Порой даже небольшие доработки в дизайне и контенте сайта становятся точками роста. Увеличили размер кнопки «Купить» — она стала заметней, и у вас больше продаж. Прикрутили блок с видео о продукте на лендинг — и у вас больше заявок. Но предугадать, какой вариант будет лучше восприниматься пользователями, сложно. Нужно тестирование: шрифтов, цветов, кнопок, их расположения, текстов, изображений и массы других элементов.
Для этих задач подходит Google Optimize. Этот сервис создан для тестирования изменений на страницах и оценки их эффективности с точки зрения поведения пользователей. Детально разобрали, как с ним работать, какие есть виды тестирования, по шагам показали настройку А/Б теста.
Google Optimize — сервис для тестирования изменений в интерфейсе страниц сайта. С его помощью можно быстро и без вмешательства в код сайта протестировать, как изменения в интерфейсе влияют на конверсию и другие метрики эффективности.
Упрощенно процесс выглядит так:
Чтобы было проще разобраться с работой сервиса, полезно понимать его структуру. Она состоит из трех уровней:
Для внесения изменений на сайт используется браузерное расширение Google Optimize. Расширение позволяет редактировать существующие элементы или добавлять новые для проведения экспериментов — без вмешательства в исходный код сайта.
Перейдите на страницу Google Optimize (можете сделать это по прямой ссылке или найти сервис в Google Marketing Platform).
Кликните «Start for free».
После клика вы будете перенаправлены на русскоязычную версию сервиса (Google Оптимизация).
Обратите внимание, для работы с сервисом вам нужен аккаунт Google (если у вас его нет — создайте), а также аккаунт Google Аналитики.
После создания аккаунта в Google Optimize необходимо добавить первый контейнер. В нем будут храниться данные о ресурсах, с которыми проводятся эксперименты, и сами эксперименты.
При создании контейнера ему присваивается название по умолчанию — «Мой контейнер». Это название можно оставить или изменить. Общая рекомендация — указать в названии адрес сайта или название проекта, с которым работаете. Это поможет проще ориентироваться в аккаунте, если контейнеров будет много.
Чтобы переименовать контейнер, откройте его и кликните по кнопке «Настройки».
Затем кликните по знаку карандаша в блоке «Сведения о контейнере».
Укажите название:
Если вы планируете проводить тесты на разных сайтах, удобно следовать такой логике: для одного сайта — один контейнер. Однако это не обязательное условие. В одном контейнере могут быть проекты для нескольких сайтов.
На нижнем уровне иерархии — проект. По сути, это эксперимент, который запускается для решения конкретной задачи. Задачи могут быть разными, например:
В сервисе доступно 4 вида проектов. Расскажем о каждом из них.
Классический А/Б тест. С помощью этой функции вы можете создать несколько вариантов страницы, с разным отображением одного элемента. При этом вариантов не обязательно должно быть два — их можно создавать сколько угодно.
Google будет распределять трафик между вариантами страницы в зависимости от настроек:
С помощью настроек таргетинга в проекте можно выбрать аудиторию, которой будут показываться измененные варианты страницы. Например, ее могут видеть только пользователи мобильных или аудитория, которая приходит с конкретной рекламной кампании.
Дополнительно можно указать, какая доля общего трафика должна участвовать в эксперименте.
Самый простой пример А/Б теста — тестирование разного цвета кнопок. Например, изначально на сайте стоит CTA-кнопка синего цвета, но мы хотим проверить гипотезу: изменится ли конверсия, если кнопка будет более яркой (скажем, красной). Для этого создаем вариант исходной страницы с измененным цветом кнопки.
После запуска проекта Google Optimize будет рандомизированно распределять трафик между вариантами страницы и сравнивать эффективность по заданному параметру (например, по уровню конверсии).
В отличие от А/Б теста он позволяет протестировать изменение сразу нескольких элементов.
Например, этот вариант подойдет, если нужно протестировать два заголовка и три изображения.
Система создаст все возможные комбинации страниц, в зависимости от того, сколько элементов и какое количество вариантов мы хотим протестировать. В нашем примере будет создано 6 комбинаций (2 заголовка * 3 картинки = 6).
Если вы хотите посмотреть, изменение какого элемента на странице даст больший прирост конверсий, используйте этот вариант экспериментов.
В предыдущих вариантах экспериментов сравнивались одни и те же страницы, отличались лишь отдельные элементы. Здесь же сравниваются разные страницы.
Пример. Допустим, вы делаете посадочную страницу для продажи продукта. Хотите протестировать две версии лендинга:
Чтобы узнать, что сработает лучше, создайте в Google Optimize эксперимент с переадресацией и укажите две страницы с разным URL:
После завершения тестов вы получите данные и узнаете, какой из вариантов посадочной страницы сработал лучше.
Позволяет вносить изменения на сайте для персонализированного показа определенной аудитории. Персонализация нужна после того, как вы уже провели эксперимент (например, А/Б тест) и определили выигрышный вариант изменений. На основе этого варианта Google Optimize создаст персонализацию. Ее можно настроить для показа любому сегменту аудитории.
Также «Персонализация» пригодится в случаях, когда нужно запустить краткосрочную акцию для определенного сегмента аудитории. Например, с 1 по 31 июля вы хотите предложить бесплатную доставку клиентам из Москвы. Для этого создаете проект с типом эксперимента «Персонализация». Вносите изменения на сайт с помощью браузерного расширения Google Optimize — добавляете текст с информацией о бесплатной доставке. В настройках таргетинга указываете целевое местоположение — Москва.
После запуска эксперимента жители Москвы будут видеть ваше предложение, а остальным пользователям будет показана обычная версия страницы.
Настраиваете и ведете контекст/таргет? Подключитесь в Click.ru, и вы будете получать до 6% от оборота с контекстной и до 10% от оборота с таргетированной рекламы. Кроме того, вы получите доступ к бесплатным инструментам и объедините всю рекламу в одном интерфейсе (единый баланс, один договор, закрывающие документы).
Покажем пошагово, как запустить тест в Google Optimize. Для примера возьмем сайт детской тематики.
Первым делом создаем проект в контейнере:
В базовых настройках указываем:
В созданном проекте необходимо:
По умолчанию эксперимент длится 90 дней, а затем завершается. 90 дней — максимальный срок эксперимента, продлить его нельзя. Единственное, что можно сделать — уменьшить срок, настроить график запуска и окончания. Для этого кликните по иконке часов в панели инструментов.
Затем нужно указать дату начала и окончания эксперимента. Если длительность для вас не важна, можете указать только дату начала — через 90 дней эксперимент завершится автоматически.
На странице блога у нас есть превью статей и кнопка «Read More» оранжевого цвета. С помощью теста мы хотим узнать, будут ли чаще кликать на нее и открывать полную статью, если изменить цвет кнопки.
В эксперименте установим красный цвет для кнопки. Жмем «Создать вариант», указываем название и сохраняем его.
Затем кликаем по кнопке «Изменить».
Откроется страница блога, на которой будет показана панель инструментов расширения Google Optimize. Если расширение у вас еще не установлено, при нажатии на «Изменить» система предложит установить его. Меняем цвет кнопки «READ MORE» на красный и сохраняем изменения.
По умолчанию трафик распределяется между исходной страницей и тестовыми вариантами поровну. У нас только один тестовый вариант, поэтому распределение трафика — 50/50.
Это соотношение можно изменить вручную и установить любое другое: например, 60% — для исходной страницы, 40% — для тестовой.
Кликаем по ссылке «правила выбора целевой аудитории».
Выбираем тип правил для настройки таргетинга.
С помощью настроек таргетинга можно указать, какой аудитории показывать исходный и тестируемый вариант страницы. Выбрать можно такие варианты:
В правилах таргетинга кликаем по пункту «Геоданные». Выбираем из выпадающего списка уровень, на котором будем задавать таргетинг. Здесь доступно четыре уровня:
Выбираем пункт «Страна», затем начинаем вводить название нужной страны на английском языке. Из выпадающего списка выбираем подходящий вариант.
В блоке «Таргетинг на страницы» жмем «Добавить правило для URL».
Здесь необходимо указать адрес страницы, при переходе на которую пользователям будут показаны тестируемые варианты.
Для того, чтобы получить достоверные данные по эффективности эксперимента, необходимо настроить связь с ресурсом Google Аналитики, в котором отслеживаются данные нашего сайта.
При авторизации в Google Optimize мы использовали тот же аккаунт Google, на котором зарегистрирована Google Аналитика. Поэтому выбираем нужный ресурс из списка. Выбираем представление «Все данные по веб-сайту».
Жмем «Создать». Сервис генерирует обновленный тег счетчика Аналитики. Вставляем код в разделе <HEAD> на сайте.
После установки связи с Google Аналитикой в интерфейсе отобразится уникальный идентификатор эксперимента.
В блоке «Цели» указываем основную цель эксперимента — она нужна для оценки результатов и определения выигрышного варианта. Есть два способа:
Нужная нам цель уже есть в связанном аккаунте Google Аналитике, поэтому выбираем пункт «Выбрать из списка». Во всплывающем окне покажется список доступных целей. Кликаем по нужной — она будет установлена в качестве основной цели.
Также можно указать до двух дополнительных целей (для замеров дополнительных метрик).
В принципе, проект уже можно запускать, но давайте пройдемся по дополнительным настройкам (находятся в блоке «Настройки» после настроек целей).
На что здесь нужно обратить внимание:
Следующий шаг — запуск проекта. Кликаем по кнопке «Ок» на панели инструментов. Сервис покажет код проекта, который необходимо разместить на тестируемой странице сайта.
После запуска сервису нужно некоторое время, чтобы собрать первые данные. Увидеть их можно будет уже через несколько суток.
Таким образом, с помощью Google Optimize вы соберете достоверные данные об эффективности тех или иных изменений на сайте и повысите его конверсионность. А в сочетании с оптимизацией рекламы в Google с помощью Рекомендатора Click.ru вы получите дополнительную экономию (как им пользоваться — читайте здесь).
К сожалению, не доступен сервер mySQL