ZOOM: история создания сервиса, проблемы с безопасностью и секрет популярности +3


Казалось бы, до марта 2020 года мало кто вообще в России слышал о сервисе видеоконференций с названием ZOOM. Зато теперь о нем говорит каждый второй, даже несмотря на слухи о проблемах с безопасностью личных данных. Ни у кого нет внятного объяснения того, почему этот сервис стал столь популярным в мгновение ока. С другой стороны, ответ очевиден: эпидемия коронавируса заставила бесчисленное количество людей работать из дома, а удаленным сотрудникам нужен инструмент для проведения видеооконференций. Однако еще задолго до того, как удаленная работа стала мейнстримом, люди тоже пользовались ZOOM’ом и предпочитали его большинству приложениям для видеосвязи. Так что вопрос «почему люди выбирают ZOOM?» по-прежнему актуален. Давайте разбираться, почему так?

Первое появление ZOOM и проблемы с безопасностью

К настоящему времени история ZOOM больше мифологична и вызывает много вопросов, а потому начнем с самого начала. В 2011 году Эрик Юань, ведущий инженер подразделения WebEx в компании Cisco, уволился с работы и решил создать собственный бизнес. Он набрал команду, собрал первые инвестиции, а два года спустя появился проект ZOOM. Проект собирает еще больше денег от инвесторов и Эрик начинает сразу же использовать сервис для проведения деловых встреч с новыми инвесторами, осуществляя демонстрацию возможностей программы на практике. Что ж… это сыграло ему на руку: к 2015 году проект привлек 30 миллионов долларов, а к 2017 году его стоимость оценивалась в 1 миллиард.

Все ли было так гладко? Нет. Давайте перенесемся на несколько лет вперед. Первая проблема сервиса вскрылась в 2018 году, когда была обнаружена уязвимость, позволявшая неавторизованным пользователям внедряться в конференции и подделывать сообщения участников собрания, а также удалять пользователей из беседы. Весной 2019 года специалисты по безопасности обнаружили в приложении ZOOM для MacOS еще одну «дыру», которая позволяла вредоносным сайтам насильно добавлять пользователей в конференцию и активировать их веб-камеру. Эта проблема затронула даже тех пользователей, который удалили ZOOM со своего «Макинтоша», что вынудило Apple выпустить патч безопасности. ZOOM в свою очередь изменил способ предоставления разрешений для подключения к конференциям.

Впрочем, эта ситуация не повлияла на позиции ZOOM, сделав его к концу 2019 года одним из самых популярных бизнес-инструментов, а также самым быстрорастущим. В начале марта 2020 года прирост новых клиентов составил 61%, а выручка компании выросла на 88% по сравнению с 2019 годом. К концу марта 2020 года ZOOM даже обогнал TikTok по количеству скачиваний в AppStore. А затем случился громкий скандал с утечкой пользовательских данных. Тот неловкий момент, когда популярность совсем не играет на руку: 4 апреля 2020 года СМИ сообщили, что тысячи личных видео из ZOOM были выложены в Сеть для открытого просмотра и обвинили компанию в безалаберном отношении к конфеденциальности своих пользователей. Спору нет, ведь в эпоху самоизоляции многие люди перенесли в формат видеозвонков даже личные взаимодействия.

Крупнейшая утечка данных: причины и последствия 

Как оказалось, среди обнародованных видеороликов обнаружили сеансы психотерапии, телемедицинские звонки с контактными данными пациентов, бизнес-встречи, в которых фигурировала финансовая отчетность компаний. Понятное дело, что вместе с этими материалами были раскрыты лица людей и их голоса. Согласитесь, история не из приятных. Видео ZOOM не записываются по умолчанию, но организаторы вызовов могут выбрать их запись и сохранить на серверах Zoom или своих компьютерах без согласия участников, хотя участники получают уведомление, когда хост начинает запись. В этом многие пользователи ZOOM видят главную проблему сервиса, хотя то же самое можно сделать в любом приложении, используя видеозахват экрана.

Обнаружение того, что видео доступны в открытой сети, добавляет ряд проблем, которые привлекли общественное внимание, поскольку услуга стала предпочтительной альтернативой для американской работы, школы и социальной жизни. Комментируя данную ситуацию представители ZOOM сказали, что сервис «предоставляет хостам безопасный и надежный способ хранения записей, а также инструкции о том, как пользователи могут повысить безопасность своих вызовов. Если организаторы собраний решат выложить запись в общий доступ мы настоятельно призываем их быть бдительными и предельно осторожными, а также проявлять прозрачность по отношению к участникам беседы, уведомляя их о публикации видео в общий доступ». Ну…, то бишь, просто сказали, что «мы, мол ни при чем, вы сами во всем виноваты». 

Однако позже Эрик Юань принес извинения за то, что ZOOM не соответствует «ожиданиям пользователей в отношении конфиденциальности и безопасности», и заявил, что компания перенаправит своих инженеров на устранение недостатков безопасности. Также Эрик опубликовал в своем блоге запись о том, что сервис ZOOM используется гораздо шире, чем он предполагал, когда основал компанию в 2011 году. «Мы не разрабатывали продукт с предвидением, что в течение нескольких недель каждый человек в мире вдруг начнет работать, учиться и общаться дома», – написал Эрик в качестве оправдания. По его словам, новые пользователи видеосервиса начали использовать ZOOM «неожиданными способами, которые поставили перед компанией проблемы, с которыми никто не ожидал столкнуться при создании платформы». Честно говоря, очень странно, что разработчики приложения действительно не подумали заранее о том, что люди начнут сливать видеозаписи и просто записи разговоров в Интернет.

Специалисты по безопасности бьют тревогу

Многие пользователи ZOOM после этого случая высказали, что сервис видеоконференций может лучше предупредить людей о необходимости защитить свои видео. А эксперты по безопасности предложили ZOOM внедрить новый алгоритм присвоения имен к видеозаписям, чтобы их было труднее найти в поисковых системах (дело в том, что некоторые поисковые системы осуществляют поиск по открытым облачным хранилищам). Дело в том, что при разработке своего сервиса инженеры ZOOM обошли некоторые общие функции безопасности других программ видеочата, такие как требование, чтобы при сохранении видеозаписи использовались уникальные имена файлов. 

По мере того, как миллионы людей выбирают ZOOM, эксперты по безопасности отмечают, что проблемы с программным обеспечением и конфиденциальностью, которые их волнуют, могут подвергнуть опасности и компьютеры людей. В частности, специалисты высказали предположение, что бреши системе безопасности ZOOM могут позволить незнакомцам украсть информацию о входе в систему, просмотреть сообщения и взять под контроль камеры и микрофоны пользователей.

Особенно встревоженными оказались представители сексуальных меньшинств. Рут Шварц, директор компании Conscious Girlfriend (группа поддержки отношений для однополых отношений между женщинами) ужаснулась, когда узнала, что видеозаписи ее групповых сессий можно просматривать через Интернет. По ее мнению, женщины с нетрадиционной ориентацией и без того постоянно подвергаются нападкам, но из-за небезопасного ZOOM это может усугубить их положение в обществе. «Это действительно важный звонок для всех, ведь социальная связь является одним из главных факторов, определяющих психическое и физическое здоровье. Для всех нас, кто выполняет такую ??деликатную работу, необходимы максимальные меры предосторожности для защиты наших сообществ. Очень жаль, что ZOOM позволяет себе пренебрегать этим».

Почему люди выбирают ZOOM, а не Skype?

Несмотря на явные проблемы с безопасностью, люди все равно продолжают делать выбор в пользу ZOOM, а не сторонних сервисов конкурентов. Почему так происходит? Пользователи сервиса рассказывают, что основная причина, по которой они любят ZOOM, кроется в том, что максимальная задержка во время разговора не превышает 150 мс. Руководство самого ZOOM отмечает, что людям нравится их приложение «просто потому, что это работает: никому не приходится лишний раз убеждаться, что все пользователи, подключившиеся к собранию, могут хорошо слышать каждого оратора». Кроме того, приложение эффективно функционирует на мобильном телефоне и позволяет удобно производить демонстрацию экрана для всех участников беседы. 

Вы скажете, что даже «майкрософтовский» Skype умеет делать тоже самое безо всяких танцев с бубном, и будете совершенно правы. А значит, одной лишь функциональности недостаточно для того, чтобы быть лидером рынка. Именно поэтому мы начали разговор с низкой задержки, которая не позволяет допускать рассинхрона между видео и звуком. ZOOM постоянно сравнивается скептиками с такими сервисами, как Skype и Hangouts (последний не популярен в России), которые предлагают аналогичные наборы инструментов для совершения видеосессий и общения, но в подавляющем большинстве люди все равно выбирают ZOOM.

Каким-то образом в нашем огромном мире ZOOM стал эдаким «золотым стандартом». Рич Костелло, аналитик компании IDC, отмечает: «У создателей ZOOM есть отличный продукт и отличные маркетологи, которые отлично справляются с продвижением продукта на рынке. Сейчас многие из конкурентов ZOOM пытаются понять, что же конкретно сделал рекламный отдел компании, чтобы добиться столь широкого успеха программы».

Поскольку ZOOM продолжает дистанцироваться от толпы видеочатов, преображение мира в формате перехода на удаленную работу, приносит только пользу создателям видеосервиса. Бесспорно – коронавирус увеличил число людей, которые перешли на работу из дома: примерно 4,7 миллионов жителей США и почти 6 миллионов жителей России перевели на удаленку с февраля 2020 года. Для этих людей ZOOM – это больше, чем просто возможность проводить видеоконференции. ZOOM – это теперь и есть офис. Более 10 миллионов человек присоединяются к встрече Zoom каждый день. А еще в феврале 2020 года компания достигла более 200 миллионов ежедневных пользователей по сравнению с 10 миллионами в декабре 2019 года. 

ZOOM, коронавирус и планы на будущее

С распространением коронавируса, амбиции руководителей ZOOM раскачались еще больше. У них родилась мысль, что можно сделать нечто большее, чем просто сервис видеоконференций, ведь ZOOM может изменить способ развития бизнеса в будущем. И эпидемия стала отличным полем для тест-драйва. 

Сейчас разработчики ZOOM запускают новые коммуникационные инструменты для замены стационарных офисных телефонов и мессенджеров, новые функции искусственного интеллекта, разработанные для повышения эффективности совещаний, а еще разрабатывают способы использования передовых технологий, позволяющих сотрудникам чувствовать себя ближе друг к другу. В данном случае речь идет об обкатке VR-возможностей, которые вполне могут появиться в ZOOM’е. Иначе говоря, пока другие компании хотят переосмыслить офис, как непосредственно рабочее место, специалисты из ZOOM хотят переосмыслить офис как место вообще.

«Мы хотим быть коммуникационной компанией номер один», – рассказывают они. Под этим подразумевается превращение сервиса видеоконференций в мощную платформу для текстовых чатов, интеграцию с календарными приложениями, телефонными контактами, трекерами продаж, образовательными платформами и многое другое. Кажется, на выходе мы получим продвинутую версию китайского WeChat для европейцев. Глобальный план ZOOM начинается с видео, а заканчивается всеобъемлющим инструментом коммуникации для всей рабочей силы. «Но…, конечно же, нет никакой гарантии, что успех ZOOM в видеосреде переместится в другое место», – отмечает Рич Костелло из IDC.

С точки зрения продукта задача ZOOM будет заключаться в том, чтобы предлагать гораздо больше опций и возможностей, не теряя при этом простоты работы, которую любят пользователи. Успешные приложения, как правило, всегда пытаются добавить больше функций, что делает их менее полезными и разочаровывает людей, заставляя искать более удобное и простое решение. Эрик Юань знает это не понаслышке после своей истории с WebEx, поэтому ZOOM будет предлагать лишь возможность активации новых опций, не заставляя пользователей пробовать новые возможности принудительно. «Если вы подключите какую-то опцию осознанно, то будете понимать, как ее использовать, рассказывает Юань, Однако самый важный способ сделать пользователей счастливыми убедиться, что видео продолжает работать».

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

А вы используете ZOOM для общения по видеосвязи?

  • 59,7%Да46
  • 15,6%Я не общаюсь по видеосвязи12
  • 24,7%Я использую другие сервисы для видеосвязи19




К сожалению, не доступен сервер mySQL