Курьерам «Яндекс.Еды» и Delivery Club нужен профсоюз +2


В продолжение темы IT-профсоюзов: одним из самых частых комментариев к посту «Возвращение солидарности: айтишникам и фрилансерам нужно организовываться» был «да зачем, айтишникам и так неплохо платят». Про фрилансеров в комментариях, почему-то, не вспоминали. Как и про то, что на IT-компании работают не только айтишники.

16 апреля, после десятичасовой непрерывной развозки заказов в Санкт-Петербурге умер 21-летний курьер «Яндекс-еды». По заключению судмедэкспертизы, причиной смерти стал сердечный приступ, спровоцировать который могла перегрузка.

Раскрытые в написанной восемь месяцев спустя статье «Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года» подробности о механизме работы «Яндекса» и Delivery с курьерами делают эту аналогию ещё глубже.

В статье описано, что ни «Яндекс», ни Delivery не нанимают курьеров напрямую, а используют для этого субподрядчиков — «логистические компании». На которых, если что, можно спихнуть всю вину: а мы что, мы ничего, этот курьер вообще не наш сотрудник.

А также удобно съехать с вопросов об оплате труда курьеров, что наглядно продемонстрировано в самой статье:

О размере бонусов пресс-служба сервиса говорить отказалась, пояснив, что не комментирует финансовые аспекты сотрудничества с логистическими компаниями

Ведь если вместо найма сотрудников нанять компанию, которая наймёт сотрудников, то вопросы об оплате труда сотрудников магическим образом превращаются в «финансовые аспекты сотрудничества» с контрагентами.

Это мне напомнило, как в 2015 году я делал репортаж о работе сортировочного центра в Пенсильвании. Одна из первых вещей, которые мне тогда бросились в глаза, что почти все складские работники Shopfans — латиноамериканцы (офисные сотрудники, наоборот, были почти все белые). Тогда же мне объяснили, они не нанимают их напрямую — они сотрудничают со специальной компанией, которая им предоставляет рабочих.

Позже я узнал, что это типичная практика в США. Многие из таких работников — нелегалы. Нанимать нелегалов напрямую опасно с точки зрения возможных неприятностей с законом. А если использовать для этого специальную фирму, то все юридические риски она возьмёт на себя, оставив заказчику чистый профит от использования низкооплачиваемого труда.

В России латиноамериканцев на низкооплачиваемых работах с жестокими условия труда, конечно, не встретишь. У нас для этого есть среднеазиаты — но на этом различия, похоже, заканчиваются.

Имя погибшего в апреле курьера «Яндекс-еды» было Артык Орозалиев. 21 апреля его похоронили в маленьком киргизском селе Торт-Куль.

Российские бизнесмены жадно перенимают передовой опыт западных коллег. И не только по разработке современных сервисов, очевидно. Но и по тому, как организовать процессы, скрытые за глянцевым фасадом вылизанных приложений. Включая то, как людей подешевле нанимать и побольше из них выжимать. А что с ними будет — их не волнует. Уволился, не выдержав стресса, или умер — технически, для них одно и то же. Логистическая компания наймёт нового.

Чтобы этого не повторилось — курьерам нужно организовываться для коллективного действия.

Если они потребуют улучшения условий труда и устроят забастовку хотя бы на пару дней — бизнесы «Яндекс-еды» и Delivery Club встанут. Нанять других курьеров, конечно, можно, но это займёт время, которого в доставочном бизнесе просто нет — вся их модель строится на выполнении заказа как можно быстрее, каждая минута на счету.

Курьерам нужно потребовать улучшения условий своего труда. Возможно — прямого найма «Яндекс-едой», «Деливери-клабом» и другими компаниями, пользующимися их услугами — со всеми вытекающими из Трудового кодекса привилегиями.

Самым большим усилием, которое от них потребуется для этого — это скоординироваться для коллективного действия. Которым может быть просто отказ выходить на работу в течение пары дней, сказавшись больными. Интересно, «логистические компании» разрешают своим сотрудникам болеть?

Как раз незадолго до смерти Артыка оштрафовали — не успел вовремя доставить что-то… его волновало и он хотел загладить свою вину перед начальством… свой последний штраф он получит 17 апреля — за то, что наутро после смерти не выйдет на работу. Скриншот с сообщением о материальном наказании покойного «за прогул» выложил в соцсетях знакомый Артыка.

Курьеры — основа таких бизнесов. А значит, эти бизнесы должны нести за них ответственность, а не прикрываться фиговым листочком «сотрудничества с логистическими компаниями».

Пусть у «Яндекса» и Delivery так пару дней «поболеет» больше половины курьерского состава — пусть они напомнят им о человечности и человеческих условиях труда.

P.S. А Хабр мог бы помочь людям, работающим курьерами, найти друг друга и организоваться онлайн.




К сожалению, не доступен сервер mySQL