в почти всех табачных и сувенирных, и можно купить марки с QR-кодом. Дальше по этой марке идёт отслеживание (получили в терминал, отдали с терминала, получатель сосканил код), и можно прямо к открытке закрепить видео, тогда получатель сможет его посмотреть с телефона. Куда удобнее, чем классическая почта, но и дороже.

Вот так выглядит перемещатель людей:


Рельсы разделяются на станциях, домах-на-дереве. Точнее, на центральной станции, потому что их тут всего три, и две из них конечные.

Служебные лодки


Поскольку каналы — это дороги, на них много служебных лодок. Поставка товаров в магазины, перевозка мебели — всё лодками.


Утренняя выгрузка, похоже, что для Coop


СКС сама себя не проложит

Вот эти краны-манипуляторы — очень частое явление на лодке, почти стандартный набор экипировки:



А вот строители работают:



А здесь происходит самое интересное — обновляется парковочный шест: его вбивают в дно канала специальной штукой:


Каналы тоже обслуживаются: они постепенно зарастают илом, туда намывается песок с материка и так далее — их надо углублять примерно раз в 30-40 лет.

Всё, вот так устроен город-на-лодках с транспортной стороны. Да, я помню про Рускеалу, но про Венецию ещё нужно рассказать феерическую историю про то, как они вообще в этом пустом и недружелюбном месте умудрились построить богатейшую морскую империю и заодно свой маленький Арзамас-16 Средневековья. Ну и в нашем хабе Туту.ру есть много про другие виды транспорта.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (114):

  1. lexnekr
    /#20862092

    Дополню

    1. Венеция это не только острова. Это ещё и большая материковая часть. Есть мнение, что в островной части города остались практически только те, кто работает на туристический сектор (т.к. город представляет из себя один большой Диснейленд), а остальные уехали пор крайней мере на материк.

    Заголовок спойлера
    image

    • Milfgard
      /#20862116

      Спасибо.
      1. Есть Венеция как Венеция (острова), а есть городской округ. Чаще употребляется именно в значении агломерации, куда не входит материк. И там сейчас холивары про отделение от материковой части.
      2. Подозреваю, что август — это ещё туристический сезон.
      4. Ага, это и есть «парковочный остров», про который есть в посте.

      • lexnekr
        /#20862152

        Да, август — «бархатный сезон». Я чуть приврал выше, т.к. в августе мы были ещё в материковой Италии, а до Венеции добрались только в сентябре.
        P.S. Скоростные поезда в Италии — одно удовольствие. Сел в Риме на вокзале, а вышел уже в Венеции… И какой же контраст с их же «электричками»…

        • Pono
          /#20862626

          > P.S. Скоростные поезда в Италии — одно удовольствие. Сел в Риме на вокзале, а вышел уже в Венеции…
          Удовольствие — только если конкретно твой поезд попадает в расписание. С этим, к сожалению, проблемы.

          • lexnekr
            /#20862774

            Как говорится «я вам не скажу за всю Одессу...», но именно со скоростными поездами не было таких проблем. Вот простые поезда — да, эти идут как хотят…

            • Pono
              /#20864560 / +1

              Несмотря на то, что впечатления говорят об обратном, простые электрички (treni regionali) в Италии расписание соблюдают лучше, чем все эти frecciaross-ы.
              Вот данные за прошлый год:
              https://www.trenitalia.com/content/dam/tcom/en/info-and-contacts/Quality_Report_2018.pdf


              За 2018 было полностью отменено:


              SERVICE TYPE        % TRENI SOPPRESSI
              Medium- and long-distance trains 0.76
              International trains             1.68
              Regional trains                  0.16

              Из тех, что не отменили вовсе, задерживали отправление более чем на пять минут:


              SERVICE TYPE              % DELAY >5’
              Medium- and long-distance trains 10.6
              International trains             23.6
              Regional trains                   5.6

              Что до прибытия в пункт назначения, trenitalia мухлюют с цифрами и оглашают "прибытие без опоздания или с опозданием меньше чем на час" в одном бакете. Т.е. не хотят, чтобы публика офигела от количества опозданий на 40 минут:


              SERVICE TYPE              % DELAY<60’ 60’~120’ >120’
              Medium- and long-distance trains 98.4      1.2   0.4
              International trains             98.3      1.3   0.4
              Regional trains                  99.9      0.1   0.0

              У поездов Italo, дорогих и скоростных, всё еще хуже:
              https://italospa.italotreno.it/static/upload/qua/quality-report-2017.pdf
              Всего в точку назначения опоздало: 62.5%
              из них:


              Delay < 60': 60.4%
              Delay < 120': 1.7%
              Delay > 120': 0.5%

              • esp8266
                /#20866916

                Какой же Итало дорогой?
                От Турина до Милана он даже дешевле обычной электрички.

                • Pono
                  /#20871532

                  Спасибо, буду иметь в виду. Рим-Милан и Милан-Флоренция на нужные мне даты стоили как frecciarossa.

          • snuk182
            /#20863570 / +2

            Frecciarossa и Frecciaargenta ходят по расписанию, во всяком случае когда бы я ни приезжал. Может, везло.

        • puyol_dev2
          /#20864936

          За скоростные поезда придется переплатить в 2-3 раза. Можно и региональными добраться гораздо дешевле до любого места. Автоматы по продаже билетов, к слову, очень удобные и есть на любой станции. Главное не забывать компостером пробивать перед поездкой. Хотя если не пробьешь, то ничего страшного. Контролер улыбнется и махнет рукой, видя, что ты иностранец )

          • burzooom
            /#20865836

            надо будет так с гондольером попробовать

            • tvr
              /#20866648 / +1

              Гондольеро улыбнется и махнет веслом.

          • lexnekr
            /#20867088

            Когда мы уезжали из Римини в Болонью как раз на региональном поезде, то это был настоящий треш. Приходит поезд, останавливается, я нажимаю на двери кнопку, она отъезжает и… Из вагона буквально вываливается гроздь пассажиров с багажом, которые кое-как пытаются уцепиться друг за друга и за поручни и остаться в вагоне, машут и кричат мне мол «иди дальше, мест нет». Я бегом к следующей двери — та же история. Я дальше — тоже самое.
            Так я и бежал вдоль поезда с чемоданами. Кажется в 3й вагон только кое-как смог запихать чемоданы, жену и кое-как втиснуться сам (ощущения примерно как на Выхино в час пик, только надо ещё по ступенькам вверх в вагон подниматься).
            На следующих станциях такой же квест пытались пройти множество других пассажиров.
            Впихнуться смогли не все — я прекрасно видел как растерянно смотрели они по сторонам, когда поезд проходил мимо, а они остались на платформе…
            Ну и следующие полтора часа, стоя в тамбуре (вываливаясь из двери на каждой остановке), зажатый как селёдками другими людьми… В общем, это была самая ужасная часть моего отпуска.
            Так что небольшая переплата за скорость (а скоростные идут-таки быстрее, да) и фиксированное за мною место — не такая уж большая потеря.

            P.S. у скоростных есть свои приколы. Например, в тех же Italo treno места для багажа только над головой. И места там недостаточно, если каждый пассажир возьмёт хотя бы по 1 чемодану на 20кг. Так что если вы садитесь не на конечной, вам может предстоять занимательный квест «найди куда пристроить багаж». Но вы в это время уже хотя бы едете, а не остались на пероне.

            • tabmoo
              /#20867196

              В Italo просто надо брать высшие категории мест, там есть место для багажа между спинок сидений и полки в начале вагона. А цена будет как во Фрече обычного класса.

      • kababok
        /#20862622 / +1

        Весь август и первая половина сентября на юге Германии — школьные каникулы. Во многих других землях ФРГ и евространах часть августа — это уже окончание каникул. Так сделано для того, чтобы весь континент не ломился сразу в один месяц, а немного распределялся по лету.


        А т.к. посещение школы во всём ФРГ законодательно обязательно, то у подавляющего большинства семей хотя бы с одним ребёнком школьного возраста нет другого выбора, кроме как привязывать свои отпуска к расписанию школьных каникул.


        Одно из широко известных следствий — резкое существенное подорожание билетов на самолёты, отели и прокат авто везде в отпускных регионах европы.


        Т.е. официально каникулы в Баварии в следующем году начнутся, скажем, 31 июля. Это значит что точно начиная с этого дня цены как минимум на самолетные билеты станут 0,5 -1,5 * (цена билета 30 июля) — фактически на все направления.


        И нет, прогул ребёнком последних пары дней школы без уважительной причины (а полёт в отпуск — совсем не уважительная) является правонарушением и штрафуется.


        Поэтому на последней неделе школы в аэропортах дежурят множество полицейских бригад и отзывают семьи с детьми школьного возраста для выяснения возраста детей и душевного разговора. С последующим штрафом в пару тысяч евро и, кажется, запретом на полёт в случае обнаружения нарушения.


        Именно поэтому в конце июля одна из излюбленнейших тем у массмедиа юга Германии — школа/цены/полиция/самолёты.


        Так что август — он не "бархатный сезон", а самый жирный пик отпусков с самыми высокими ценами по всем отпускным областям Европы. :)

        • old_gamer
          /#20863048 / +1

          Это можно обобщить на всю западную европу и большую часть центральной.

          • kababok
            /#20863094

            Не совсем! :)


            Так, Бретань и Нормандия имеют несколько другой порядок отпусков, чем Парижский округ. ;)


            И, кажется, шведы к концу июля или, может, к 10 августа оканчивают свои каникулы по всей стране.


            До в общкюем — да. Я исключительно ради точности дискуссии тут дополняю. :)))

            • Alsandr7
              /#20863508 / +1

              В Швеции этот учебный год начался то ли 23, то ли 24 августа. Можно просить несколько дней в году дополнительно — подается заявление на коммуну, обычно удовлетворяют. Про полицию в аэропорту слышал, но не видел. За несанкционированные дополнительные дни к каникулам будут проблемы с коммуной и социальной службой. Но пара дней на которые «приболел» ребенок, могут и не обратить внимание.

              • sptor
                /#20864306 / +1

                В Дании тоже, в 20ых числах августа обычно- но точно не скажу. Я помню сначала не понял, почему цена домика (holiday house) на один и тот же период времени, в зависимости от начала периода — изменение в один день изменялась сразу на 600 евро где-то в меньшую сторону. То есть заказываешь с 20 августа — условно — плати 1400 за неделю, с 21 августа та же неделя стоит уже только 800 евро за ту же услугу.

        • trolley813
          /#20863074

          Поэтому на последней неделе школы в аэропортах дежурят множество полицейских бригад

          А до последней недели школы? Или штраф за каждый пропущенный день? (Как следствие, интересно, что выгоднее — заплатить штраф за пару недель пропусков, но отдохнуть подешевле или таки дождаться)

          • kababok
            /#20863122 / +1

            Ну, за три недели дополнительных патрулей, кажется нет — но а общем патрули есть всегда.


            И раньше может быть ещё хуже — директор школы, если не сможет дозвониться до родителей или не получит внятного ответа, может/имеет право в общем тут же подключить ювеналку и полицию.


            То есть ювеналка в общем достаточно разумна (а в реальности могут быть перегибы и в "плохую", и в "хорошую" сторону), но вот за прогулы школы без обоснования родители имеют недюжинные шансы узнать, каково это — отсутствие вазелина. В том числе — и оплатив пару тысяч евро штрафа...


            Отакое. :)

            • Lissov
              /#20865720 / +1

              И раньше может быть ещё хуже — директор школы, если не сможет дозвониться до родителей или не получит внятного ответа, может/имеет право в общем тут же подключить ювеналку и полицию.

              Не так, обязан. Школа отвечает за безопасность ребёнка, при том что многие дети ходят сами. Потому через 10 минут опоздания начинают искать родителей, если не нашли — то сразу полиция начинает поиски. А если нашли — то объяснительная с текстом «мы поехали в отпуск» это epic fail :)
              Ну, за три недели дополнительных патрулей, кажется нет — но а общем патрули есть всегда.

              А зачем? Как нам напомнили в школе, очень сложно не заметить загар у ребёнка после «тяжёлой болезни». А других причин быть не может, и см. выше. Потому только в последнюю недели перед каникулами есть смысл.

              Вот что интересно, я эти патрули не видел ни разу. Хотя не думаю, что с первого взгляда можно отличить предшкольника от школьника.

          • kababok
            /#20863150

            Кстати, вот наш мюнхенчанин, трепетно любящий свой "альма-матер" Гамбург — товарищ Морса пишет в нескольких постах.


            Настойчиво рекомендую — там весьма живо и интересно о немецких нюансах, по духу — весьма родственно к обсуждаемой статье о Венеции. :)


            https://morseanen.livejournal.com/122702.html
            https://morseanen.livejournal.com/131857.html
            https://morseanen.livejournal.com/167289.html

            • kababok
              /#20863184

              UPD: Конкретно про аэропорты и полиц. наряды — развёрнуто в третьей ссылке сразу же под именем "факт айнс".


              Наряды есть не только летом, но и перед Рождеством, перед Пасхой и перед затяжными праздниками.


              Отакое.

              • elmm
                /#20872858

                У друзей в Нидерландах со школами точно такая же ситуация — патрули в аэропортах на кануне каникул, штрафы.
                Строгость по отношению к прогулам в школе, мне кажется это характерно для всей северной европпы. Но в некоторых странах к этому с меньшим фанатизмом и буквальному следованию закону подходят. В Финляндии с этим проще — про патрули не слышал, и можно отправиться чуть раньше/позже в отпуск, договорившись с преподавателем. В первый учебный день не все дети присутствовали.

        • lingvo
          /#20863490

          Это значит что точно начиная с этого дня цены как минимум на самолетные билеты станут 0,5 -1,5 * (цена билета 30 июля) — фактически на все направления.

          Если быть точнее, то цены взмывают вверх только в первые дни начала каникул и в последнии дни их завершения, так как логически народ хочет рвануть пораньше и побыть подольше. В середине каникул цены более или менее нормальные.

          • kababok
            /#20863538

            Ну, блин, "нормальные" — растяжимое понятие… :)

            • lexnekr
              /#20863670

              Не удержусь и напишу, что отпуск в августе-сентябре в Италии по деньгам на жильё был соизмерим с отпусками в Испании на НГ и майские (2019), а по жилью примерно в 2 раза дешевле.

              • kababok
                /#20863706

                Спасибо за ответ — но закралась какая-то опечатка, получилась смесь текста, пардон.

        • Lissov
          /#20865718

          Т.е. официально каникулы в Баварии в следующем году начнутся, скажем, 31 июля. Это значит что точно начиная с этого дня цены как минимум на самолетные билеты станут 0,5 -1,5 * (цена билета 30 июля) — фактически на все направления.

          Немного помогает то, что каникулы разнесены по датам в федеральных землях. В Австрии и Италии тоже. То есть подорожают билеты Мюнхен-Венеция, но если Вы живёте в Мюнхене — для вас это естественно, а если приехали из Москвы, то зачем именно через Мюнхен?
          Ну и не всё так плохо — при летних каникулах в 2 месяца так прямо стартовать в первую субботу будут далеко не все. Вот когда дорого — это перед рождеством, там каникулы короткие и совпадают у всех — рождество во всей Европе в один день. И тут тоже лайфхак — традиционно рождество это праздник семейный, и после него до нового года обычно местных туристов меньше. Они любят дома сидеть.

    • MaxALebedev
      /#20863700 / +1

      По ценам — в сентябре 2012 уболтали изрядно выпившего гондольера покатать нас за 50 евро.
      Так что, видимо, рыночные отношения гондольерам не чужды.

      • Lissov
        /#20865712

        Не чужды, совершенно. Просто в августе рыночные отношения диктуют другой баланс спроса и предложения, нежели в сентябре и тем более декабре.
        Ну и итальянцы — иногда им просто интересно поболтать.

    • unclejocker
      /#20865282 / +1

      Были там в прошлом декабре, проходим мимо гандольеров — «сколько стоит? 80. Ок, отходим, один догоняет и негромко так — 60»:) Думаю можно было еще поторговаться.

  2. Bedal
    /#20862222

    Исторически можно только ходить пешком, ездить на коне или плыть на лодке. С конём в современности тоже проблемы — раньше мосты были гладкие, а сегодня со ступеньками.
    Нет, на коне тоже нельзя, и именно исторически. В 18 веке был скандал, когда один шутник высыпал на площади кучку конского навоза. Долго нарушителя искали…

    lexnekr:
    Есть мнение, что в островной части города остались практически только те, кто работает на туристический сектор
    Те, кто работает, как раз по большинству приезжает с материковой части. В островной части города всё больше крайне дорогих пустующих квартир, владельцы которых только иногда приезжают на недельку-другую. Потому как постоянно жить в такой сырости и толпах туристов некомфортно.
    2. Не слежу за ценами на гондолы, но в августе 2018 дешевле чем 100$ даже днём не было. У вас это указано как ночной тариф. Возможно ситуация поменялась, возможно я плохо искал.
    Поддерживаю, у нас в 2014 тоже дешевле 80 евро (как раз в районе $100) было никак. После долгих торгов сговорился на 60 за счёт сокращения длительности.

    • Milfgard
      /#20862236

      Про коней — до описанных событий по городу двигались на лодках или в каретах, запряжённых конями. Для этого нужны покатые мосты без ступеней, но всё равно именно в Венеции богато украшенные лодки были гораздо престижнее. В итоге «гонка вооружений» была прекращена стандартизацией вида лодок. В современности на лошадях можно на островах агломерации.

    • lexnekr
      /#20862296

      Те, кто работает, как раз по большинству приезжает с материковой части. В островной части города всё больше крайне дорогих пустующих квартир, владельцы которых только иногда приезжают на недельку-другую. Потому как постоянно жить в такой сырости и толпах туристов некомфортно.

      Это не отменяет того факта, что постоянные жители островов работают преимущественно на туристов. Как в статье замечено, гондольеры — потомственная профессия. Я даже слышал байку, мол есть ценз оседлости, т.е. в гондольеры берут только тех, кто родился и жил всю жизнь в островной части Венеции, т.е. своего рода требование прописки.

      P.S. В любом случае, я не знаком со статистическими данными. Как и автор в этом вопросе я опираюсь только на байки и домыслы.

  3. Nomad1
    /#20862238 / +1

    Гондрльеров — 424 мужчины + 1 женщина и это закреплено в законе. Лицензия только через профсоюз, а реально передается по наследству. Зачем и почему — хз, традиция такая.
    П.С. Ещё бывают дожди. Точнее даже Дожди. Тогда снова достают аварийные помосты и резиновые сапоги.

    • balexa
      /#20862624

      Насчет 1 женщины не знаю, там совсем недавно, буквально 10 лет назад первая женщина стала гондольером. Кстати, она сменила позже пол и после операции стала мужчиной.

  4. KorP
    /#20862308 / +1

    Простите, а это Хабр? Ресурс про IT?

    • lexnekr
      /#20862320

      Формально статью, похоже писали про водный транспорт в корп блог Туту.ру (т.е. компании, занимающейся как раз транспортом).
      Но получился да, сборник туристических баек.

    • Milfgard
      /#20862326 / -1

      Хабр — ресурс про ИТ, про научпоп и всякое рядом. Исторически сначала от него отделился GT как раз, чтобы научпоп был отдельно, а потом он же был объединён снова. Обратите внимание на хабы «Транспорт» и «Урбанизм».

    • REPISOT
      /#20862374 / +1

      Простите, а это Хабр? Ресурс про IT?
      -ДА.
      -Как пропатчить KDE под FreeBSD

    • Javian
      /#20862434 / +1

      Считайте это пятничной публикацией для отдыха мозга. Хабр заботится о здоровье работников IT.

      • Exesium
        /#20865684 / +2

        >публикацией для отдыха мозга
        Спасибо. Всегда хотел это сформулировать своими словами, но у вас наиболее точно это получилось сделать.

        Заходя на любимый ресурс и вообще читая статьи на хабре, хочется видеть не только профессиональные топики, а именно такие вот статьи, чтобы почитать и получить эстетическое удовольствие. А автору хочу выразить огромное спасибо, лично его статьи заставляют меня верить в людей, мир и во все необычное.

        • 0xd34df00d
          /#20866924

          Хотелось бы видеть больше тематических статей, а то с этим последнее время что-то совсем напряг.

    • kababok
      /#20862726

      Простите, а вот я инженер-электромеханик — мне разрешено на Хабре писать и комментировать?

      • KorP
        /#20862736

        Вопрос не в том, кто вы, а какой контент несёт этот материал. Ну вот представьте такую статью на auto.ru — логично бы она там смотрелась? Вроде и про транспорт, но как то совсем нет.

        • kababok
          /#20862764

          А вот мои статьи, которые с высокими оценками — их лучше сюда или на тот же auto.ru? ;)

          • KorP
            /#20862782 / -1

            Не увидел у вас статей «с высокими оценками». Бегло пролистал — у вас там вроде про электромобили, встраиваемую технику и тд, чем это не IT в отличие от рассказов о городе и его устройства, где ни слова про технику...? Для Туту это нормальный и тематический пост, но не для хабра (так же как и посты про стоматологию и прочее), можно много говорить, что даже ITшникам это интересно, но это же не значит, что надо писать тут обо всём. Ну и относить такие статьи к научпопу… в общем платные блоги испортили хабр

            • kababok
              /#20862840 / +2

              Использую метод RageQuit :


              а как давно вы открывали статьи за, скажем, 2010 год, что утверждаете, что ресурс "уже не торт"? :)

              • KorP
                /#20862872

                Хотите сказать, что в 2010 здесь было так же много статей про путешествия, игры, мотоциклы и стоматологию?

                • kababok
                  /#20862996 / +1

                  Статей было меньше, по многим тематикам не было вообще — и в целом они были, скажем так, проще по качеству.


                  И, да — я видел только одну статью про мотоциклы, которая прежде всего имела в виду обеспечение безопасности окружающих, в том числе — читателей этого ресурса.


                  В чём же состоит "мотоциклетная проблема"?

                  • KorP
                    /#20862998 / +1

                    В чём именно проблема — мною написано в первом камменте.

                    • kababok
                      /#20863024 / +1

                      Знаете, к примеру, в больших европейских технокорпорациях вопросу обеспечения безопасности труда сотрудников, предупреждению аварий и несчастных случаев и терапии здорового жизненного уровня уделяется достаточно немало внимания.


                      Т.е. для меня появление ранее и наличие сейчас таковых статей — показатель роста, положительного развития, взросления и углубления ресурса.


                      Вы не согласны?

                      • KorP
                        /#20863070

                        Нет. Если я захочу почитать про здоровье, путешествие, мотоциклы, любую другую тему — я пойду на портал, посвящённый этому.

                        • kababok
                          /#20863288

                          Знаете, я уже относительно большой дядя с семьёй и всякими увлечениями — мне попросту некогда просеивать максимально возможное количество источников информации.


                          Поэтому я только рад, что могу смотреть разноплановые статьи (человеческого большого и сложного формата) с возможностью разных фильтраций и упорядочиваний именно на одном портале.


                          Плюс, механизмы общественного регулирования действуют и здесь — вы же не обсуждаете сейчас "бирюзовый подход" и "крайние книги". ;)

                          • KorP
                            /#20863320

                            Как раз то сборная солянка здесь и общественное регулирование не совсем тематических постов делают этот ресурс, как чисто ITшным — совершенно бесполезным, т.к. найти уже что то нужное становится очень сложно. найти тематические ресурсы по разным направлениям, которые могут меня заинтересовать, при помощи гугла занимается минуту, а вот другого хорошего ITресурса, коим был Хабр когда то — уже не найти. Увы.

                            • Milfgard
                              /#20863722 / +1

                              Вы забываете, что и разделение, и слияние были сознательными действиями. Что может говорить о том, что с разделением ресурсы в целом развиваются хуже.

      • kibergus
        /#20865656 / +1

        Между прочим, серия статей про то, что провода не надо скручивать, в свое время отхватила огромное количество плюсов и комментов. Серия статей про заземление была тоже хороша. Так что да, разрешено и поощряется. А вот статья про хлебушек когда-то не прошла.

  5. Pro-invader
    /#20862528

    Интересно, как там электроснабжение устроено?

    • Milfgard
      /#20862564 / +1

      Покупают у нас газ после референдума за отмену ядерной энергии (это эхо Черонбыля). Основной луч — кабель по дну с материка. А вот уже разводка от понижающего трансформатора феерическая из-за особенностей исторического объекта.

      • Whuthering
        /#20863960 / +3

        А вот уже разводка от понижающего трансформатора феерическая из-за особенностей исторического объекта.
        из-за того что нельзя портить внешний вид и перестраивать здания, или из-за высокой влажности и возможности затоплений?

  6. perfect_genius
    /#20862582

    Всякие Uber у них запрещены?

    • SamaRazor
      /#20863310

      Uber в Италии номинально имеется, но по факту имеет следующие проблемы:
      Есть он в очень ограниченном количестве мест, типа Милана, а приличная часть Италии это сабурбия, со всеми вытекающими. В этой сабурбии без машины мягко говоря плохо, но цены на владение автомобилем конские. Если нужно в сколь приличный город, то начинаются проблемы с местными ограничениями.
      Чтобы водить убер — нужно иметь лицензию таксиста. Их можно продать если она у тебя есть, но цена конская, в силу очень сильной ограниченности — профсоюзы, сэр.
      В итоге получается, что убер вроде как и есть, но проехать от одного конца Милана до другого выйдет в МРОТ в РФ, что сами понимаете. А больше его почти нигде и нет.

      • perfect_genius
        /#20863604 / +1

        Я имел в виду Uber для лодок. Выходит, лодочникам тоже придётся иметь дорогую лицензию.

        • Lissov
          /#20865708

          Есть маленький строгий профсоюз таксистов, город с небольшим населением и лодку купить (точнее, парковку) достаточно непросто. Плюс туристы, которые либо поедут на вапоретто, либо хотят сервис и «таксо». В общем, не получается там Uber.

      • MaximChistov
        /#20863772

        Есть он в очень ограниченном количестве мест, типа Милана

        В Милане только Uber Black, если ничего не поменялось.

    • roscomtheend
      /#20870496

      Всякий лодкашеринг тоже, думаю, не очень. Что интересно — доплыл ты в театр, а как лодку припарковать? Одно дело аристократ с водителем: он — в театр, водитель — к родному столбу (по окончании повторить, вышел раньше — послал почтовую рыбку), другое — сам. Приплыл, пришвартовался к последней лодке и поскакал по ним? А вот эти "тротуары, заканчивающиеся у канала", как оттуда выбраться? И куда потом лодку? Столб вбивают у какой-то стены, пришвартовался к нему и вплавь домой?
      "Не воспринимайте каналы как препятствия, воспринимайте как транспортные артерии". Сразу, как научусь ходить по воде (как-то это удалось одному сказочному персонажу, но в реальности с этим проблема).

  7. olekl
    /#20862676

    А добавьте еще интересных законов, вроде того, что за съесть свой бутерброд на главной площади или прилечь на скамеечку где угодно можно весьма нехилый штраф выгрести :) Ну или что во всей Европе валидация жд билета происходит внутри поезда, и только на участке Венеция-Местре — снаружи, до входа в поезд, в не слишком бросающихся в глаза автоматах валидации. В общем, много разных black patterns там можно найти для ловли туристов и пополнения бюджета…

    • Milfgard
      /#20862704

      Я думаю, про Венецию лучше отдельно когда-нибудь позже, там много интересных инженерных и управленческих решений. Что меня поразило — так это Серениссима, то есть, по факту, империя без земель. Надо очень сильно умудриться такое построить с точки зрения руководства проектом.

    • sergeyns
      /#20862924 / +1

      Ну не знаю, в Риме электричка до аэропорта точно так же устроена — валидация на входе на платформу. Чуть не попали на штраф, вспомнили об этой фигне за 5 минут до отправления — бегал от вагона к валидатору…

    • dimm_ddr
      /#20864014

      Ну или что во всей Европе валидация жд билета происходит внутри поезда, и только на участке Венеция-Местре — снаружи, до входа в поезд, в не слишком бросающихся в глаза автоматах валидации.
      В Германии же вроде бы также, разве нет? Точно для городских электричек, как минимум в Берлине, не уверен что с межгородом. И мне кажется, хотя тут уже плохо помню, что и в Швейцарии такая же система — тоже снаружи автомат для валидации.

      • Lissov
        /#20865698

        В Австрии 100% государственных ж/д снаружи, а частные как правило внутри и редко снаружи — они не работают с государственными валидаторами а строить свои хотят не все.
        Думаю, в остальной европе так же зависит от собственности.

      • MaxDamage
        /#20867886

        Не скажу за все города и поезда, но обычно городские — на платформе, региональные и междугородние — контроллером внутри.

    • GunNer2019
      /#20864414

      В окрестностях Барселоны автоматы валидации тоже стоят на платформе.

    • tabmoo
      /#20864462 / +2

      Вы откуда все это взяли? Про валидацию внутри поезда, скамеечки и прочее?

      На Сан Марко полно мест для сидения, которые видны невооруженным глазом. Гоняют только тех, кто слепы и их не видит. Внутри города все сидят где попало, никакие лодки с полицескими никуда не приезжают через 5 минут, как об этом везде пишут.

      Корте Морозино, туалеты и все остальное находятся одним кликом на бесплатной карте в смартфоне.

      Ну и так далее.

      Венеция — это реально место, где проверяется IQ.

      Например, кем нужно быть, чтобы около Риальто попадать в ваши black patterns и переться в платный туалет, когда бесплатный в 50 метрах?

      • olekl
        /#20864558

        Про туалеты я вроде не писал. В междугородних поездах по Италии билеты проверяются кондукторами внутри поезда. Сидеть на скамейках можно, а вот лежать — нет. И то, что полицейские не приезжают на каждое нарушение — не отменяет сам закон…

        • tabmoo
          /#20864620 / +1

          Мой ответ шире того, что Вы написали. Он о подготовке к поездке и о реальном (не)соблюдении законов в Венеции. Посыл такой, что начитавшись в интернете страшилок можно испугаться и не поехать, а на самом деле — почти все из этого ерунда.

          Проверка или непроверка билетов кондуктором и их валидация это разные вещи.

          Вы либо валидируете билет в желтом автомате на платформе (проставляете станцию, дату, время), либо покупаете билет, где все это уже написано (валидирован по умолчанию). Проверить могут любой билет, в том числе в региональном поезде внутри. Кое-где есть даже турникеты.

          Один раз я не успел валидировать на платформе и сразу обратился к сотруднику в поезде, он мне ручкой все написал на билете и поставил подпись.

          • Lissov
            /#20865704

            Была недавно история с немцами, которым пару тысяч штрафа выписали. Но они чуть ли не палатку поставили и кофе варили на месте — в принципе, в немечком парке это без проблем, а вот в Венеции нельзя.
            И да, в Европе отлично работает поговорить с сотрудниками. Обычно, если обратился к ним первым — простят и помогут. А сот если молчишь и контролёр спросил билет — то уже поздно и будет штраф.

  8. Art3
    /#20862702 / -1

    Спасибо за интересный рассказ, но такое количество посредственных фотографий не красит статью, а наоборот.

  9. gatoazul
    /#20863142

    Как в такой сырости дома вообще стоят? Разве она не действует и на коммуникации, и на фундамент?

    • kababok
      /#20863500

      1. Много где слышал/читал, что фундаменты домов стоят на сваях из лиственницы (в некоторых источниках — сибирской лиственницы). А эта древесина хорошо сопротивляется гниению.


      2. Там в летние месяцы вот прям реально жарко и солнце печёт — постройки хорошо просыхают.



      Плюс, это же морская вода — там свои нюансы.

    • Goodkat
      /#20865310 / +1

      Так и стоят.
      Гниют и разваливаются, постоянно ремонтируются, многие стянуты скобами и тросами, чтобы не развалились окончательно.

  10. igrushkin
    /#20863522

    очень много каналов было засыпано австрийцами, когда Венеция было под ними

  11. dragonnur
    /#20863620 / +1

    Палка не бакен, а веха. А так всё супер, спасибо большое!

  12. Dmitry88
    /#20864250

    А наводнения бывают?

    • Lissov
      /#20865696

      Написал ниже. В ноябре два раза в день некоторые улицы заливает до 20-30 сантиметров. Это интересно посмотреть.
      Раз в год а то и реже бывает по метру, несколько лет назад было 2 метра. Но тогда туристам там уже делать нечего.

  13. keslo
    /#20864296 / +1

    «Штука на носу» не просто для красоты. Высота штуки выбирается такой, что если она пролезла под мостом по высоте, то и вся гондола пролезает.

    • Milfgard
      /#20864782 / +3

      Эта штука тогда называется «пассажир».

      • Lissov
        /#20865694

        А сзади есть ещё одна штука, называется гондольер, и она обычно немного выше так как стоит.
        Забавно кататься в небольшие приливы — когда гондольер перед мостом разгоняется и садится рядом, и почти цепляешься головой. Ещу немного… и уже перестают катать :)

        • burzooom
          /#20865876

          наши бы ложили бы в гондолу песок, что б осадку до краев уменьшить. 100 баксов есть 100 баксов

          • General_Failure
            /#20870218 / +1

            В детстве плавал с родителями на сухогрузе. Помню — чтобы порожняком пролезть под московскими мостами, трюмы заливали водой.
            Один раз прожектор на крыше рубки чуть не снесли, дядьки быстронахом залезли и опустили его :) Успели, мост не зацепили :)

  14. up7
    /#20864302

    Повышенная влажность и сырость не очень хорошо для здоровья. Ну и дома какие-то облупленные.

    • Whuthering
      /#20864312 / +1

      Ну и дома какие-то облупленные.
      Так фасады, обращенные на воду, ремонтировать-реставрировать не так-то просто, я полагаю, и изнашиваются они из-за влажности и брызг гораздо быстрее.

    • lexnekr
      /#20864900

      Это ещё относительно приличные фото. В целом весь город такой и даже ещё более облезлый.

  15. Velaga
    /#20864784

    Красивый, волшебный, но очень дорогущий город. Как там живут местные, для меня загадка.

    • Goodkat
      /#20865324 / +1

      Там есть (были) дешёвые магазины для местных — без всяких вывесок, за неприметными дверями.
      Случайно попал в такой — цены на продукты были значительно ниже, чем в магазинах для туристов.


      Ну и про красивый и волшебный… По-моему, это старый облезлый воняющий гнилью город. Но я там в мае был, летом может он и правда красивый и волшебный, как просохнет :)

      • tabmoo
        /#20865444 / +1

        Да, ездить в Италию нужно летом, лучше в июле, чтобы было солнце и почти без дождей. А насчет гнили — там вообще нет запахов. Съездите в Ля Специю, узнаете про запахи. ))

  16. puyol_dev2
    /#20864930

    Очень красивый своеобразный город, особенно в солнечную погоду. Лучше всего гулять по узким улочкам самому по острову по районам Сан-Марко, Сан-Поло и Санта-Кроче. Особенно в 2х последних не много туристов

  17. Cast_iron
    /#20865338 / +2

    Очередная статья от Milfgard'a. Туту удачно вложились.

  18. Color
    /#20865554

    Вроде вижу, что блог Туту, а слог знакомый-знакомый...

  19. Lissov
    /#20865688

    Прекрасное описание!
    Чуть добавлю от себя. Идеальное время для посещения Венеции — ноябрь. Отели дешевле (и сильно), туристов гораздо меньше, видно город, можно без очередей заходить в достопримечательности.

    А вот тут уже уложены аварийные тротуары в ожидании подтоплений (почти каждую осень)

    И вот это самое интересное в ноябре. Наводнения 2 раза в день по расписанию, которое Вам выдадут в отеле. Феерично выглядит, когда на площади Сан Марко из ливнёвок начинает булькать вода, поднимаются лужи, и уже скоро уровень воды доходит до нескольких сантиметров.
    Но не стоит это смешивать с указанными в статье «полтора метра» — тогда уже такие тротуары не помогут. Это всё таки для регулярных нескольких сантиметров.
    В ноябре крайне рекомендуется взять резиновые сапоги. Либо же можно купить в любом магазине — например Prada с соответствующим ценником. Но тут надо быть осторожным, и желательно ходить за местными. Как видно на фотках, некоторые улицы приходят к каналам. И вот оказаться самим в центре лужи, когда дна не видно и непонятно где может начаться канал — незабываемое впечатление :)
    Гондолы… полчаса стоит 70 евро днём и 100 евро ночью (потому что поднимается ветер, править сложнее).

    А в ноябре можно торговаться, у нас был почти час за 80. А знакомую вообще покатали бесплатно, за то что была одна и улыбалась гондольеру.
    Трагетто — это лодка через канал, короткий маршрут от пристани до пристани, замена моста.

    Уточню, что обычно «лодка» это старая гондола. То есть за полтора евро можно несколько минут прокатиться на гондоле, вот такой лайфхак.
    Гондольер… с учётом законодательства ЕС относительно биометрических данных, удивительно, что он дал разрешение на съёмку

    Это часть услуги — если заплатил за презд, то можно фотографировать его, с ним, выкладывать куда угодно. Ну и реклама тоже.
    А если повезёт, то некоторые поют. Вроде как по правилам должны уметь петь все, но не все это делают.
    Кстати упомянутые «поворотники голосом» это не главное. Главное — подавать голос когда выплываешь из-за угла. Гондольер в отличии от таксиста стоит сзади и гораздо меньше видит, потому они голосом между собой договариваются о приоритете. Весьма колоритно услышать свист из-за угла, и потом мы останавливаемся и ждём, и только через несколько секунд из-за поворота проплывает другая гондола.

    Мне также очень нравится уйти пешком из туристической зоны — либо в сторону моря к морскому училищу, там отличный парк. Либо наоборот пойти пешком к вокзалам — это не так далеко. Там и архитектура менее туристически-ухоженная и оттого более милая, тёплая и настоящая; и еда дешевле, вкуснее, и как-то атмосфернее.

    • kababok
      /#20865932

      Да, там вообще стоит ходить пешком и вдали от туристических потоков — масса любопытного.


      И забавно, что в июне после примерно 20:00 город ну вот прям резко пустеет — а после заката почти никого и не встретить. :)

      • Lissov
        /#20866946

        И это логично. Потому что в городе гостиниц мало и они дорогие. Остальные туристы машиной или поездом с материка, и им надо успеть вернуться.

    • kababok
      /#20865934

      Уточню, что обычно «лодка» это старая гондола. То есть за полтора евро можно несколько минут прокатиться на гондоле, вот такой лайфхак.

      Подтверждаю — очень прикольный лайфхак, вчера о нём уже лень писать было. :)

  20. Ermak
    /#20866384

    В городках лагуны Венеции можно взять моторную лодку напрокат, без лицензии. И кататься между островами. Швартоваться, гулять по осровам. Нельзя только в Гранд канал заезжать.

  21. AlexElkin
    /#20867156

    Узнал много нового про… гробовщиков России…