VR – это виртуальная реальность, но даже несмотря на то, что её можно только увидеть и нельзя потрогать, она даёт возможность менять настоящий мир. Но сегодня речь пойдёт не столько о прототипировании и моделировании, сколько о том, как VR помогает по-новому взглянуть на привычные вещи и явления. Именно на такой подход делают ставку преподаватели и студенты Британской высшей школы дизайна, в которой два года назад открылась VR-лаборатория.
Британская высшая школа дизайна появилась в 2003 году, ключевые направления её образовательных программ – коммуникационный дизайн, визуальные искусства, мода и стиль, пространственный дизайн, бизнес и маркетинг. В 2018 году «Британка» стала частью университета креативных индустрий Universal University наряду с другими проектами – Московской школой кино, школой компьютерных технологий Scream School, Московской школой музыки, школой архитектуры МАРШ, школой актуальных коммуникаций MACS и проектом School of Education. Получился очень масштабный образовательный кластер с фокусом на обучение самым современным и востребованным профессиям.
Практически все образовательные программы в Британской высшей школе дизайна требуют мощной ресурсной базы, чтобы студенты могли реализовывать самые смелые свои концепты прямо в стенах школы. Поэтому в «Британке» существуют ресурсные центры — например, фотостудия и darkroom, мастерские для работы с керамикой, ювелирными украшениями и 3D-печатью. Каждым из ресурсных центров может пользоваться любой студент любой программы. Открывшаяся здесь в 2017-м году VR-лаборатория – как раз один из таких ресурсных центров.
Как это часто бывает, начиналось всё с энтузиазма нескольких людей и относительно скромного набора техники: двух достаточно мощных, но очень разных по аппаратному содержанию компьютеров, которые от сердца оторвали айтишники школы. В этом году VR-лаборатория «Британки» сильно «прокачалась». Во-первых, появилось отдельное помещение с двумя зонами, в которых можно работать одновременно. Во-вторых, теперь всё работает на базе пяти одинаковых рабочих станций Dell Precision 5820 c процессорами Intel Xeon W2133 (6 ядер, 12 потоков, частота 3,6 – 3,9 ГГц), 32 ГБ оперативной памяти и графикой NVIDIA Quadro P4000 c 8 ГБ памяти. К ним подключены 27-дюймовые мониторы Dell UltraSharp U2719D с разрешением 2560х1440 точек и VR-шлемы HTC Vive.
VR-лаборатория была создана, чтобы студенты Британки смогли начать применять VR-технологии в своих проектах. За два года пройден серьёзный путь: если на старте всё во многом сводилось к рисованию в Google Tilt Brush, то теперь в лаборатории студенты полноценно работают с 3D в Vray-версиях таких программах как Rhyno, Maya и 3D Max. Самое главное – студент с любым уровнем подготовки и знания VR-технологий может прийти в VR-лабораторию со своей идеей. Вместе со специалистами лаборатории они решают, как наилучшим образом перевести эту идею в виртуальный формат.
За два года работы удалось сформировать три типа воркшопов. На самом распространённом – VR Basics – специалисты лаборатории рассказывают о технологии в целом, знакомят студентов с оборудованием, говорят о технике безопасности и дают попробовать в действии какие-то простые вещи. Также есть программы для среднего и продвинутого уровня: там уже максимально предметно изучают, например, Unity с прицелом на использование движка в VR.
После такого знакомства некоторые студенты понимают возможности технологии и нередко осознанно решают создавать проекты, которые частично или полностью ориентированы на возможности VR. Больше всего лаборатория виртуальной реальности востребована у тех, кто изучает архитектуру, промышленный дизайн и современное искусство. Все прекрасно понимают, что знание основ работы c VR даже без углубленного понимания поможет при общении с будущими заказчиками. Очень многие дизайнеры сейчас используют метод презентации портфолио или готовых проектов именно в виртуальной реальности.
В целом, у VR-лаборатории «Британки» два основных направления работы. Во-первых, она помогает студентам визуализировать их проекты: они приносят свои наработки, а далее сотрудники ресурсного центра помогают им посмотреть на них в виртуальной реальности и, если нужно, объясняют как прямо там их изменить. Кто-то же, напротив, сразу начинает создавать всё с нуля именно в VR. Второе (и очень востребованное) направление – это виртуальные перформансы и выставки. Год назад первую такую большую выставку в VR-лаборатории «Британки» студенты сделали на Unity. Теперь, за счёт увеличившихся мощностей, студенты могут комфортно работать с Unreal Engine и другими серьёзными движками.
«Рабочие станции Dell позволяют нам решать задачи, которые раньше удавалось реализовывать с трудом, – говорит Александр Еманов, технолог VR-лаборатории Британской высшей школы дизайна. – Машины работают не только как мощные визуализаторы. Это хорошая база для сложного рендеринга, и такая многофункциональность приходится очень кстати».
Кстати, вам наверняка интересно как всё это выглядит. Прежде всего, VR-лаборатория – это отдельное помещение. У входа есть небольшая зона отдыха, напротив – пять рабочих станций с мониторами на механических столах, высоту которых можно регулировать. В глубине помещения находится большая VR-зона c разметкой от пола и потолка, чуть ближе ещё одна VR-зона поменьше. Интересно, что для корректной разметки обеих зон четырёх датчиков оказалось слишком много – они постоянно «путались», так что получилось ограничиться всего двумя. Также есть хромакей. Всё относительно компактно, но сотрудники лаборатории и студенты уверяют, что работать удобно.
Помимо широкого пула небольших проектов, в VR-лаборатории «Британки» прорабатывают сразу несколько масштабных идей. Мы попросили их авторов рассказать о том, что именно они делают и почему они взяли за основу именно VR.
К сожалению, не доступен сервер mySQL