Снятся ли логистике электропочтальоны +1


Логистика, как бы сказать это помягче, не стоит на месте. В силу масштаба мы считаемся неповоротливой отраслью, но именно поэтому мы довольно внимательно наблюдаем за трендами и стараемся импортировать их в наши процессы, поскольку ожидаем от них такого же масштабного эффекта. Какие-то идеи мы прямо сейчас встроить не можем, например, массовое использование электромобилей или применение беспилотников в магистральных грузоперевозках. Но есть несколько прочих историй, которые кажутся нам весьма интересными и полезными, и которыми мы хотим с вами поделиться.

1. Цифровизация


С ростом рынка интернет-торговли растут и требования потребителей к скорости, качеству и прозрачности доставки. Это стимулирует компании вкладываться в создание и развитие новых технологий. Без анализа больших данных, оцифровки и автоматизации основных процессов сегодня далеко не уедешь.

Наши бизнес-процессы опираются на одну из самых мощных в стране «аналоговых» инфраструктур, и поэтому предельно общее слово «цифровизация» в нашем случае интересно тем, что применимо примерно везде. Цифра внедряется в логистику и помогает как оптимизации и прозрачности на основе собираемых данных (да, Почта России очень плотно работает с данными, о чем мы вам расскажем отдельно), так и созданию новых, изначально цифровых процессов.

Прогнозирование транспорта


Оцифровка процессов доставки — один из ключевых трендов. Например, в кризис COVID-19 мы наблюдали бурный рост курьерской доставки — в пиковый период рост числа доставок год к году достигал 60%. Поэтому правильно спрогнозировать объем отправлений, найти машину нужной вместимости еще до того, как вы написали письмо или упаковали посылку, построить оптимальный маршрут — это очень важные цифровые задачи.

Для планирования общей нагрузки мы используем систему моделирования транспортной логистики, которая рассчитывает ожидаемый объем на основе предыдущей статистики, сезонных прогнозов и других вводных из примерно 60 различных справочников.

А для оптимизации перевозок мы развиваем Transport Management System, перед которой стоит задача не просто найти транспорт, а отыскать самый экономный вариант из возможных. Мы рассказывали о том, как разные цифровые системы участвуют в работе Почты в статье «Покинуло сортировочный центр»: как устроена логистика Почты России.

Имитационное моделирование


Оно же цифровой двойник. Суть двойника в том, что еще на этапе проектирования технологии или оборудования создается подвижная цифровая модель, с помощью которой можно предвидеть возможные ошибки и узкие места еще до реального запуска.

Это совсем новая технология для России, но мы уже применяем ее в Почте при проектировании логистических центров. Цифровой двойник показывает, как будут двигаться объекты внутри сортировочного центра — по конвейерам едут виртуальные коробки и мы видим, как изменение количества посылок и время, за которое они поступают, влияет на производительность. Благодаря этому мы оптимизируем технологии и оборудование прямо в процессе разработки.

Новые цифровые сервисы для клиентов


Благодаря развитию цифровых сервисов будет расти качество обслуживания потребителей и корпоративных клиентов, появятся возможности для персонализации, отслеживания заказов и оплаты услуг.

Уже сейчас через мобильное приложение Почты можно получать электронные уведомления или записываться в отделение на конкретное время, чтобы не стоять в очереди или заказывать доставку посылок курьером. А для интернет–магазинов и крупных отправителей доступен личный кабинет, где можно готовить посылки к отправке и обмениваться электронными заказными письмами с гос.органами.

Сегодня онлайн-сервисами Почты России пользуется 25 млн человек и 37 000 компаний. Мобильное приложение, портал pochta.ru и otpravka.pochta.ru уже стали новыми точками входа в Почту. Во время пандемии мы констатировали, как выросла их популярность.

2. Отказ от владения собственными активами


Крупным логистическим компаниям бывает сложно справиться c экспресс-доставкой и с пиковыми нагрузками в высокий сезон — когда нужно быстро найти временный персонал или расширить автопарк. Сотрудничество с площадками со своими машинами и сотрудниками позволит нарастить мощности по доставке, ускорить поиск исполнителей для доставок типа точка-точка и при этом снизить нагрузку на собственную инфраструктуру.

Для быстрой доставки все чаще привлекают сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами — людьми, заинтересованными в дополнительном заработке. Во время пандемии платформы краудсорсинговой доставки пользовались огромным спросом. Чтобы повысить эффективность последней мили, Почта России планирует интегрироваться с такими сервисами и использовать их исполнителей для своих заказов.

С помощью uber-like агрегатора «Союзгруз», участника акселератора Почты России, мы планируем расширить набор услуг по доставке, и при этом снизить расходы на транспорт. Мы будем привлекать дополнительные машины через спот-торги: для этого будет достаточно разместить заявку на разовую услугу на платформе, и выбрать подходящего исполнителя с лучшей ценой. Вместо того чтобы ограничиваться только теми перевозчиками, с которыми у нас есть долгосрочный контракт, мы сможем нанимать разовых исполнителей с оплатой по факту.

Компании ищут способы снизить расходы на владение автопарком и всей сопутствующей инфраструктурой с помощью использования uber-like платформ, но пока никто не предложил эффективную модель управления сроками и качеством доставки в B2B. То, что давно нашло применение в B2C, пока только ищет эффективную модель развития в бизнес-среде.

Поэтому крупные игроки работают и над тем, чтобы снизить расходы на обслуживание собственного транспорта: оптимизировать затраты на топливо, на содержание и обслуживание машин, а также повысить безопасность водителя и груза.

3. Интеллектуальные транспортные системы


Тут на помощь приходят технологии управления автопарком на основе IoT. Это весьма важная история в масштабах автопарка Почты России. Основной продукт IoT для автопарков — устройства телематики и электронной регистрации — GPS, Wi-Fi, камеры и сенсоры для повышения безопасности водителя, улучшения коммуникации, контроля топлива и оптимизации маршрута. Умные датчики позволяют в режиме реального времени получать и контролировать всю информацию о транспортном средстве, грузе и водителе.

Этот тренд уже доказал свою востребованность в мире. Одно из доказательств тому — стартап KeepTruckin, который в 2019 году достиг статуса единорога с оценкой в $1,4 млрд. KeepTruckin использует сенсоры и камеры, которые помогают водителям управлять машинами безопаснее и эффективнее. Один из клиентов компании, дистрибьютор нефтепродуктов Woodford Oil, смог сократить число случаев жесткого торможения в два раза, а резкого ускорения — почти на 70% после всего четырех месяцев просмотра записей с бортовых камер KeepTruckin.

Мы в Почте следим за машинами в online-режиме с помощью датчиков GPS Глонасс, что дает возможность фиксировать все важные события: видеть фактический маршрут, знать, были ли закрыты двери, в каких пунктах и когда останавливалась машина, как менялся уровень топлива в баке. Анализ этой информации помогает сокращать затраты на собственный парк, исключить перерасход или слив топлива и минимизировать перепробеги.

Кроме отслеживания состояния автомобиля, можно научиться дистанционно оценивать самочувствие водителя: не засыпает ли он, насколько утомлен и т. д. Это сделает перевозки еще более предсказуемыми и безопасными.

4. Роботизация складов и логистических центров


Очевидно, что автоматизация складских процессов повышает эффективность сортировки, складского хранения, помогает исключить ошибки в простых, повторяющихся процессах. Стоит заметить, что подход к роботизации изменился — раньше считалось, что роботы заменят человека, а сейчас их воспринимают как помощников, не конкурирующих с людьми за рабочие места.

Автоматизация сортировки


Роботы-сортировщики, инвентаризаторы и транспортировщики уже давно работают на складах у Алибабы и Амазон и в других крупных компаниях. Автоматизация повышает скорость обработки отправлений, снижает количество ошибок сортировки и утерь.

Очевидно, что роботы — это не только маленькие роверы на колесиках типа R2D2 и не гуманоидные C3PO. Промышленным роботом является умный конвейер, и именно такой используется в логистических центрах Почты России для сортировки писем и посылок по направлениям. Мы применяем систему оптического распознавания текста OCR (Optical character recognition) — это высокоинтеллектуальное ПО, которое считывает и расшифровывает адрес и индекс, сверяет, совпадают ли они с базой адресов и передает на конвейер данные о том, в какой контейнер попадет отправление. Посылка едет по ленте и в нужный момент лента сбрасывает его в нужный контейнер.

Но полностью роботизировать сортировку пока не удается. Крупногабаритные отправления или корреспонденция с ошибками в адресах все еще обрабатываются с участием человека. Человек нужен в ситуациях, когда партнер-отправитель плохо пропечатал адрес и нужно разбирать его вручную, для чего используется высокоинтеллектуальная система, ядром которой является экипаж в несколько человек. Еще люди нужны, чтобы ориентировать бегущие по ленте посылки «лицом» к распознавателю — посылки слишком разнятся по габаритам, весу, плотности, упаковке, чтобы робот делал это достаточно надежно.

Роботы в фулфилмент-центрах


Фулфилмент — это комплекс услуг по хранению, сбору, подготовке и отправке заказов для интернет-магазинов. Фулфилмент-склады работают с широким ассортиментом товаров, из которого нужно собирать небольшие розничные заказы, поэтому здесь требуется обрабатывать огромное количество артикулов. Сейчас наш склад во Внуково отгружает 12 000 заказов ежедневно.

При ручном труде производительность склада зависит от количества людей и их квалификации. Но простая математика здесь не всегда применима: мы можем поставить в пять раз больше людей, а производительность при этом увеличится только в два раза. Да и количество ошибок, которое делают люди, обрабатывая посылки руками и собирая заказы вручную, в разы выше, чем при автоматизированной обработке. Поэтому такие крупные игроки как Walmart и Nordstrom активно внедряют роботизацию процессов фулфилмента.

Почта России тоже строит свой первый роботизированный склад в Новосибирске, где будут работать автоматизированные сортировочные линии, OCR распознавание, роботы, которые умеют снимать паллеты с товарами со стеллажей. В этом логистическом центре основная часть перемещений товаров и отправлений будет происходить под управлением трех интегрированных между собой систем: конвейерной, автоматизированной складской и системы управления складом WMS. Такой набор технологий должен повысить производительность и снизить количество ошибок.

5. Клиентоориентированность/простой возврат


Последний тренд связан больше с клиентским сервисом, нежели с технологиями. Логистика становится все более клиентоцентричной и ориентированной на электронную коммерцию. Развивается ассортимент дополнительных услуг. Кроме перевозки из точки, А в точку Б, операторы предлагают работу с возвратами, развивают новые форматы последней мили — почтоматы, пункты выдачи с возможностью примерки.

В 2019 мы увидели серъёзный рост сети почтоматов. Они стали так популярны благодаря удобству — график работы вплоть до круглосуточного, расположение в проходных местах, нет необходимости выбирать время для встречи курьера. Сейчас общая доля доставок в почтоматы составляет около 4% и, по нашим оценкам, она удвоится в ближайшие 1,5–2 года.

Специфика онлайн продаж — невозможность увидеть и оценить товар вживую, импульсивность покупок, становятся основными причинами возврата. Если упростить этот процесс для клиента, то интернет-магазины смогут увеличить количество лояльных покупателей и приобрести новых, повысить средний чек, конверсию и частоту покупки. Это даст дополнительный импульс к развитию рынка электронной торговли в России, который в среднем растет на 20% в год.

Стартапы по оптимизации возвратов (Optoro, Returnly) уже сотрудничают с крупными ритейлерами. Optoro в партнерстве с IKEA, Staples и Best buy предоставляет аналитическую платформу для управления возвратами и складскими процессами. Returnly помогает улучшать пользовательский опыт возврата, а также позволяет ритейлерам заново продавать возвращенные товары с собственных складов.

Почта России отреагировала на этот тренд и запустила услугу «Посылка. Легкий возврат», которая позволяет интернет-магазинам принимать отправления от клиентов по упрощенной схеме: покупатель может прийти в ближайшее почтовое отделение и бесплатно вернуть товар по трек-номеру. Время возврата сокращается до одной минуты, так как покупателю не нужно заполнять бланки и показывать чеки или документы, удостоверяющие личность. За 2020 год этой услугой уже воспользовалось более 12 000 жителей Москвы и Подмосковья.

*****


Чтобы систематизировать и поставить на поток внедрение инноваций в свои сервисы, мы создали корпоративный акселератор Почты России в Сколково, где стартапы запускают пилотные проекты и получают возможность масштабирования. Узнать условия участия и подать заявку можно на сайте проекта pochtatech.sk.ru.




К сожалению, не доступен сервер mySQL