Как прекратить страдать и начать учиться +64




Успели во время самоизоляции стать суперэффективными и освоить пару новых специальностей? Тоже нет? А ведь все вокруг трубили: «Используй это время с пользой! Кризис – всегда точка роста». Оказывается, это совершенно нормально, если вы не нашли в себе сил начать осваивать новый язык программирования или вышивание гладью. Психологи говорят, что сильный и продолжительный стресс вредит обучению, а мы все это время прожили в условии постоянно меняющихся правил. Однако хватит «выученной беспомощности», впереди еще много перемен, и суперэффективность нам может пригодиться. 

Я поговорила с преподавателями «Сетевой Академии» (кстати, нашему учебному центру 30 августа исполняется 25 лет!), чтобы узнать, что они думают про обучение дома, и собрала все мысли в этом посте: действительно ли это было время возможностей? Что поможет обучению, если всё вокруг мешает процессу? Чему и где учиться онлайн? Они дали свои рекомендации и рассказали о достойных образовательных платформах.

Кстати, нашим преподавателям самим пришлось во время карантина срочно перестраивать учебный процесс, переформатируя его в онлайн. Так что они прекрасно знают, каково это – разрываться между работой, бытом, домочадцами и мониторингом новостей, при этом неотрывно следуя концепции непрерывного обучения.


Не расстраивайтесь, что вы не так эффективны, как все, кто об этом рассказывает


Источник

Нельзя сказать, что на карантине все ударились в саморазвитие. Конечно, кому-то пришлось срочно переучиваться, чтобы не остаться без куска хлеба. Но многим на обучение банально не хватало времени. По нашим внутренним опросам, только у одного из десяти сотрудников нагрузки стало меньше, остальные продолжили работать в прежнем или усиленном режиме. Свободное время на самоизоляции тоже оказалось приятной иллюзией. Время, сэкономленное на дороге в офис, у многих съели быт и дети. 

Однако это не значит, что учёбу стоит откладывать на потом. Отвечая на вопрос о преимуществах удаленного обучения, наши преподаватели отметили психологические и практические аспекты. О них стоит вспомнить, если нас действительно накроет вторая волна пандемии и снова придется самоизолироваться.

  • Обучение – это способ разнообразить свою жизнь, когда круглосуточно «в четырех стенах», способ не чувствовать себя «оторванным от мира». Это и полезно, и интересно, и может послужить источником положительных эмоций».
  • «Переключение на учебу отвлекает от негативных мыслей во время карантина». 
  • «Во время весеннего карантина значительно увеличилось количество доступных курсов, причем бесплатных, их тематика расширилась, т.е. появилась возможность найти для себя что-то суперинтересное и полезное».
  • Неважно, на карантине или в обычной жизни, – я предпочитаю удаленное самостоятельное обучение, потому что можно самостоятельно контролировать время на изучение темы. Я могу бегло пройти то, что мне уже знакомо и задержаться на том, что мне пока не известно. Столько, сколько нужно. При обучении в группе это невозможно».
  • «Против обучения: 

    1. много работы (нет времени);
    2. нет места, где бы не мешали домашние;
    3. нет денег (хотя всегда можно найти бесплатные учебные ресурсы);
    4. лень, апатия, депрессия, плохое самочувствие. 

    Преодолеть этот пункт помогут: 

    • повышение своей квалификации, 
    • чтение книг, 
    • просмотр интересных, развивающих передач. 

    Если вы, выйдя на работу после длительного простоя, скажете своему руководителю или новому работодателю, что вы прошли дополнительное профессиональные обучение или подготовили новый проект, поверьте, к вам будут относиться с большим вниманием и уважением».

Чему стоит поучиться


Допустим, вы уже готовы направить свою энергию на обучение. Направлений много, и все такое вкусное. Если нет острой потребности в конкретных знаниях и навыках, наши преподаватели рекомендуют приглядеться к курсам, обучающим тому, что:

  • может пригодиться на нынешней работе;
  • потребуется в будущем (для дальнейшего профессионального и карьерного роста);
  • интересно лично вам (например, компьютерная графика, дизайн, саморазвитие, здоровье и т.п.);
  • только появилось (новые технологии).


«Важно, чтобы предмет изучения был нужен тебе лично. Никогда не поймешь удобство инструмента, если сам не попробовал его использовать. Так же, как иностранный язык лучше всего изучается, если на нем приходится говорить уже сегодня. То же самое с языками программирования, с администрированием серверов, с нейросетями и другими «новыми науками эпохи». Кстати, говорят, те же нейросети и машинное обучение отберут рабочие места и постепенно будут захватывать все больше и больше профессий и людям часто придётся переучиваться на новые профессии. Может, стоит начать учиться «переучиваться»?!»

Если решили начать, ищите качественное обучение


Среди всего потока онлайн-курсов, тренингов и вебинаров бывает сложно найти что-то качественное, потому что многие решили сделать образовательный продукт на волне хайпа. Если у преподавателя мало опыта в проведении именно онлайн-занятий, вы в лучшем случае просто хорошо проведете время с приятным человеком. Если дистанционные курсы не удовлетворяют принципам педагогического дизайна, методологии и андрагогики, то вряд ли вы усвоите материал в полном объеме. И если в статье или учебнике много «воды», из такого материала сложно вычленить суть.

Тем не менее, в обучении все источники хороши: книги, статьи, онлайн-курсы, онлайн-мероприятия и общение с единомышленниками на форумах. Они не могут заменить друг друга, но отлично дополняют. Не стоит забывать и про обязательную отработку практических навыков.


О том, как искать качественные источники дистанционного обучения, у наших преподавателей нет однозначного мнения. Большинство советует прислушаться к отзывам коллег и знакомых, присмотреться к репутации на рынке и, конечно, опираться на личные ощущения: если первые полчаса не захватило, то, наверное, не стоит продолжать. Вам должен нравиться стиль изложения материала конкретным автором – то, как он может сформулировать и донести информацию, темп его речи, отсутствие «воды» в изложении. Особенно хорошо, когда преподаватель позитивно подаёт учебный материал и открыт для любых вопросов.

Интерактивность – тоже важная составляющая хорошего курса. Если у вас нет возможности проверить усвоенные знания на практике, получить обратную связь и признание от коллег и начальства, то просто слушать лекции в какой-то момент станет невыносимо. Поэтому в онлайн-обучении нужны «медальки» и новые уровни, как в компьютерной игре. Однако не стоит увлекаться излишне геймифицированными курсами: в погоне за медалями многие отклоняются от основной цели и работы. Поэтому выбирайте не игры с образовательными элементами, а обучение с элементами вовлечения.

Онлайн-образование не стоит на месте, и эта идея находит свое отражение в развитии адаптивного обучения, когда система подстраивается под слушателя. Когда началась пандемия, мы проходили такой курс по повышению эффективности удаленной работы (кстати, его можно пройти и сейчас, а принципы его построения применимы к удаленной учебе). В нем система учитывает не только уровень знаний до курса и запоминание материала в процессе учебы, но даже степень уверенности в ответах и то, насколько она соответствует действительно верным ответам. Адаптивного обучения, к сожалению, пока еще мало, но если платформа умеет делать такие подстройки под пользователя, авторы курса обязательно на это указывают. 

«Качественный материал – самый важный критерий!Если это видео, то качественное видео и хороший звук. Если статья или книга, то качественные иллюстрации и оформление. Для курса важны наглядная структура, продуманная методическая составляющая (практическое закрепление материалов курса, промежуточный и итоговый контроль и т.п.)». 

«Большим плюсом является нестандартное, запоминающееся преподнесение материала, отличающее этот курс, статью и т.д. от аналогичных».

Какие же конкретные курсы и образовательные платформы порекомендовали наши преподаватели?

Онлайн-курсы и комплексные программы:

  • Coursera – более 4000 курсов и специализаций, включая бесплатные программы и высшее образование в ведущих вузах мира по выгодной цене, а также возможность получить профессиональную сертификацию или диплом. Одна из особенностей ресурса – перекрестные проверки, когда слушатели могут получать обратную связь от сокурсников и сами выступать в роли экспертов.
  • Udemy – 100 000 онлайн-курсов от ИТ и бизнес-обучения до вокала и медитаций.
  • Udacity – множество комплексных программ по различным ИТ-направлениям, большинство из которых разработано в сотрудничестве с ведущими вендорами. Обучение критически важным навыкам на реальных проектах позволяет приобрести опыт, требующийся в компаниях.
  • «Сетевая академия ЛАНИТ« – онлайн-курсы по освоению программ пакета MS Office от начального уровня до экспертного. Для широкого круга специалистов различных профилей, которым необходимо быстро и эффективно работать с документами и сводными таблицами, готовить наглядные отчеты и убедительные презентации, создавать инфографику без специальных приложений.
  • Планета Excel – обширный онлайн-справочник по работе в MS Excel: уроки, курсы, тренинги, статьи, книги, обсуждения на форуме и многое другое. 
  • «Открытое образование« – бесплатные онлайн-курсы по базовым университетским дисциплинам, созданные ассоциацией ведущих вузов России. Прохождение любого курса может быть засчитано при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе при условии сдачи соответствующего экзамена.
  • Stepik – тоже российская платформа с онлайн-курсами от ведущих вузов и компаний страны. Курсы как платные, так и бесплатные: в основном это ИТ-направления и программы для школьников, но есть и неожиданные варианты, например, онлайн-курс тотального диктанта по орфографии и пунктуации русского языка.
  • Национальный открытый университет «ИНТУИТ» – бесплатный доступ к более 800 учебным курсам по информационным технологиям, математике, физике, экономике, менеджменту и другим областям знаний.
  • 4brain – на проекте собраны техники развития soft skills – ментальных навыков, необходимых каждому для достижения профессионального и личного успеха.
  • edX – более 2500 курсов от институтов всего мира, а также комплексные программы по освоению профессий, составленные экспертами ведущих компаний и университетов.
  • Lynda, или LinkedIn Learning. Порядка 4000 курсов по бизнесу, разработке, дизайну, фотографии и музыке. 

Обучающие приложения на мобильном телефоне: 

  • DuoLingo и LinguaLeo по английскому языку – уроки английского в игровой форме.
  • SoloLearn по ИТ – интерактивные уроки программирования.

Статьи:


Кстати, много полезного о подборе ресурсов и выстраивании стратегии самообучения в свое время написал Дмитрий Шарабин в статье “Хочешь похудеть учиться ИТ самостоятельно? Спроси меня как”. Кому нужно подробное руководство к действию – рекомендую прочесть.

Как же начать? Просто начните. Как продолжить? Вспомните о цели


Источник

Начинать любое новое дело всегда сложно, даже с понедельника. А уж тем более начинать учиться, когда для этого нет нормальных условий. На самоизоляции мешало абсолютно всё – работа, домочадцы, животные, нарушенный режим дня и куча приятных отвлекающих факторов (соцсети, фильмы и прочее). Если вы по-прежнему остаетесь дома, не пренебрегайте строгой организацией и планированием.

  1. Поставьте перед собой цель и задачу. Именно они будут спасать вас, когда первый запал пройдет. Будете спрашивать себя, стал ли я ближе к цели? С какого я района? Почему такой дерзкий?
  2. Выделите время на обучение каждый день и строго придерживайтесь графика.

    Это может быть час-полтора каждый день перед началом рабочего времени, или полчаса каждый день в середине рабочего времени, или три часа через день в конце рабочего времени, или как-то еще… Все индивидуально. Важно не нарушать временные рамки и регулярность. И не менее важно – это время только для обучения:  никаких чатов, писем и параллельных задач.
  3. Создайте обстановку, благоприятствующую обучению.

    «Справиться с помехами поможет, в первую очередь, договоренность с родными и близкими: «Я учусь (час-полтора-два), пожалуйста, не мешайте». Найти место для обучения, организовать его, чтобы было комфортно, удобно. В крайнем случае изолироваться от шума наушниками. Убрать из поля зрения все отвлекающее, выключить телевизор, закрыть лишние окна/программы/сайты на компьютере, выйти из соцсетей, убрать животных, убрать телефон, или отключить звук. Сделать себе чек-лист, где ставить отметки о прохождении обучения».
  4. Поощряйте себя за пройденный материал и сданный тест. Наградой может быть просмотр фильма вечером, звонок друзьям или что-то еще приятное, вроде «погладить кошку/собаку» и «съесть десерт».
  5. Не забывайте практиковаться в том, чему научились.

    «Очень важно, полученные знания обсуждать, например, с коллегами и друзьями и обязательно сразу же использовать на практике, чтобы закрепить и не забыть».

Если чувствуете, что прокрастинация одолевает, попробуйте вызвать у себя спортивный азарт – «Я стану одним из 3,5%, кто проходит онлайн-курсы до конца!» Полезно сравнить эффект обучения и эффект развлечений – что для жизни ценнее? Новый фильм или новый учебный курс? Чтобы побороть минутную слабость, садитесь за учебу и не прекращайте, пока не пройдете запланированный объем материала. 

Что если вы руководитель и решили организовать обучение своих сотрудников



Из-за карантина некоторые компании не успели осуществить свои планы по обучению сотрудников, кто-то от них временно отказался. К примеру, 15% давних клиентов «Сетевой Академии ЛАНИТ» отложили повышение квалификации сотрудников до возврата к очному формату и теперь пытаются наверстать упущенное. Кто-то перевел корпоративное обучение в онлайн либо изначально предпочитал именно такую форму. Часть организаций воспользовалась возможностью занять онлайн-курсами сотрудников, временно оставшихся без полной загрузки. Так, в нашем учебном центре спрос на дистанционное обучение вырос в 11 раз, при этом доля корпоративных заказчиков в этом всплеске активности составила около 20%.

У любого формата есть свои плюсы и минусы. Главное – не забыть обсудить с сотрудниками прошедшее обучение, услышать их оценку, узнать о планах по использованию результатов обучения на практике. Будет и обратная связь, и полезная информация на будущее, и +10 к лояльности. И конечно, повышать квалификацию онлайн намного лучше, чем не повышать ее вовсе.

«Кто-то этой возможностью воспользуется, будет потом благодарен работодателю и продолжит работу. Ну, а кто не воспользуется, того и заставлять бесполезно — не факт что он и работать-то хотел в этой сфере».

«В любом случае, у сотрудников есть либо то, в чем им не хватает знаний/умений, либо то, чему они хотели бы научиться дополнительно. А тут появляется возможность для профессионального и личного саморазвития. Даже если это навыки коммуникации, стрессоустойчивости, сохранения и улучшения здоровья, скорочтения, развития памяти и внимания. Ну, еще одна идея – организовать коммуникацию сотрудников, чтобы обсуждали, что они узнали, можно даже сделать своего рода соревнование — кто продвинулся дальше».

Что в итоге?

Всё уже поменялось. Да, мы постепенно выходим обратно в офисы и в большой мир, но не все, не сразу и не полностью. Мы не знаем, какие сюрпризы ждут нас осенью, а потому должны быть готовы как к возврату к прошлой жизни, так и к новой самоизоляции. Лично я для себя на карантине сделала открытие: оказалось, что заниматься йогой по скайпу вполне возможно, довольно удобно и весьма эффективно, хотя раньше я верила только в очные занятия, на которые больше года не могла добраться по разным причинам.

Попробуйте – быть может, и вам учиться онлайн покажется проще и удобнее, чем вечно ждать удачного момента для записи на очные курсы.

Приходите учиться к нам!

Больше курсов Сетевой Академии здесь.




Комментарии (8):

  1. andrey_aksamentov
    /#21948926

    Курсов конечно полно, но главное чтобы качество преподавателей было на уровне.
    Большинство учат тому, на чем сами не могут заработать.
    В мотивационных статьях забывают упомянуть про здоровье, избавление от лишней информации, как то телевизор, ролики, соцсети, и контактов с праздными людьми или что хуже людьми вампирами!

    • sheltata
      /#21949374

      Андрей, полностью согласна — поэтому важно, чтобы преподаватель был еще и практиком. Да и сама программа должна включать практические кейсы.
      А избавление от лишней информации и токсичных контактов — это особенно актуально в наше время :)

  2. KargaltsevMikhail
    /#21949150 / +1

    Очень много зависит от восприятия информации человеком. Обычно, материал в технической литературе гораздо качественнее и лучше структурирован, нежели в курсах, так как обычно такие лекции строятся на основе технической литературы или документации и часть важной информации может либо теряться, либо пропускаться автором курса, что затрудняет восприятие и создает ощущение несвязанности информации. Онлайн курсы обычно освещают тему поверхностно, предлагая практику в виде приложений «Hello world!». Для людей, которые желают получить некоторый навык (например в IT), возможно наилучший вариант: изучение литературы по теме + официальная документация + практика использования.

    • sheltata
      /#21949462 / +1

      Михаил, это и правда отличный способ стать экспертом. Но здесь, наверно, еще вопрос особенностей восприятия — кому-то проще и понятнее погрузиться в техническую литературу, а кому-то — узнать материал от преподавателя/наставника, иметь возможность задать ему вопросы. Многие курсы действительно направлены на ознакомление, а не глубокое изучение предмета — и это хороший способ «войти» в профессию для новичков. Конечно, только на практике человек действительно становится профи. Однако я встречала немало глубоких и практикоориентированных курсов, которые полезны уже опытным специалистам. Это вопрос проработки программы, ее соответствия уровню подготовки слушателей, профессионализма и харизмы самого тренера. Так же, как в школе/вузе: понимание и отношение к предмету почти всегда зависит от персоны преподавателя и того, как он объясняет материал.
      Резюмируя, я бы не отметала ни один из способов получения новых знаний, потому что каждый хорош по-своему. Что-то можно узнать только из документации и технической литературы, что-то — только от наставника, что-то — методом собственных проб и ошибок.

  3. Andrew0610
    /#21949464 / +1

    Оп рекламка академии растворенная в куче воды из разряда — учитесь на курсере там много курсов. Учите то что вам нужно учить.
    Если хотите скушать бутер — скушайте.


    З.ы. если вы реально заинтересованны написать хорошую статью про обучение, напишите личный опыт, лайфхаки, свои секретики которые не жалко. Я вот например если мне лень учить подбрасываю монетку. Да какие то дни она позволяет мне халявить, но на дистанции 50 процентов раз я буду учиться. Без монетки я бы каждый раз забивал.

    • sheltata
      /#21949596

      Андрей, у Вас интересный (и действенный!) способ самомотивации :) разрешить себе иногда халявить — это тоже своего рода «плюшка» для мозга, лекарство против выгорания.
      Спасибо за рекомендации. Это же обзорная статья, и в ней невозможно глубоко осветить каждый вопрос, но мы постарались поделиться личным опытом — для кого-то это очевидные вещи, а кому-то могут оказаться полезными. Практика показывает, что внезапный переход на удаленную работу (и учебу) далеко не для всех прошел естественно и легко, проблемы были с самоорганизацией, с домашними, да много с чем. В таких условиях сложно собраться и делать хоть что-то — поэтому важно начать хотя бы с малого.
      Попробуем к следующему материалу выведать у коллег секретные лайфхаки :)

  4. /#21950562

    Хм, интересно, в списке «против обучения» не встретил самого важного и краеугольного пункта: не хватает сил (энергии/ресурса мозга). Может вы это подразумевали под ленью, но мне кажется природа у них разная.
    Самый ценный ресурс, как известно, не время, а энергия. Когда ты работаешь целый день головой на работе, то к вечеру голова устает. Это как с мышцами. Ты не можешь весь день разгружать вагоны, а вечером пойти и 2 часа тягать железо в качалке. В некоторых случаях конечно можешь, если есть какая-то супермотивация, и в течении не продолжительного периода времени. И скорее всего наступит перетренированность, и тело начнет об этом в разных формах намекать.
    Я замечаю что с головой то же самое. Я могу продуктивно работать над нетривиальными для меня задачами где-то 5 часов в день. После, мозг уже плохо функционирует, концентрация падает, мотивация тоже, усвояемость и запоминаемость материала сильно снимается, настроение начинает ухудшаться, начинаешь залипать.
    Т.е. я бы скорее задавал другой, более сложный вопрос: как развить выносливость мозга и возможно ли это вообще сделать.
    Потому что причины типа Нет времени немного несерьезные — пожертвуй чем-то другим и будет время.

    • sheltata
      /#21950594

      Очень верно подмечено. А ведь эта проблема действительно заслуживает отдельного рассмотрения. Многие сейчас настолько перегружены работой, что ресурса на обучение не остается. Кстати говоря, за причинами типа «нет времени» или «лень» нередко стоит именно эта глобальная причина — «нет ресурса». Просто в обществе не принято это признавать.
      И еще вопрос — нужно ли для решения этой проблемы развивать выносливость мозга или, скажем, сделать упор на эффективном тайм-менеджменте, чтобы этот самый ресурс не расходовался до полного истощения.
      В общем, спасибо большое за комментарий, есть над чем подумать и о чем собрать материал в следующий раз.