Чем выше рейтинг, тем больше денег и наоборот +16







Будучи директором академических программ Parallels, мне довольно часто приходится общаться с вузами, студентами, абитуриентами. В приведенной статье, хотелось бы поделиться своим мнением о том, что происходит с системой современного образования в России.

Российское образование принято ругать. Тем не менее уровень грамотности в нашей стране — 98% (выше, чем в большинстве стран Западной Европы). Да и школы одни из лучших в мире. К примеру, в рейтинге PISA (крупнейшая международная программа оценки учебных достижений 15-летних подростков) московские ученики по уровню читательской грамотности занимают третье место, по математической — пятое, а по естественно-научной — шестое. Яркий показатель — победы наших школьников и студентов во всевозможных предметных олимпиадах по всему миру.



Безусловно, по одной только столице нельзя судить обо всей России. Но я ездил в Чувашию, Башкирию — там есть лицеи, которые ничуть не уступают московским. Причем не только в Чебоксарах и Уфе. Да, это не совсем системно. По факту: чем крупнее город, тем выше уровень образования. Но все же в регионах есть много продвинутых школ и учебных центров, которые обеспечивают высокое качество подготовки абитуриентов. К тому же стало доступно образование через удаленное обучение с использованием возможностей интернета.

Именно по этой причине примерно две трети мест в московских университетах занимают приезжие. Так что, если говорить о школьном образовании, то в целом по стране оно хорошее, хотя и с нюансами по регионам и городам. Увы, о высшем сказать того же нельзя. Его качество в регионах сильно страдает — все силы брошены на ведущие вузы России.

Международные рейтинги и конкурентоспособность


Глобально систему высшего образования начали менять семь лет назад. В 2013 году Минобрнауки запустило программу «5-100», направленную на вывод российских вузов в топ мировых рейтингов. Крупнейшие университеты включились в конкурентную борьбу за дополнительное государственное финансирование: стали наращивать свой исследовательский потенциал, повышать качество преподавательского состава, разрабатывать новые образовательные программы, отвечающие высоким международным стандартам, совершенствовать политику управления, инвестировать в интернационализацию.



По дороге к светлому будущему не все идет гладко — из-за отчетности по публикациям теряются иногда лучшие кадры, которым некогда публиковаться, они прекрасно учили студентов. Но в целом, чтобы соответствовать критериям, начали уделять внимание комплексному развитию, а также создавать более комфортную среду для получения образования.

Сейчас более-менее регулярно в престижные мировые рейтинги попадают 48 вузов. Лучшие результаты при этом показывает МГУ имени М. В. Ломоносова. В 2019 году он, в частности, вошел в топ-100 двух рейтингов: Academic Ranking of World Universities (87-ое место) и QS World University Rankings (84-ое место). И в других рейтингах он занимает достойные места.

Среди лидеров, демонстрирующих аналогичные устойчивые высокие позиции, также НГУ, МИФИ, ИТМО, МФТИ, МИСиС и ВШЭ. Они уже традиционно занимают не последние места в топ-500 и выше, попадают в первую сотню по отдельным предметам и, как правило, улучшают свои позиции на несколько пунктов каждый год.

Учитывая, что в России около 1400 высших учебных заведений, это капля в море. Приходится делить образование в нашей стране на обучение в передовых университетах (куда поступает примерно 9% от общего числа студентов) и во всех остальных.

Что отличает передовые вузы страны?


Компетентность преподавателей. Чем выше вуз в рейтинге, тем выше зарплаты и качество его преподавателей. Сегодняшние выпускники выходят на совершенно новый рынок труда и им необходимы не пустые знания, а совмещенные с практическими навыками. К счастью, в вузах это понимают. Ведущие университеты активно сотрудничают с промышленностью и бизнесом, чтобы вовлечь специалистов-практиков в учебный процесс, с их помощью динамично менять содержание обучения, модернизировать образовательные программы.

К примеру, в МФТИ действуют 113 базовых кафедр различных организаций. Студенты в течение двух лет получают базовые академические знания, после чего выбирают наиболее интересное для себя направление и далее за их обучение отвечают компании, которые в полной мере несут ответственность за деятельность своих кафедр. Такой подход дает рынку труда готовых специалистов востребованного качественного уровня подготовки.

Лаборатории и современное оборудование. Переход на практико-ориентированное обучение потребовал совершенствования технической базы. Современные компьютеры, интерактивные доски, исследовательская техника, мультимедийное и проекционное оборудование стали неотъемлемой частью учебы. Крупнейшие вузы открывают многочисленные научные лаборатории, чтобы студенты могли заниматься высокотехнологическими разработками, проводить практические опыты и всячески экспериментировать. В МФТИ, например, за последние пять лет появилось 50 таких центров, а в МИСис — 30.

Уровень зарплат


Кто бы что ни говорил, но качество обучения и зарплата преподавателя в целом тесно связаны. Когда профессор получает 14 тысяч рублей в месяц, у него отсутствует желание развивать способности студентов, он занят своим собственным выживанием. В ведущих московских вузах средний уровень оплаты труда — 40-90 тысяч рублей в месяц. При этом если у сотрудника есть серьезные научные достижения и публикации в зарубежных журналах, он не только читает лекции, но и вовлечен в административную работу, ему платят заметно больше.

К примеру, в НИУ ВШЭ, благодаря различным надбавкам, которые преподаватели могут получить упорным и, подчеркну, отнимающим жизненные силы, трудом, — до 250 тысяч рублей. В других передовых университетах чуть меньше, но до 200 тысяч рублей при должном старании и также очень и очень большой активности профессора вполне могут заработать.

А что происходит в остальных вузах России?


По идее (согласно указу президента от 2012 года), с 2018-го года зарплата преподавателей высших учебных заведений должна в два раза превышать средний доход по региону. Но многие вузы этот приказ выполнили только на бумаге — нарисовали статистику. Где-то перевели сотрудников в разряд вспомогательного персонала, на частичную занятость, где-то-то поиграли с количеством ставок и допсоглашений, где-то зарплату проректоров посчитали как стандартную преподавательскую. Это не какие-то единичные случаи, так поступили во всех регионах страны, сославшись на то, что Минобрнауки не выделило необходимой суммы для исполнения президентского приказа.

Что касается системы обучения, за последние семь лет в ней глобально ничего не изменилось. Из-за скудного государственного финансирования у большинства вузов России нет возможности ни открывать современные лаборатории, ни закупать новое оборудование, ни привлекать высококвалифицированных преподавателей, способных дать хорошую теоретическую базу студентам. Трудно замотивировать профессоров работать за копеечную оплату.

Бизнес тоже к ним не идет. В небольших городах попросту нет рядом крупных компаний, готовых инвестировать. А в больших — организации и предприятия не видят выгоды от сотрудничества. И их можно понять. Нецелесообразно или иногда невозможно обучать практическим вещам и конкретным навыкам студентов, не получивших качественного фундаментального образования на первых курсах. Это выбрасывание денег на ветер. У бизнеса нет ресурсов организовывать за свой счет обучение с нуля до высококлассного специалиста. Все же развитие системы образования — это обязанность государства.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное образование развивается в целом в правильном направлении. Оно в значительной мере зависит от денежных вливаний, которых недостаточно в регионах. Да и не только в регионах. Однако, в столице и крупных российских городах, уже появились действительно сильные флагманские вузы, на которые стоит равняться. Их успех можно и нужно мультиплицировать, переносить в другие высшие учебные заведения.

Хотелось бы, чтобы даже в современной непростой экономической ситуации все уровни государственной власти находили возможность не только удерживать нынешний уровень финансирования образования, но и постоянно его наращивать. В сильные вузы и бизнес также понесет свои деньги, понимая, что они не будут выброшены на ветер.

В результате выиграют все: и система образования, и работодатели, которые получат качественных специалистов, и общество, так как эти специалисты помогут быстрее поднимать общий уровень развития экономики и, как следствие, уровень благосостояния людей.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (49):

  1. Sayaka
    /#21269738

    Тема конечно интересная, но что в статье?
    Вода, чуть чуть статистики, начали за здравие ( у нас всё круто, чего это ругать удумали ), закончили за упокой( ну как у нас, в Москве, вроде, местами иногда может быть круто, у некоторых профессоров, но это не точно) из предложений только «ну вот хотелось бы что бы власти могли бы возможно тогда бы...»

    • MockBeard
      /#21269858

      согласен, в целом впечатление от статьи: тут плохо, тут не очень, тут вообще ужас-ужас, но в целом все тип-топ и движется в правильном направлении. 8-\

      • Sayaka
        /#21269874

        Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! (С)
        Если барин разрешит- то мы УХ как покажем!

        • MockBeard
          /#21272080

          Угу. Вообще, заметил тенденцию, например, один сайт с обзорами железяк скурвился и помимо обзора собственно железок, начал пестрить заголовками вроде «США отказались от штурмовиков с пропеллерами из-за их «бесполезности против России»» или «Названо российское оружие, которое «завершит Третью мировую войну». Такая мягкая форма пропаганды, что мы ОГО-ГО и если надо, то УХ-УХ. Грустно это.

    • diada1c
      /#21272224

      Типичная ВУЗовская работа: копипаста, много воды и никакой конкретики(ну ладно, статистику вложим которую нашли в интернете) и еще потом обмануть антиплагиат. Работа готова.
      Если сравнивать с Европой — то у них с первого курса студент начинает свой проект, а у нас что в школе, что в ПТУ, что в ВУЗе — лишь бы забить голову фактами.
      Помню как мы сдавали предмет, а вела его чиновница в вечернее время — требований ужас. А на следующий год предмета не стало в стандартах, да и службу, возглавляемую чиновницей упразднили и перевели под крыло регионального минфина или минэка. Вот никакой пользы — ни личной от знакомства, ни познавательной… Пустая трата времени.

      • 0xd34df00d
        /#21272952

        Я не очень верю, что можно прям с первого курса массово делать что-то адекватное (если это ресерч-проект, конечно же).


        Помню, как у меня отец (ФОПФ) удивлялся, что у нас (ФУПМ) на четвертом курсе уже научная работа — типа, куда там, рано еще.

        • ADiaikin
          /#21276484

          Ресерчи мы начинали на ФУПМе нормальные с началом учебы на базовой кафедре Параллелз. А это середина 3го курса

      • ADiaikin
        /#21276474

        diada1c. Нет сейчас такой работы в МФТИ, в Бауманке, на мехмате МГУ и во всех вузах, которые я перечислил выше. В остальных да

  2. ADiaikin
    /#21269888

    Коллеги, а вы хотите, чтобы было написано только о плохом? Или только о хорошем? Написано как есть. Есть и плохое, и хорошее. 90е годы практически развалили всю систему. Сейчас в столице и паре других городов появились отличные вузы мирового уровня. Хотелось бы, чтобы остальные двигались в том же направлении. И это происходит, хотя и слишком медленно. Такова реальность. Неправду писать не стал бы

    • SmirkinDA
      /#21270038

      А можно отметить, какие именно региональныне вузы кажутся наиболее конкурентоспособными в ИТ? Казань? Новосибирск? Екатеринбург? Нижний Новгород? Честно говоря, в Москве, как мне кажется, их знают недостаточно. В Питере есть ИТМО и все знают, что тамошние ребята «башковитые головастики». А кто еще?

    • BorisTheAnimal
      /#21273674 / +2

      главное правило — хочешь сказать что-то плохое, говори о том, что это случилось в 90е годы.

      Хотя на мой скромный взгляд как раз таки весь бардак с обучением начался уже в нулевые когда пошел курс на упрощение программ, что бы охватить всех кто платит. И этот курс продолжается. Те кто хоть что-то из себя представляют обычно обучаются не благодаря современной системе образования, а вопреки ее.

      • ADiaikin
        /#21276510

        В вузах за пределами первой линии да

  3. ADiaikin
    /#21269904

    И. кстати, мы и без Барина активно в процессе участвуем

    • SmirkinDA
      /#21270064

      А можно попросить проанализировать существующий опыт подготовки кадров ведущими ИТ-компаниями. Было бы интересно увидеть масштабное исследование по тому, что и как делают Мейл, Яндекс, Акронис, Parallels, Kaspersky, Тинькофф? Реально же большой пласт работы сейчас коллеги проводят.

    • Sayaka
      /#21270092

      Будет очень интересно послушать.Расскажите?

  4. ADiaikin
    /#21270138

    Про немосковские вузы. Это Новосибирский ГУ; в Питере кроме ИТМО это Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Академический университет им. Ж.И. Алферова, СПБГУ; в Татарстане это университет Иннополис (он коммерческий, но абсолютный лидер по качеству обучения), Казанский университет, наверное… а дальше тот самый гэп… Дальше все зависит от конкретных людей на конкретных кафедрах, которые находят возможность давать качественное образование несмотря на… Такие встречаются, к сожалению, пока нечасто

    • longcake
      /#21270326 / +1

      АУ поплохело уже пару лет как. Кафедра переехала в питерскую вышку

    • Hirundo
      /#21274946

      А как же томский ТУСУР?

      • ADiaikin
        /#21276524

        Не всех перечислил, конечно же. Есть и другие, но не системно

  5. ADiaikin
    /#21270156

    Наверное здесь я в двух словах масштабное исследование не смогу выложить. Конечно же, представление есть, так как я каждый день в теме и регулярно общаюсь с коллегами. Соберусь с силами, напишу следующую большую статью. Постараюсь не затягивать по времени

    • Sayaka
      /#21270804

      Спасибо, буду ждать, а спешить не надо, главное качественно сделать.

  6. ADiaikin
    /#21270180

    Здесь — я про комментарии

  7. SakuradaJun
    /#21272834

    Но я ездил в Чувашию, Башкирию — там есть лицеи, которые ничуть не уступают московским

    В Массачусетсе, Кёльне, Оксфорде учебные заведения тоже не уступают вашингтонским, берлинским и лондонским, даже наоборот, превосходят их. О чем вообще речь в статье?

    • ADiaikin
      /#21276540

      О том, что у нас уже есть вузы, которые можно было бы использовать как локомотивы развития, как пример остальным. Они есть. Их качество высокое. Давайте не будем всех рисовать черным

  8. duronus
    /#21272946

    Извините, но 40-90 в москве это уровень средненького менеджера по продажам, а то и ниже средненького, так почему человек который фактически ничего не знает кроме работы заливания воды в уши получает больше чем человек который обучает, от которого зависит завтра этот же менеджер по продажам

    • ADiaikin
      /#21276546

      Это правильный вопрос. К государству. Об этом и пишу

  9. BorisTheAnimal
    /#21273640 / +2

    «московские ученики по уровню читательской грамотности занимают третье место, по математической — пятое, а по естественно-научной — шестое»

    Безусловно, по одной только столице нельзя судить обо всей России. Но я ездил в Чувашию, Башкирию — там есть лицеи, которые ничуть не уступают московским.


    По PISA российские школы находятся на 26, 25, 32 месте соотвественно. Брать оценки отдельных учреждений и сравнивать их с усредненными оценками других стран — стратегия так себе.

    • ADiaikin
      /#21276746 / +1

      За рубежом массовое образование школьное по уровню близко к массовому образованию московскому, а во многих странах ниже. Так что сравнение корректное.

      • rg_software
        /#21276784 / +1

        Не сказал бы, что корректное, например, в тех же штатах очень сильное расслоение. Если интересно, можете учесть и стандартное отклонение, это в отчётах PISA тоже есть.

      • BorisTheAnimal
        /#21278112

        Нет, не близко. По крайней мере если мы говорим про США. Даже школы 10/10 при сравнении между собой между разными штатами, будут крайне не равные.
        Хотите выборочно сравнивать — ну сравнивайте со школами 10/10 из богатых пригородов NYc, Бостона, Сиэтла, Вашингтона. Но не массово.

  10. Antervis
    /#21274410 / +1

    полугодовой курс робототехники в моем Томском Политехническом (топ 10 вуз россии) умещался в первую лекцию курса робототехники MIT, которую можно найти на ютубе. Всего в базовом курсе робототехники таких лекций 16. В TUM'е поверх такого базового курса еще три продвинутых (так было 5 лет назад). Это та разница в уровне образования, с которой столкнулся я лично. Как думаете, мой скепсис в отношении этой статьи оправдан?

    • ADiaikin
      /#21276560

      В чем скепсис в отношении статьи? Есть ли там слова о Томском? А все остальное — это не из воздуха, а результат ежедневной работы с упомянутыми вузами

      • rg_software
        /#21276814

        Лично мой скепсис в том, что слишком много в статье "ощущений" — эти на мировом уровне, эти ещё нет, а вон те не хуже прочих. Но ощущения у каждого свои, это какой-то не очень серьёзный разговор. Была бы какая интересная статистика с трендами, было бы интересно обсудить. А так чего удивительного — в комментариях точно так же ощущениями делятся. Не всегда они совпадают, что логично.

      • Antervis
        /#21279454

        В чем скепсис в отношении статьи?
        Вам по пунктам? Ок.
        К тому же стало доступно образование через удаленное обучение с использованием возможностей интернета.
        Вы понимаете, что это чисто формальная и растянутая во времени процедура покупки диплома?
        Международные рейтинги и конкурентоспособность
        вузы начали наращивать рейтинги, да. Вот только на качество образования это не влияет. Например, рейтинги зависят от международных программ. Но как один студент, съездивший по отвратительно организованной программе обмена повлияет на уровень образования тысячи остальных?
        … с их помощью динамично менять содержание обучения, модернизировать образовательные программы.
        Вы в курсе как формируются учебные программы в наших и зарубежных вузах? И что сама наша система образования вообще ни разу не динамичная?
        В ведущих московских вузах средний уровень оплаты труда — 40-90 тысяч рублей в месяц
        это сравнительно мало, тем более для работы с 5+ летним стажем (примерно столько нужно чтобы получить КТН'а)
        он не только читает лекции, но и вовлечен в административную работу, ему платят заметно больше.
        хороший преподаватель работает на полставки по специальности и на полставки преподает. А те, кто «вовлечен в административную работу» обычно сильно оторваны от реальности

        И самое главное — мотивация вуза. Для зарубежных вузов качество образования напрямую транслируется в доход (как именно — могу написать такую же портянку), следовательно, вузу выгодно наращивать именно его. Наши вузы получают фиксированное финансирование за каждого студента, сдавшего госы. То есть мотивация — научить как можно большее число студентов сдавать госы на трояк, минимизируя число не сдавших. Выпускать рок звезд нашим вузам попросту не выгодно.

        Есть ли там слова о Томском?
        там есть слова о «российском».
        А все остальное — это не из воздуха, а результат ежедневной работы с упомянутыми вузами
        а вы попробуйте для сравнения поработать с зарубежными

        • ADiaikin
          /#21286506 / +1

          Вы совсем не о статье пишете. К тому же явно не в теме российского высшего образования. По каждому пункту могу ответить. Работаю ис российскими вузами, и с зарубежными. опыт более чем достаточный. А у вас он очень личный, похоже. Во всяком случае это просматривается в применении к российским вузам. У нас ОТЛИЧНЫЕ вузы первой линии, которые я перечислил. Со своими проблемами. С отставанием по статистике от передовых вузов за рубежных. Но нет у них отставания по качеству выпускников. именно поэтому на этих выпускников столь большой спрос.
          Я сейчас говорю о технарях и среди ниж (или между них) об айтишниках. Не собираюсь говорить в целом. Только о том. что хорошо знаю.
          И еще из главного — вузам не платят в России за сдавшего госы. Есть фиксированное финансирование обучения каждого студента с разделением на технические и гуманитарные специальности. Плюс сам вуз добавляет финансирование обучения, при необходимости, из своих доходов (они различны).
          В ведущих вузах двоечников выгоняют совершенно без оглядки на потерю какого-либо финансирования. Перечень этих вузов выше. Во всех остальных система пока ущербна. Но так как первым удалось из нее вырваться, значит, остальные постепенно будут подтягиваться. Все меняется.

          • Antervis
            /#21287144

            Есть фиксированное финансирование обучения каждого студента с разделением на технические и гуманитарные специальности
            … которое зависит от среднегодового числа обучающихся.
            У нас ОТЛИЧНЫЕ вузы первой линии, которые я перечислил.
            вы перечислили 7 вузов, я говорю про топ10 россии. Уже не «первая линия»? А если говорить про топ15? Топ 20? А сколько там всего вузов в россии?
            В ведущих вузах двоечников выгоняют совершенно без оглядки на потерю какого-либо финансирования.
            почему же без оглядки то. Просто там достаточно желающих чтобы место двоечника занять пожелавшим перевестись из другого вуза. А вот как только вуз не может заполнить свои места, отчисление студентов начинает больно бить по карману.

            Самое важное отличие как раз в «специальностях». Дело в том, что болонская система подразумевает «направления», в рамках которых студент свободно выбирает себе курсы, и непопулярные курсы быстро «вымываются» естественным образом. У нас есть учебный план, зависящий от специальности, и обычно конкретному студенту необходимы веские основания чтобы его поменять. И если курс не востребован (ну просто не нужен для индустрии), то он будет убран из программы только когда расформируют всю специальность в пользу новой. Т.е. вроде как наши вузы и переходят на болонку, но без свободы выбора курсов получается «пятилетка за шесть лет»

  11. prs123
    /#21274990

    «Так что, если говорить о школьном образовании, то в целом по стране оно хорошее, хотя и с нюансами по регионам и городам.»
    Ну, нет. Если вам не удалось попасть в физмат школу или нет возможности/денег/времени заниматься с репетитором, то сдать профильный ЕГЭ по математике у вас вряд ли получится, не говоря о высоком балле. И при том, он нужен во все технические ВУЗы.
    А почему не получится? Потому что в основной школе вам придется прикидываться, что определять максимум на графике температуры или решать задачку 4 класса о сближении поездов — это весело и не у всех в классе это получается. Да, это Питер, если что.

    • ADiaikin
      /#21276574

      Вы правы абсолютно. Но из моей фразы вы взяли только часть. Мой сын учился в Лондоне некоторое время в муниципальной школе. И быстро стал там звездой. Потому что уровня обычной московской школы там и близко нет. В Англии в обычных школах он неизмеримо ниже. Поэтому сравнение корректное. В целом наше школьное образование при всех недостатках намного выше такого же в развитых странах. Образование в элитных школах в приличных странах сопоставимо с элитными школами в Москве

      • BorisTheAnimal
        /#21278074

        За рубежом также нет единого стандарта. Есть слабые школы, есть сильные. Более того, важно еще в каком классы у вас был опыт. Т.к. если говорим про США, то в начальных классах они отстают, но начиная с middle начинается выборочное усложнение — ученики сами выбирают, на что ставить акцент в обучении. И вот тут они зачастую могут и перегнать программу российских школ. По крайне мере у меня был опыт когда у школьника лет 12 были задачи по математики, как в 10-11 классе российской школы.

        • ADiaikin
          /#21286524

          Совершенно с вами согласен. Нет стран, где все школы только высокого уровня или только низкого, если мы берем развитый мир, конечно же.

        • prs123
          /#21286674

          В Финляндии, к примеру, все школы стараются делать идентичными по уровню, и скажу, неплохо у них это получается.

    • ADiaikin
      /#21286608

      Вы правы. Но не учитываете, что не всем нужен физмат, к примеру. Кому нужен, занимаются дополнительно. К сожалению, за деньги. И в Москве то же самое. Есть очень сильные школы, есть слабые. И система оплаты за душу учащегося несовершенна. Но в качестве другого примера приведу вам Московский дворец пионеров, в систему обучения которого вовлечены до 40 тыс. школьников. В основном бесплатно. Мы тесно с ними сотрудничаем на основе благотворительности. В частности, участвуем в организации конкурса «Девушки в IT». В этом конкурсе могут участвовать безвозмездно любые школьницы города. И это только один из многих примеров того. что в Москве можно бесплатно получать специальные знания. Там же много кружков, в том числе айтишных.
      В регионах тоже что-то есть, но не столь масштабно.
      Для этого и написана статья, чтобы ее читали, задавали вопросы.
      Мне часто приходится показывать очевидные, доступные возможности даже моим коллегам, которые рядом, но не имеют нужной и важной информации.
      Например, о возможностях МДП для детей. О том, что многие вузы открыли бесплатные очные курсы по самым различным направлениям. От бизнеса до высшей математики.
      Я уже не говорю о дистанционном обучении.
      Таких курсов уже десятки тысяч на русском языке. С возможностью получить сертификат. Хотя для многих главное — знания.
      Не все знают об этих возможностях, не все пользуются, хотя знают. Дальше — вопрос мотивации. Если она есть, знания открыты, их можно взять и зачастую бесплатно.
      Да, и еще. Уже пару лет минимум как открыты дистанционные курсы подготовки к сдаче ЕГЭ от ведущих вузов. За небольшие деньги (намного меньше, чем платить репетитору).
      Это обучение открыто всем, независимо от места проживания. И им пользуются.

      • prs123
        /#21286646

        Это все здорово и прекрасно, но я например дистанционное обучение вообще вообще не понимаю. То есть, формат для меня вообще не подходит, к примеру. Таких же людей вокруг меня много.

  12. ADiaikin
    /#21276650 / +1

    Коллеги. Если кто-то знает что происходит в МАИ на айтишных специальностях, скажите. По моим ощущениям вроде бы начал подниматься после многолетнего провала.