В российской версии журнала Forbes опубликован рейтинг лучших работодателей страны за 2019 год, в который вошли пятьдесят компаний. Данный рейтинг впервые составлен изданием специально для России, так как обычно Forbes публикует глобальный рейтинг «500 лучших работодателей мира».
Первая десятка лучших работодателей России, согласно общему рейтингу:
1. Норильский никель.
2. Полюс (крупнейшая российская золотодобывающая компания).
3. Газпромбанк.
4. Yandex.
5. Polymetal International.
6. ВТБ.
7. Алроса.
8. Сбербанк России.
9. Газпром.
10. Новатэк.
Первые тринадцать лучших работодателей по зарплате (тут банки в лидерах, хотя этот показатель в «Яндексе» выше, чем в Газпроме):
1. Газпромбанк.
2. Аэрофлот.
3. Полюс.
4. Polymetal International.
5. ВТБ.
6. Банк «ФК Открытие».
7. Новатэк.
8. Райффайзенбaнк.
9. Норильский никель.
10. Сибур.
11. Алроса.
12. Yandex.
13. Газпром.
Первая пятерка лучших работодателей по условиям места труда:
1. Yandex.
2. Polymetal International.
3. Татнефть.
4. ВТБ.
5. Mail.ru Group.
Первая десятка лучших работодателей по параметру внутрикорпоративное обучение:
1. Московский аэропорт Домодедово.
2. Сбербанк России.
3. Сибирь (S7).
4. МТС.
5. Сибур.
6. X5 Retail Group.
7. Mail.ru Group.
8. Полюс.
9. Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус/Nissan.
10. ММК (предприятие на базе Магнитогорского металлургического комбината).
Какие IT-компании вошли в общий рейтинг «50 лучших работодателей России 2019» по версии Forbes (место в рейтинге, название компании):
4. Yandex.
5. Сбербанк России.
11. МТС.
23. Mail.ru Group.
43. Ростелеком.
Участникам опроса было предложено выбрать до шести критериев из следующего списка: 1. Большая доля компании на рынке. 2. Внутрикорпоративное обучение (корпоративный институт, программы MBA и др.). 3. Расширенный социальный пакет (ДМС, корпоративная пенсия, санатории и др.). 4. Гендерное равноправие. 5. Забота компании об экологии. 6. Благотворительность, поддержка спорта, культуры, религии. 7. Развитие инфраструктуры и социальной сферы в городах и регионах присутствия. 8. Условия труда (промышленная безопасность, современный офис / производственная площадка, современная корпоративная культура). 9. Высокий уровень заработной платы. 10. Создание компанией новых рабочих мест. 11. Узнаваемость бренда. 12. Форма собственности — государственная компания. 13. Форма собственности — частная компания. 14. Другое. 15. Затрудняюсь ответить.
По метрике «зарплата» мы присвоили максимальную оценку компании с наибольшей средней заработной платой. Остальные компании получили оценки относительно компании-лидера. Затем этим значениям был присвоен вес 25% согласно опросу, проведенному порталом superjob.ru. Таким образом, максимально возможный балл по этой метрике — 25.
Для оценки «условий труда» мы разделили компании на две группы — промышленные (а также связанные с повышенным уровнем опасности) и все остальные. Эта метрика для первой группы формировалась следующим образом: 75% состояло из величины коэффициента травматизма в 2018 году и его динамики с 2017 года, оставшиеся 25% приходились на условия труда в штаб-квартире компании или центральном офисе. Для второй группы пропорция была обратная: 75% приходилось на условия работы в головном офисе и других подразделениях, а 25% — на уровень травматизма. Также мы учитывали случаи катастроф или чрезвычайных происшествий в 2017–2018 годах, унесших человеческие жизни. Далее компании сравнивали между собой в рамках своих групп. Идеальная компания с максимумом по всем составляющим метрики получила бы 19 баллов, но такой не нашлось.
«Социальные пакеты» компаний мы оценивали по количеству составляющих их социальной политики в отношении сотрудников (ДМС, корпоративные пенсии, санаторно-курортное лечение, льготы и материальная помощь, жилищные программы, компенсация затрат на питание, транспорт и пр.). Проанализировав анкеты и отчетности компаний, мы составили список из 15 наиболее важных компонентов. Компании, чья социальная политика включала 10 и более составляющих, получили максимальную оценку — 15 баллов.
Метрика «внутрикорпоративное обучение» в одинаковой мере зависела от двух составляющих: часов обучения и затрат на обучение сотрудников в расчете на среднесписочную численность. Идеальная компания с максимумом по всем составляющим метрики получила бы 12 баллов, но такой не нашлось.
Метрика «создание рабочих мест» рассчитывалась исходя из отношения числа рабочих мест, созданных компанией в 2017–2018 годах, к текущему количеству сотрудников. Компании, получившей максимальную оценку, мы присвоили 9 баллов.
Под развитием инфраструктуры в городах и регионах присутствия мы понимали создание объектов, которые напрямую не связаны с бизнесом компании: строительство больниц, спортивных или культурных объектов, жилья для работников и пр. Эти инвестиции мы оценивали по отношению к выручке. Промышленные и непромышленные компании по этому показателю оценивались отдельно. Лидерам обеих групп, получивших максимальную оценку, присвоено 7 баллов по этой метрике.
Метрику «востребованность» (узнаваемость бренда) мы сформировали в равной мере из двух показателей, полученных через сервис Yandex Wordstat: абсолютного числа поисковых запросов вакансий в каждой компании лонг-листа и отношения этой величины к сегодняшнему числу сотрудников. Идеальная компания с максимумом по всем составляющим метрики получила бы 6 баллов, но такой не нашлось.
«Заботу об экологии» мы оценивали исходя из отношения отчислений на охрану окружающей среды, экологических взносов, участия в экологических программах или мероприятиях к выручке. Промышленные и непромышленные компании по этому показателю оценивались отдельно. Максимально возможный балл по этой метрике — 4.
И наконец, для оценки по метрике «благотворительность» мы учитывали взносы в благотворительные фонды, действующие на федеральном уровне, спонсорскую поддержку спорта, культуры, религиозных общин и прочие аналогичные затраты по отношению к выручке. Максимально возможный балл по этой метрике — 3.
К сожалению, не доступен сервер mySQL