Законопроект об изменениях в электронной подписи +21


Уходящий год запомнился шумихой вокруг применения электронной подписи (далее — ЭП) в мошеннических целях.

Началось всё с того, что я запостил инструкцию о том, как зарегистрировать переход права на недвижимость с помощью ЭП. Затем то ли, это совпадение, то ли «не думаю», но появились посты о том, что Мошенники переоформили квартиру в Москве с помощью поддельной цифровой подписи, что электронный ключ, позволяющий переоформить квартиру, можно получить на любого человека, и даже по похожей схеме получилось зарегистировать на граждан юрлица — последний пост даёт неплохой обзор о состоянии законной части вопроса.

И вот, менее чем через год законодатель ответил на вызовы времени — в Госдуме проходит чтения законопроект 747528-7.

Журналисты успели посеять панику, что электронную подпись юрлицам теперь будет выдавать только ФНС, и весь бизнес коммерческих УЦ пойдёт под откос. Не претендуя на большие познания в юриспруденции, но при этом искренне считая себя энтузиастом в этой области, который разбирается в вопросе лучше, чем 95% (а то и 99%) населения, рискну дать беглый обзор того, что законодатель предлагает на текущий момент. А текущий момент такой, что вскоре будет второе чтение — последнее, когда можно вносить правки. Впрочем правок ко второму чтению я ещё не видел, написанное ниже базируется на тексте первого чтения.

Текст законопроекта составляет 75 страниц, но я вынесу только то, что считаю основным и ОЧЕНЬ важным для отрасли. Большинство объема правок посвящено тому, как должна быть организована процедура подписи документа в разных случаях подписантов. Это не интересно. А вот что на мой взгляд главное:

  1. ФНС будет выдавать подписи только юрлицам. При этом документ будет считаться равнозначным бумажному, если он подписан и подписью ЮЛ, и подписью руководителя, как ФЛ. Таким образом, бизнес коммерческих УЦ пострадает не сильно, т.к. всё равно к ним пойдут за сертификатом физики.
  2. ФНС будет автоматически отзывать сертификат ЮЛ при смене руководителя.
  3. Законопроект вносит в юридическое поле метки времени и придаёт юридический статус службе штампов времени (под термином «третья доверенная сторона») — это прямо очень здорово, т.к. этого реально не хватало.
  4. Сертификаты теперь обязаны выдавать по нотариальной доверенности, если он получается не лично (то, о чем давно говорили большевики) даже юрлицам.
  5. По-моему, при наличии действующей подписи, возможность выпускать новый сертификат через запрос на сертификат (без личной явки) — это обязательное условие работы УЦ. Помимо удобства это гораздо правильнее. Хотелось бы обязательности возможности такой процедуры (только с личной явкой) при первоначальном выпуске сертификата.
  6. Очередная попытка обломать рога УЦ и владельцам информационных систем за выпуск сотни разных подписей на разные случаи жизни. Не знаю, поможет ли это в этот раз.

Понятно, что это только первое чтение и возможны поправки. Но если всё это примут, а ФНС будет выдавать ЮЛ сертификаты бесплатно или за более человеческие деньги, чем то, что предлагают сегодня большинство УЦ, то закон крутой.

Upd: Совершенно вылетело из головы: 2 августа 2019 был принят Федеральный закон N 286-ФЗ, изменяющий закон «О госудаственной регистрации недвижимости». Теперь по умолчанию вы не можете производить регистрацию перехода права на недвижимость с помощью ЭП, если сертификат подписи выдан не Росреестром (у Росреестра имеется УЦ). Вы можете снять это ограничение, подав через МФЦ заявление о том, что вы хотите проводить сделки с использованием любой ЭП, аналогично можно вернуть данное ограничение. Такое ограничение можно снимать или устанавливать как в отношении всех своих объектов недвижимости, так и в отношении только конкретных.




К сожалению, не доступен сервер mySQL