Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче +16




Среди технологических шедевров недавнего прошлого попадаются настоящие сокровища. Речь об устройствах, которые становятся символом качества, воплощением коллективного инженерного гения, свидетельством передовых для своего времени подходов к разработке. К несчастью, иногда такие устройства основательно забываются, равно как и компании, которые их произвели.



Между тем, порой именно память о легендарных девайсах прошлого способна вдохновить инженеров и дизайнеров на создание чего-то сравнимого по качеству, эффективности или, как в случае с аудиоэлектроникой, по верности воспроизведения. Компании, создающие технику как произведение искусства, не всегда вырастают в транснациональные гиганты, но всегда оставляют значимый след в технической эволюции.

Речь в этом посте об уникальных для своего времени устройствах, которые стали потолком развития бытовых кассетных магнитофонов, и компании Nаkamichi, которая их создала. Во многом, этот материал — ответ людям, которые в комментариях к циклу о советских магнитофонах пытались доказать, что эта техника 70-х — 80-х не уступала зарубежной или уступала совсем немного. Под катом подробнее о лучших (без преувеличений) в мире кассетных магнитофонах, истории их создания и судьбе компании, которая их создавала.

Nakamichi — рождение и смерть легенды


Компания Nakamichi практически всё время своего существования, подобно многим другим японским фирмам, была семейным предприятием. Основателем компании стал Etsuro Nakamichi, который в 1948 году в Токио основал Nakamichi Research Corporation Ltd. В то время компания занималась больше исследовательской деятельностью в области электроники, акустики подобно «Labor W» Фрица Зенхайзера. Компания разрабатывала и производила портативные радиостанции, темброблоки, громкоговорители и акустические системы, а также разнообразное оборудование для связи.

В 1950 — х годах именно в Nakamichi был разработан один из первых японских катушечных магнитофонов. Приблизительно в это же время Эцуро Накамичи на посту руководителя сменил его младший брат Ниро Накамичи, и компания практически полностью переходит на выпуск звукового оборудования.


Ниро Накамичи

В 1957-м фирма выпускает собственные магнитные головки, оригинальную магнитную ленту и легендарные для своего времени катушечные магнитофоны Fidela 3. В 60-х под руководством Ниро Накамичи компания повторяет успех с полноценной разработкой собственных устройств, а также производит лентопротяжные механизмы для мировых лидеров электроакустической индустрии, таких как Harman Kardon, KLH, Advent, Fisher, ELAC, Sylvania, Concord, Ampex.



В 1973 году началось золотое время для Nakamichi, компания стала производить высококачественные кассетные деки. Ставка на компакт-кассеты, как наиболее перспективный носитель ближайших 20 лет, оправдалась. Так, компания стала тем производителем, который довёл качество воспроизведения кассет до уровня, который считался досягаемым только для катушечных монстров.

На протяжении 80-х компания пожинает плоды свалившегося на неё успеха. При этом совершить ещё одну революцию не получалось. Магнитная запись имела свои пределы, а Nakamichi, как производитель, этих пределов достиг ещё в 1970-х. Известны эксперименты компании с CD, например, создание компактного CD-ченджера с щелевой загрузкой диска, что для 1980-х было серьезной инновацией. Вопреки ожиданиям Ниро, эти разработки не вернули компании славы новатора. Продавались преимущественно кассетные деки Nakamichi.

К началу 90-х репутационный резерв Nakamichi стал постепенно иссякать, равно как и интерес к формату, который принес бренду мировую известность. Повсеместное распространение CD убивало всё, что связано с компакт-кассетами. Агония кассет длилась долго, Nakamichi сдались одними из последних, уступив почетное право выпустить последний массовый продукт для кассет, возможно, лишь SONY.

Сам бренд, как это часто бывает, выжил. Но никакого отношения к Niro Nakamichi уже не имел. Бренд стал собственностью китайской корпорации Grande Holdings и сегодня под ним выпускают акустические системы для автомобилей. Инженер, исследователь и бизнесмен Ниро Накамичи основал ещё одну компанию, по-японски просто назвав её своим именем и фамилией. Эта компания в начале нулевых была известна в среде меломанов, как производитель дорогих и качественных усилителей.

Далее мне хочется вернуться в 70-е — 80-е и рассказать о подходах, благодаря которым именно компания Nakamichi стала мировым лидером в верности воспроизведения с компакт кассет.

Безупречные решения или почему подушка не нужна


Пожалуй, первой заявкой Nakamichi на переворот в мировом “Nakamichi” стали кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 700. Эти устройства стали первыми в мире, которые оснащались тремя головками, системой подавления детонации, шума и схемотехникой, снижающей КНИ до рекордного 1 % и менее.



Особенности механики двухступенчатого привода лентопротяжного механизма гарантировали безупречный контакт голова-лента. Не классические и часто достаточно сложные решения в механике лентопротягов Nakamichi были вынужденной мерой, которые нивелировали значимые недостатки компакт-кассет — как носителя.



Большой проблемой стали прижимные подушки. Они не позволяли обеспечить качественный контакт ленты с головкой и существенно портили звук. Те, кто сталкивался с бытовыми кассетными последних лет и дешевыми музыкальными центрами, возможно знают некоторые приёмы улучшения звука, связанные с этой особенностью.



Слегка потягивая крышку с кассетоприемником или наоборот надавливая на нее, путём проб и ошибок, можно было добиться улучшения звучания. Переборщивших ждало неизбежное зажевывание.

Nakamichi возвели прижимание ленты к головке и точное её позиционирование в культ, благодаря чему преуспели. В моделях конца 70-х они оснастили магнитофоны специальными подъемниками для подушек, что сделало качество звука с кассет ещё ближе к бобинным “старшим братьям”, снизило износ головки и стабилизировало движение ленты.



У большинства кассетников Nakamichi после 78-го года насадка, отодвигающая головку таки присутствовала. По сведениям, изложенным на официальном сайте, такое решение применялось во всех этих моделях 480/481/482/581/582/660ZX/670ZX/680/680ZX. Естественно, подушкоопускатель был лишь вершиной айсберга. Конструкция лентопротяга предполагала создание и регулировку натяжения ленты сразу двумя ведущими валами, что исключало саму необходимость в дополнительном ненадёжном и проблемном прижимающем приспособлении в виде подушки. Таким образом подушка превратилась в помеху для равномерного движения ленты, а соответственно, в источник искажений.



Исключением из правил стала модель Nakamichi 580, где отсутствовала насадка, там лентопротяг был сконструирован таким образом, что лента проходила, касаясь лишь головки воспроизведения из кристаллоя(Cristalloy). Следующая модель старшей линейки 582Z получает поддержку технологии Dolby C — это исключает необходимость во внешних блоках шумоподавления, которые были частыми спутниками кассетных меломанов 70-х годов.

Большинство инноваций, проверенных на флагманах, наследовались моделями попроще. Какие-то решения упрощались, например, использовалась двухголовочная, а не трехголовочная конструкция, но подавляющее большинство передовых решений использовались в младших моделях.

Лучшие из лучших


К концу 70-х электротехнические и механические решения, которые использовали инженеры Nakamichi, довели верность воспроизведения до предельно возможного для того времени уровня. Осязаемым воплощением ”идеальной кассетной деки вне вакуума” стали две модели 1979-го и 1980-го года, Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 700ZXL соответственно. Суперфлагман Nakamichi 1000ZXL (который и сегодня стоит около 2-3 млн. рублей на аукционах) стал первым в мире кассетным магнитофоном, который довёл характеристики значимые для верности воспроизведения до показателей ранее доступных лишь студийным ленточным монстрам.



Так, диапазон воспроизводимых частот устройства находился в пределах от 18 до 25000 Гц (с собственными кассетами). Дека была предназначена для безупречно точной записи и воспроизведения музыки.



Магнитофон умел автоматически устанавливать параметры воспроизведения и записи в зависимости от типа плёнки. Микропроцессорные системы с технологиями A.B.L.E (Azimuth, Bias, Level, Equalizer) и RAMM (Random Access Music Memory), позволяли осуществлять калибровку по четырем частотам и с автоматической установкой азимута записывающей головки.



Аналогичные цифровые системы были использованы в конструкции Nakamichi 700ZXL. Это фактическое продолжение суперфлагмана 1000ZXL с усовершенствованным дизайном. Единственной значимой разницей является упрощенная калибровка по трем частотам.

Привожу паспортную спецификацию 1000ZXL (у 700ZXL она практически не отличалась, за исключением масса-габаритных характеристик):

Type: 3-head, single compact cassette deck

Track System: 4-track, 2-channel stereo

Tape Speed: 4.8 cm/s

Heads: 1 x record, 1 x playback, 1 x erase

Tape Type: type I, CrO2, Metal

Noise Reduction: B

Frequency Response: 20Hz to 20kHz (Metal tape)

Signal to Noise Ratio: 66dB (dolby B)

Wow and Flutter: 0.04%

Total Harmonic Distortion: 1.0%

Input: 50mV (line), 0.2mV (mic)

Output: 1V (line)


Большинство любителей винтажной аналоговой аудиотехники сходятся во мнении, что 1000ZXL и 700ZXL были вершиной эволюционного развития кассетных дек. Всё, что было сделано годного после этих шедевров японского магнитофоностроения, повторяло решения, использованные в них, или упрощалось, неизбежно снижая верность воспроизведения. Ни в 80-х, ни в 90-х не было создано кассетных дек, которые были бы способны превзойти 1000ZXL и 700ZXL по объективным показателям верности воспроизведения. По сути — эти устройства доказали, что компакт-кассеты можно заставить звучать не хуже студийного катушечника.

В качестве заключения


Узнавая больше о подходах, которые применялись при создании устройств в 70-80-х, я, порой, готов согласиться с теми, кто утверждает, что тогда солнце светило ярче, особенно в стране, где оно восходит. Любителям шедевров советской инженерной мысли, не признающих вторичность того, что производили в СССР, предлагают сравнить характеристики любого из упомянутых в статье устройств с советскими сверстниками.

Опыт Nakamichi демонстрирует, что для смелых, талантливых инженеров нет ничего невозможного. Можно спорить о рациональности бескомпромиссных подходов к созданию аппаратуры для звука, но невозможно не признать техническую безупречность и максимально возможное для того времени качество создаваемых ими устройств.

Использован фотоконтент:
fishki.net/1290393-nakamichi---proizvoditel-obrazcovyh-kassetnyh-dek/gallery-964712-photo.html
www.yaplakal.com/forum2/topic1613974.html
picclick.com/Nakamichi-STASIS-TA-3A-Home-theater-Tuner-Amplifier-Stereo-133303597986.html
www.pinterest.com/pin/284289795207389343
stereo.ru/to/jh3ia-nakamichi-1000---kassetnaya-deka-zanyavshaya-dostoynoe-mesto-v-sfere
alexmod.do.am/forum/14-191-1
www.gennlab.com
streetmarket.ru/?pp=100&related;=%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B0+NAKAMICHI+EXII+C50+%28%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%29

Традиционный рекламный блок.

В нашем каталоге не представлены описанные в статье устройства. И место в коллекциях и музеях. Но при этом у нас представлен широкий ассортимент аудио электроники, в том числеакустические системы, усилители, саундбары и другие полезные устройства как по «престижным», так и по «демократичным» ценам. В ассортименте тёплые лампы, винил и прочие радости для любителей техноархаики. Не забыли мы и про холодные транзисторы и совсем морозные цифровые устройства.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (36):

  1. tvr
    /#21131566 / +4

    Ухх, спасибо.
    Внимательно подрчитал про недосягаемый объект юношеских мечт.

    • Sound_cULT
      /#21131598

      Вам спасибо, за внимательность) Это не у вас одного (юношеские мечты). Для меня и сейчас не очень досягаемо. На аудиобарахолках 1000ZXL и сейчас продают за 2-3 млн рублей.

      • bormanman
        /#21132302 / +1

        На авито за 999 000 нашёл. Налетай! :-)

      • Vizrok
        /#21133064 / +1

        Возможно я подарю Вам надежду )
        За такую цену продается Limited-версия которой, якобы, было выпущено 100 экземпляров.
        Простая же версия находится по вполне приемлимым ценам.

        • JerleShannara
          /#21135898 / +1

          Limited это тот маразм, в котором использование золота пошло по принципу «заюзаем везде»?

          • Sound_cULT
            /#21137912

            Соглашусь, но зато создали «предмет роскоши»))

          • Vizrok
            /#21141108

            Не вникал, честно говоря. Просто нашел два разных лота — за 100 баксов и за 100500 баксов и полез разбираться. У них визуально фронтальная дека отличается. У дешевой она темнее, плюс бирка "Лимитед". Единственное что видел это какой-то мега-супер эквалайзер в дорогой версии.

            • JerleShannara
              /#21141204

              Nakamichi на пике популярности умудрились выпустить деку, где применение золота дошло до полного апофигея. И вот кто это был — я увы не помню.

  2. v1000
    /#21132280 / +1

    японцы вообще любители придумывать лентопротяги, например, две кассеты рядом, соосно. ну или Sony с ее плеером с полным сенсорным управлением на соленоидах, который работал на одной батарейке (а не на двух, как другие плееры), и был чуть больше самой кассеты.

    • bormanman
      /#21132330 / +2

      Ещё у него была кнопка управления на наушниках, реверс и металлический корпус. По тем временам — космос.

  3. roofcat
    /#21132502 / +1

    Известны эксперименты компании с CD, например, создание компактного CD-ченджера с щелевой загрузкой диска, что для 1980-х было серьезной инновацией. Вопреки ожиданиям Ниро, эти разработки не вернули компании славы новатора. Продавались преимущественно кассетные деки Nakamichi.
    Ну не знаю, в конце 90х использовал 7-дисковый SCSI СD-changer MBR-7 от Накамиши на Novell Netware. Помню, что по тем временам это было чуть не самым бюджетным доступным решением.

    • Sound_cULT
      /#21133094

      Это вполне вероятно, но массового спроса не было, к сожалению. Поколение CD влюбилось в 4 бренда SONY, PHILIPS, а также Technics и Panasonic от Мацуситы. Об остальных Накамичи, Онкио и прочих Грюндиках стали постепенно забывать.

      • xDimus
        /#21134448 / +1

        Pioneer ещё был достаточно известный

      • JerleShannara
        /#21135918

        Пардоньте, в эпоху CD Grundig уже был почти полностью филипсом, а их CD решения были почти все ODM вариантами филипса (CD-7500 = CD303 и т.д.).

        • Sound_cULT
          /#21141242

          в эпоху CD Grundig уже был почти полностью филипсом

          Стал только в 1993-м, на сколько я помню.

          • JerleShannara
            /#21141264

            В 1993 году он был им куплен. А с 7ххх серий шло тесное сотрудничество.

  4. Talking_Fish
    /#21132958 / +1

    Да уж, после такого известный хаб потерял для меня актуальность на некоторое время. Живьём видел только «Дракона», а об этих мега-дивайсах и не знал. Спасибо!

  5. Ezdiumno_ru
    /#21133068 / +1

    Мы с друзьями в 70-х буквально молились на «Накамичи». :)
    Жаль, что настоящей Nakamichi больше нет...

  6. VovaUzh
    /#21133104 / +1

    Спасибо за статью.
    Интересно было, аж мурашки по коже…
    словно вернулся на… надцать лет назад…

  7. voxy2
    /#21133356 / +2

    Почему не использовали скорость 9.6 см\с для улучшения соотношения сигнал\шум?
    В нашей Веге МП122 я писал на ней.
    Почему не прижился Металл и Хром?

    • SADKO
      /#21133736 / +1

      Хороший вопрос, тем более что отжим подушки и натяжение тонвалами у них уже было, так что детонации можно было не боятся. Ну и автокалибровка могла бы переварить скорость, но тут вопрос…
      С хромым металлом не срослось ЕМНИП из-за того, что в идеале для полного раскрытия потенциала нужны были специальные головы и усложнение схем записи/стирания.
      Те же накамичи на хром писали очень по разному, и вообще в плане записи мне как-то ревокс больше заходил, хотя по детонации он и хуже был.
      Кассеты территория компромиссов, и хорошо настроенное динамическое подмагничивание решало. И когда сидюшка переписанная на хром звучала хуже чем издание на нефига не хромовой кассете, что думал об этом потребитель :-)

    • chapai22
      /#21134504 / +1

      Почему не использовали скорость 9.6 см\с для улучшения соотношения сигнал\шум?

      Потому что кассеты 90 минут тогда едва хватит на одну пластинку. Без автореверса 20 минут не очень то удобно. И выигрыш не так чтоб велик ввиду тонкости ленты (магнитного слоя) и зазоров головок, заодно потеряете в низких и уровне высоких. Будет нестандартная коррекция и прочее -то естт только если писать для себя и на нем же слушать. Совместимость улетает.
      В быту было не востребовано да приличные кассеты были дорогие. Делали обратное — 680 деку с половинной скоростью но приемлемым качеством. C/Ш исправляли шумопонижением.


      Двойная штатно скорость была в профдеках у Тика, для маленьких студий как бюджетное решение. Кажется более не у кого.


      Почему не прижился Металл и Хром?

      Металл успел к шапочному разбору. Хромовые кассеты ( и псевдохром) были как раз основными.

  8. smarthomeblog
    /#21133868 / +1

    Помню на накомической деке писал альбомы с дисков, взятых в прокат. В общаге сбросились толпой и купили деку кассетную, CD плеер, усилитель ламповый и колонки. Это было что-то. Тогда понял разницу между реальным лицензионным диском и полуконтрафактным болгарским :)

  9. sim2q
    /#21134352 / +1

    Слышал мнение, что там в основном ноу-хау в головах было

  10. chapai22
    /#21134480 / +3

    касаясь лишь головки воспроизведения из кристаллов (Cristalloy).

    Кгхм. Кристаллой это коммерческое название примененного сплава, фирменный пермаллой с добавками. "Кристаллов" там нет.


    системой подавления детонации,

    ее нельзя "подавить", только уменьшить. В частности механическим дизайном для устранения взаморезонансов. Что и описано в каждой брошюре накамичи на "классическую" механику.


    Ленту накамичи никогда не производили — использовали TDK, из центра рулона. Все кассеты накамичи — TDK по заказу. И прозрачных, кстати не было.
    Фото кассеты с "катушками" это новодельный (самодельный) фейк. Навеянный модой на оригинальные тиковые кассеты подобного вида.


    Всеж не стоит писать подобные статьи, надергав кусков и не до конца понимая о чем собственно речь. О технике либо правильно либо ничего.
    То долби C были внешними до какой то модели, то на 580 серии нет падлифтера. Дракон выпал из описания (как такое вообще возможно — постоянная коррекция азимута это уникальная фишка). Как и центровка пластинки в виниловой вертушке аналогичного названия.


    И дело не в необычайной талантливости абстрактных инженеров, а что, что старик Накамичи ногами их пинал(как Джобс дизайнеров) и заставлял вылизывать детали до мелочей. Чем отличался даже в Японии, где аккуратность норма жизни.
    Патентов на разные такие мелочи у Накамичи полным полно. То есть люди полировали не разгибаясь. Потом и с CD и DAC вылавливали баги и предлагали исправления.
    И сам был хороший инженер и принимал участи в разработке — как например и Рей Долби. Правда переусложнял механику в результате. На прослушивания приглашали самых известных музыкантов за бешеные деньги — чтоб вылавливать нюансы и далее шлифовать.


    CD плеера продавались, только дорого относительно конкурентов (у накамичи все было дорого) и собственно один из очень дорогих как раз Nakamichi 1000mb (две-три тысячи долларов сейчас на ибеях).
    Другое дело что сони выпускала сама чипы, делала дешево и конкурировать с ней long term было невозможно.

    • Sound_cULT
      /#21135560

      Кгхм. Кристаллой это коммерческое название
      автоввод подвёл
      ее нельзя «подавить», только уменьшить.
      это имелось ввиду, безусловно полностью убрать нельзя, физическое ограничение магнитной записи.
      И дело не в необычайной талантливости абстрактных инженеров, а что, что старик Накамичи ногами их пинал
      Не талантливые инженеры в Японии не пинаются ногами руководителем компании, а в лучшем случае по 40 лет моют полы в компании. но вероятно вообще не работают в Японских компаниях и валят в США)

      Другое дело что сони выпускала сама чипы, делала дешево и конкурировать с ней long term было невозможно.
      Это безусловно.

      • chapai22
        /#21136562

        физическое ограничение магнитной записи.

        Не хотелось бы показаться не позитивным :-) — но у магнитной записи нет такого ограничения. Это механика, свойство аналоговой записи, wow & flutter.
        Статья дело хорошее, но если копировать куски из вики (англоязычной)- то вникайте, иначе нечестно.


        Добавим тех кого пропустили.


        Kozo Kobayashi — чиф дизайнер Дракона и ведуший инженер. Mr. Dragon.
        image


        Kenshiro Tanaka industrial& art дизайнер дракона.
        image


        Mr. Goto дизайнер NACC (автоазимута в драконе)
        image


        Ну и люди кто управляли компанией: Этсуро Накамичи((Etsuro Nakamichi), Ниро Накамичи (брат Этсуро и принимал активное участие в разработке дек), Такеши Накамичи (сын, с 1972 года — президент корпорации)
        image

        • Sound_cULT
          /#21137746 / -1

          И где ж вы обнаружили куски из вики, особенно скопированные?))
          Про запись, я и имел ввиду аналоговую магнитную запись на компакт кассетах, а приебдраться можно и к столбу.

        • Sound_cULT
          /#21137772

          И ещё, а вы всегда так токсичны?
          Или только в этом аккаунте с заминусованной кармой?

          • chapai22
            /#21138134

            wow & flutter оно же детонация, есть и у грампластинки. Магнитную запись никак не ограничивает хоть на кассетах хоть где.


            И ещё, а вы всегда так токсичны?

            Вы на техническом в общем то сайте, с технически грамотными людьми, чего ждете от… ммм..., неверного текста? Аплодисментов? По моему все замечания корректны, я даже разбирать детально не стал, из вежливости. И упоминание про 580 у вас из вики (в вики указано неверно, сюрприз :-) и про OEM моторолы, оптику (отсебятина, никогда оптикой он не занимался), и остальное включая даже спеки 1000ZXL.
            Стоит не дуться а исправить статью. Это правильнее.

            • Sound_cULT
              /#21141088

              , есть и у грампластинки.
              А я разве утверждал, что нету? Просто речь не о грампластинке, а об аналоговой магнитной записи.

            • Sound_cULT
              /#21141476

              За 580-й — да, из вики, однако чтобы писать, что это утверждение не соответствует действительности, хорошо бы предоставить пруф — это доказывающий. Если таковой появится, я безусловно поправлю. Вики пока ещё худо бедно проверяется «опытными участниками сообщества», а ваше утверждение про «сюрприз», я к сожалению не могу проверить, ввиду отсутствия ЛПМ или документации. Если вы убеждены в ложности этого утверждения — босьте фото ЛПМ 580, техническую документацию или что-нибудь другое, что доказывало бы то, что автор написавший это в Вики ошибался.

              • chapai22
                /#21141842

                580 было несколько модификаций по годам, (дека двухголовая, то есть головка универсальная). В 580 ставилась кристаллоевая голова от 600 II й модели, затем в модификацию M сендаст от кэнона. Механика классическая двухвальная. Падлифтер был, что обозначено в сервис и юзер мануалах. Но в ранней рекламной брошюре на фото он не показан.
                Возможно ошибка оттуда. Как дополнительная версия возможно что на совсем ранний выпуск (в начале серии 78 года) не ставили, а с 79 уже начали ставить — хотя это было бы странно.
                Выглядит так (фото с интернета).
                image


                что до мануалов hifiengine.com в помощь. Будет время, достану бумажный мануал, погляжу точней. И год выпуска на деках что у меня стоят (все с падлифтерами).


                UPD: похоже на то, что ранняя версия отличалась. Вот другое фото с японского сайта.
                image