История домашнего аудио: золотая эра Hi-Fi +9


Магнитная звукозапись и винил, получившие массовое распространение после Второй мировой войны, изменили акустическую экосистему в домах людей. Они не только преобразили подход к прослушиванию музыки, но и поменяли саму музыку. Рассказываем, как это произошло.


Фото Markus Spiske / Unsplash

Новые форматы


Магнитная лента и долгоиграющие пластинки, которые появились после Второй мировой войны, изменили музыкальную культуру. Новые технологии звукозаписи и материалы позволили увеличить объем накопителей, и на них стало влезать больше музыки. Тот же двенадцатидюймовый винил мог уместить до 23 минут аудио, а бобина — порядка 30 минут. До этого момента для музыкантов было нормой выпустить всего одну песню, но тогда начали выходить целые альбомы, часто объединенные какой-либо темой.

Первопроходцами «эры концептуальных альбомов» по праву считают The Beatles и их «Rubber Soul» — он вышел в 1965 году. Вскоре последовали работы других коллективов — «Aftermath» от The Rolling Stones, «Pet Sounds» от The Beach Boys и «Blonde on Blonde» Боба Дилана.

Новый звук


Новые форматы стали пространством для выражения музыкальных идей, которые не всегда возможно воплотить вживую. Ярким примером может быть «Nowhere Man» с уже упомянутого альбома «Rubber Soul». В записи этой песни использовалось наложение вокала — поэтому во время живого концерта она звучала гораздо проще, чем на альбоме.

Отпечаток на музыке оставили и технические особенности форматов. Магнитную ленту можно было регулярно записывать и перезаписывать, и музыканты начали экспериментировать с новым звуком. Например, частью песни «Tomorrow Never Knows» с альбома «Revolver» The Beatles стали пять пленочных семплов, проигрываемых в разном направлении и на переменной скорости. Некоторые музыканты даже нарезали магнитную ленту с аудиозаписями на кусочки и собирали из них оригинальные композиции — практика получила название tape splicing («склеивание ленты»).

После многократной перезаписи магнитная лента начинала деградировать, что сказывалось на звучании. Эту особенность музыканты также использовали в своих работах. Среди них был британский композитор и один из основателей жанра эмбиент Брайан Ино. Он использовал эффект, который накладывала деградировавшая пленка, во время записи альбома «Discreet Music».


Чтобы в полной мере раскрыть звучание новых акустических приемов, понадобилось более совершенное домашнее звуковое оборудование. И оно начало появляться в 50-х — 60-х годах прошлого века — период называют «золотым веком» Hi-Fi.

Золотая эра Hi-Fi


Это — период, в который была задана звуковая планка и сформированы ожидания потребителей. Именно в 50-е в США появились полочные колонки. Одним из первых подобное устройство представил бренд Acoustic Research, основанный изобретателем и популяризатором колонок закрытого типа Эдгаром Вильчуром (Edgar Villchur). Их колонки были выпущены в 1954 году под названием AR-1. По сравнению с конкурентами устройство имело небольшие размеры и неплохое качество звучания. Однако популярным продукт Acoustic Research стал лишь спустя пять лет, с выходом AR-3.

Каждая из колонок AR-3 содержала три динамика: конический вуфер, купольный твитер и излучатель средних частот. AR-3 быстро стали классикой, повысив планку звучания для домашней аудиотехники.

В Acoustic Research даже устраивали «слепые тесты» в формате концертов, во время которых музыку попеременно играли живой оркестр и акустическая система. По словам очевидцев, отличия были практически незаметны. Вплоть до 1966 года компания удерживала почти треть американского рынка домашней акустики — достижение, не превзойденное ни до, ни после.

Параллельно с рынком акустики начал развиваться рынок аудиоусилителей. Лидером в этой категории долгое время оставался ламповый усилитель Dynaco ST-70, впервые представленный публике в 1959 году. За тридцать с небольшим лет существования модели было продано более полумиллиона экземпляров — а современную версию ST-70 производитель поставляет и сейчас.


Фото Fred von Lohmann / CC BY / На фото: Dynaco ST-70

В 1970-х началась гонка за мощностью. Тогда на рынок пришли усилители McIntosh MC3500. Эти устройства до сих пор популярны и уходят с молотка на аукционах за приличные деньги.

Тогда же развивались проигрыватели пластинок. Первая «вертушка» с прямым приводом — без вызывающих излишних вибраций ремней — Technics SP-10 вышла в 1970 году. Именно такая разновидность проигрывателей стала популярной среди диско-диджеев, и привела к появлению хип-хопа и электронной музыки. Но не стоит думать, что в золотой век Hi-Fi все было хорошо.

Тогда аудиотехника была, как правило, дорогой, и многие американские установки регулярно выходили из строя. Из-за этих недостатков рынок США (как, впрочем, и мировой) начали постепенно захватывать азиатские компании — Pioneer, Kenwood, Sansui. Они производили более дешевое оборудование и проводили активные маркетинговые кампании. Результат налицо — по сей день, когда мы говорим о доступном Hi-Fi, первыми в голову приходят имена именно этих производителей.

В любом случае рынок аудио-оборудования в «золотую эру» был очень бурным. За четверть века конкуренции и технологических гонок была сформирована культура меломанов.



Дополнительное чтение по теме в «Мире Hi-Fi»:

Как развивалось домашнее аудио — от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как домашнее аудио становилось массовым
Как развивалось домашнее аудио: эра винила
Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
«Запекать до готовности»: кто спасает раритетные записи на магнитной ленте таким способом
История аудиоформатов — эпоха кассет и развитие технологий синтеза речи





К сожалению, не доступен сервер mySQL